Игумен русской победы

700 лет преподобному Сергию Радонежскому …

Данная краткая редакция Жития достохвального и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составлена к 700-летию Преподобного на основе двух древнерусских редакций, созданных в разное время тремя авторами — Епифанием Премудрым, Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным (перевод на русский язык М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина, Л.П. Медведевой). Также использованы редакция Жития, написанная святителем Димитрием Ростовским и более современные издания, собрание «Монастырских писем» преподобного Антония Радонежского и другие поздние свидетельства о посмертных чудесах святого Сергия.

В основу композиции положен иконографический канон Жития преподобного Сергия с клеймами с дополнением новых более поздних эпизодов посмертной помощи святого православному народу и Отечеству. Современное значение подвига Игумена земли Русской преподобного Сергия определено в Словах и проповедях Святейшего Патриарха Кирилла, посвященных святому и произнесенных в дни празднования его памяти, или по другим поводам, связанным с именем Преподобного.

Выражаю признательность заместителю председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумену Евфимию (Моисееву) и доктору филологических наук, профессору Ирине Владимировне Бугаевой за поддержку и замечания. Текст выносится на суд боголюбивого читателя и для возможных дополнений, что придаст данной редакции Жития преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, народный и соборный характер.

+

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО

Зачатие, рождение, воспитание

 

Семь веков минуло со дня рождения славного и достохвального отца нашего преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. В его жизни, трудах, подвигах, кончине, посмертных чудесах православный русский народ обрел неиссякаемый источник духовных сил для побед над силами ада, грехом, врагами невидимыми и зримыми.

Преподобный родился в Русской земле, недалеко от Ростова Великого, в годы правления Тверского князя Димитрия Михайловича (1322-1325), при Митрополите Киевском и всея Руси Петре (1308-1326). На родине Угодника Божия в его честь возведен Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

 

Преподобный Сергий появился на свет от благочестивых родителей боярского рода Кирилла и Марии. Будущая мать, нося ребенка под сердцем, пребывала в чистоте, посте и молитве. Еще до рождения святого произошло чудесное событие. Однажды во время воскресной Божественной литургии в церкви младенец трижды вскрикнул в утробе матери. Слышавшие и видевшие это были объяты страхом и трепетом. С того дня Мария поняла, что младенец предызбран Богом. Счастливые родители дали обет: если родится сын, то отдать его Господу, как в древности поступила мать пророка Самуила пророчица Анна.

После рождения младенца стало на нем сбываться обетование Божие. Он отказывался брать материнскую грудь, когда Мария вкушала мясную пищу до сытости. И любящая мать стала воздерживаться в еде и поститься. В среду же и пятницу младенец вообще отказывался от пищи. При этом ребенок оставался здоров, весел и радостен. Не стал он питаться и чужим молоком женщин-кормилиц. Преподобный был вскормлен чистым молоком одной родной матери. Случившееся явилось прообразом будущего воздержания и верности святого.

На сороковой день после рождения младенца родители принесли его в церковь и по данному обету посвятили Богу. Иерей же, по имени Михаил, совершил таинство Крещения. Хорошо знавший Божественное Писание, священник поведал родителям: чудо в церкви означает, что младенец от утробы матери избран Божественным сосудом, обителью и слугой Святой Троицы. Ребенка нарекли Варфоломеем в честь святого Апостола Господня.

До семи лет Варфоломей возрастал душой и телом в благочестивом родительском семействе рядом с братьями Стефаном и Петром. С семилетнего возраста отрока Варфоломея отдали обучению грамоте. Учеба шла трудно, чтение давалось медленно и плохо. Наставник, товарищи по учебе, а также братья, легко усвоившие грамоту, укоряли отрока в недостаточном прилежании. Но они заблуждались. Всему наступает свое время к славе Божией. Уединившись, Варфоломей горячо, со слезами просил Господа о вразумлении, о научении грамоте. Во благовремении, Учитель и Податель всяческих благ внял молитве отрока.

 

Научение грамоте от Бога

 

Однажды отец послал отрока искать жеребят. Во время поисков Варфоломей встретил некоего черноризца-монаха, в сане пресвитера. Старец стоял на поле под дубом и горячо молился. Подойдя ближе, отрок поклонился незнакомцу. Затем стал вблизи дожидаться окончания молитвы.

 

 После молитвы старец ласково подозвал Варфоломея. Благословив отрока, монах спросил: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Отрок ответил, что более всего желает знать грамоту, но не может ее одолеть и поэтому печалится. Варфоломей попросил старца помолиться за него Богу, чтобы он научился грамоте.

Старец усердно помолился Богу и затем подал Варфоломею кусочек анафоры (одна из частей просфоры, раздробляемая и раздаваемая верующим) в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. Прозорливый монах предрек отроку, что отныне Господь дарует ему знание грамоты большее, чем у братьев и сверстников.

Поблагодарив старца, Варфоломей пригласил его в дом своих родителей. Увидев гостя, Кирилл и Мария вышли навстречу и встретили его с поклоном. Прежде чем сесть за трапезу, старец взял с собой Варфоломея и удалился в моленную (часовню). Там он стал совершать положенную в этот час церковную службу, а отроку велел читать псалом. Варфоломей же стал отказываться, говоря, что не обучен грамоте. Но старец благословил его читать Слово Божие без сомнения. И случилось прежде невиданное: отрок внятно и четко стал читать и петь Псалтырь с канонами. С того часа он познал церковно-славянскую грамоту, данную Богом. Родители же и братья удивлялись и радовались чудесному просвещению Варфоломея. Они восславили Господа, даровавшего им милость и благодать.

Покидая гостеприимный дом, старец предрек Кириллу и Марии будущее дивного отрока. Как предызбранный Богом еще до рождения, он будет хорошо знать священные книги, прославится добродетельной жизнью, станет обителью Святой Троицы и многих приведет за собой к исполнению Божественных заповедей. Сказав эти таинственные слова, гость внезапно стал невидимым, когда хозяева провожали его до ворот. Кирилл и Мария решили, что удостоились посещения Ангела, посланного Богом для обучения сына грамоте. Промыслом Божиим книжное знание отрок Варфоломей получил от Бога, а не от людей, что исполнилось.

После этого чудесного события Варфоломей на радость отцу и матери хорошо читал и понимал священные книги. Он возрастал из года в год и в исполнении заповеди Священного Писания о родительском почитании. Убегая детских забав, чудный отрок прилежно стоял в церкви Божией и часто наслаждался чтением священных книг.

 

Пострижение в монахи и начало иноческой жизни

 

По Божиему благоизволению семья боярина Кирилла переселилась из Ростова в местность, называемую Радонеж. Обосновались они около церкви Рождества Христова. Братья Стефан и Петр женились. Отрок же Варфоломей стремился к иноческой жизни. Но по просьбе родителей обещал ухаживать за ними до конца жизни. Варфоломей помогал отцу и матери, пока Кирилл и Мария не удалились в лежащий недалеко от Радонежа Покровско-Хотьковский монастырь (в то время он имел два отделения — одно для иноков, другое для инокинь) и не приняли там монашеский постриг. Прожив немного лет в иночестве, они преставились ко Господу. Послушный юноша проводил родителей до могилы и творил память по ним сорок дней. В Хотьковском монастыре ныне почивают их святые мощи.

После смерти родителей Варфоломей начал готовиться к иночеству. Отцовское наследство и все имущество он завещал младшему брату Петру. Себе же не взял ничего из родительского дома. Покинув семейный очаг, Варфоломей отправился в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотькове, близ Радонежа. В обители к тому времени подвизался старший брат Стефан. Овдовев, он покинул мир и принял иноческий постриг. Блаженный юноша Варфоломей просил старшего брата идти на поиски пустынного места для монашеского подвига. Братья вместе отправились в путь.

После долгих поисков они нашли пустынное место в чаще леса, где рядом бил источник. В полюбившемся месте братья срубили хижину для ночлега, потом построили келлию, а затем сложили из бревен небольшую церковь. Единомысленно братья решили посвятить церковь Святой Троице. Церковь была освящена во имя Святой Троицы по благословению Преосвященного Архиепископа Феогноста, Митрополита Киевского и всея Руси († 1353, память 14 марта), при Великом князе Симеоне Ивановиче (1340-1353). Спустя некоторое время, Стефан удалился от тягот пустынножительства в Московский Богоявленский, за Торгом, или за Ветошным рядом, мужской монастырь.

Любящий уединение Варфоломей остался в основанной братьями пустыни. Желая сподобиться ангельского образа, он изучил весь монастырский устав. Стремясь приобщиться к лику иночествующих, Варфоломей позвал к себе духоносного старца, игумена Митрофана и просил о пострижении в монашеский чин. В седьмой день месяца октября, на память святых мучеников Сергия и Вакха, игумен Митрофан постриг юношу Варфоломея в монашество с именем Сергий, так как в тот день отмечалась память этого святого. Новопостриженному иноку было двадцать три года. Он стал первым пострижеником Свято-Троицкой обители. Преподобный отец наш Сергий положил начало иноческим подвигам в стенах будущей Великой русской Лавры.

Семь дней пребывал блаженный в церкви посте и молитве, ничего не вкушая кроме просфоры. Прощаясь с игуменом, постригшим его, Сергий просил отеческого наставления для новоначального инока. Благословив монаха Сергия словами молитвы, старец вручил его в руки Божии. Преподобный остался один в пустыне иночествовать и безмолвствовать. Некому донести до людей тайную доблесть его подвига. Только по духовным плодам ясно видно: претерпев много нападений и скорбей от бесов, зверей и гадов, преподобный Сергий вышел из брани победителем. И хотя он был единственным воином в обители Святой Троицы, злобные бесы и лютые звери покорились ему, поскольку Дух Святой почивал на нем.

 

Искушение преподобного Сергия и победа над бесами и зверями

 

Пространное житие содержит рассказ об искушении преподобного Сергия и изгнании бесов молитвами святого. Однажды угодник Божий ночью вошел в церковь для молитвы. Когда он начал пение, внезапно стена церкви расступилась и вошел сам диавол со множеством воинов бесовских. Были они в литовских одеждах и островерхих шапках. Бросившись на блаженного, они хотели разорить церковь и сровнять ее с землей. Скрежеща зубами и желая убить святого, они угрожали ему смертью.

Преподобный Сергий, вооружась молитвой к Богу, произнес: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии (Пс. 67, 2-4). И тотчас диавол с бесовским воинством исчезли без следа. Так, именем Святой Троицы, имея помощницей и заступницей Святую Богородицу, а вместо оружия — Честной Крест Христов, преподобный Сергий посрамил диавола. И горячо возблагодарил Бога, избавившего его от этого бесовского мятежа.

Через несколько дней блаженный в хижине творил всенощную молитву. Внезапно раздались шум и грохот. Множество бесов вновь приступили к преподобному. Они угрожали ему лютой смертью от голода и холода, от разбойников и диких зверей. И хотели выгнать из пустыни, ибо лукавому и его слугам была ненавистна сама мысль, что в этом глухом и диком месте может когда-либо возникнуть монашеская обитель, где будет возноситься неустанная молитва ко Господу. Преподобный, имея крепкую веру, возложил всю надежду на Бога. И скоро Бог послал милость Свою. Враги были посрамлены и рассеяны. Святой возблагодарил Бога за помощь и заступничество.

Ратоборствуя с воинством бесовским и побеждая диавольский легион, терпел преподобный Сергий и нападки диких зверей. Стаями и поодиночке звери подходили к блаженному, окружали и даже обнюхивали его. Больше года кормил пустынножитель приходившего к нему медведя, бывало, отдавая зверю последний кусок хлеба.

 

Блаженный с радостью терпел все посылавшиеся ему испытания. Как храбрый воин и мощный ратник, вооруженный и облеченный силой Духа, преподобный Сергий восходил от победы к победе. Но до времени они были невидимы миру.

 

Поставление в игумены монастыря

 

Один Бог ведал о скрытой от людских глаз суровой, добродетельной жизни отшельника. Некоторое время спустя, Господь захотел прославить то уединенное место и устроить здесь монастырь. По Божию изволению, к святому начали приходить монахи. Они молили преподобного Сергия принять их. Он же запрещал им оставаться, зная скорби и тяготы жизни на этом месте. Иноки же молили не прогонять их. Смирившись перед волей Божией, преподобный Сергий благословил каждого новопришедшего выстроить себе келлию, что исполнилось.

И стали жить они для Бога, подражая преподобному Сергию по мере сил. Братия терпела многие лишения. Святой служил инокам примером в добродетелях. Преподобный много и усердно трудился: носил на плечах дрова и, наколов и разрубив на поленья, разносил по келлиям, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келлии каждого брата. Ночи Сергий проводил в молитвах без сна. Он питался только хлебом и водой, да и этого употреблял понемногу. И ни одного часа не оставался праздным. Так он победил свою плоть суровым воздержанием и великими трудами.

Каждый день он усердно вместе с братией посещал церковь Божию. Служить литургию Сергий приглашал постороннего священника. По смирению он не хотел быть поставленным в священники или принять игуменство.

Прошел один год, и после смерти игумена Митрофана, который постриг блаженного Сергия, Бог вложил в сердца братии желание сделать так, чтобы Сергий начальствовал над ними. Собравшись вместе, поразмыслив, посоветовавшись между собой и укрепив сердца верой, братия все вместе пришли к Преподобному Сергию, прося его стать игуменом, но преподобный Сергий отказал. По прошествии нескольких дней братия вновь пришли к Преподобному Сергию, моля его Святой Троицей. И вновь он не дал согласия ради смирения.

Монахи через несколько дней снова пришли умолять Преподобного. Уступая их настойчивой просьбе, преподобный возложил все упование на Бога, и они решили идти в город к епископу.

Митрополит всея Руси Алексий тогда был в Царьграде (1353-1355 гг.), поручив дела управления епископу Афанасию Волынскому, жившему в Переяславле. К нему и пришел Преподобный отец наш Сергий с двумя старцами. Преосвященный Афанасий рукоположил преподобного Сергия в иерейский сан и поставил игуменом монастыря. Не без Промысла Божия случилось поставление Преподобного, но за его боголюбие. Он принял игуменство не по своей воле. Начальство было ему вручено Богом. Отныне Сергий стал предводителем Божественного воинства на том месте, где Бог судил ему вести за собой к общему для всех Владыке и Царю множество иноков — храброе духовное ополчение.

 

Моление над умершим младенцем

 

В окрестностях обители жил некий христолюбец, имевший большую веру в святого Сергия. У него был единственный сын-малютка, который тяжело заболел. Отец мальчика, зная богоугодную жизнь Сергия, понес ребенка в монастырь к святому. По дороге он молился, чтобы только донести сына живым к человеку Божию, и верил, что тогда ребенок обязательно выздоровеет.

Однако, когда он просил Преподобного помолиться о дитяти, мальчик изнемог и испустил дух. Увидев, что сын его мертв, несчастный отец потерял всякую надежду. Зарыдав, он в отчаянии вышел, чтобы приготовить гроб для умершего сына. Бездыханное тело же оставил в келлии святого. Преподобный Сергий сжалился над несчастным отцом, преклонил колени и начал молиться за умершего. И вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело.

В келлию вошел отец, неся все нужное для погребения. Святой встретил его и сказал, что он напрасно поспешил сделать гроб. Его сын не умер, но жив. Отец не поверил, потому что видел, как дитя скончалось. Однако, подойдя, он нашел своего ребенка живым, как и сказал святой. Припав к ногам Божия человека, отец благодарил его. Но святой сказал, что ребенок замерз в дороге, а в келлии отогрелся, а отец подумал, что он ожил. Раньше Всеобщего Воскресения никто не может воскреснуть. Но отец настаивал, говоря, что дитя ожило по молитвам святого. Блаженный запретил ему так говорить. Тот обещал молчать и, взяв малютку, уже совершенно здорового, возвратился домой. Отец мальчика не смел разгласить случившееся чудо, но не мог и молчать о нем. Он про себя дивился, воздавая хвалу Богу, творящему дивные и неисповедимые чудеса. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

 

Об изведении источника

 

В обители преподобного Сергия с умножением числа братии стал ощущаться недостаток воды. Поскольку ее приходилось носить издалека, некоторые из монахов роптали на святого. Не единожды они упрекали его с досадой, что он основал обитель в безводном месте. Игумен же, призвав монахов к усиленной молитве ко Господу, источившему из камня воду непокорному еврейскому народу, отпустил монахов по их кельям.

Сам вышел из монастыря, взяв с собою одного инока. Они спустились в лесной овраг под монастырем, где никогда не было источника воды. Святой нашел в канавке немного дождевой воды и, преклонив колени, усердно молился Богу, сотворившему небо и землю, о даровании воды. Помолившись, преподобный осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода. Вдруг из-под земли забил полноводный источник, из которого потом брали воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого источника случались многочисленные исцеления больных, притекающих к нему с верой. Исцелений сподобляются не только те, кто приходит к источнику. Исцеления получают и болящие из самых разных мест, которых окропляют водой из источника. Такие случаи бывали часто. Над источником, который возник по молитве преподобного Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры, сейчас находится Пятницкая часовня.

Со времени изведения источника его в течение десяти или пятнадцати лет называли Сергиевым, но мудрый муж, не терпя славы, запретил это, говоря, что воду даровал не он, а Господь.

 

Благословение преподобным Сергием князя Димитрия Донского

 

Беда пришла на Русскую землю. За грехи народа Господь попустил огромному войску ордынского темника Мамая вторгнуться в пределы Отечества. И стар, и млад были охвачены великим страхом. Русские земли находились в то время под властью святого благоверного Великого князя Димитрия Ивановича Донского († 1389, память 19 мая). Великий князь знал о даре прозорливости святого Сергия. Имея великую веру к преподобному, он приехал к старцу за благословением выступить против безбожных монголов. Святой благословил Великого князя Димитрия на битву и наказал заботиться о врученном ему Богом христоименитом народе. Идти против ордынцев, и с Божией помощью победить. Преподобный благословил идти в бой с княжеской дружиной монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю: в миру они были воинами, опытными в ратных делах. Приняв благословение, Великий князь дал обет построить монастырь во имя Пречистой Богородицы, если Господь поможет одолеть врага и супостата.

 

Княжеская дружина с поспешностью выступила против безбожных монголов. Войско противника было многочисленно и обладало великой силой. Русские остановились в страхе и сомнении. В это время неожиданно прибыл гонец с посланием от святого. Угодник Божий призывал Великого князя храбро вступить в бой с врагом. И помощь Божия будет во всем с князем и русским воинством. Помолившись и исполнившись отваги, Великий князь с дружиной вступил в бой с погаными.

Святой Сергий, обладая даром прозорливости, знал обо всех событиях на поле боя, как будто бы они происходили рядом с ним. Предстоя вместе с братией Богу с молитвой о победе над погаными, он издалека, духовными очами, видел происходившее. Святой поведал братии о храбрости Великого князя Димитрия Ивановича, назвал по именам павших русских воинов, и вознес Господу горячие молитвы о упокоении их душ.

В жаркой смертельной битве пали многие воины. Господь же помог Великому князю Димитрию одержать полную победу. Поганые монголы были окончательно разбиты. Окаянные, увидев обращенный против них гнев Божий, обратились в бегство. Крестоносная хоругвь еще долго преследовала врагов, убивая великое множество поганых. Некоторые, будучи ранены, смогли убежать, других взяли в плен живыми. Чуден и удивителен был вид победителей: оружие их, прежде блиставшее, было обагрено кровью иноплеменных. И на лицах всех воинов лежала печать победы.

Одержав славную победу над варварами, Великий князь Димитрий вернулся домой. По возвращении он незамедлительно посетил святого старца Сергия. С ним вместе прославил Всесильного Бога, благодарил старца и братию за благой совет и молитвы, с сердечной радостью рассказал о битве с татарами, и сделал в обитель богатый вклад. Тогда же Великий князь напомнил старцу о своем обете построить монастырь во имя Пречистой Богоматери. Старец Сергий отправился на поиски и нашел красивое место на реке Дубенка, на северо-запад от Москвы. С соизволения Великого князя святой Сергий поставил там церковь во имя Успения Богородицы. В скором времени, благодаря помощи Великого князя, чудный монастырь был закончен. Игуменство в нем святой поручил одному из своих учеников, преподобному Савве, который благолепно устроил в монастыре общежительство, как и подобает во славу Божию.

 

Явление Богоматери преподобному Сергию

 

Однажды преподобный Сергий совершал келейное правило перед образом Богородицы. Святой молился и пел акафист Пречистой. Взирая на икону, он молился Ей о том, чтобы Божия Матерь не оставила Своей помощью и заступлением монахов, подвизающихся на этом святом месте.

Окончив правило, святой сел, чтобы немного отдохнуть. Вдруг он сказал своему ученику Михею, что их ждет чудесное и неизреченное посещение. Еще он говорил это, как раздался голос: «Пречистая грядет». Старец поспешно вышел из келлии в сени. Его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Блаженный увидел Пречистую с апостолами Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние. Увидев чудесных посетителей, святой пал ниц, не в силах вынести нестерпимо яркого блистания.

Божия Матерь прикоснулась Своими руками к святому и сказала, чтобы он не боялся и не скорбел. Его молитва об учениках и монастыре услышана. Отныне обитель будет иметь изобилие во всем не только при его жизни, но и по отшествии святого к Богу. Пречистая не покинет это место, будет сохранять и покрывать его, неоскудно подавая все необходимое. Сказав так, Она стала невидима. Святой же, объятый сильным страхом и трепетом, пребывал некоторое время как бы в исступлении ума. Когда же он постепенно пришел в себя, то увидел, что его ученик, мертвый от страха, лежит на полу. Старец поднял его, и тот бросился в ноги преподобному со словами: «Скажи мне, отче, ради Бога, что за чудесное видение было нам? От яркого блистания дух мой едва не разлучился с телом». От сильного душевного волнения святой не мог ответить своему ученику. И только лицо его цвело небесной радостью. «Подожди, чадо, — сказал он ученику, — и во мне дух трепещет от чудесного видения».

Старец и его ученик стояли и дивились про себя происшедшему. Через некоторое время преподобный сказал ученику: «Чадо, позови ко мне Исаака и Симона». Когда они пришли, старец рассказал им по порядку, как он видел Пречистую с апостолами и какие чудесные обещания Она дала святому. После его слов ученики исполнились неизреченной радости. Вместе пропели молебен Богоматери и прославили Господа. Остаток ночи святой провел без сна, внимая умом неизреченному видению.

 

Приход греческих послов и начало общежительства

Слава о добродетельной жизни преподобного Сергия и его учеников распространилась по всему миру и достигла древнего Царьграда. Из Константинополя в обитель святого прибыли посланцы Константинопольского Патриарха Филофея († 1379, занимал престол в 1354-1355 и 1364-1376 гг.). Они передали святому благословение Патриарха и подарки: крест-мощевик с частицами мощей святых, параман (принадлежность облачения малой схимы — четырехугольный плат с изображением креста) и схиму. В Послании Патриарх кир Филофей благословлял преподобного Сергия ввести в монастыре общежительство. До того времени большинство монастырей на Руси были необщежительными. Монахи в них собирались вместе только в церкви на службы. О крове, пище и одежде каждый заботился сам.

Удивился Преподобный по своему смирению, что столь высокие гости с ценными патриаршими дарами прибыли к нему. Святой спросил посланцев: «Не к другому ли к кому вы посланы? Кто я, грешный и недостойный, чтобы мне получать дары от Святейшего Патриарха?» Но греки подтвердили, что посланы именно к нему. Тогда же старец, радушно приняв гостей в обители, отправился в Москву к святому Митрополиту Алексию (на митрополичьем престоле в 1354-1378 гг., память 12 февраля, 20 мая, 5 октября), чтобы рассказать о послании Патриарха и получить благословение. Святитель Алексий велел благодарить Патриарха за наставление и советовал преподобному его принять.

С того времени игумен заповедал братии «вся обща имети», и в обители было введено общежитие. По заповедям святых отцов, монахи ничего не называли своим, но все считали общим. Блаженный и премудрый пастырь распределил братию по послушаниям. И монастырь стал процветать. Множилось число братии, и умножались приношения в обитель. Чем больше Господь подавал всего потребного для жизни монастыря, тем больше там возрастало страннолюбие. Сирые иль убогие, князья иль ратники, всяк человек, притекающий в обитель преподобного Сергия, получал там кров и хлеб, молитвенную поддержку и искреннее участие. Так со святого Сергия началось распространение монастырского общежития (киновии) на Руси. Его ученики продолжили дело своего отца и учителя в новосоздаваемых обителях, заложив тем самым основу общенародного служения Русской Православной Церкви. Учеников святого стало так много, как райских птиц. Всего ученики преподобного Сергия основали около 40 новых обителей. Из них вышли основатели ещё более 50 монастырей.

 

Причащение огнем

 

По прошествии некоторого времени блаженный служил Божественную литургию. Послушание экклесиарха (старшего пономаря) нес ученик преподобного Симон. Был он мужем добродетельным и совершенной жизни, о чем свидетельствовал сам преподобный. Этот Симон имел чудесное видение: когда святой служил литургию, Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду. Отойдя от святого престола, преподобный понял, что Симон сподобился чудесного видения. Поэтому старец подозвал инока и спросил, чем так устрашился дух его? Ученик ответил, что имел чудесное видение благодати Святого Духа, почивающей на угоднике Божием. Старец запретил Симону кому-нибудь говорить о виденном, пока Господь не заберет его из этой жизни. И оба вместе воздали хвалу Господу.

 

Преставление и погребение святого

 

За подвижническую жизнь даровал Господь преподобному Сергию долголетие. Каждый прожитый день святой посвящал Богу, не пропуская ни одной церковной службы. С годами тело его ослабевало, а дух воспарял. За шесть месяцев до кончины Преподобного Господь открыл ему день отшествия от земной юдоли в жизнь вечную. Собрав братию, святой вручил управление обителью своему любимому ученику Никону († 1427, память 17 ноября), мужу добродетельному и благоразумному. Сам же великий подвижник начал безмолвствовать.

В сентябре Преподобный тяжко заболел. Призвав монахов и, зная о скором отшествии ко Господу, святой преподал братии последнее наставление. С любовью молил Сергий иноков хранить веру православную, единомыслие, душевную и телесную чистоту, нелицемерную любовь, остерегаться злых и нечистых желаний, быть умеренным в пище и питии, украшать себя смирением, не оставлять страннолюбия, уклоняться от споров, избегать земных почестей и славы, уповать единственно на Бога. Закончив говорить, святой вручил братию Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери. Перед самым исходом души от тела угодник Божий причастился Святых Таин. И с молитвой предал свою чистую душу Господу. Тотчас в келлии святого, где собралась братия, разлилось благоухание. С почестями положив в гроб тело своего отца, монахи провожали его рыданиями, псалмами и погребальными молитвами. Лицо Преподобного сияло, как ангельский лик.

Перед кончиной святой запретил ученикам погребать его в церкви. Он завещал похоронить себя вместе с другими братиями вне церковных стен. Услышав это, братия опечалились, а затем испросили благословения Митрополита Киевского и всея Руси Киприана (1381-1382 и 1390-1406, память 27 мая, 16 сентября) погребсти святого в церкви с правой стороны, что и было исполнено. Тело преподобного Сергия было похоронено в созданной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы; в основанном им монастыре, ставшим впоследствии великой Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой — несокрушимой твердыней Православия.

При успении и погребении святого множество народа притекло из разных городов и мест Святой Руси. Князья, бояре, вельможи, честные игумены, иереи, диаконы, множество иноков и простые богомольцы проводили с честью его святые мощи. После погребения угодника Божия собравшийся в обители народ и ученики долго оплакивали преподобного. Многие имели к святому настолько сильную веру, что не только при жизни посещали его, но и после смерти приходили к его гробнице. С теплой верой и великой любовью беседовали с ним, как с живым. Ибо Господь наш Иисус Христос — Бог не мертвых, а живых. Да будем и все мы вместе с преподобным Сергием наследниками вечного блаженства по благодати Господа нашего Иисуса Христа. И пусть не иссякает в веках поток людей, притекающих с верой и молитвой к раке преподобного Сергия в церкви Святой Троицы в Лавре Сергиевой.

 

Обретение мощей святого Сергия

 

Прошло тридцать лет после преставления преподобного Сергия. В то время жил близ обители некий благочестивый муж. Он очень почитал святого, часто молился у его гроба и видел там много происходивших чудес. Однажды ночью он молился и заснул. В тонком сне явился ему блаженный Сергий и повелел передать игумену обители, что необходимо извлечь его тело из гроба, поскольку к нему подступила вода.

Проснувшись, он рассказал о видении ученику святого, игумену Никону. Услышав об этом, игумен возвестил о произошедшем братии. Все возрадовались великой радостью, а весть о видении распространилась всюду. Собрались собор старцев монастыря и владетельные князья во главе с Великим князем Георгием Димитриевичем (1374-1434, с 1389 г. князь Галичский и Звенигородский). Принявший крещение от святого, князь имел великую веру к Преподобному и заботился о его обители.

Когда вскрыли гроб с честным телом святого, всё вокруг исполнилось благоухания. Вода же стояла по обе стороны гроба, но тела святого и риз его не касалась. Ни плоть, ни одежда собеседника ангелов не были тронуты тлением. Увидев это, все прославили Бога, хранившего тело преподобного невредимым во гробе столько лет. Мощи блаженного Сергия Радонежского были обретены 5/18 июля 1423 года. С почестями и молитвами положили честные и многоцелебные останки святого в раку.

В единодушии настоятель, Священный Собор старцев обители, великие князья, ученики блаженного решили построить каменную церковь над гробом святого. В скором времени по обретении мощей, в 1423-1424 годах, игумен Никон воздвиг храм Святой Живоначальной Троицы, который был украшен чудной росписью старцев-живописцев Даниила и Андрея. Более других старался об устроении храма добродетельный муж, сподобившийся явления преподобного Сергия.

С тех пор неоскудно течет к раке святого поток верующих. Случаи чудесного исцеления страждущих от его мощей не поддаются счету.

 

Исцеление Захарии Бороздина

 

Старейшина града Твери по имени Захария Бороздин весьма почитал преподобного Сергия. Однажды он смертельно занемог от внутренней болезни. Но имея любовь ко святому, каждый раз садясь за стол, вельможа с верою вкушал хлеб с трапезы из обители преподобного. Со временем по молитвам святого болезнь отступила. И вскоре он совсем выздоровел.

Вельможа дал обет пойти в монастырь и воздать благодарение святому за свое исцеление. Но из-за мирских забот всё откладывал исполнение данного обещания. Наконец, он совсем забыл о нём. Но милосердный Бог не хотел, чтобы добродетельный муж оставался неблагодарным.

По прошествии какого-то времени у вельможи сильно разболелись зубы. От страшной боли он не мог ни есть, ни спать много дней. Между тем его жена хранила в доме скуфью блаженного. Однажды вечером она возложила скуфью на голову своего мужа. И, получив некоторое облегчение, вельможа заснул.

Ночью, когда все в доме спали, измученный долгой болезнью старейшина молился преподобному Сергию об исцелении. Вдруг в тонком сне он видит перед собой угодника Божия. На вопрос святого, не хочет ли вельможа исполнить свой обет у раки преподобного, тот сразу ответил согласием. Тогда блаженный старец отнес его в обитель и положил у раки. С плачем и радостью Захария облобызал раку святого, и тотчас получил исцеление. Затем старейшина был отнесен в свой дом. Проснувшись, он ощутил, что недуг отступил.

Вельможа подробно рассказал жене о своем чудесном выздоровлении. И они прославили Господа, исцелившего сего мужа по молитвам преподобного Сергия. Потом Захария спешно отправился в обитель Преподобного, припал к его цельбоносным мощам и возблагодарил Бога. Вельможа рассказал Священному Собору старцев монастыря обо всём, что с ним произошло. Одарив братию и сделав большой вклад в монастырь, Захария возвратился в дом свой, радуясь и славя Бога.

 

Исцеление Симеона Антонова

 

В стольном граде Москве жила одна богатая купеческая семья. По пророчеству любившего их святого Сергия, у них родился сын, которого назвали Симеоном. Однажды, уже будучи в зрелых летах, он сильно заболел. В течение многих дней больной не мог ни есть, ни спать. Члены его были расслаблены так, что он не мог даже двинуться на одре. Жена и родные поворачивали его и переносили. Так продолжалось долгое время. Как-то ночью вспомнил Симеон о том, сколько исцелений совершает Бог по предстательству блаженного Сергия. Тогда купец взмолился к преподобному избавить его от жестокой болезни.

В тёмном доме уже все спали, горел только один светильник. Вдруг разлилось яркое сияние, в котором к больному явились преподобные Сергий и Никон. Купец понял, что его посетили святой Сергий со своим любимым учеником. Больной хотел подняться и приветствовать их, но не в силах был даже слова вымолвить. Святой крестом, который нес в руке, осенил лежащего расслабленного. После этого велел ученику своему, Никону, осенить его иконой, стоявшей близ постели. Эту икону когда-то сам Никон подарил болящему. Потом они взяли безропотно им повиновавшегося Симеона за волосы и содрали с него словно всю кожу от головы до ног. И стали невидимы. Симеон же тотчас почувствовал облегчение. Он быстро поднялся и сел на постели, никем не поддерживаемый, хотя прежде не мог и двинуться. Разбудив жену, он описал чудное посещение святого Сергия с любимым учеником Никоном, который показал всем знавшим его, что сопричастен в чудесах своему учителю. Будто содранную кожу они сняли с Симеона болезнь.

Поднявшись с постели, Симеон тотчас сотворил пятнадцать земных поклонов, как будто никогда не был болен. Со слезами благодарности целовал он иконы святого Сергия и ближайшего ученика его, преподобного Никона. Так чудесным образом исцелился от тяжкой болезни московский купец Симеон Антонов, о чем всем и поведал.

 

Исцеление слепого у гроба преподобного Сергия

 

Семь лет один странник был одержим слепотой. Он ходил с поводырем и просил милостыню. Однажды слепой услышал о чудесных исцелениях, которые совершаются у гроба святого. В праздник Сошествия Святого Духа его привели в обитель Преподобного, где собралось много народу. Слепой стоял возле церкви, поводырь же его отошел за какой-то надобностью. Слушая церковное пение, странник плакал о том, что не может сам войти в церковь и поклониться гробу блаженного. И тогда преподобный Сергий явился в образе странника, взял его за руку и привел к раке. Как только слепой коснулся рукой раки святого, тотчас прозрел. Он увидел знакомые лица и громким голосом воздал благодарение святому за свое прозрение. Множество людей, бывших при этом, возрадовались о происшедшем чуде. Они славили Бога и говорили всюду о чудесах святого Сергия. Исцелившийся же остался в обители преподобного, выполняя различные послушания.

 

О чудесах преподобного Сергия, бывших в его обители во время осады

 

В начале XVII века смута пришла на Русскую землю. Коварный иноземный враг и доморощенные изменники угрожали самому существованию русского государства. Польские отряды под водительством Сапеги и Лисовского подошли и к стенам Свято-Троицкого монастыря.

На оборону обители (23.09.1608-12.01.1610) вышли монахи, отряд царских ратников и несколько сот крестьян из окрестных монастырских сел. Всего защитников насчитывалось около 2500 человек против многотысячного войска захватчиков. Но на пути врага встал преподобный Сергий! Известно много случаев помощи святого защитникам Лавры. Потому, несмотря на цингу и нехватку оружия, им удалось продержаться до прихода московских войск под командованием М.В. Скопина-Шуйского. Приведем небольшой эпизод из летописи обороны Лавры, рассказывающий о том, как при чудесной помощи преподобного Сергия удалось отразить очередной приступ неприятеля.

Служил пономарем в обители Преподобного Сергия некий старец по имени Иринарх. Однажды в воскресенье, после утренней службы, сел он и тотчас задремал. И вот видит старец, как в келлию входит чудотворец Сергий и наказывает ему предупредить городских начальников, что будущей ночью устремится на защитников Лавры огромная вражеская сила. Но старец повелел не ослабевать духом в борьбе и уповать на милость Божию. Потом пономарь увидел, как святой обходит стены и хозяйственные постройки и кропит монастырские здания святой водой.

На следующую ночь после предупреждения чудотворца, в третьем часу, подошло к обители множество ратников с разными военными орудиями, желая разорить ее. Люди же, находившиеся в монастыре, мужественно сражались с врагами на крепостных стенах и многих поразили по молитвам чудотворца.

 

По ходатайству преподобного Сергия

 

Преподобный Антоний Радонежский, один из достохвальных наместников Троице-Сергиевой Лавры (Медведев Андрей Гаврилович; 6.10.1792 — 12.05.1877, память 12/25 мая и в соборе Радонежских святых 6/19 июля, наместник с 1831 г. по день смерти) с одобрения митрополита Московского Филарета (Дроздова, 26.12.1782 — 19.11.1867) собрал и в середине XIX века напечатал отдельной брошюрой «Монастырские письма», в которых описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного. В книге есть свидетельство одного из участников обороны Севастополя 1854 г. о чудесной помощи преподобного Сергия, записанное самим архимандритом Антонием в феврале 1875 года. Вот этот рассказ.

В 1854 году, отправляясь в поход, один воин получил от святителя московского Филарета в благословение небольшую икону преподобного Сергия. Как часто происходит с военными людьми, даже перед лицом опасности он не думал о смерти и продолжал вести рассеянную жизнь. Тем не менее, благословение митрополита офицер всегда имел на груди: сражался ли на поле брани или веселился в кругу товарищей в минуты отдыха между боями. В числе его армейских товарищей был один доктор-немец. Иногда, когда становилось жарко в палатке, офицер расстегивал мундир, и святая икона показывалась у него на груди. Это давало повод немцу-лютеранину иронизировать над однополчанином и вообще над русскими, будто мы верим «талисманам».

24 октября 1854 года произошло кровопролитное сражение на Черной речке. Их бригада попала под сильный перекрестный огонь неприятеля. В самое короткое время почти все бойцы пали смертью храбрых. Офицер был ранен в ногу и сильно контужен в голову. Хотя солдаты и перенесли его через речку, но в общей неразберихе положили вместе с убитыми.

Чувствуя приближение смерти от ран и потери крови, воин мысленно обратился с горячей молитвой к преподобному Сергию. Он просил святого о помощи и дал обет изменить свою жизнь к лучшему. В это время рассказчик увидел, как позже выяснилось, генерала на коне, который приказал отделить его от убитых солдат, которых предавали земле в общих «братских могилах». Офицеров же хоронили сначала на Макензиевой горе, а потом на северной стороне Севастополя.

Когда офицер пришел в чувство после потери сознания, то увидел себя на перевязочном пункте. Около него хлопотал поляк-фельдшер. Незадолго перед сражением фельдшер пытался бежать к неприятелям, но был пойман казаками. И только благодаря его просьбе перебежчик избежал расстрела. Теперь поляк спас офицера от неминуемой смерти.

Спустя какое-то время офицер узнал, что именно немец-доктор, проезжая мимо телеги, нагруженной телами, где находился и он, узнал товарища по знакомой ему иконе и из сострадания послал фельдшера, который своими усердными стараниями и привел рассказчика в чувство. Всё произошедшее было делом милосердия Божия к русскому воину по молитвенному ходатайству преподобного Сергия.

 

Звание воина — святое звание

 

В годы Первой мировой войны, называемой также Второй Отечественной или Великой войной, монахи Троице-Сергиевой лавры, с разрешения Святейшего Синода, направили послание в стан русских воинов. В этом послании, распространенном тогдашней массовой печатью, в том числе популярным журналом литературы, политики и современной жизни «Нива» (N 39, 1914. С. 2), говорилось: «Сохрани вас Боже, дорогие братья, русские воины, в минуты гнева справедливого, увлечься чувством мщения и обижать мирных жителей тех областей, которые Бог поможет нам захватить от неприятеля. Мы, смиренные иноки обители Сергиевой, ваши богомольцы у гроба сего великого чудотворца, умоляем вас именем преподобного Сергия: помните, что звание воина — святое звание, что в лике святых Божьих немало и святых воинов. Никого не обижайте, ни на кого не клевещите, не обижайте врага бегущего, врага лежащего, истекающего кровью. Лежачего не бьют, учит родная пословица. К чужому добру не прикасайтеся… Берегите свою совесть, братья воины, как зеницу ока, храните себя в чистоте и целомудрии, и Бог вас сохранит».

Победительный завет преподобного Сергия христолюбивому воинству о милосердии к побежденному врагу есть краеугольный камень в основании Русской Армии — освободительницы народов. В сохранении и преумножении духовно-ратных традиций, заложенных святым Сергием и его учениками, залог будущих побед и нынешних Российских Армии и Флота.

 

Сердце Русской Церкви

 

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, основанной Преподобным, бьется сердце Русской Церкви. В ее стенах не престает неусыпаемая молитва о всех страждующих и обремененных, о всём богозданном мире. Подлинный отец земли Русской, блаженный Сергий почитается нашим народом, как никакой иной святой. Потому особая благодать будет пребывать на этом месте всегда. В жизнь вечную уходит быстротекущее время. И в каких бы сражениях ни участвовали наши воины, по молитвам преподобного Сергия, Игумена Русской Победы, Господь всегда хранит Своих! Игумен Земли Русской — наш вождь и полководец в битвах видимых и невидимых с грехом и рознью мира сего. Семь веков с верою и любовью русский народ говорит о святом Сергии: «С ним победим!»