11-я Неделя: с 30-го декабря1890 года по 5-ое января 1891 года

30/11 января. Воскресенье. Мучц. Анисии

Дели

В 8 ½ час(ов) приехали в Дели[1]. На станции был почетный караул от Ирландского полка[2]. Поехали в какой-то замок, в котором нас поместили. Несносно быть снова окруженными англичанами и всюду видеть красные мундиры. Осмотрели идеальный мраморный павильон прежних имп(ераторов) и главную мечеть. Чуть с ума не спятил от массы покупок. Читал наши газеты. Обедали в 8 ч(асов). Легли рано.

31/12 января. Понедельник. Преп. Мелании Римляныни

Дели

11-я Неделя: с 30-го декабря1890 года по 5-ое января 1891 года
Дели при древних царях. Иллюстрация из книги Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891».

Выспались отлично. После кофе опять возня с несносными продавцами. В 11 час(ов) поехали осматривать старинные склепы над могилами имп(ераторов) Дели. Завтракали в прежнем храме. Влезали на самый высокий минарет. Видели, как индусы спрыгивали в колодец с высоты 70 фут(ов). Купили массу вещей в магазине одного венгерца. Вернулись в 5 ч(асов). После обеда поехали в Лагор — +++! (совр. – Лахор – А.Х)[3]. Простились с старым и встретили новый год в вагоне!

1-го января. Вторник

(Начало текста испорчено, но можно разобрать, что все собрались в купе Цесаревича и встретили Новый год за бокалом шампанского. Разошлись на следующей станции по отделениям – А.Х.).

(…) Видно было, что мы еще подвинулись на север, так как ночью было не на шутку холодно. В 9 час(ов) утра пили кофе в вагоне-столовой и к 11 час(ам) только подкатили к Лахору. Невольно вспомнилась опера “Le Re de Sahare” (с франц. Сахара – А.Х.), но собачий холод напоминал скорее нашу осень.

Встреча была подобающая – самая лучшая до сих пор в Индии: два почетных караула – пехотный и волонтеры, а по всей дороге расставлены всадники туземных полков, сикхи[4] и гуркасы[5]. По пути в губернаторский дом посетили старый форт, мечеть какого-то магометанского святого и приемную (durbar) (с англ. государственный, торжественный, официальный прием – А.Х.) прежних раджей. В нашем новом помещении были встречены супругой губернатора – тощей и громадного роста и еще тремя англичанками помоложе. Так же как в Бомбее и других местах за хозяевами по пятам следовали собачонки. После завтрака со всеми домочадцами нас повезли на скаковое поле смотреть на “pig sticking”[6] обязательную забаву всех англичан в Индии. К нашей большой радости офицер-туземец взял единственный приз, и я ему вручил золотой портсигар. Вернулись домой в 6 час(ов) порядочно продрогшими. В 8 ч(асов) был обед на 36 человек с дамами; столовая – внутренность старого храма, вокруг которого выстроен весь дом, окруженный галереей. Все это прекрасно летом во время жары, но зимой ощущается сильная потребность в каминах.

Вечером за кофем случился сюрприз: некоторые из дам сели за фортепиано, а другие стали подпевать и вышел отличный кошачий концерт. Один из офицеров даже свистал под собственный аккомпанемент. Легли спать в 12 час(ов).

2-го января. Среда.

В 8 час(ов) поехали по жел(езной) дор(оге) на охоту в полутора часах от Лахора, место называется Танга Манга очень большой лес, напоминающий Караяз[7]. На слонах доехали до места облавы; всего было четыре загона все более или менее неудачные. Кочубей[8] убил синюю корову (найгаль) и двух шакалов, еще кто-то убил козла и павлина. Завтракали в палатке и вернулись на слонах же на станцию. В 7 ½ час(ов) были дома. После обеда было нечто вроде раута в Conversation Hall (с англ. зал переговоров – А.Х.), где представлялось множество местной знати в великолепных костюмах. Смотрели из палатки на дикую пляску афганцев вокруг костра с саблями в руках – очень эффектно! Вернулись в 11 ½ час(ов).

3-го января. Четверг.

Встал в 7 ½. Был настоящий английский breakfast (с англ. завтрак – А.Х.) со всеми хозяевами по случаю нашего отъезда. Уехали в 10 ч(асов) и форменно мерзли в поезде. Остановились на два часа в городе Амритсар[9], где опять была встреча с почетным караулом и конвоем Bengal Lancers[10] – восторг, что за молодцы. Осмотрели знаменитую Золотую мечеть посреди священного озера, обделанного по берегу мрамором. Для этого пришлось сапоги (снять) и надеть богатые туфли, которые мы потом взяли с собой на память по примеру Едди[11] в прошлом году.

Возвращаясь из мечети, остановились у места крещения сикхов и видели обряд этот совершенный над индусами; после чего они друг друга кормили, пальцами всовывая один другому в рот какую-то желтую кашу. Затем нас повели осматривать производство здешних ковров, копиями служат персидские, а также бухарские. В час уехали из Амритсара, завтракали и обедали в столовой на месте. Перед обедом случился сюрприз: на станции оказался опять почетный караул. Пришлось выйти, прослушать пока хор до конца не сыграл «Боже, Царя храни!» и пропустить караул. Легли спать очень рано, пока наше отделение вдвоем с Джоржи[12] было еще тепло.

4-го января. Пятница.

В 8 ч(асов) вышли на ст(анции) Хатрас[13] пить кофе, откуда пешком перешли в наш прежний узкоколейный (в оригинале узколинейный – А.Х.) поезд. В полтора часа езды приехали в г(ород) Матра[14], где нас встретил 1-й King’s dragoons guards[15] – единственный полк в этом месте. Поехали в офицерское собрание завтракать, замечательно любезные хозяева – офицеры! Затем нас посадили в брэк[16], и один из майоров повез нас кататься. Четверка была горячая, а конвой впереди еще более усиливал суету лошадей. Сам майор не внушал мне особого доверия, он болтал без умолку со мной и вовсе не думал о том, чтоб править. Улицы города Матры, мощенные каменными плитами, конечно, очень скользкими, крутые и узкие повороты, спуски и подъемы, все это не подходило под нашу упряжь; на возвратном пути случилось именно то, что я давно ожидал: левая уносная кобыла, бывшая ко всему этому в охоте, поскользнулась, упала и стала страшно биться, а наш экипаж наехал, и все лошади перепутались; я уже думал, что все пошло к чорту! Когда все распутали и привели в порядок, грум[17] пошел некоторое время пешком, успокаивая эту дуру. Целью нашего удачного катания было увидеть гор(од) Бриндабан[18], выстроенный на развалинах прежнего города и красиво расположенный на берегу Джумны[19]. Осмотрели два интересные храма, в одном из них для нас специально разбудили бога, открыли двери и занавесь и показали сидячего идола в зеленом платье.

Нам позволили смотреть на него из наружных дверей, не переступая порога. На пути кормили массу обезьян фруктами – очень забавно следить за ними, как они сидят на крышах, непременно на краю, или лазят по решетчатым окнам домов, а также группами возятся на деревьях. Видели факира, у которого лицо было вымазано сажей; он уже четыре месяца сидит на корточках под большим зонтиком и питается тем, что приносят ему прохожие; нам нечего было давать ему, так как из наших грязных рук всякий индус, не только факир, ничего не станет есть. В лодках спустились по реке, чтобы иметь понятие о набережной. Мне дома и лестницы вплоть до реки очень напомнили Венецию, но здесь стиль еще оригинальнее! Кругом для полноты картины всплывали (Л. 8) тяжелые и ленивые крокодилы и множество черепах. Пристали в другом конце города, сели в наш брэк и отправились обратно. Нас посадили на станцию и что ж мы зрим: взвод драгун с офицером при карабинах выстроен против моего вагона; я их немедленно отпустил, но все-таки 4 человека, по два на обе стороны, оставались часовыми – все в парадной форме. Сделалось очень душно, и надвигались черные тучи. Как раз когда мы, надев военные сюртуки, поехали в полк к обеду, хляби небесные разверзлись и на нас в первый раз потекли ручьи индийского ливня. В виде салюта, когда мы подъехали к офицер(скому) собранию, грянул сильный удар грома, лошади чуть-чуть не подхватили из-под ворот.

Обедало нас человек 60 с дамами, к концу сделалось оживленно. Офицеры стали упрашивать и приставать, чтобы пить, особенно насели на Оболенского[20], который был красен, как рак. Мы все порядочно нагрузились и, уезжая, товарищески простились с нашими действительно любезными хозяевами. После короткой прогулки по платформе для проветривания легли спать в 12 ч(асов).

5-го января. Суббота.

Тронулись в 2 часа и опять также глупо подъехали, как в Джайпуре[21], к станции в Агре[22], отъехали к палатке, где было приготовлено кофе. Встали легко и в 8 ч(асов) снова подкатили к станции; опять почетный караул и губернатор и т.п. Нас повезли в наше жилище – обыкновенно пустой дом для помещения знатных гостей, нанимаемый для этой цели у Магараджи[23] Джайпура. Комнаты отлично меблированы из магазинов и расположены в большом беспорядке. После завтрака поехали осматривать Агру: видели обе знаменитости города – старый дворец императоров Дели[24], а затем идеальную гробницу Акбара-Тадж-вая[25] из мрамора и красоты неописанной. Долго осматривали ее снаружи и влезали в самый склеп.

В 5 ½ вернулись домой; конечно, были осаждены торговцами и даже двумя прежними из Дели, но я просто бежал и заперся в своей комнате. До обеда писал. Обед был в 7 ½ без дам с представителями административной и военной властей; сидел рядом с губернатором – добрый почтенный старик! Легли спать в 11 ½ час(ов).

 

Комментарии:

В 11-ую неделю восточного путешествия Цесаревич едет вглубь страны, на северо-запад и добирается до Лахора, ныне входящего в состав Пакистана. Помимо осмотра древностей в таких культурных центрах Индии, как Лахор, Дели, Агра, Армитсар русские путешественники встречают в дороге, в железнодорожном вагоне Новый 1891-й год по юлианскому календарю.

В первый день Нового года Цесаревич начинает и новую тетрадь своего ВОСТОЧНОГО ДНЕВНИКА. Теперь дневник представляет собой не типографский ежедневник с небольшими объемами под датами с церковным календарем по старому и новому стилю, а широкую тетрадь под № 10, где все записи сделаны от руки.

На первой странице нарисован вензель Цесаревича Николая Александровича – Н. Последующие описания дней становятся подробнее. Во всем блеске проявляется дар повествователя, мастера художественной детали, тонкого наблюдателя. Стиль Цесаревича, говоря современным языком, чрезвычайно кинематографичен, и еще ждет своего режиссера.

Сойдя с поезда в Дели, Августейший путешественник делает примечательную запись в своем дневнике: «Несносно быть снова окруженными англичанами и всюду видеть красные мундиры». Эти «красные мундиры» — форма английских войск, пришедших в Индию вместе с Ост-Индской торговой компанией. Почему-то вспомнились строки из письма Царя Иоанна Грозного английской королеве Елизавете I: «Мы думали, что ты в своем государстве государыня и сама владеешь и заботишься о своей государевой чести и выгодах для государства, — поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли».

В то время английская королева отвечала с достоинством, что она владеет своим государством и подчиняет подвластные ей народы Богу. Но в исторической перспективе прав оказался все-таки первый русский Государь, венчанный на царство по древнему византийскому чину. Английское государство превратилось в мощное торговое предприятие, нашедшее идеологическое обоснование в протестантской этике. В Индии после нескольких военных неудач колониальных войск Ост-Индской компании, английская монархия прибрала бразды правления в свои руки. К моменту посещения Наследником Цесаревичем Индии, в бумагах Министерства иностранных дел Российской Империи англичан называли не иначе, как «торговой нацией». Сможет ли когда-нибудь Россия вновь разговаривать с английской королевой с высоты престола Третьего Рима? «Несносно» видеть повсюду – в Кусково, в церкви Эрмитажа, в соборе Петропавловской крепости… «красные мундиры» родственников английских Елизавет.

Примечания:

[1] Дели — второй по величине (после Бомбея) город Индии, расположенный на севере страны, на берегу реки Джамна. В индийской истории известен как «столица семи империй». В Дели находится 60000 памятников мировой значимости, построенных более чем несколько тысячелетий тому назад. В 1803 г. здесь вслед за английскими войсками появились представители британской Ост-Индской компании. Во время визита Цесаревича реальными хозяевами в Дели были англичане.

[2] Королевский Ирландский Полк — старейшая воинская часть Британской армии. Был сформирован в 1684-1688 гг., и с тех пор участвовал почти во всех войнах Британской империи: битва на реке Бойн (где Король Вильгельм III разбил войска Якова II и окончательно покорил Ирландию), Крымская война (1853-1855). Королевский ирландский полк олицетворяет ирландский характер мужественной и добровольной службы. Полк имеет богатую и сложную историю, неразрывно сплетенную с историей самой Ирландии.

[3] Лахор — столица провинции Пенджаб. Первое достоверное упоминание Лахора относится к около 982 г. Многие историки считают, что Лахор был основан древней индуистской колонией между первым и седьмым веком. Вскоре стал значимым городом, прародителем других колоний, и столицей могущественного княжества, которому он дал название. Лахор достиг зенита своей славы в период правления Великих Моголов с 1524 по 1752. После падения империи Великих Моголов сикхи вторглись и оккупировали Лахор.

Сражаясь против сикхов на их восточных границах, британцы вошли в Лахор в феврале 1846 года и расположили свои войска в крепости.

[4] сикхи (на языке хинди «сикх» — «ученик») — этнорелигиозная группа, проживающая в Индии; последователи сикхизма. В национальном составе сикхов преобладают жители индийского штата Пенджаб. Также сикхи живут в других странах. Говорят на языке пенджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов — сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.В 1846 г. британцы нанесли сикхам поражение, а после 1849 г. Пенджаб был присоединен к Британской Индии. Последний сикхский князь был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от британского правительства.

[5] гуркасы (гуркхи, гурки) — войска Великобритании и Индии, набирающиеся из непальских добровольцев.

[6] pig sticking (с англ.) – разновидность охоты на кабана, англо-индийская забава, как сообщает в своей книге участник экспедиции Э.Э. Ухтомский, «заключавшаяся в том, что кабанов гонят и колют пиками с коня. Этот вид спорта представляет немало опасности и часто, если ловко не управиться с испуганной лошадью, рассвирепевший зверь вонзает в нее клыки и ранит всадника» («Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891». М. 2010. С. 193).

[7] Караяз — место в 60 верстах от Тифлиса, близ станции Караязы, где находилась Великокняжеская охота. Современник пишет о Караязах, как о «прелестном, красивом и диком лесе, наполненном кабанами, оленями, дикими кошками и шакалами». Пойменная растительность в нём была очень густая, колючие кустарники перевиты лианами. В конце XIX века в пойме Куры оставалось много вековых дубов. Основной объект охоты в Караязах — это кабан. Охота производилась с облавой или гаем. Основным владельцем этих охотничьих угодий был Великий Князь Михаил Николаевич, шестеро сыновей которого — Николай, Михаил, Георгий, Александр, Сергей и Алексей — унаследовали от него страсть к охоте.

[8] Кочубей Виктор Сергеевич, князь (1860-1923) — сын Полтавского губ. предводителя дворянства князя С.В. Кочубея, внук министра внутр. дел, гос. канцлера Российской Империи князя В.П. Кочубея (1768-1834), генерал-лейтенант. Получил домашнее образование и военное по экзамену в Михайловском артиллерийском училище. Во время восточного путешествия штаб-ротмистр В.С. Кочубей входил в Свиту Его Высочества Николая Александровича.

[9] Амритсар — священный город сикхов в северо-западной Индии, в штате Пенджаб. Основан четвёртым гуру в 1577 году. Город получил название от священного пруда, в центре которого находится Золотой храм, главная сикхская святыня. В Амритсаре происходили многие важнейшие события сикхской истории.

[10] Bengal Lancers (с англ. бенгальские уланы) – сформированные в Бенгале (и других индийских провинциях) кавалерийские отряды. В конце 18 в. раджа княжества Оудх сформировал первую конную сотню из бенгальских наемников. По мере объединения Индии под властью английской короны разрозненные кавалерийские части стали собирать и переводить на британскую службу. Англичане называли их «местной кавалерией», позже — «иррегулярной», признав ее как полноценную часть своей колониальной армии. Эта кавалерия была полностью наемной. Отличие ее от сипаев состояло в том, что записывался в полк будущий кавалерист со своим собственным конем. Оружие и амуницию представлял полк.

[11] Альберт Виктор (Едди), герцог Кларенс и Эвондейл (1864-1892), известный в семье под прозвищем «Эдди», старший сын Эдуарда, принца Уэльского (позднее короля Эдуарда VII) и Александры Датской, старший внук королевы Английской Виктории по прямой мужской линии. В 1889 г. королевская семья отправила его в Индию.

[12] Георг, принц Греческий и Датский (Джоржи) (1869-1957) – член греческой королевской семьи. Второй сын короля Греции Георга I. В молодости играл достаточно важную политическую и социальную роль в Греции. Прошёл курс обучения во флоте Дании и России, активно участвовал в организации Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. В 1898-1906 гг. был правителем автономного острова Крит. Вплоть до смерти был официальным представителем Греции во Франции.

[13] Хатрас – поселок между Дели и Агрой, в штате Уттар-Прадеш.

[14] Матра (соврем. Матхура или Муттра) — город в Индии, примерно 50 км. к северу от Агры и к югу от Дели. В древнее время город стоял на перекрёстке важнейших караванных путей и играл центральное место в экономической жизни Индии. Матхура почитается как один из священных городов индуизма, потому что, по преданию, там родился Кришна

[15] 1-й King’s dragoons guards (1-й полк королевских драгун). Полк был сформирован в 1685 г., как Королевы конный полк (The Queen’s Regiment of Horse), назван в честь Королевы Марии, супруги короля Джеймса II. В 1714 г. он был переименован в Собственный короля конный полк (The King’s Own Regiment of Horse), в честь Георга I. Название 1-й королевский драгунский гвардейский (1st King’s Dragoon Guards) полк получил в 1751 г. 16 октября 1855 г. на знамена пожалованы отличия за Балаклаву и Севастополь.

[16] брэк — 4-х колесный рессорный экипаж для охоты.

[17] грум (англ. groom) – слуга, сопровождающий верхом всадника либо едущий на козлах или на запятках экипажа; также мальчик-лакей.

[18] Бриндабан (или Вриндавана) — город между Агрой и Дели, в округе Матхура штата Уттар-Прадеш. Является святым местом паломничества для последователей вайшнавизма. На месте Вриндавана в древности находился лес, в котором согласно верованиям индуистов Кришна во время своего земного воплощения 5000 лет назад проводил свои игры. Вриндаван находится в 15 км. от города Матхуры, который принято считать местом рождения Кришны. Вриндаван также называют «городом 5000 храмов» — по некоторым подсчётам, это число храмов, существующих в городе, большинство из которых посвящены поклонению Кришне.

[19] Джумна (Джамна, Ямуна) — река в Индии общей протяжённостью 1376 км. Является самым длинным и многоводным притоком Ганга. Течёт по территории двух индийских штатов, а также столицы Дели. Кроме Дели, на Джамне расположены города Матхура и Агра.

[20] Оболенский Николай Дмитриевич (1860–1912) — князь, флигель-адъютант Императора Александра III (1890), штабс-ротмистр лейб-гвардии Конного полка, генерал-майор лейб-гвардии Конного полка, генерал-майор Свиты, позднее генерал-адъютант, служил в Министерстве двора с 1902 г. Управляющий Кабинетом Его Императорского Величества при Государе Николае II с 1905 г. В последние годы состоял при Императрице Марии Федоровне.

[21] Джайпур — столица штата Раджастан, называемый «Розовым» из-за необычного розового цвета камня, использовавшегося в строительстве. Основан в 1727 году махараджей Джай Сингхом II (годы правления 1699—1743) в качестве новой столицы государства. Родина группы воинских кланов (раджпуты), которые контролировали эту часть Индии на протяжении более тысячи лет. Проект молодого бенгальского архитектора Видхиадхара Бхаттачарья был разработан в соответствии с канонами древнеиндийской архитектуры, к которым относится и прямоугольное расположение кварталов. Весь Джайпур, окруженный стеной, охраняющей город от вражеских войск и диких зверей, разделен на девять прямоугольных секторов. Это был единственный в то время индийский город с прямоугольной планировкой.

[22] Агра — город на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. С 1528 по 1658 был столицей империи Великих Моголов. Агра находится на берегу реки Ямуны. В 1803 году город был захвачен англичанами, изгнавшими из Агры маратхов. Под управлением Британской империи Агра стала важным торговым городом; начала развиваться промышленность; Агра была соединена железными дорогами с Дели, Бенаресом и Калькуттой. В 1857 году во время крупного восстания англичане покинули город и оборонялись в крепости; для подавления восстания в Агру были направлены крупные соединения британской армии, которые и разгромили восставших.

[23] Махараджа, или магараджа — индийский князь; высший титул из доступных индийцу. В Пуранах и других индусских памятниках этот титул прилагается первично к правителю обширного индийского царства, охватывавшего во II в. по Р.Х. большую часть Индии. В вассальных государствах Индии его носили некоторые правители, принявшие его сами или получившие титул от британского правительства.

[24] Крепость Агры – сооружение из красного песчаника (1564—1574), служившее в эпоху империи Великих Моголов резиденцией правителей. Расположена над рекой Ямуна.

[25] Гробница Акбара Великого — усыпальница падишаха Акбара I Великого, одного из самых известных и почитаемых мусульманских правителей Индии, покровителя наук и искусств. Расположена в Сикандре, пригороде города Агра штат Уттар-Прадеш. Акбар Великий сам выбрал место для своего мавзолея и начал строительство ещё при жизни, как это было принято у тимуридов, — примерно в 1600 году. Закончено сооружение гробницы было сыном Акбара Великого Джахангиром в 1613 году.