Зарубежный съезд-1926

Первая мировая и гражданская война разделила Россию на советскую и зарубежную. В историографии период между двумя мировыми войнами получил наименование INTERBELLUM или, по-русски, МЕЖВОЙНА. Осмыслению русской национальной зарубежной мыслью процессов и событий, приведших к грандиозным военным столкновениям в истории человечества, их урокам и последствиям посвящен новый проект «Имперского архива» INTERBELLUM/МЕЖВОЙНА. Для свободной мысли нет железного занавеса, и дух дышит, где хочет.
АНДРЕЙ ХВАЛИН
+
РОССИЙСКИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ СЪЕЗД В ПАРИЖЕ
4-11 апреля 1926 года
Российский Зарубежный съезд в Париже, состоявшийся весной 1926 года, является наследником и продолжателем дела Приамурского Земского собора 1922 года во Владивостоке, восстановившего монархический строй в России. Итоги и достижения этих двух Земских собраний, прошедших один на родине, а другой – за рубежом, имеют значение и для современных общественных инициатив ныне объединённого в одно целое русского мира. Живые и деятельные идеи Владивостокского собора и Парижского съезда ныне внедряются в жизнь на государственном и церковном уровне.  

+

ОБРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖНОГО СЪЕЗДА КО ВСЕМУ МИРУ

«И не будет мира в мире, пока не займёт в нём своего, по праву ей принадлежащего, места воскресшая и возрождённая национальная Россия».

Российский Зарубежный Съезд, созванный во имя свободного национально-политического объединения всех пребывающих заграницей русских людей и собравший русских патриотов со всех концов и из всех центров русского рассеяния, обращается к народам всего мира с настоятельным предостережением и горячим призывом.

Над Россией властвует ныне международная коммунистическая организация —III Интернационал. Она говорит и действует именем России, притязает на её наследие и на её права для того, чтобы тратить силы и средства, накопленные веками русской государственности, на дело мировой революции, т.е. на разрушение политического и социального уклада во всех странах, у всех народов мира. Организация III Интернационала, властвующая над Россией, не только не должна быть отождествляема с Россией и рассматриваемая как русское правительство, но она есть, наоборот, злейший враг нашей родины. Всякие соглашения, а тем более союзы с этой силой есть величайшая ошибка. Русский народ, ныне порабощённый коммунистическим насилием, собравшись с силами, стряхнёт с себя ненавистное иго, и тогда все, кто строил свои расчёты на заявлениях советской власти, окажутся строившими своё здание на песке. Сколько бы других народов ни признало коммунистическую партию, властвующую над Россией, её законным правительством, русский народ её таковым не признает, и не прекратит своей борьбы против неё.

Но и теперь, пока эта ненавистная русскому народу власть коммунистов ещё держится, — напрасны все расчёты тех, кто с нею входит в соглашения. Коммунисты берут левой рукой обратно то, что дают правой, и никакие прочные экономические отношения с принципиальными врагами собственности немыслимы.

Российский Зарубежный Съезд полагает, что одна из основных причин всей мировой экономической разрухи заключается в том, что Россия, седьмая часть площади всего земного шара, управляется на основании противных здравому смыслу и зловредных принципов коммунизма. Такое положение вещей есть главное препятствие для настоящего экономического, социального и политического оздоровления потрясенного войной мира.

+

Российский Зарубежный Съезд должен возвысить свой голос и против не прекращающегося угнетения духовной свободы советской властью, и в особенности заклеймить те преследования, которым до сих пор подвергаются религия и церковь.

Пусть народы всего мира, наконец, поймут, что господствующая над Россией власть III Интернационала есть воинствующая носительница политического, социального и морального разрушения. Её разрушительная работа не останавливается ни перед религией, ни перед семьёй, внося разложение в самые глубинные основы народной и индивидуальной жизни. Именно поэтому властвующий над Россией коммунизм пагубен не только для одной нашей родины.

Проникая в различные страны под маской торговых и политических представительств, выговаривая для них дипломатическую неприкосновенность, большевики создают себе опорные пункты для своей разрушительной работы и плетут густую сеть шпионажа и пропаганды, угрожающую внутреннему миру и внешней безопасности всех цивилизованных государств, расточая на это остатки награбленных ими русских государственных и частных средств и злоупотребляя для этой цели получаемым кредитом.

Это слово предостережения Зарубежный Съезд русских патриотов считает своим долгом обратить ко всем народам мира.

Съезд собрался в дни, когда в России крепнет борьба воскресающего к жизни русского народа с растлевающей диктатурой коммунистической партии. Быть может, судьбой уже намечены не далёкие сроки, когда падёт ярмо III Интернационала. Перед этими зреющими возможностями Съезд считает своим долгом выявить подлинное лицо Зарубежной России, твёрдо веруя в её глубинную связь с Россией Внутренней, в подлинное единство всех русских патриотов.

Зарубежный Съезд произнёс то имя, которое объединяет русских патриотов в борьбе: имя Великого Князя НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА. Великий Князь не является претендентом на престол; Он — национальный Вождь в борьбе с поработителями Родины.

Мы, русские изгнанники, видящие цель своей жизни в освобождении Родины от ига её врагов, числим в своих рядах представителей различных политических мировоззрений и не считаем ни возможным, ни желательным предрешение заграницей основных вопросов будущего государственного строя России. Мы в этом разделяем всецело ту точку зрения, которая была высказана и Великим Князем.

Так как враги наши неустанно распространяют о нас басню, будто русские зарубежники ведут борьбу с большевиками ради возвращения отнятых у многих из нас земель и имуществ, Зарубежный Съезд, чтобы положить предел кривотолкам, заявил, что земля, которою пользуются крестьяне, не должна быть у них отнята и что взыскивать с крестьян то, что погибло или расхищено во время революции невозможно.

Российский Зарубежный Съезд торжественно заявил также, что возрождённая Россия будет стремиться к установлению дружеских отношений со всеми своими соседями, признав тем самым независимость и самостоятельное существование всех возникших на территории бывшей Империи Российской новых государственных образований и входя с ними в соглашения, обеспечивающие взаимные политические и экономические интересы. Равным образом, Зарубежный Съезд выразил уверенность, что будущее законное правительство России обеспечит всем народностям, населяющим её территорию, свободное правовое развитие их бытовых, культурных и религиозных особенностей.

Зарубежный Съезд не сомневался также в том, что законные обязательства русских законных правительств будут признаваемы и соблюдаемы новой русской национальной властью.

Русские люди, собравшиеся на Российский Зарубежный Съезд и имеющие возможность громко возвысить свой голос в защиту России, тогда как русский народ под вражьим игом вынужден хранить молчание, обращаются с горячим призывом к другим народам — помочь России в постигшей её беде и оказать поддержку её борьбе с кровавым игом III-го Интернационала.

Такая помощь явится в то же время обеспечением против грозной опасности мирового коммунизма, опасности, которую начинают осознавать наиболее прозорливые государственные деятели. Формы этой помощи могут быть многообразны, как многообразна самая борьба России с её врагом — Интернационалом. За всякую форму помощи скажет глубокое и сердечное спасибо освободившийся от ига III-го Интернационала великий русский народ.

И не будет мира в мире, пока не займёт в нём своего, по праву ей принадлежащего, места воскресшая и возрождённая национальная Россия.

От имени Съезда его ПРЕЗИДИУМ.

«Возрождение» (Париж). № 344, 12 мая 1926 г.

Зарубежный съезд-1926
Первое заседание Зарубежного Съезда в Париже 4-го апреля 1926 г. В центре за столом президиума П.Б. Струве (стоя) произносит вступительную речь.

+

ИТОГИ ЗАРУБЕЖНОГО СЪЕЗДА

«Несите на себе бремя несбыточных надежд и не перекладывайте его на нашего Вождя».

Съезд кончился. Несмотря на огромные трудности, несмотря на значительные субъективные отталкивания и пристрастия — выполнено большое патриотическое дело. Были моменты, когда атмосфера сгущалась, когда отношения натягивались, когда нервы начинали сдавать – но каждый раз здоровое начало сплочённости перед общим врагом побеждало. Какая-то стихия несла съезд, и это сознание бодрило одних, сдерживало других. Все сознавали, что участвуют не в чём-то кабинетно «продуманном» или демагогически подделанном и вспенённом, а являются выразителями ясно обозначившегося, значительного, дышащего патриотическим пафосом общественного движения, которому безнаказанно нельзя изменить.

Но не только сознание стихийности этого движения и опасение выбиться из него несло и вместе держало Съезд. На Съезде практически осязательно сказалось ни с чем не сравнимое строительное значение идеи и факта объединения вокруг Великого Князя Николая Николаевича. Люди спорили о путях и способах, спорили горячо и страстно, но неизменно пребывали в одной общей меже, неизменно оставались одной патриотической семьёй, нерушимо связанной именем и личностью своего Вождя. Этот факт, это обнаружение внутренней дисциплины, приведшей, несмотря на все разногласия, к общим решениям, быть может, самое значительное объективное достижение Съезда, дающее основание думать, что Съезд в истории русского национального движения займёт почётное место, как один из первых краеугольных камней строения России — не Зарубежной России только, а именно России.

И в этом смысле рядом с фактом сплочения национально-настроенной Зарубежной России вокруг Великого Князя, играет первенствующее значению тот резонанс, который должны получить резолюции Съезда за советским кордоном.

Съезд сказал такие слова, которые найдут доступ к сердцам наших подъярёмных братьев, он всенародно рассеял опасения относительно якобы корыстно-реставраторских вожделений общественной среды, окружающей Великого Князя. Он обнаружил, что за историческими заявлениями, в своё время раскрывшими политические взгляды Великого Князя, стоит не только Его личная мудрость и бескорыстие, но и сложившееся общественное мнение. Толки о «реставраторстве» русских национальных кругов становятся отныне окончательно и для всего света – наветом и клеветой.

Во всём этом историческое значение Съезда.

Мы знаем, однако, что многие участники его вынесли некоторое чувство неудовлетворённости и даже горечи. Это связано с отказом Съезда от широковещательного и громоздкого «органа», долженствовавшего возглавить всю сплотившуюся вокруг Великого Князя Зарубежную массу.

«Что мы скажем своим избирателям?» Этот вопрос у многих на устах.

Этот вопрос вскрывает психологическую сущность того бурного столкновения мнений, которое произошло вокруг голосования об «органе». Друг перед другом стояли наседающая торопливость большинства, обусловленная запросами и чаяниями избирательной толпы, требующей быстрых и решительных эффектов, и стойкая сдержанность меньшинства, считающаяся только и исключительно с реальными условиями переживаемого момента.

Вопрос «органа» ещё не созрел. Самая неясность постановки вопроса о нём и весь ход прений служит тому ярким и непререкаемым доказательством. Вопрос об «органе» сейчас лишь ещё поставлен, а решение его оставлено в наследство первым русским Зарубежным Съездом. Съезду второму, который необходимо должен быть в своё время созван. Закрывшийся Съезд лишь положил начало делу организации Зарубежной России – этого не нужно забывать.

Разъезжающимся же, разочарованным в вопросе «органа» делегатам, мы скажем лишь одно.

Да, вам придётся держать ответ перед вашими избирателями, вам придётся совместно с ними задуматься над тем, почему не так просто оказалось дело, по которому вы приехали в Париж. И не прячьтесь тогда за самое лёгкое объяснение, ища причин «провала» органа в нелояльности или в отсутствии патриотизма у лиц, с вами несогласных. А поймите прежде всего, что самая ваша горячность в деле отстаивания «органа», определяемая наседанием на вас избирателей, означает лишь то, что ваши избиратели и вы сами слишком многого от этого «органа» ждали. Вы ещё ждёте чудес и думаете, что, избрав «орган», вы совершите какой-то решающий шаг в деле борьбы с большевиками. А между тем дело этой борьбы неизмеримо труднее и сложнее, и не такими внешними и скороспелыми актами определяется и решается её судьба. Именно то, что вы ждали от «органа» чудес, дало решимость умеренному крылу Съезда и возложило на это крыло обязанность бороться против естественно привлекшего сочувствие масс проектируемого «органа» и взять на себя ответственность за проведение более умеренного решения. Вам будет трудно отчитаться пред вашими избирателями? Пусть так. Но мы предпочитаем, чтобы в беседах с вами обнаружилась вся объективная трудность дела и чтобы в беседах с вами выяснилась преувеличенность надежд, чем если бы все эти несбыточные надежды были перенесены на центральный орган, к тому же связанный с священным для нас всех именем Великого Князя.

Несите на себе бремя несбыточных надежд и не перекладывайте его на нашего Вождя.

Большевиков нельзя свалить одними лишь постановлениями о зарубежных Комитетах и «Органах». Борьба с большевиками идёт по другим путям иными способами, и когда те или иные из нас или все мы окажемся нужны Вождю, от него будет зависеть призвать нас, и мы пойдём по первому его зову. Но об этом ли сейчас идёт речь, когда говорят об «органе».

12 апреля 1926 г.

П. Струве,

Председатель Зарубежного Съезда

«Возрождение» (Париж) № 314, 12 апреля 1926 г.

+

«КАЗАКИ – РЫЦАРИ СПАСЕНИЯ РОССИИ».

Речь П.Н. Краснова казачьей группе Российского Зарубежного Съезда, сказанная в день разъезда делегатов 12-го апреля в Казачьем Доме.

Зарубежный Съезд окончился. Русские изгнанники явилась на мировой экзамен. Они его не выдержали. Они не смогли перед лицом истерзанной, изнемогающей в кровавых пытках, так страстно ожидающей помощи извне Родины, отрешиться от партийных счётов, они не могли отказаться от личной вражды и примириться друг с другом – и мы не должны этого забывать. Мы должны в этом покаяться перед Русским народом, живущим в бесконечно более тяжёлых условиях, чем мы, и все-таки гораздо более сплочённым.

На Зарубежный Съезд не пришли многие из изгнанников и этим умалили значение Съезда, и мы не должны забывать их имён. Мы должны знать, что, когда был подан сигнал – «сбор начальников» для обсуждения плана спасения Родины не все начальники откликнулись и пришли по этому зову.

На самом Зарубежном Съезде не было проявлено того единодушия, которое нужно для такого великого дела, как спасение Родины. И мы должны знать, кто в ответственную минуту, когда шёл разговор о спасении Родины, прямил перед нашим Русским Вождём, и кто перед ним кривил.

Русский народ, томящийся в коммунистической тюрьме, слышал наши слова «Сердце сердцу весть подаёт!» — сказал вам наш народный Вождь, Великий Князь Николай Николаевич, и там в России, одних с благодарностью помянут, других проклянут за их своекорыстие, себялюбие, за их нежелание ничем пожертвовать для спасения России.

Экзамен не выдержан… Но уже самое наше присутствие на этом экзамене научило нас многому. Мы многое услышали, многое увидели, и Бог даст, многому научились.

Шесть лет нашего изгнания мы бездействовали, мы не работали для России, и мы пожали плоды нашего бездействия: мы явились на Съезд не сплоченной Русской партией, а явились левыми и правыми, и потому вместо того, чтобы говорить о том, как приступить к работе и эту работу осуществлять, мы спорили о том, кому можно и кому нельзя эту работу доверить.

Но в Съезде есть и положительные достижения.

Это прежде всего единодушный порыв к нашему Русскому Вождю, наше общее его признание, наша общая готовность идти с ним; и отдать ему все наши силы и самую нашу жизнь для спасения Родины. Это выявилось и в нашем приветствии ему и в тех овациях, которые сопровождали всякую мысль, сказанную с трибуны и с ним сопряжённую.

Это услышат в России, и оттуда это имя вернётся к нам громким эхом. Это имя прогремело и по всему миру.

И Россия, и весь мир узнают, что у нас нет другого имени, кроме имени нашего Русского Вождя Великого Князя Николая Николаевича.

Ибо в эти дни никакое другое имя не было названо: ни на Съезде, ни вне Съезда, в печати.

И это имеет громадное значение.

Политическая обстановка в России и во всём мире такова, что каждую минуту можно ожидать, что явится нужда в лице, к которому обратиться, чтобы оно разрубило Гордиев узел Русского коммунизма.

Это Лицо найдено. Это Лицо названо. И это великое достижение Съезда.

Другая положительная сторона Съезда – это те ясные, единодушные, яркие постановления, которые вынес Съезд по всем смущавшим душу тяжёлым наболевшим вопросам, и прежде всего, по вопросу земельному.

Русский крестьянин в СССР услышит и узнает мнение «капиталистов и помещиков» по этому вопросу. Он узнает, что для них Родина дороже земных благ, и ради Родины они отказываются от своего имущества.

Рабочие и красные командиры, граждане вновь образовавшихся государств узнают из постановлений Съезда, что не меч, но мир несёт им свержение коммунистов и обратное движение Русских изгнанников в Родную землю.

И во всех этих вопросах Съезд был единомышлен. И в этом, повторяю, громадное достижение той напряжённой, порывистой, нервной работы, которая была произведена в восемь дней с 4 по 11-е апреля.

Мы поднялись на одну ступень над нашей серой, нудной, обывательской жизнью. Да не остановимся на ней! Пойдём и дальше, поднимаясь выше над мелкими интересами тяжёлого беженского существования.

Мы прошли один этап по тернистому пути на Родину, домой – не остановимся на нём. Пойдём и дальше.

Завоевание потерянной нашею виною и нашими ошибками Родины – работа нелёгкая и требующая много времени, прохождения многих этапов. Не остановимся на первом, но пойдём и далее и будем помнить, что каждый следующий этап ближе предыдущего и что обратный путь всегда кажется короче и легче пути туда.

Нам говорили с трибуны Съезда, что мы должны стать рыцарями особого ордена, рыцарями спасения России.

Станем ими!

Нас мало. Нас было на Съезде всего около 400 человек. (…) У Христа было двенадцать апостолов и с этими двенадцатью боговдохновенными апостолами Христос покорил своим учением бесчисленные народы. Нас, казаков, на Съезде было 48 человек, приехавших из разных стран. Наш долг – продолжить дело Съезда повсюду, где только есть казаки. Наш долг – примирить непримиримых, объединить необъединяемых.

Пустою митинговою болтовнёю мы не достигнем ничего, но словом можно сделать многое. Слово – это семя, из которого родится мысль, и мы должны сказать такие хорошие слова, от которых родились бы хорошие мысли.

Мы должны сказать нашим станичникам, не пошедшим на Съезд, что они сделали злое дело и задержали наше возвращение домой. Из-за них мы сделали только один шаг. Мы должны убедить их идти с нами, потому что, как то выявилось в эти дни, наш путь – правилен. Иного пути нет. Наш Вождь есть подлинный Народный Вождь, ибо никто не указал другого Вождя, но все подчинились ему. Одни подчинились безоговорочно, другие «постольку поскольку», и вот этих-то, колеблющихся, мы и должны научить твёрдости и верности.

«В жизни, — сказал Янсен, — можно любить многое, но больше всего – верность».

С этою проповедью верности своему долгу – вы должны вернуться в свои иноземные станицы и хутора и эту любовь к верности передать казакам.

Вы должны сказать им, что в эти восемь дней Съезда Русских изгнанников мы мысленно стали ближе к России, мы как бы обменялись с нею незримыми волнами мозгового телеграфа, и мы узнали, что спасение России близко, много ближе, чем нам кажется.

Эту веру в спасение мы должны передать всем нашим станичникам и увлечь их тем страстным порывом, какой мы испытывали в первые дни Съезда.

Мы не решили на Съезде ни одного из наших Казачьих вопросов, казавшихся нам в нашем беженском захолустье такими неоспоримо важными.

Ни об атаманах, ни о их правах, ни об отчётности, ни об отношении к иногородним, ни о злостной, клеветнической пропаганде грязных осведомительных листков и «Казачьих Путей» – мы не говорили.

Все это дома! Все это, когда вернёмся в родные курени. Там решим эти дела вместе с теми, кто там остался. Там, а не здесь.

Здесь мы были выше этого! Мы сказали, что и как мы о них думаем, и русские люди, собравшиеся на Съезд, согласились с нами! На Съезде наша мысль была о России, о тех казаках, что томятся в коммунистическом застенке, и мы были полны одною мыслью, как помочь им.

Пусть эта мысль, пусть верность Родине – России и нашему Русскому Вождю и будет с нами всегда и везде, где будем говорить с казаками, где мы будем давать своим избирателям отчёт о том, что было на Съезде. Это же мы скажем и тем казакам, кто нас не избирал, кто шёл против Съезда.

И я верю, что мы их убедим. Потому что я знаю, что и они также горячо и страстно любят свою Родину, как любим её мы.

Решенья Съезда, его единодушный порыв показал им, что они заблудились, и я верю: они пойдут с нами, потому что наш путь за нашим Вождём – ближайший и верный путь к Родным храмам, к тем дорогим для нас могилам, где лежат кости тех, что создавали наши великие и славные войска!

«Возрождение» (Париж). № 317, 15 апреля 1926 г.