Часть 5

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ В РОССИИ.
Приамурский Земский Собор 1922 года. Материалы и документы.

 

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

В конце 80-х годов XX века, работая в приморской молодёжной газете, приезжал в командировки в столицу и принимал участие в заседаниях московского Братства Царя-мученика Николая. Основной целью братчиков являлась канонизация Царской Семьи Государя Императора Николая II Александровича в лике святых Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно в Братстве впервые узнал о Приамурском Земском соборе, состоявшемся во Владивостоке в июле-августе 1922 года и восстановившем Династию Романовых на Всероссийском престоле. По просьбе членов Братства приступил к изучению данной важной темы в истории России. На первом этапе исследовал местные архивы и получил материалы от беженцев первой волны русской эмиграции и их потомков со всего мира, с которыми находился в переписке.

Часть 5
Обложка книги «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 года.

Весной 1991 года приехал в Москву для учёбы на Высших литературных курсах при литературном Институте им. А.М. Горького. Параллельно продолжал заниматься изучением истории Земских соборов на Руси и, в частности, Приамурского как последнего на данный момент. Материалы публиковались в православно-патриотической периодике. Вместе с братчиками участвовал в «заставах» по сбору подписей за канонизацию Царской Семьи и строительству Храма Христа Спасителя.

Зимой 1992 года в Сергиевом посаде, вернувшем себе историческое имя, в небольшом домике, заваленном снегами, недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приступил к написанию книги о Приамурском Земском соборе. Осенью 1993 года закончил её в священнической квартире в Коломенском, молясь перед иконой Державной Божией Матери. В связи с октябрьскими событиями печатание тиража остановили в типографии. Но в начале 1994 года первая в истории России и зарубежья книга о Приамурском Земском соборе во Владивостоке увидела свет тиражом в одну тысячу экземпляров. Она моментально разошлась среди читателей на православно-патриотических вечерах и собраниях, в книжные магазины не поступала.

В дальнейшем материалы книги использовались в фундаментальных трудах «Русь соборная» приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) и «Россия перед вторым пришествием» церковного историка С.В. Фомина и др. В 1995 году книга «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 г. Материалы и документы» удостоена Всероссийской литературной премии «Традиция» Союза писателей России. Впервые представляем широкому кругу читателей полный вариант книги.

Часть 1. http://archive-khvalin.ru/chast-1-2/

Часть 2. http://archive-khvalin.ru/chast-2-3/

Часть 3. http://archive-khvalin.ru/chast-3-2/

Часть 4. http://archive-khvalin.ru/chast-4-2/

 

Часть 5.

26-го мая 1921 года небольшая горстка каппелевцев, имевшая на всех двенадцать винтовок и несколько револьверов, выступила во Владивостоке против коммунистического режима, охранявшегося двумя тысячами хорошо вооруженных красных милиционеров. Натиск среди бела дня был так стремителен и смел, что одни узурпаторы бежали в сопки, а другие спрятались в японской миссии и были переправлены впоследствие «интервентами» в советскую Россию.

К власти пришло Временное Приамурское правительство под председательством сына амурского крестьянина, юриста по образованию, некогда трудившегося в Петербурге в Министерстве Земледелия Спиридона Дионисьевича Меркулова. Вечером того же дня Правительство обратилось к населению с воззванием:

«Тяжелое наследие от свергнутой власти коммунистов осталось на долю населения г. Владивостока и Приморской области. Всё расхищено, растрачено и уничтожено. Государственная касса, имевшая 31 января 1920 года свыше 25 миллионов золотом, — окончательно опустела. От несметных богатств, находившихся в казённых и таможенных складах, ничего не осталось. Железная дорога разрушена и влачит жалкое существование. Морское судоходство, представляющееся судами и организацией Добровольного Флота, сократилось на 70% и печальные остатки его требуют фундаментального ремонта и реорганизации, при отсутствии на то каких-либо средств; казённые предприятия дают огромные, ничем не оправдываемые, убытки, и частные фабрики, заводы, рудники и т. п. на 80% сократились, и для продуктивного возобновления работы в них требуются крупные средства, которых нет ни в казне, ни у владельцев этих предприятий.

Государственные Учреждения — дезорганизованны, значительная часть трудового населения — развращена преступной демагогией свергнутой коммунистической власти и не способна уже к производительному, полезному труду; безработица растёт не по дням, а по часам. Возрастающая бедность и полное обнищание и угроза голодной смерти для массы населения наблюдается и становится неизбежной и неотвратимой с каждым днем.

При таких невыносимо трудных и безотрадных условиях Совет Съезда Представителей Несоциалистического населения Дальнего Востока временно принимает от Национального Революционного Комитета (т.е. от каппелевцев А.Х.) в свои руки государственное управление.

Только полное сознание со стороны всего русского населения Окраины всей тяжести условий и необходимости единодушия в общей борьбе по спасению от надвигающейся гибели, да твердая вера в Божью помощь дадут возможность Совету положить начало оздоровлению жизни.

Призывая к единодушному сотрудничеству всех русских граждан, Совет Съезда заявляет, что в своей временной государственной деятельности он будет строго руководиться началами, провозглашенными в резолюциях Съезда, его избравшего.

Совет, как безпартийное учреждение, при скромной в своих размерах исполнительной власти, а равно и в вопросах управления, будет одинаково относиться ко всем гражданам без различия их партийных убеждений. Исключением признается партия большевиков-коммунистов и все, ей сочувствующие каковые объявляются противогосударственными и преступными, и принадлежность к которым почитается государственным преступлением, сурово наказуемым по суду·

Народное Собрание, как орган исключительно законодательной власти, сохраняется с отменой закона 4 декабря 1920 г. (о подчинении его властям большевистской ДВР в Чите — А.Х.) о праве его издавать законы без утверждения Верховной Власти и с привлечением к участию в нём организаций и партий, недопускавшихся свергнутым правительством.

Совет Съезда, как орган временной Верховной Власти на Дальнем Востоке, переименовывается во Временное Приамурское Правительство которое, впредь до избрания органа Верховной Власти всем некоммунистическим населением окраины, является носителем ни от кого не зависимой Верховной Власти.

По избрании постоянного, впредь до возстановления Всероссийского Правительства, Приамурского Правительства, в порядке, указанном выше, настоящее Временное Правительство слагает с себя власть н передает её означенному, избранному населением, правительству.

Дальневосточная Армия, во главе с командующим генерал-лейтенантом Вержбицким и всем командным составом её признала вышеозначенное Временное Правительство и изъявила полную готовность стать на защиту ея демократического правового государственного порядка.

Совет Съезда Представителей Несоциалистического населения Дальнего Востока в качестве Временного Приамурского Правительства: Председатель С.Д. Меркулов, члены: И.И. Еремеев, А.Я. Макаревич, Е.М. Адерсон, Н.Д. Меркулов, Секретарь Η.М. Соколов»[1].

После свержения в мае 1921 года пробольшевистского режима 16-го июня во Владивостоке созывается Второй Съезд Представителей Несоциалистического населения Дальнего Востока, на котором знакомый нам уже священник В.М. Демидов призывает забыть честолюбие и страсти. Оратор восклицает: «Да здравствует единый вождь Россия Патриарх Тихон»[2].

Буквально в эти же дни (16-24 мая ст. ст.) на другом конце евразийского континента в Рейхенгалле (Бавария) проходит Съезд Хозяйственного Возстановления России, отзвуки которого в скором времени докатываются до тихоокеанской Окраины и, безусловно, оказывают влияние на развитие здешних событий. Постановления Съезда становятся подспорьем для созидательных действий дальневосточных монархистов:

«Признавая, что хозяйственное возрождение России невозможно без политического её оздоровления и возвращения к законному, исторически сложившемуся строю, Съезд Хозяйственного Возстановления России единогласно принял следующие постановления:

  1. Съезд признает, что единственный путь к возрождению великой, сильной и свободной России — есть возстановление в ней монархии, возглавляемой законным Государем из Дома Романовых, согласно Основным законам Российской Империи.
  2. Приветствуя объединение различных течений Монархической мысли и не считая себя в праве за рубежом России предопределять будущие формы государственного устройства Империи, Российский Съезд полагает, что вернейший залог благоденствия, силы и самого бытия Россиизаключается в действенном единении Царя со своим народом в лице избранников широких слоёв населения для участия в великом деле устроения государственной жизни Российской Империи. ‘
  3. Съезд полагает, что религиозно нравственное возрождение Родины в духе исконной веры Православной есть,тот камень, на основе которого только и возможно возстановление Российского Царского Престола.
  4. Приветствуя возсоздание начала соборности и возстановления Патриаршества, Съезд усматривает в этих преобразованиях возвращение к исконной старине Церковной жизни и залог ещё большего укрепления исторического Союза Церкви и Монарха.
  5. Православная Церковь, представляющая собой исповедание подавляющего большинства населения России, имеет значение первенствующей Церкви, причём однако сохраняется предоставленная в свое время, предшествующими законодательными актами, свобода исповедания остальных инославных и иноверных вероучений, признанных государственной властью.
  6. Приветствуя возрождение Православного Русского Прихода на началах соборности, по указанию Всероссийского Собора, Съезд горячо призывает русских людей дружно объединиться вокруг своих приходских храмов и под благословением Церкви широко развивать культурно-просветительскую, благотворительную и патриотическую деятельность во благо Церкви и Родины.
  7. Признавая крайне желательным, чтобы народная Церковная сила, олицетворяемая старообрядцами, влилась в единое творческое русло в деле возстановления правды Христовой и Царского Престола, Съезд выражает горячую надежду, что Церковь православная найдет пути духовного примирения с этими верными сынами Царя и Родины.
  8. Считая необходимым и своевременным открытое провозглашение монархической идеи, Съезд постановляет учредить выборный Высший Монархический Совет, как центральный орган общего монархического союза и рекомендовать создание на местах монархических объединений.
  9. Все усилия русских людей должны быть направленны к сохранению и поддержанию возможно широкими мерами тех основных кадров будущей Императорской Русской Армии, которые представляют собой уцелевшие воинские части этой армии.
  10. Весь офицерский состав бывшей и будущей Русской Армии должен быть всемерно поддержан как нравственно,так и материально, а потому признается необходимым организовать на местах офицерские Союзы Взаимопомощи.
  11. Принимая во внимание, что все мероприятия революционного времени в деле разрешения земельного вопроса не дали удовлетворительных результатов и признавая, что русскому народу присуще правовое сознание и в равной, степени чужды социалистические формы землепользования, Съезд полагает, что только единоличное владение землей на правах частной собственности приведет земледельческое население к сельскохозяйственному прогрессу. Но не считая себя в праве намечать в настоящее время исчерпывающее разрешение земельного вопроса, Съезд признает, что одним из первейших актов законной и правовой Верховной власти, должно быть коренное разрешение этого вопроса в целях государственного благосостояния России, согласно с историческими традициями Русского Народа с целью всемерного увеличения мелкого землевладения.
  12. Право собственности должно быть признано, как незыблемое основание государственного порядка и культуры. Все имущества должны быть денационализированы и свобода торговли возстановлена.
  13. Денежное хозяйство должно быть упорядочено созданием твердой валюты, каковая необходима для мирного разрешения земельного вопроса.
  14. Съезд считает необходимым немедленное создание за границей большого серьезного органа периодической печати для всестороннего развития монархической идеи, для изучения и развития русского монархического движения, для правильного и полного освещения происходящего в широких массах русского народа процесса возвращения к путям русского национального идеала, для раскрытия перед иностранным общественным мнением правды об истинных чаяниях русского народа и для воспитания среди русской эмиграции людей в духе родных национальных начал и подготовления их к предстоящему государственному строительству.

Съезд Хозяйственного Возстановления России с чувством глубокого преклонения и братским приветом обращается к тем стойким борцам за Мощь и Славу России, которые не взирая на гнёт народных палачей и ежеминутную смертельную опасность, продолжают внутри России самоотверженную борьбу за возрождение и счастье нашей Родины под старым трехцветным знаменем и Скипетром Державного Русского Царя, и пламенно желая этим героям полного успеха в их титанической борьбе — заверяет, что сплотившиеся ныне под общим знаменем Монархисты, живущие за рубежами Родины, несмотря на противодействие чужестранной среды и притеснения тех иностранных правительств, которым страшна и ненавистна Великая и Могучая Россия – ведут горячую борьбу за общие цели и по первому призыву своих братьев, встанут в одни ряды с ними, чтобы вместе бороться и умирать за Святую Идею Великой, Обновленной России»[3].

Всё чаще в дальневосточной прессе появляются материалы монархического содержания, выдержки из переписки Их Императорских Величеств, воспоминания людей близко знавших Государя и Государыню и Их Августейших Детей, Великих Князей. Из уст опамятовавших сирот, оставшихся без Державного Хозяина и Отца, начинают звучать первые за период Гражданской войны покаянные слова. 16-го июля 1921 года владивостокцы возносят молитвы за русского Императора Николая II Александровича, отмечая мрачную трехлетнюю годовщину Его убийства (о всей Семье тогда официального сообщения не было) «комиссаром евреем Юровским»[4].

Обычными в те годы становятся объявления подобные помещённым в харбинской газете «Свет»: «В годовщину основания Константиновского Артиллерийского училища в Николаевском соборе 26/13 марта с. г. в 2 часа будет отслужена панихида по Августейшим руководителям русской артиллерии: Великим Князьям Михаиле Павловиче, Михаиле Николаевиче, Сергее Михайловиче и всем воинам на поле брани живот свой положившим и погибшим в годины лихолетия». Или призыв помолиться на панихиде 16 июля в очередную годовщину Екатеринбургского злодеяния, подписанный группой старослужащих солдат Императорской Армии и Флота, Союзом офицеров, Монархической партией, Дальневосточным комитетом защиты Родины, Союзом Георгиевских Кавалеров Российской Восточной Окраины, группой офицеров Гвардии, Русским Патриотическим обществом и Славянским братством и другими патриотическими объединениями[5].

О беспощадности иноверных супостатов, обезглавивших русский народ уничтожением Царя Самодержавного, Его Августейшей Семьи других членов Императорской Фамилии, говорит и тот факт, что «изверги и враги человечества» разыскали даже мать-кормилицу Государя Императора Николая Александровича Марию Александровну Казакину (Смолину-Казакину) и злодейски ее вместе с мужем Григорием и дочерью Марией 10 октября 1918 года замучили. Оставшийся в живых сын и брат погибших в очередную годовщину смерти приглашал знакомых на панихиду во владивостокский Кафедральный собор[6].

Глубокое осознание греха отступничества от Царя-Помазанника Божьего, находившее в первую очередь выход в покаянной молитве, вылилось и в художественном слове, как издавна повелось на Руси. Полковник Генерального Штаба Н.В. Колесников к 1922 году написал и издал трагедию «Смерть Императора Николая II». В сезон того же двадцать второго года театр Никитина «Глобус» в г. Никольск-Уссурийском показывал большой патриотический спектакль по пьесе П.А. Сержпинской в 3-х действиях и 5-ти картинах «Династия Романовых», венчавшийся апофеозом «Слава России». Во Владивостоке Центральное Правление Русского Монархического Общества «Вера, Царь и Народ» ставило в Народном доме пьесу «Царь-мученик» о последних днях пребывания Императора Николая II и Его Августейшей Семьи в доме Ипатьева.

Будущий участник Приамурского Земского Собора профессор Л. Тяжелов обращается к грядущему Царя в одноименном стихотворении:

 

Тебя зовет народ избранный,

Тонущий в крови и грехах,

И в небесах гремит — осанна,

И все враги — лишь жалкий прах[7].

 

Несмотря на то, что монархические настроения получают всё большее распространение, а депутата возникшего в июле 21-го года Приамурского Народного Собрания от правых П.В. Оленина после его речи на празднестве 8-го Камского имени адмирала Колчака полка, заявившего, «что русская земля будет страдать до тех пор, пока не найдет себе вновь Державного Хозяина, ибо Царь есть не политическая форма, а сама душа русского народа»[8], солдаты и офицеры под оркестр несли на руках, национальное Временное правительство С.Д. Меркулова, называемого либерально революционными кругами «главарем приамурской монархии», вынужденное считаться с обстановкой, ещё в апреле 1922 года отдавало приказы, в которых провозглашался лозунг «За Всероссийское Учредительное Собрание».

Понятно, что такая половинчатая политика ни к чему хорошему привести не могла. Различные силы просто раздирали «Народное» собрание. Что это был за орган власти красноречиво говорит такая деталь: депутат-крестьянин Бардин назвал с его трибуны членов левого крыла Нарсоба из Демократического Союза Павловского и Кроля «сионскими мудрецами». Вместе с тем в Приамурское Народное собрание входили харбинцы И.Т. Щелоков и Ф.М. Власов, о которых следователь Н.А. Соколов упоминает, как о лицах, снабдивших его средствами, давшими возможность спасти и вывезти за границу следственные материалы об убийстве Царской Семьи[9].

И дом разделился в самом себе: с 1 по 11-ое июня 1922 года в Приморье разразился политический кризис, явившийся логическим финалом несоциалистического движения, пестрого по своему составу и неоднородного по идеологической созидательной платформе. Дело усугублялось еще борьбой за власть между Правительством и Народным Собранием, а также взаимными личными симпатиями и антипатиями лидеров антибольшевистского общественного движения и различных воинских формирований и групп. В междоусобице опять пролилась русская кровь.

Встав перед выбором жизни и смерти, наученные горьким опытом революции и Гражданской войны, русские люди во Владивостоке смогли преодолеть внутреннюю смуту. Указом Приамурского Временного Правительства № 149 от 6-го июня 1922 года объявлялось о созыве Земского Собора, ключевую роль в котором предстояло сыграть Генерал-Лейтенанту М.К. Дитерихсу, приехавшему по первому зову во Владивосток из Харбина и сумевшему, по словам очевидцев и участников событий, скоро прекратить распри: «…столь быстрое умиротворение и укрощение страстей различных представителей и руководителей последнего национального русского оплота нужно отнести всецело в заслугу Михаила Константиновича Дитерихса, который среди пыла страстей нашел верный путь, по которому и вывел Белое Приморье к объединению»[10].

Часть 5
Морской штаб на центральной улице города Светланской, по которой крестными ходами проходили участники Приамурского Земского собора. http://kfss.ru/images/stories/.

 

Примечание:

[1] Руднев С.П. При вечерних огнях. Воспоминания. Харбин. 1928. С. 377-379.

[2] Новая Вечерняя Газета. 17 июня 1921 г.

[3] Вечерняя Газета. 17 августа 1921 г.

[4] Новая Вечерняя Газета. 16 июля 1921 г.)

[5] Свет. № 854, 26 марта 1922 г; № 940, 16 июля 1922 г.

[6] Земский Край. № 31, 10 октября 1922 г.

[7] Земский Край. № 7, 8 сентября 1922 г.

[8] Новая Вечерняя Газета. 14 сентября 1921 г.

[9] Руднев С.П. При вечерних огнях. Воспоминания. Харбин, 1928. С. 429, 443 (примечание).

[10]  Филимонов Б.Б. Конец белого Приморья. Из-во Русского книжного дела в США. 1971. С. 63.