ЕГО КРОВЬ ВОПИЕТ К БОГУ

В Новоспасском монастыре, родовой усыпальнице Дома Романовых, почтили память Великого Князя-мученика Сергея Александровича

17 февраля 2020 года, в 115-ую годовщину мученической кончины Великого Князя Сергея Александровича, в Новоспасском монастыре, родовой усыпальницы Дома Романовых, по инициативе Императорского Православного Палестинского Общества почтили память его первого председателя.

В переполненном нижнем храме св. Романа Сладкопевца у могилы Великого Князя Сергея Александровича заупокойную литию совершил митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай), викарий Святейшего Патриарха, управляющий делами Московской Патриархии, наместник обители.

В кратком слове владыка отметил, что растет и ширится почитание церковным народом Великого Князя Сергея Александровича как мученика за Христа. У его скромной гробницы всегда живые цветы, в то время как могилы его убийц и клеветников пребывают в запустении. Мы с братией, сказал митрополит, наглядно видим добрые плоды этого почитания Великого Князя Сергея Александровича как одного из выдающихся сынов нашего Отечества.

ЕГО КРОВЬ ВОПИЕТ К БОГУ
У гробницы Великого Князя Сергея Александровича в Новоспасском монастыре

По духу сказанное митрополитом Дионисием было созвучно с дореволюционной оценкой Церковью мученической кончины Великого Князя Сергея Александровича.

+

Злодейское убийство 4(17 февраля) 1905 г. в Московском Кремле Великого Князя Сергея Александровича, Дяди святого Царя-страстотерпца Николая II Александровича, стало ещё одним звеном к установлению международного террористического режима в России. После февральско-октябрьского клятвопреступного бунта 1917-го года революционеры и террористы превратились в героев и образцы для подражания новых поколений. Так оно и бывает: победители пишут историю. Но проходят годы и десятилетия, и подтверждается непобедимая истина: Бог поругаем не бывает.

Как сообщали на следующие утро 5 (18) февраля 1905 г. московские газеты, известие о гибели представителя Императорской Фамилии – Великого Князя Сергия Александровича с быстротой молнии облетело всю Москву.

В седьмом часу прошлого вечера останки Великого Князя были перенесены из Николаевского дворца в Чудов монастырь. В 8 час. вечера в монастыре была отслужена первая панихида. Прощание и панихиды по Великому Князю продолжались целую неделю. Пред одной из панихид слово произносит Преосвященный епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (в миру Иван Васильевич Беляев, 1862-1913). Проповедь имеет важное значение, раскрывает духовный смысл происходящих событий, поэтому ее публикует официальный орган Святейшего Синода «Прибавления к Церковным Ведомостям».

Слово епископа Иннокентия перед панихидой по Великому Князю Сергию Александровичу не утеряло своего значения и по сию пору. Вслушаемся чутким слухом в эту боговдохновенную речь:

«До каких великих бед и скорбей дожили мы, русские люди! Убит, среди белого дня, в Кремле первопрестольной столицы, член Императорского Дома, Дядя возлюбленного Государя нашего, Великий Князь Сергей Александрович! Леденит сердце эта скорбная весть, холодеет мозг, туманится мысль. Не вяжется в ней совершившееся кровавое дело с представлением о Москве — сердце России, хранительнице наших Самодержавных начал. Кому и для чего нужна эта новая жертва, жертва Царской крови, советника и представителя Царского рода? В эти дни тяжелой войны с врагом, в своих храмах мы привыкли молиться за убитых на войне наших братьев-героев. При всей горечи сознания тяжелых потерь войны, нам сладка была эта молитва, ибо понятны были жертвы, войне приносимые. Мы сознавали их неизбежность, мирились с мыслью, что нельзя быть войне без убитых, и в мире душевном молились с верою, что Господь дарует нашим воинам, пролившим кровь в борьбе с врагом за Родину, венцы безсмертия.

Но кому нужна эта новая жертва крови, пролитой не на войне, а в мирной столице? Войне внутренней, междоусобной брани, крамоле с ее насилием и обманом, что разгорается внутри Отечества нашего.

Строгий законник, убежденный поборник Самодержавных начал, советник и друг Царя, Великий Князь был ненавистен той шайке крамольников, которая сеет ныне множеством листков и воззваний смуту в сердцах русских. Он мешал ей своею законностью, своим добрым советом, своею твердостью, как и другие слуги Царские его настроения.

И вот рука убийцы адским снарядом сметает его с дороги, ведущей к мятежу. Так путь к своей свободе мятежники прокладывают насилием, поливают его, во имя той же свободы, кровью; устилают, во имя их права, трупами Царских слуг и верных советников!

Воистину мы стали в студ и поношение у соседей и врагов наших! Чем дальше, тем больше покрывается позором лицо Земли Русской, даже Кремль Москвы благочестивой. Отколе солнце стоит на небе, — не слыхано, чтобы в Государстве Русском, во время войн его тяжелых, совершались внутренние междоусобия и убийства.

Не узнать ныне той Руси Святой, которая вставала в былые дни на защиту свою всем стягом, всею силою от мала до велика. Где старинное одушевление русских людей среди беды, где взаимная сплоченность, где братство духа, где его единство? Вместо них — распри, брожения, возмущения, крамола, убийства.

Кремль Московский! Ты храм России. В твоих стенах совершается святыня нашего Самодержавия. Здесь даются священные обеты Царя и народа. В них Русь радостно встречает Князей и Царей криками восторга. Зачем же ныне в стенах этих падают они бездыханными, окровавленными и разорванными адским снарядом?

С каким лицом встретим мы нашу армию, когда будет возвращаться она с поля битвы? Что скажем ей в привет за ея подвиги для нашей чести? Скажем, что в то время, когда она лила кровь, стонала от ран, болела и страдала за нас, мы занимались распрями, хулой, волнениями, братоубийственною войной и убийством Царских слуг и советников.

О горе наше, о стыд наш!

Но довольно. Великий Князь пал от руки убийцы в святыне Москвы. Он пролил свою кровь у подножия народного трона Самодержавной Власти. Веруем, что она будет вопиять к Богу о неправдах наших.

Помолимся об упокоении души его честной, твердой, в селениях святых Божиих, да подаст ему Господь, как воину, павшему во внутренней войне, Свой небесный венец славы и нетления! Аминь». («Прибавления к Церковным Ведомостям». 1905. № 9. С. 382-383).

+

По окончанию заупокойной литии по Великому Князю Сергею Александровичу в Никольской палате Новоспасского монастыря прошли Первые Всероссийские Сергиевские чтения: «Истоки современного международного терроризма и трагические уроки России: к 115-летию мученической гибели Великого Князя Сергия Александровича».

После общей молитвы участников чтений митрополит Воскресенский Дионисий передал благословение Святейшего Патриарха.

ЕГО КРОВЬ ВОПИЕТ К БОГУ
В зале заседаний Первых Всероссийских Сергиевских чтений.

Во вступительном слове Председателя ИППО Сергея Вадимовича Степашина, д.ю.н. «Истоки современного международного терроризма и трагические уроки России: к 115-летию трагической гибели Великого Князя Сергия Александровича» прозвучало обращение к Священноначалию Русской Православной Церкви начать подготовку к грядущей канонизации Великого Князя Сергея Александровича.

В докладе Ольги Николаевны Копыловой, начальника отдела Государственного архива Российской Федерации. «Террор в действии: убийство Великого Князя Сергея Александровича 4 февраля 1905 г. в Москве в освещении документов Государственного архива Российской Федерации» было сделано очень важное заявление: дело об убийстве Дяди правящего Императора по официальным документам специальных служб до сих пор в полном объёме не введено в научный оборот и ещё ждёт своих добросовестных исследователей.

Затем состоялись выступления: Владимира Ивановича Мельника, члена ИППО, члена Союза писателей России, д.фил.н. «Последний год Великого Князя Сергия Александровича: хроника жизни и хроника террора»; Дмитрия Борисовича Гришина, члена ИППО, председателя Сергиевского мемориального фонда, к.и.н. «Отец и сын: Император Александр II и Великий Князь Сергий Александрович в контексте общей трагической судьбы»; Алексея Викторовича Сарабьева, члена Совета Московского отделения ИППО, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, к.и.н. «Старое и новое в истории радикального исламизма в России и мире»; Ирины Владиславовны Плотниковой, директора Церковно-археологического музея Новоспасского монастыря. «Там, где падают алтари, падают и престолы»: отношение Великого Князя Сергия Александровича к насущным вопросам церковно-общественной жизни в начале 1900-х годов».

Подвёл итоги Первых Всероссийских Сергиевских чтений в заключительном слове Председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин.

В заключение состоялось чаепитие в трапезной Новоспасского монастыря.

В памятных мероприятиях в Новоспасском монастыре принял участие председатель Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, писатель Андрей Хвалин.

Андрей Хвалин (фото автора).