Русская Голгофа

Слово святителя Иоанна Шанхайского перед панихидой по Царю-Мученику. 1957 год.

 

памяти Владыки Юанна Имперский архив Андрей ХвалинНастоятель храма Свв. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников Российских в Вильмуасоне под Парижем протоиерей Вениамин Жуков прислал в редакцию «Имперского архива» составленный им сборник «ПАМЯТИ ВЛАДЫКИ ИОАННА, Архиепископа Шанхайского, Архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского, Архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского. //Сборник материалов, или Малая энциклопедия христианской жизни», изданный в 2017 году. Книга включает в себя несколько разделов, среди которых Житие, богословские труды, поучения Владыки Иоанна Шанхайского. Как хорошо известно, святитель Иоанн (Максимович) был искренним «царелюбцем», исповедником подвига святой Царской Семьи на Уральской Голгофе, почитателем памяти всех Новомучеников и исповедников Российских ХХ века. В год столетней годовщины начала гонений на Русскую Православную Церковь сборник, посвященный жизни и деятельности одного из выдающихся архиереев Матери-Церкви – святителя Иоанна Шанхайского, имеет особое значение и чрезвычайно актуален. Огромная благодарность за издание этой книги и за всю его миссионерскую и просветительскую деятельность протоиерею Вениамину Жукову. Сегодня мы публикуем одну из ярких проповедей святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), посвященную святому Царю-Мученику Николаю II Александровичу

 

+       +       +

 

Сорок лет тому назад в один день рухнули величие и слава Державы Российской, оплота мира во всем миpe. Подпись Государя Императора Николая Александровича на акте отречения от Престола есть историческая граница, отделяющая великое и славное прошлое России от темного и мучительного положения ее теперь.

Вся тяжесть зла теперешней власти и устроения жизни направлена на честных, благонамеренных и благочестивых людей, и весь народ находится в угнетении и постоянном страхе. Люди боятся даже своей собственной и никому не высказанной мысли, боятся, чтобы она не отразилась на выражении лица.

Что произошло в тот день 40 лет назад? Отступление народа от Помазанника Божия, отступление от власти покорной Богу, отступление от данной перед Богом присяги на верность Государю Помазаннику Божию и предание его на смерть.

Лишен власти, а потом и свободы, тот, кто все свои силы отдавал во имя Божие на служение России.

Десятки лет темные силы зла вели борьбу против Помазанника Божия, против государственной власти верной Богу. Те же силы убили и Государя Императора Александра Николаевича, Царя-освободителя.

Имперский архив Андрей Хвалин
Икона Царственных страстотерпцев из Свято-Елизаветинского храма пос. Великодворский

То преступление отрезвило народ, всколыхнуло всю страну, и тот нравственный подъем дал возможность Государю Императору Александру III Миротворцу крепкой рукой править Россией.

Прошло два десятка лет мирной жизни и развития России, и создался новый заговор ниспровержения Царского престола.

То был заговор врагов России.

В самой России шла борьба против самой ее сущности и, разрушив Престол, враги России уничтожили даже имя ее.

Теперь весь миp может видеть, как связаны между собой царская власть, верная Богу, и Россия. Не стало Царя — не стало России.

Борьбу против Царя и России вело скрытое безбожие, проявившее себя затем открыто. Такова сущность борьбы против Царя и России, против основы ее жизни и исторического развития.

Таковы смысл и цель той борьбы, которых, может, не все сознавали из тех, которые были ее пособниками.

Против Царя и России было призвано все грязное, и ничтожное, и грешное, что может быть в душе человека.

Все это, всеми силами, поднималось на борьбу против Царской короны, увенчанной крестом, ибо Царское служение есть крестоношение.

Против креста людей всегда поднимают клеветой и ложью, творя диавольское дело, ибо, по слову Господа Иисуса Христа: «он есть ложь и отец лжи и когда говорит ложь — говорит свое». Все было поднято против самого кроткого, чистого и любвеобильного Царя, чтобы в страшный час борьбы против него — он остался один. Предварительно распространялись грязные клеветы на Царя и его семью, чтобы народ охладел к нему.

Неверные союзники приняли участие в заговоре. Ближайшие сотрудники, когда Государю нужна была нравственная поддержка, не дали ее и нарушили присягу. Одни — приняв участие в заговоре, другие — по слабости советуя отречение. Государь остался совсем один, а кругом «измена, подлость и трусость».

Со дня отречения все пошло последовательно рушиться. Иначе и не могло быть. Был свергнут тот, кто объединял все, стоя на страже Правды. Был совершен грех и открыт свободный путь греху. Напрасно хотят отделить февраль от октября: одно было прямым следствием другого.

В те дни марта Псков был Гефсиманией для Государя. Екатеринбург стал для него Голгофой.

Государь Николай Александрович скончался как мученик, с непоколебимой верой и терпением, выпив чашу страданий до дна.

титул001Грех против него и России совершили все, кто так или иначе действовал против него, не противодействовал тому или хоть сочувствием принял участие в совершившемся 40 лет назад событии. Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием. Вознося молитвы о упокоении его души, мы молим и о убиенных также в мартовские дни Царях Павле Петровиче и Александре Николаевиче.

И молимся о прощении русскому народу тяжкого греха измены и цареубийства. Горе тем, кто добрым называет зло а добро — злом. Перед нами, пред русским народом, путь восстания есть путь сознания греха и покаяние.

Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление русского народа.

Мы должны молиться о прощении грехов наших и о милости нашему Отечеству, подобно тому как Господь Бог освободил Израиль от плена Вавилонского, восстановил и разрушенный град Иерусалим.

 

 

 

Источник:

ПАМЯТИ ВЛАДЫКИ ИОАННА, Архиепископа Шанхайского, Архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского, Архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского. //Сборник материалов, или Малая энциклопедия христианской жизни. //Составил протоиерей Вениамин Жуков. Издание храма Свв. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников Российских. Вильмуасон – Париж. 2017. С. 438-440.

 

 

Предисловие и публикация Андрея Хвалина