Некрополь-1

ПОКРОВСКИЙ НЕКРОПОЛЬ ВЛАДИВОСТОКА
«Его Императорское Величество Государь Император Николай II Александрович благоволил из собственных средств отпустить 5 тысяч рублей на строительство Покровской церкви Владивостока».

Некрополь-1Состоявшийся в мае-июне 1891 года визит во Владивосток Наследника Цесаревича, будущего Царя-страстотерпца Николая II Александровича, занимает особое место в истории города и Приморского края. Многие здешние места хранят память Августейшего посещения. Закладывая Великий Сибирский железнодорожный путь, Цесаревич проезжал мимо тогдашнего городского кладбища с часовней, рядом с которыми вскоре возведут Покровский собор, а напротив построят детскую больницу в честь младшей сестры Высокого Гостя – Великой Княгини Ольги Александровны (http://archive-khvalin.ru/svidetelstvo-o-brake/). Покровское кладбище стало местом упокоения нескольких поколений владивостокцев и приморцев, насчитывавших более 100 тысяч захоронений. Как и многие храмы города, Покровская церковь была закрыта и уничтожена в период государственного атеизма.

Книга «Покровский некрополь Владивостока» Андрея Хвалина была написана в 1995 году по благословению епископа (ныне митрополита на покое) Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) и издана попечением настоятеля и прихожан для подготовки общественного мнения к возведению нового Покровского кафедрального собора.

Публикация вобрала в себя исторические материалы из Приморского краевого архива, архива Общества изучения Амурского края, “Владивостокских епархиальных ведомостей” 1901-1916 годов. Список захоронений Покровского кладбища составлен В.В. Клименко и дополнен горожанами-старожилами Владивостока. Помощь в работе над книгой автору оказала приморский краевед Н.Г. Мизь.

8-го апреля 2007 года в праздник Святой Пасхи в новом Покровском кафедральном соборе состоялась первая Божественная Литургия.

+

Часть первая. 

Российский Покров

Покров Пресвятой Богородицы — русский национальный православный праздник, неизвестный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку, был установлен в России в XII веке. Он отмечается 1/14-го октября, называется великим, хотя не входит в число двунадесятых праздников, и издавна пользуется на Руси особой любовью, как и все Богородичные праздники.

В основе праздника – событие в Византии 910 года, когда Константинополь осадил неприятель, во Влахернском храме во время всенощной службы юродивому Андрею и его ученику Епифанию явилась Божия Матерь. Она простерла над собравшимися в храме Свой Покров (омофор), как бы защищая православных людей от всех врагов – видимых и невидимых и обратилась с молитвой к Всевышнему: «Царь Небесный, прими всякого человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь. Да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Противник снял осаду, Константинополь был спасён. Но праздник об этом чуде был учрежден не в Византии, а во Владимиро-Суздальской земле, при князе Андрее Боголюбском в 1165 году. Православные богословы одну из причин тому видят в происхождении юродивого Андрея, которому во Влахернском храме явилась Божия Матерь. Житие именует его скифом по происхождению, византийцы X века могли так называть и славянина.

Святой Андрей, Христа ради юродивый, в юности был рабом царского телохранителя в Константинополе. Он изучил греческий язык, был в почёте у господина, но потом бросил налаженную жизнь, приняв на себя подвиг юродства. Он терпел лишения и побои, в многолетнем самоотречении стяжал дар чудотворения и провидения. Такой образ праведника издавна близок русскому православному человеку.

Святой Андрей являлся небесным покровителем первого по существу русского Царя – князя Андрея Боголюбского, который не только учредил в России праздник Покрова, но и построил первый Покровский храм, что на реке Нерль. Здесь князю Андрею в походном шатре явилась Богородица, молящаяся Христу о заступничестве и милосердии. Так возникла знаменитая церковь Покрова-на-Нерли.

В последующие века неисчислимые храмы Покрова вознеслись над Русской землей; Русь всегда осознавалась как “удел Пресвятой Богородицы”, простершей над нею Свой благодатный Покров.

Русская Приморская земля тоже была украшена Покровскими храмами, их насчитывалось в епархии около двух десятков. До нашего времени (середина 90-х годов двадцатого века – А.Х.) сохранилась только одна Покровская церковь – в г. Уссурийске. Восстанавливается обезображенный и обезглавленный храм Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Угловое, а во Владивостоке в Покровском парке планируется возвести кафедральный собор на месте одноименного, взорванного в тридцатые годы.

 

Как строили Покровский храм во Владивостоке

В конце позапрошлого века во Владивостоке существовал только один приходской храм – Успенский собор вместимостью 1000 человек. “Одного такого храма на весь Владивосток, растянувшийся узкою лентою по берегу бухты Золотой Рог на протяжении 7-8 вёрст с его 12 тысячами православного населения, не считая расположенных в городе войск было весьма недостаточно” («Владивостокские епархиальные ведомости» № 12, 15 июня 1904 г.).

В марте 1898 года благочинный владивостокских церквей и настоятель Успенского собора священник Александр Муравьёв на заседании церковно-приходского попечительства поставил вопрос о строительстве второго приходского храма. Заседание постановило: ходатайствовать перед городской думой об отпуске пособия на построение храма.

В июне этого же года о. Александр Муравьёв в рапорте № 620 Преосвященнейшему Евсевию, епископу Камчатскому, испрашивал разрешения:

  1. Открыть подписку среди жителей Владивостока.
  2. Завести особую кружку для сбора пожертвований в Успенском храме.
  3. Выдать “сборную книгу”.
  4. Отчислить какую-либо сумму (хотя бы 3 тысячи) из средств Комитета по устройству церквей в Приамурском крае.

Визит Владыки Евсевия во Владивосток в июне 1898 г., его встречи и беседы значительно продвинули дело. В сентябре Дума выделила из городских сумм 10 тысяч рублей на построение храма.

В ответ на рапорт священника Муравьёва Владыка Евсевий дал разрешение на печатание в местных газетах приглашения к пожертвованию, на сбор пожертвований посредством кружек в церквах; на имя настоятеля собора была направлена сборная книга под номером 754.

Приглашение к пожертвованию было составлено в двух редакциях: пространной и сокращённой. Приглашение первого варианта было произнесено 1-го октября, в день праздника Покрова Божией Матери с церковной кафедры собора (т.к. будущий храм решили устроить в честь Покрова); затем это приглашение отпечатали в местных газетах и “Приамурских ведомостях”. Приглашение к пожертвованию сокращенной редакции печаталось несколько раз в местных газетах за 1898 и 1899 годы.

После праздника Покрова настоятель Успенского собора о. Александр Муравьёв лично производил сбор пожертвований по подписному листу 3939 и по сборной книге, присланной из Камчатской духовной консистории (Приморье тогда входило в эту епархию). Первым жертвователем записан Приамурский генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков, подписавшийся на 400 рублей. Помимо того, он обещал свое содействие скорейшему построению храма.

В октябре-ноябре 1898 года о. Александр Муравьёв разослал 69 подписных листов (с особыми печатными письмами) по адресам казённых учреждений, торговых фирм и наиболее известных и именитых жителей Владивостока. Общий сбор пожертвований по этим подписным листам составил 7843 руб. 70 коп.

К концу 1898 года на строительство храма собрали 17 тысяч рублей. На эти деньги можно было бы построить только деревянную церковь.

С 15 ноября 1898 года начал свою деятельность Строительный комитет по постройке нового приходского храма, избранный на заседании церковно-приходского попечительства.

В его состав вошли именитые жители города, предприниматели, купцы: В.П. Бабинцев, К.Н. Шулынгин, Д.А. Кочетков, П.М. Пономарёв, К.Ф. Ильницкий, М.С. Манаев, священник о. М. Покровский, похороненные впоследствии на Покровском кладбище М.К. Федоров, М.И. Суворов, А.В. Суханов.

Кандидатами в состав комитета были избраны: Н.Г. Вознесенский, К.К. Берденников, архитекторы И.С. Багинов, И.А. Ющенков. Председателем Строительного комитета стал протоиерей А. Муравьёв, секретарем — о. М. Кессельман.

В январе 1899 года после осмотра свободных городских площадей комитет выбрал участок под постройку церкви и помещений для членов её причта в количестве 40 сажен по продолжению Китайской улицы и вглубь по направлению к востоку от Китайской улицы 50 сажен — всего 2 тысячи кв. сажен.

В феврале комитет объявил конкурс на постройку храма (условия конкурса составили М.И. Суворов и И.С. Багинов) и назначил премии за первые три места, соответственно, — 300, 150 и 100 рублей. Условия конкурса первоначально были напечатаны в газете “Дальний Восток” в номере 15 за 15 февраля 1899 года, а затем и в других газетах. Срок представления проектов на конкурс был ограничен 10 апреля 1899 года, в состав комиссии по рассмотрению проектов вошли известные архитекторы, инженеры, строители: А.А. Гвоздзиовский, И.С. Багинов, К.С. Чернокнижников, И.И. Зеештрандт.

К назначенному сроку проекты не поступили, таким образом, конкурс не состоялся. А между тем, пожертвования на строительство поступали. В городе Благовещенске по подписному листу собрали 366 рублей.

В ответ на ходатайство генерал-губернатора Его Императорское Величество Государь Император Николай II Александрович благоволил из собственных средств отпустить 5 тысяч рублей на строительство церкви; деньги были незамедлительно присланы во Владивосток в 1899 году.

7-го марта 1899 года во Владивосток прибыл Преосвященнейший Евсевий – первый епископ, только что учреждённой Владивостокской епархии. С его приездом дело о постройке церкви стало продвигаться быстро. В начале мая по предложению Владыки Евсевия комитет решил:

  1. Строить храм по плану кладбищенской в г. Благовещенске церкви.
  2. Заготовку материалов вести хозяйственным способом.
  3. Просить И.С. Багинова принять на себя технический надзор за работами.
  4. Просить М.И. Суворова принять на себя заготовку материалов.

В июле 1899 года план церкви и смета со всеми расчётами были получены из Благовещенска, получено было также предварительное согласие руководителя бригады китайских строителей Хеюшена, строившей Благовещенскую кладбищенскую церковь, на аналогичную работу во Владивостоке. А с августа Строительный комитет начал практические действия по возведению храма. Прежде всего решили «построить сарай под известь и другие материалы, а также сторожку 3 на 4 сажени на северной стороне участка, нанять сторожа. Вызвать Хеюшена и предложить ему взять на себя производство работ по наименьшей цене». (“Владивостокские Епархиальные Ведомости” № 13, 1 июля 1904 г.).

От городской Думы комитет получил разрешение на постройку сторожки и добычу 100 куб. сажень бутового камня из горы, которая впоследствии получила название Покровской. Осенью сторожка была построена, заготовлены различные строительные материалы: известь, бутовой камень, цокольный камень. Последний, в количестве 3 тысяч штук, был добыт бесплатно из городских каменоломен по разрешению городской Думы. По разрешению Приамурского генерал-губернатора заготовили из казённых дач 1145 штук бревен.

В 1900 году коммерции советник М.Г. Шевелёв пожертвовал на постройку церкви 1000 рублей. В марте во Владивосток приехал Хеюшен, с ним было заключено подрядное условие на земляные (по устройству фундамента) и каменные работы.

В апреле 1900 года, как только оттаяла земля, приступили к рытью канав для фундамента. Когда эта работа приблизилась к концу, то на заседании Комитета 24-го апреля по предложению Владыки было решено освятить закладку фундамента 3-го мая. Торжество состоялось в назначенный день. После Божественной литургии в Успенском соборе Преосвященнейший Евсевий совершил при сослужении городского духовенства и при значительном стечении народа крестный ход к месту, назначенному под церковь. Перед закладкой фундамента Владыка произнес Слово о важности предпринимаемого дела, о необходимости пожертвований на строительство храма.

В ходе строительных работ Владыка часто приезжал на стройку и всемерно помогал её скорейшему завершению. Трудностей приходилось преодолевать много. Так, оказалось, что вблизи стройки нет воды и её приходилось возить из далеко отстающего колодца. Для нужд стройки вырыли колодец глубиной в 10 сажень, но воды в нём не оказалось.

В июне 1900 года начались волнения в Китае, которые отразились на жизни Владивостока и на строительстве церкви. “Многие из китайцев-каменщиков разбежались, а оставшиеся на работах при церкви потребовали возвышения платы за свой труд” (“Владивостокские Епархиальные Ведомости” № 14, 15 июля 1904 г.).

К концу лета 1900 года закончились средства, имеющиеся на возведение церкви. Строительный комитет принимал различные меры по изысканию денег: снова обратились к городской Думе, снова.были распространены подписные листы. Поступлений оказалось очень мало, в количестве, недостаточном для окончания стройки. По предложению Владыки средства выделил Комитет по постройке Владивостокского собора, который 17 октября 1900 года на своём заседании решил: “… выдать заимообразно из поступивших и имеющих поступить на постройку собора сумм, по мере накопления таковых, на окончание постройки градо-Владивостокской кладбищенской церкви беспроцентную ссуду до 30 тысяч рублей с возложением обязательства о возврате сей суммы по окончании постройки” (“Владивостокские Епархиальные Ведомости” № 14, 15 июля 1904 г.).

С наступлением весны 1901 года работы быстро продвинулись вперед, к октябрю постройка храма вчерне была закончена. Из-за неимения денег внутреннюю отделку отложили до весны следующего года. В апреле 1902 года стройка продолжилась: устроены 6 печей; отштукатурены стены и купол; вставлены оконные рамы со стёклами и двери; с внешней стороны устроены 3 входа; поставлены временно деревянные кресты; утрамбован пол и выложен плиткой, выписанной из Гамбурга за 1600 рублей; устроены хоры внутри и водостоки снаружи.

К сентябрю 1902 года отделка храма была завершена, торжественное освящение состоялось 29 сентября. Чин освящения совершил епископ Евсевий. На торжестве присутствовали представители администрации города и области, именитые горожане: М.И. Суворов, А.В. Суханов, директор Восточного института, известный ученый-востоковед Д.М. Позднеев.

Владивосток получил Августейшее поздравление по случаю окончания строительства второго приходского храма. Оно пришло в письме Обер-прокурора Святейшего Синода (номер 8470 от 24 октября 1902 г.) на имя Его Преосвященства Владыки Евсевия, епископа Владивостокского и Камчатского, и было опубликовано во “Владивостокских Епархиальных Ведомостях” номер 2 за 15 января 1903 года:

“Преосвященнейший Владыко,

Милостивый Государь и Архипастырь.

Государь Император, на представленный мною Его Величеству копии с телеграммы Вашего Преосвященства о последовавшем 29-го минувшего сентября освящении приходского в г. Владивостоке каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы и о выраженных по сему случаю присутствовавшими на торжестве освящения храма лицами верноподданнических чувствах преданности и благодарности за пожертвование от Монарших щедрот на построение храма 5000 рублей изволил в 13-й день текущего октября собственноручно начертать: “Прочел с удовольствием. Радуюсь освящению нового храма на дальней окраине России”.

Вновь сооруженный каменный, пятиглавый, во имя Покрова Божией Матери храм был обширен. По проекту он рассчитан на 700 человек, но в нём могли разместиться до 1000 богомольцев.

В храм вели три входа — двери с широкими каменными крыльцами (с северной, западной и южной сторон). С западной стороны находилась обширная (под колокольню) паперть, по обеим сторонам которой устроены: кладовая для церковных вещей (к югу) и ход по лестнице на колокольню (к северу).

В самом храме, над среднею его частью, поднимался высокий с окнами купол, опирающийся на четыре массивных столба-пилона. Благодаря высокому куполу и обилию окон в храме было много света и воздуха.

Алтарь был высоким и светлым; по сторонам его находились отдельные помещения: для ризницы (к югу) и для пономарки (к северу), из которой устроен особый выход на площадь, благодаря которому вода, уголь и всё необходимое при богослужении прямо вносилось в пономарку, не проходя с ними через всю церковь.

В целом, как сообщалось в “Епархиальных Ведомостях” в 1904 году: «… храм, имея много удобств внутри и красивый вид со вне, построен прочно и основательно, о чём, кроме обычного “Акта”, подписанного епархиальным архитектором, может свидетельствовать и то обстоятельство, что одного цементу на храм пошло более 1200 бочонков».

Общая стоимость постройки храма, не считая стоимости леса, бутового камня, составила 118 тысяч рублей.

Через полтора года после освящения храма третья часть долга была выплачена. За это же время церковным старостой и настоятелем Покровского храма были изысканы наличные деньги (около 20 тысяч рублей) на обзаведение храма. К концу 1904 года храм имел: иконостас с позолотой, выписанные иконы хорошей работы, колокола, утварь, ковры, вызолоченные железные кресты вместо временных деревянных. Иконостас во Владивостокскую Покровскую церковь сделали в иконостасной мастерской Николая Андреевича Парина (г. Никольск-Уссурийский, ул. Николаевская, дом Лавренцова).

Некрополь-1
Покровский храм г. Владивостока в начале ХХ века. http://pokrovadv.ru/wp-content/uploads/2019/09/07_full.jpg

Новый приходской храм с самого начала посещался очень активно. В соответствии с Указом Владивостокской Духовной Консистории (№ 2798 за 1902 г.) прихожанами Покровской церкви определены жители улиц: Фонтанной (северная сторона), Пологой, Комаровской, Последней (сейчас ул. Уткинская), Корейской слободки и Первой Речки.

Покровский храм оставался духовным центром до своего закрытия в 1932 году, в 1935 году церковь разрушили, имя её продолжает жить в названии парка, который расположен на территории бывшего Покровского кладбища, на его православном участке.

(Продолжение следует)