Энциклопедия-2. Часть 3

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ
Историко-просветительский проект, посвященный 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890-1891 годы. 

В Библио-холле (Центральной городской библиотеке им. Ф.И. Тютчева) в этом году продолжил свою работу лекторий, который ведет председатель Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Цесаревича, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, член Союза писателей России Андрей Юрьевич Хвалин.

Лекция прошла 14 апреля 2021года в рамках просветительского проекта «По пути Цесаревича – энциклопедия русской жизни», уже успевшего получить признание слушателей.

Автор книги «Восточный дневник Цесаревича» и ведущий цикла А.Ю. Хвалин продолжил рассказ о Цесаревиче как о ценителе прекрасного (книги, музыка, театр, живопись). Встреча была посвящена музыкальным предпочтениям Наследника Русского Престола, музыкальным событиям, которые произошли с Цесаревичем в период восточного путешествия.

С большим интересом участники просветительского проекта совершают в библиотеке виртуальное путешествие вслед за Цесаревичем.

Следующая творческая встреча с Андреем Юрьевичем Хвалиным состоится в 16.00 час. 23-го апреля 2021 года, — сообщает зав. отделом обслуживания ЦГБ им. Ф.И. Тютчева Л.А. Сорокина на библиотечном сайте (https://cbs-tyutcheva.mo.muzkult.ru/news/66060625).

 

Фото с сайта библиотеки.

Ниже публикуем лекцию писателя Андрея Хвалина в сокращении.

+

Лекция вторая.
ЦЕСАРЕВИЧ КАК ЦЕНИТЕЛЬ ПРЕКРАСНОГО
Музыкальные вкусы и предпочтения Великого Князя Николая Александровича 

 

Вступление. http://archive-khvalin.ru/enciklopediya-2-vstuplenie/

Часть 1. http://archive-khvalin.ru/enciklopediya-2-chast-1/

Часть 2. http://archive-khvalin.ru/enciklopediya-2-chast-2/

 

Часть 3.

Любовь русского народа к пению и музыке является его характерной природной чертой. Музыка и пение сопровождают человека всю жизнь от рождения до тризны. Каждый человек обладает музыкальным слухом и чувством ритма, иначе он просто не мог бы ходить. Мы различаемся только мерой отпущенного нам музыкального таланта, слуха и голоса. Остальное приобретается воспитанием и образованием и является частью человеческой культуры вообще и музыкальной культуры в частности.

Прекрасной иллюстрацией этого положения служит музыкальное образование и воспитание членов Династии Романовых, которые, естественно, отличались друг от друга музыкальными вкусами и способностями.

Неправомерно противопоставлять «высокую» музыку т.н. «народной», поскольку Государь является главой единого народного тела. А подданные Царя соответственно являются как бы различными частями народного организма. Отсюда и наш народный гимн: «Боже, Царя храни!». Господь Вседержитель в старой России был источником земной власти, которая была покровителем всех искусств и наук. Если голову отделить от тела, то и рот песен не споёт, и руки музыки не сыграют.

+

В истории русской музыкальной культуры XIX век вошел как период его полного и всестороннего развития. В этот период свои произведения создали М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев, П.И.Чайковский. Дальнейшее развитие русской музыкальной классики связано с именами А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С.И. Танеева, А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова…

Энциклопедия-2. Часть 3
Афиша оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»). Фото http:// lawinrussia. ru/sites/default/files/img/

Всероссийский Самодержец Император Александр III, отец Цесаревича Николая Александровича, вошёл в историю русской музыки не только как покровитель и ценитель творчества великого композитора П.И. Чайковского, но и как создатель и участник первого в стране профессионального духового оркестра. В конце 1860-х гг. тогда ещё Цесаревич Александр Александрович, создал медный септет для домашних концертов, которые устраивались в последний четверг каждого месяца. В 1872 г. Цесаревич учредил оркестр медных духовых инструментов, в котором играл на тубе и геликоне. Взойдя на трон, в июле 1882 г. Император утвердил положение о создании Придворного музыкального оркестра, который состоял исключительно из русских подданных и был укомплектован военными музыкантами.

По своим музыкальным вкусам и пристрастиям будущий Царь Николай II во многом унаследовал вкусы родителей. Он очень любил оперу и церковную музыку. В отношении церковного пения Наследник Цесаревич отличался традиционализмом и предпочитал простое пение. Так же как и его отец Император Александр III, Великий Князь Николай Александрович из композиторов любил Бортнянского, Турчанинова, Львова, к которым с детства привыкло его ухо. С самого детства музыкальные занятия были обязательными для Цесаревича Николая, его братьев и сестёр. Он музицировал на фортепиано, любил игру в четыре руки, поначалу садясь за фортепиано вместе с сестрой Ксенией, а впоследствии с супругой Александрой Фёдоровной.

По воспоминаниям Маргарет Эггерт (Игер), медсестры и гувернантки, Император Николай II лично не музицировал и не пел, хотя очень любил музыку и был в достаточной степени музыкально развит.

О музыкальных вкусах молодого Цесаревича Николая Александровича, о том, что он любил и предпочитал слушать перед восточным путешествием, можно судить хотя бы по страницам его дневника.

В 1889 году он записывает: «5/17. Воскресение. Мучц. Агафии

После завтрака поехал с Папа и Мама на патриотический концерт, уехали довольно скоро к счастию: играли невыносимо скучную вещь. После закуски поехал в Зимний. 2-ой концертный бал (подчеркнуто Н.Ц. – А.Х.) прошел очень весело.

2/14 марта. Четверг.

Ездил с Мама в оперу «Кольца Нибелунгов – Зигфрид» — мне очень понравившуюся, хотя немного длинною: с 7 ½ — 12 ч.».

Осенью того же года семейство гостит в Дании… Встречаются с «греками», «англичанами», и, конечно, их жизнь сопровождает музыка.

9/21 сентября. Суббота. Св. и Прав. Иоакима и Анны.

Рождение Его Высочества Великого Князя Константина Николаевича.

Обедали с дат(ской) гвардейской музыкой.

24 сентября/6 октября. Воскресение. Первомучц. Феклы.

Обедали с нашей музыкой.

1/13 октября. Воскресение. Покров Пресвятой Богородицы.

День неприсутственный.

Последний наш день в Фреденсборге. Обедали с нашими офицерами с музыкой Гвар(дейского) экип(ажа).

8/20 октября. Воскресение. Преп. Пелагеи и Таисии.

Афины

…в Афинах, куда приехали в 4 ч(аса). После обеда поехали в театр. Давали «Трубадура» (опера Джузеппе Верди в 4 действиях, 8 картинах, на либретто Сальваторе Каммарано и Леоне Бардаре. «Трубадур» считается одной из крупнейших работ Верди, созданных в 1850-е годы. – А.Х.)

22 октября/3 ноября. Воскресение. Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

День неприсутственный.

В 4 ч(аса) вернулись в Афины. После обеда поехали в театр.

29 октября/10 ноября. Воскресение. Муч. Анастасии.

Поехали в театр – видели греческую оперу».

Записи 1890 года, от его начала до отправки Цесаревича в восточное путешествие, также полны упоминаний на музыкальные темы:

«1890 год. 2//14. Января. Вторник. Св. Сильвестра.

Утром был свободен и читал. В 2 часа была генеральная репетиция нового балета Чайковского «Спящая красавица» (подчеркнуто Цесаревичем – А.Х.). О постановке и исполнении нечего говорить. Продолжался он до 6 ч(асов). В 8 ч(асов) был обычный обед у д(яди) Алексея. От него отправились в «La famille Benoiton». («Семья Бенойтон» (1865) — пьеса популярного французского драматурга В. Сарду (1831-1908) – А.Х.).

3/15 января. Среда. Св. Пророка Малахии.

Закусивши, поехали с Георгием в новый бал(ет) «Спящая красавица». Музыка этот раз особенно понравилась. Многие из семейства были.

4/16. Четверг. Собор 70 Апостолов.

В 9 ½ был очень веселый пляс у Воронцовых. Танцевали до упаду!

6/18. Суббота. Богоявление Господне. День неприсутственный.

Поехали в франц(узский театр). Шла “M-elle Eve” — очень мило!

8/20. Понедельник. Преп. Георгия, Емилиана и Григория.

После обеда поехал с Мама и т. Мари в «Руслана и Людмилу». Шла очень хорошо.

9/21. Вторник. Св. Филиппа, митр.

Утром много читал. Поехали в чудный «Евгений Онегин».

11/23. Четверг. Пр. Феодосия.

Поехали в «Мефистофель», кот(орый) шёл отлично. Уже год, что его не слышал.

12/24 января. Пятница. Мучц. Татианы.

После закуски поехали в Алекс(андринский) т(еатр). Был бенефис Савиной – «Бедная невеста».

14/26. Воскресение. Преп. Отец в Синаи и Раифе избиенных.

Большой бал начался в 9 ½.

17/29 января. Среда. Препод. Антония Великого

Рождение Его Императорского Высочества, Великой Княжны ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ.

После закуски поехали в «Спящую Красавицу». Танцевали с увлечением у Воронцовых до 2 ½ час(а). Появление и пение масок.

18/30. Четверг. Св. Афанасия и Кирилла.

В 7 ч(асов) начался обед у Кавалергардов. Венгерцы, песенники и цыгане. Уехал в 11 ½ очень веселый!!!

19/31. Пятница. Преп. Макария

В 8 ч(асов) поехали к Сандро к обеду. Были одни товарищи. Играл хор Гвард(ейского) эк(ипажа).

21 января/2 февраля. Воскресение. Преп. Максима.

Танцевал все танцы на Концертном балу в виц-мундире Гвард(ейского) экипажа.

23 января/4 февраля. Вторник. Свящ.-муч. Климента.

Отлично танцевали у Воронцовых до 3-х часов.

25 января/6 февраля. Четверг. Св. Григория Богослова.

В 9 час(ов) начался детский бал здесь наверху, как в 1887 г. От души веселился!

28 января/9 февраля. Воскресение. Прп. Ефрема и Феодосия

После закуски поехали в Зимний. На 2-м Концертном бале был в ментике. Много танцевали и остался доволен балом.

30 января/11 февраля. Вторник. Трех Святителей

После ранней закуски поехали в «Африканку». Был бенефис Кондратьева. Шло отлично. Ужинали у Шереметевых. Слушали балалаешников. Ужинали у Шереметевых. Слушали балалаешников.

4/16 февраля. Воскресение. Преп. Исидора и Кирилла.

Рождение Ея Императорского Высочества, Великой Княгини ВЕРЫ КОНСТАНТИНОВНЫ, Герцогини Виртембергской.

После завтрака Мама поехала в Патриотический концерт, от котор(ого) мы были избавлены. Был третий концертный бал. Я веселился…

5/17. Понедельник. Мучц. Агафии.

В 7 ч(асов) обедали у Шереметевых. Был Горбунов и песенники Конвоя.

8/20 февраля. Четверг. Великомуч. Феодора.

До сих пор не чувствовалась Масляница, только сегодня Георгий и я начали веселиться. Утром поехали в «Спящую красавицу». Вернулись в ¾ 4, я очень довольный балетом, особенно музыкой. Поехали в Эрмитажный бал. Танцевал немного из-за ноги, но хорошо ужинали.

9/21. Пятница. Муч. Никифора.

Сырная неделя. День неприсутственный.

После довольно сильного брожения умов собрались в театр. Я поехал с Ксенией. Был тот же самый балет для всех учебных заведений. В антракте закусывали и ходили в фойе, гуляли с Папа в саду. Поехали на последний бал к Воронцовым. Танцевали с масками.

11/23. Воскресение. Свящ.-муч. Власия.

Folle journee (подч. Н.Ц. – А.Х.) (Сумасшедший день – фр. – А.Х.)

В 1 ½ начался здесь детский бал. Были маски в домино. После мазурки обед и общий разъезд. В 8 ½ начался 2-ой бал в Эрмитаже, прошедший очень весело.

21 февраля/5 марта. Среда. Преп. Тимофея.

После этого весело ужинали с песнями.

23 февраля/7 марта. Пятница. Свящ.-муч. Поликарпа.

…и поехал к тетеньке на репетицию. Этот раз на настоящей сцене. После завтрака были на концерте в певческой капелле.

25 февраля/9 марта. Воскресение. Св. Тарасия, архиепископа Константинопольского.

В 7 ½ был семейный обед с музыкой. Закусывали с подобающими винами и песнями.

МАРТ. 4/16 марта. Воскресение. Преп. Герасима.

…и завтракали с музыкой. В 9 ½ поехали в 8-й экипаж, где было пение доморощенных цыган – отличное.

10/22 марта Вторник. Муч. Терентия.

Рождение Е.И.В. Вел. Кн. ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА

В 9 ¾ поехали к тёте Кате. Видели красивые живые картины и танцы по старым Венецианским оригиналам.

15/27 марта. Четверг. Муч. Агапия и Александра.

Сначала поехали в «Ифигению в Тавриде» (опера Глюка – А.Х.), оказалось скучно, а затем в “Les Boulinard” (фр. – Булинар).

19/31 марта. Понедельник. Муч. Хрисанфа и Дарии.

В 8 ½ поехали в театр на Инвалидный концерт. Он прошел отлично, играли и пели красивые вещи.

АПРЕЛЬ. 23/4 апреля. Пятница. Преп.-муч. Никона.

Поехали на спектакль в театральном училище. Были небольшие пьесы и балет – очень хорошо. Ужинали с воспитанницами.

2/14 апреля. Понедельник. Преп. Тита. День неприсутственный.

Поехали во франц(узский) театр. Давали “Paris fin de siècla”, очень хорошо.

8/20 апреля. Воскресенье. Св. Ап. Иродиона.

Отправились в балет; шел «Талисман» очень хорошо.

11/23 апреля. Среда. Свящ.-муч. Антипы.

Поехали в бал(ет) Катарину. («Катарина. Дочь разбойника». Балет в 5 карт. Балет Перро, музыка Пуни – А.Х.)

МАЙ. 8/20 мая. Вторник. Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова.

Слушал своих (из полка – А.Х.) песенников под управлением Соколова.

13/25. Воскресенье. Мучц. Гликерии. Царское Село.

Обедали в арсенале с музыкой, кот(орую) я давно не слышал. В 10 час(ов) вернулся в расположение своего штандарта.

18/30. Пятница. Иуч. Феодота и Мучц. Иулии.

В 8 час(ов) был фамильный обед с музыкой.

24/5 июня. Четверг. Преп. Симеона.

Слушали песенников в садике. Дружеская беседа продолжалась до 2 ½ час(ов).

29/10 июня. Вторник. Мучц. Феодосии.

Слушал своих песенников с Соколовым. В 4 ч(аса) сделал аванпостное пешее по конному учение. Обедали у меня офицеры эскадрона.

ИЮНЬ. 12/24. Вторник. Преп. Онуфрия и Петра.

Подобрал на фортепиано муз(ыку) панорамы из «Спящей Красавицы» Чайковского.

17/29 июня. Воскресенье. Муч. Мануила.

Отправились в театр, где шёл «Фауст» очень недурно.

ИЮЛЬ. 16/28. Понедельник. Свящ.-муч. Афиногена. Капорское

Рождение Ея Императорского Высочества, Великой Княгини АНАСТАСИИ МИХАЙЛОВНЫ, герцогини Мекленбург-Шверинской.

В 8 час(ов) у меня обедали д(ядя) Владимир и т(етя) Михень и офицеры 1-го и 2-го эскадронов. Играли трубачи, и было совсем симпатично.

17/29 июля. Вторник. В.-мучц. Марины.

Поехали в театр. В антракте пел Paulus (Паулюс – популярный французский кафешантанный певец, исполнявший патриотические песни – А.Х.).

18/30 июля. Среда. Муч. Иакинфа и Емилиана.

В 7 час(ов) обедали в Хейдемяках (деревня Павловского городового правления – А.Х.). Были песенники и трубачи; казаки конвоя готовили шашлык и затем джигитовали.

20/1 августа. Пятница. Св. Пророка Илии.

Обедали у Трубецких, от них поехали в театр. Шла “La fille de M-me Angot” («Дочь мадам Агнот» — комическая опера в трех действиях Чарльза Лекока, либретто Клервиля, Пола Сираудина и Виктора Конинга, премьера которого состоялась в Париже 4 декабря 1872 года, затем в Париже в Les Folies.- А.Х.).

25/6 августа. Среда. Успение св. Анны.

В 7 ½ был обед в Телези (деревня, относившаяся в XIX — начале XX вв. к Константиновской волости 1-го стана Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии – А.Х.) с Горбуновым чрезвычайно веселый! Слушали хор кочующих цыган в их палатке.

28/9 августа. Суббота. Св. Ап. Прохора и Никанора.

Закусывали в 6 ½ и поехали в театр. Был смешанный спектакль французских опереток.

29/10 августа. Воскресенье. Муч. Каллиника. Мчц. Серафимы.

…вернулся в Капорское. На горке был ужин с испанцами, цыганами и малороссиянами.

31/12 августа. Вторник. Св. Евдокима.

После закуски в последний раз поехал в милый Красносельский театр. Простился с Кшесинской. Ужинал у Мама до часу.

АВГУСТ. 5/17. Воскресенье. Св. Ноны. Бивак при Нарве

В 8 ½ была встреча Вильгельма и Генриха. Обедали с ними в большой палатке. Смотрели на водопад Наровы и слушали пение вечного Лидертафеля, а также русских детей.

СЕНТЯБРЬ. 4/16. Вторник. Свящ.-муч. Вавилы.

Обедали с муз(ыкою) 42-го Митавского (?) драг(унского) п(олка).

14/26. Пятница. Воздвижение Креста Господня. День неприсутственный.

После завтрака поехали на охоту… Во время обеда играли охотничьи музыканты на валторнах.

16/28. Воскресенье. Великомучц. Евфимии.

После чаю начался народный праздник с общей пляски – обертас. Играл очень порядочный хор крестьян.

7/19. Воскресенье. Муч. Сергия и Вакха.

Обедали в 8 ч(асов) в арсенале с нашим прекрасным струнным оркестром.

В ходе восточного путешествия Цесаревича он получал различное «музыкальное сопровождение»: профессиональная сцена, морские оркестры кораблей, любительские концерты, сопровождение русскими армейскими хорами, иностранные музыкальные встречи, крестьянские, мещанские, казачьи, инородческие и другие концерты по российской части следования.

23/5 октября. Воскресенье. Зачатие Св. Иоанна Предтечи.

Ходили к обедне. После завтрака мальчики и девочки из школ пели перед домом разные русские вещи.

7/19 октября. Воскресенье. Муч. Сергия и Вакха.

Встал в 9 час(ов) и читал. Были у обедни и завтракали в арсенале: все пошло по-старому. У меня был Барятинский, решено отправиться 23-го окт(ября) в дальнее мое путешествие (выделено мной – А.Х.).

Получил все историч(еские) журналы. Обедали в 8 ч(асов) в арсенале с нашим прекрасным струнным оркестром.

ОКТЯБРЬ. 17/29 октября. Среда. Преп. Осии и Прп.мч. Андрея Критского.

Чудесное спасение ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III и Августейшей Семьи от угрожавшей опасности.

В 7 ч(асов) поехал в город – проститься с балетом. Шла чудная «Спящая красавица» — 8 танца (? нрзб. – А.Х.). Видел Кшесинскую 2-ю.

В ходе восточного путешествия Цесаревича его «музыкальное сопровождение» включало в себя: посещение музыкальных представлений, поставленных на профессиональной сцене в разных странах мира; концерты музыкантов-любителей, выступления армейских и флотских хоров и оркестров; иностранные национальные музыкальные встречи; крестьянские, мещанские, казачьи, инородческие и др. концерты по российской части следования.

Об этих событиях есть записи в восточном дневнике Цесаревича.

1890 год. 25 октября/6 ноября. Четверг. Муч. Маркиана. (Австрия)

Был в театре (на) «Африканке». («Африканка» (L’africaine) — опера Дж. Мейербера в 5 д., либретто Э. Скриба, Ф. Фетиса и др. – А.Х.). Уехал из Вены в 10 ¼.

29/10 ноября. Понедельник. Преп. Мучц. Анастасии. (Греция) Патрас.

Шла зыбь с з-да (зюйда, т.е. юга – А.Х.), и нас слегка покачивало. За завтраком играла музыка.

НОЯБРЬ. 3/15 ноября. Суббота. Муч. Иосифа. (Греция)

На большом балу был в полной форме гусарской. После ужина танцевали с увлечением котильон (бальный танец французского происхождения – А.Х.) до 4 ч(асов).

24/6 декабря. Суббота. Св. в-муч. Екатерины.

Тезоименитство Ея Императорского Высочества, Великой Княгини ЕКАТЕРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ. Кавалерский праздник ордена Св. В-мучц. Екатерины. (Египет). Каир.

После обеда поехали в «Бокаччо» франц(узский) т(еатр). («Боккаччо, или Принц Палермский» – оперетта в трех действиях Франца фон Зуппе – А.Х.).

25 ноября/7 декабря. Воскресение. Свящ.-муч. Климента и Петра. (Египет). Вагон.

В 7 час(ов) обедали у нашего друга хедива и поехали в театр. Давали «Le petit Duc» ((«Маленький герцог») – опера в 3 актах французского композитора Шарля Лекока (1832-1918) – А.Х.). Уехали из Каира в 12 ½.

ДЕКАБРЬ. 3/15 декабря. Понедельник. Пророка Сафония. (Английская колония). Аден.

Завтракали у него (у губернатора Адена – А.Х.). Обедали на палубе «Корнилова» (корабль эскадры Цесаревича – А.Х.) – с музыкой и песенниками.

1891 год. 19-го января. Суббота. (Индия).

Вследствие прилива и отлива беспрестанно меняли направленье, Бомбей то показывался слева, то справа. Спуск флага в 6 ¼ ч(аса) с обычною церемониею. К обеду пригласил весь свой штаб: Guard, Grower, Newtham и Hardings. Музыка играла хорошо «Спящую красавицу» и «Мефистофеля».

3-го февраля. Воскресение.

Вечером некоторые играли в винт; слушал игру доктора Зандера (доктор медицины на фрегате Цесаревича «Память Азова» — А.Х.) на рояле его собственного сочинения.

11-го февраля. Понедельник. (о. Цейлон)

…погулять в Коломбо. В это время с «Turquoise» (крейсер 3-го класса Британского военного флота – А.Х.) пришли шлюпки, и английские моряки спели серенаду…

24-го февраля. Воскресение.

В 8 час(ов) уехали из Батавии, (Цейлон). Обедали в 7 ½ и затем видели туземное представление без разговора и с аккомпанементом музыки. Очень оригинально; костюмы блестящие и красивые.

25-го февраля. Понедельник. (о. Ява)

В час приехали в местечко Гарут (Garoet

Живём в доме здешнего губернатора; В 6 час(ов) было представление с туземными марионетками, закончившееся пляскою баядерок и даже двух местных старшин.

27-го февраля. Среда.

После обеда играли в лу; во время игры и часть ночи слышна была изводящая туземная музыка, которою нас даже угощали во время охоты.

28-го февраля. Четверг.

Сидел вчетвером с Джорджи, ген(ерал)-губ(ернатором) и его женой под балдахином и смотрел на проходящие пары. Немного пустился в вальс и в одну кадриль: не было ни одного порядочного лица, скучал и потел адски.

9-го марта. Суббота. (Сиам).

После обеда отправились в Сиамский театр, где было много наших офицеров и сто матросов с эскадры. Представление неинтересное: очень много танцев, но мало действия. Публика состояла из массы почти голых китайцев.

10-го марта. Воскресение. (Сиам).

Пошли также вверх реки в Bang Pa In (летний дворец короля), где король нас встретил в саду.

В 7 ½ обедали у короля в его китайском дворце; переезжали от одной лодки к другой, где пели свои песни подданные короля; музыка безостановочно валяла его гимн и наш, какофония настоящая.

16-го марта. Суббота. (французская колония Кохинхина).

…в Сайгоне французы устроили прекрасную встречу…

Обедали в 7 ½, После этого отправились в театр, где давали хорошенькую оперетку «Girofle-Girofla» («Жирофле-Жирофля» – комическая опера Ш. Лекока – А.Х.).  Приятно после Каира вновь услышать европейскую музыку и французскую болтовню. Спектакль окончился в час ночи, и нас ещё повезли в китайский театр, скука и дурачество ужасные.

8-го апреля. Понедельник. (Китай).

Моя музыка играла на балконе. Наконец, в 4 ч(аса) встали из-за стола и полумёртвые ещё поднялись наверх любоваться видом на Вучанг и берега Янтцекиянга.

19-го мая. Воскресение. (Владивосток).

…после чего мы съехали на берег на концерт любителей в Морском Собрании. Он был очень недурён, а главное, состоял из 4-х номеров, так что к 10 час(ам) были уже на фрегате.

21-го мая. Вторник. (В Никольск-Уссурийске, тогда с. Никольское).

Обедали в 8 час(ов), играл бригадный хор.

22-го мая. Среда.

За завтраком с начальством играл хор стрелковой бригады – замечательно хорошо.

25-го мая. Суббота.

«Ханка» пришёл позже и привёл баржу с музыкой 1-й стр(елковой) бригады, которая сошла на берег и стала услаждать нас своей прекрасной игрой.

27-го мая. Понедельник.

Погода стояла дивная; так что мы залегли в травке, наслаждаясь музыкой, игравшей внизу у пристани.

29-го мая. Среда.

В 5 часов пришли в станицу Козакевичева; у пристани построена часовня на средства казачьего населения в память моего посещения станицы; после захода в неё казаки и казачки запели песни и пошли плясать восьмёрку…

1-го июня. Суббота.

С кургана, на кот(ором) поставлены две старых пушки времён гр(афа) Муравьёва, пустили 8 ракет, затем начались пляски и песни вокруг костра.

2-го июня. Воскресение.

В 8 ½ пришли в Касаткинский поселок. Вечером горели костры на берегу и, по обыкновению, хор пел песни, а казачки составили хоровод.

4-го июня. Вторник.

В час подошли к Благовещенску… С огромным конвоем из казаков и вольных джигитов заехал в семинарию, где пел замечательно хороший хор и, наконец, вернулся домой. После обеда в Благовещенском общественном собрании был дан прекрасный концерт пения хорами: семинарии, женской и мужской гимназий. Зала – настоящий театр для любительских спектаклей, а также для балов.

6-го июня. Четверг.

Вечером в 11-ом часу подошли к Ушаковскому посёлку; берег пылал кострами. После уже знакомой встречи устроились танцы на самой пристани; тут и казаки, и казачки положительно отличились лихостью и разнообразием своих плясок под звуки всего одной гармоники.

11-го июня. Вторник.

… в станице Горбиченской. Тут собралась масса казаков, которые вместе с казачатами прошли церем(ониальным) мар(шем) под звуки хора из Благовещенска.

12-го июня. Среда.

В 11 час(ов) пришли в поселок Уктыченский, где была собрана масса казачат; они прошли церем(ониальным) м(аршем) в темноте под музыку с конвоира.

14-го июня. Пятница.

…в Нерчинске… Обедал там с некоторыми властями под невозможную, но трогательную музыку любителей здешней консерватории – Бутина. Потом в саду пели мальчики духов(ного) учил(ища); всякий раз, что они кончали, народ на улице начинал кричать «ура!».

15-го июня. Суббота.

Обедали в 8 ч(асов) под звуки восьмёрки, отплясываемой казаками под окном.

16-го июня. Воскресение.

Завтракал в Князе-Береговой в палатке у князя Гантимурова Тунгусского. Во время завтрака огромная толпа глазела внутрь, а снаружи играла тунгусская музыка. К концу завтрака тут же произошла пляска с чарами двух стариков-шаманов, напомнившая мне «танец чертей» в Коломбо.

Обедал в отлично устроенном павильоне; сначала недолго поиграла их невозможная роговая музыка.

23-го июня. Воскресение.

После завтрака около 2-х ч(асов) пришел в Иркутск, где была устроена великолепная встреча; институтки проплясали два недурных характерных танца и пропели что-то хором.

1-го июля. Понедельник.

…пришёл в Красноярск… Уехал в 9 ½, не было особенно весело; играл маленький струнный оркестр.

5-го июля. Пятница.

Въехал в Томск в 10 ¼; …в 7 ч(асов) отправился в общественное собрание на городской обед; играл струнный хор Сибирского войска тоже из Омска и хор любителей.

25-го июля. Четверг.

В 10 часов с темнотой приехал в посёлок Верхнеозёрной, За обедом пели казаки и башкиры, наигрывали на своих свирелях довольно мелодичные звуки.

29-го июля. Понедельник.

…въехал в Уральск около 6 ч(асов). Обедал запросто в 7 ½ и провёл вечер семейным образом у Шиповых на даче; играла войсковая музыка.

30-го июля. Вторник.

Бал начался польским, потом танцевал с увлечением, когда разошёлся».

После окончания восточного путешествия 4-го августа 1891 года, которое обогатило Цесаревича различными национальными мелодиями тех мест, которые он посетил, Великий Князь вернулся к привычному образу жизни, в том числе и к регулярному посещению оперы, балета, концертов и т.п. О чём свидетельствуют соответствующие записи его дневника.

5-го августа. Понедельник.

Вечером было последнее представление, очень удачная пьеса и балет с gallop infernal («адский галоп» – общий танец, завершавший последний спектакль Красносельского сезона, в котором участвовали все артисты – А.Х.), сожалел об окончании Красносельского сезона; всегда он был мне симпатичен!

1893 год. 6-го августа. Пятница.

(…) Вечером ездил на последний спектакль и, не дождавшись балета, уехал в полк встречать гостей, приехавших к ужину.

8-го августа. Воскресение.

В 7 ½ был последний фамильный обед, после чего поехал с Мама, Ксений и Костей в театр на любительский спектакль. Было несколько из петергофских знакомых между актрисами. После двух пьес, хорошо разыгранных, хор любителей, одетых итальянцами, спел самые известные неаполит(анские) песни.

22-го октября. Пятница.

Приехав в Петербург, отправился обедать к д. Мише, а оттуда в «Евгений Онегин», которым страшно наслаждался.

26-го октября. Вторник.

Большое горе случилось вчера – скончался чудный наш композитор Чайковский! (…) В 8 ½ отправился в Михайлов(ский) театр, где отлично шла новая для меня пьеса Сарду Nos Jntimes.

2-го ноября. Вторник.

(…) В 8 ½ поехали все во француз(ский) театр. Давали “Flipote” – хорошая пьеса.

5-го ноября. Пятница.

(…) отправился с Сергеем в опера. Шёл чудный «Мефистофель»; к сожалению, опоздали к прологу, не зная, что он начнётся в 7 ½.

12-го ноября. Пятница.

(…) В 8 ч(асов) поехал в “Romeo et Gulliette” – Фигнер и Михайлова. Мне опера очень понравилась и напомнила спектакль в Лондоне летом на свадьбе Джоржи.

13-го ноября. Суббота.

(…) После семейного обеда поехали в т(еатр). Шла отличная пьеса “L, etrangire”.

17-го ноября. Среда.

(…) обедал у д. Миши и отправился в чудную «Спящую Красавицу»; её танцевала М. Кшесинская.

19-го ноября. Пятница.

В 8 ч(асов) отправился с Костей в «Евгений Онегин» и затем вернулся в полк на маленький ужин. Оставался до 2 ½ час(ов).

20-го ноября. Суббота.

(…) обедал у д. Миши и поехал во француз(ский) театр, давали “La paix du menage” и “Bonbon-roche”. Папа и Мама приехали прямо туда из Гатчино.

23-го ноября. Вторник.

(…) Отправился с Сандро в оперу. Шли «Паяцы» в первый раз; музыка миленькая, сюжет трагический. В 12 ½ был снова в Гатчино.

29-го ноября. Понедельник.

(…) Обедал у д. Миши и поехал в театр с Сандро. Давали новую оперу «Джамилэ» — пакость и чудные «Паяцы».

4-го декабря. Суббота.

(…) В 2 часа поехал на генеральную репетицию нового балета «Сандрильона» (Золушка). Всё семейство сидело по обычаю в партере. Постановка и костюмы великолепные. Дивно танцевала новая итальянка Пьерина Леньяни. В театре было немного приглашённых – остальные все артисты: балетные, оперные русские и французы. Уехал в 5 ½ по окончании репетиции – музыка бар. Шеля слабая.

10-го декабря. Пятница.

(…) от них в «Кармен»; пела Мира Геллер – хорошо; Васильев 3-й тенор был ужасен! Ужинал у М.К. (Кшесинской – А.Х.) весёлой компанией; играли до утра в бакара – проигрался.

11-го декабря. Суббота.

(…) В 7 часов обедал у д. Миши, после чего поехал в Михайловский театр. Папа и Мама приехали из Гатчино. Давали длинную и смешную пьесу “Le sons pre(s)fet de Chatean Buzard”! Люблю хорошо посмеяться в театре!

12-го декабря. Воскресение.

(…) вернулись в Гатчино. После чаю пошёл смотреть репетицию английской и французской пьес в театре, даваемых Мишей и Ольгой с товарищами. Очень хорошо они выглядят в костюмах и париках. Обедали в 7 ½ в арсенале с музыкой, которая играла любимые вещи Папа и Мама, так что все мы наслаждались.

13-го декабря. Понедельник.

(…) В 9 час(ов) поехал с Сергеем в театр. Давали два акта «Руслана» и “Cavaleria Rusticana” с Фишером (?) и Мира Геллер. Приятно было услышать эту знакомую прелестную музыку!

14-го декабря. Вторник.

(…) Ксения и я возымели желание послушать «Паяцов» в телефоне, но нам не удалось этого сделать, так как мы никак не могли добиться того, чтобы соединили нас с театром.

17-го декабря. Пятница.

(…) Слушали струнный оркестр в арсенале – играли дивно.

19-го декабря. Воскресение.

(…) В 6 часов все собрались на домашний спектакль в театре, где Миша и К(омпания) отлично сыграли две пьесы: “M. Chonflenry restera chez lui” и “Deaf as a post”. В антракте ходили смотреть на переодевание и гримировку актеров.

22-го декабря. Среда.

(…) Поехал послушать “Cavaleria Rusticana” – шла отлично. Вечер у М.К. (Матильда Кшесинская – А.Х.)

1894 год. 9-го января. Воскресение.

(…) После этого (фамильного обеда – А.Х.) все кроме Папа поспешили в балет. Шла возобновлённая «Катарина» с Леньяни, которая танцевала дивно; я никогда не видел ничего подобного.

10-го января. Понедельник.

(…) Закусывали в 7 ч(асов) и приехали в театр до начала «Мефистофеля» (опера в четырех действиях с прологом и эпилогом Арриго Бойто на либретто (по-итальянски) композитора, основанное на драме Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» — А.Х.), который прослушал с великим удовольствием.

19-го января. Среда.

(…) Закусил пораньше и поехал в балет. Шла «Золушка». Леньяни танцевала чертовски хорошо и лихо.

23-го января. Воскресение.

(…) После закуски отправился в балет. Шла опять «Золушка». Ходил на сцену и познакомился с Леньяни.

26-го января. Среда.

(…) В 8 час(ов) поехал с Мама, Ксенией и Сандро в театр. Был бенефис Леньяни в чудной «Коппелия» (балет в 3 д., соч. Нюитера и Сен-Леона, музыка Лео Делиба. – А.Х.).

30-го января. Воскресение.

(…) Поехали в «Коппелия», которую смотришь с наслаждением.

4-го февраля. Пятница.

(…) и поехал в «Паяцы», где была Мама. Прослушали эту красивую оперу и ещё один акт «Риголетто» и затем вернулись домой.

11-го февраля. Пятница.

(…) отправились в «Евгений Онегин».

14-го февраля. Понедельник.

(…)…были в театре. Давали «Пиковую даму», очень хорошо; уже два года не слышал этой оперы.

17-го февраля. Четверг.

(…) В 8 ½ отправился в театр, где шёл смешанный спектакль разных опер Чайковского и его бал(ет) «Лебединое озеро». Красиво!

2-го апреля. Суббота.

(тронулись на поезде в Кобург)

(Там смотрели немецкую оперетку Vogelhandler) (Vogelhändler – «Продавец птиц» — это произведение нравилось Алисе Гессенской – невесте Цесаревича – А.Х.).

18-го апреля. Понедельник.

Обедали в 7 ч(асов) и затем пошли в театр, где опять давали миленькую опер(етку) “Der Vogelhandler” (ария соловья там нравится Аликс).

Впереди Цесаревича ждала женитьба на принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской и восшествие на престол после скоропостижной смерит отца. Наступал новый этап его жизни – царский. На посещение театров и концертов оставалось меньше времени. Но молодой император Николай II продолжал оставаться в курсе всех выдающихся музыкальных новинок своего времени. Сформировавшийся в юности и молодости «репертуар» его музыкальных предпочтений пополнялся всю жизнь родственными по духу произведениями. Заметим, что подавляющее большинство их относятся ныне к шедеврам русского и мирового музыкального искусства. Данное обстоятельство лишний раз говорит о Наследнике Цесаревиче и Императоре Николае II как о тонком ценителе музыке и просвещённом монархе.

Основные музыкальные представления, которые посетил Наследник Цесаревич в период подготовки, в течение и после восточного путешествия до восшествия на престол: «Аида» — опера Джузеппе Верди; «Кольцо Нибелунга – Зигфрид» — опера Рихарда Вагнера; «Трубадур» ― опера Джузеппе Верди; «Талисман» – балет Р. Дриго; «Спящая красавица» — балет П.И. Чайковского; «Руслан и Людмила» — опера М.И. Глинки; «Евгений Онегин» — лирические сцены П.И. Чайковского; «Мефистофель» — опера Арриго Бойто; «Ифигения в Тавриде» — опера К.В. Глюка; «Катарина, дочь разбойника» — балет Ц. Пуни; «Фауст» — опера Шарля Гуно; «Африканка» (L’africaine) —опера Дж. Мейербера; “Barbe Bleue” – (с фр. «Синяя борода») – оперетта Ж. Оффенбаха; «Боккаччо, или Принц Палермский» – оперетта Франца фон Зуппе; «Le Petit Duc» («Маленький герцог») – комическая опера Шарля Лекока; «Girofle-Girofla» — «Жирофле-Жирофля» – комическая опера Ш. Лекока; «Наталка-Полтавка» – опера на основе пьесы И.П. Котляревского; «Ромео и Джульетта» – опера Шарля Гуно; «Паяцы» — опера Руджеро Леонкавалло; «Джамиле» — комическая опера Жоржа Бизе; «Золушка» («Сандрильона») — фантастический балет комп. Б. А. Фитингоф-Шель; «Кармен» — опера Жоржа Бизе; «Cavaleria Rusticana» («Сельская честь») — опера Пьетро Масканьи; «Коппелия» — балет Лео Делиба; «Риголетто» — опера Джузеппе Верди; «Пиковая дама» — опера П.И. Чайковского; «Лебединое озеро» — балет П.И. Чайковского; Vogelhändler (Ловец птиц) – нем. оперетта, ария соловья из которой нравилась молодой принцессе Аликс Гессенской, будущей русской Императрице.

В заключение назовём музыкальные и исполнительские предпочтения Наследника Цесаревича, впоследствии Государя Николая II: оркестр Лейб-гвардии Волынского полка «Прощание славянки»; Федор Шаляпин «Не плачь, дитя» (ария Демона); Нина Дулькевич «Осенний сон»; Михаил Вавич «Утро туманное»; Мария Каринская «Я помню вальса звук прелестный»; Юрий Морфесси «Отцвели уж давно хризантемы»; Надежда Плевицкая «Ухарь-купец»; Федор Шаляпин (ария Мельника из оперы «Русалка»; Леонид Собинов «О, не буди меня» (ария Вертера); Анастасия Вяльцева «Тройка»; Юрий Морфесси «Вы просите песен»; Мария Каринская «Гори, гори, моя звезда»; Варя Панина «Мы были молоды»; Владимир Касторский «Вечерняя звезда (из оперы «Тангейзер»); Наталия Тамара «Я ехала домой»; Юрий Морфесси «Спи, моя печальная»; Анастасия Вяльцева «Дай, милый друг, на счастье руку»; Александр Давыдов «Прости, небесное созданье» (ария Германа); Надежда Плевицкая «Помню, я еще молодушкой была»; Федор Шаляпин «Блоха»; Нина Дулькевич «Нищая»; Владимир Касторский «Ты взойдёшь, моя заря (ария Сусанина из оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя»); Варя Панина «Лебединая песнь»; Духовой оркестр Киевского оперного театра «На сопках Манчжурии»; Федор Шаляпин «Элегия».

Молодой Наследник Цесаревич Николай Александрович, как и все члены Династии Романовых, прекрасно слышал и понимал божественную «музыку высших сфер». Став Императором, он вёл по дороге к прекрасному вверенный ему Богом народ. Царь Всероссийский поддерживал созданные раннее его венценосными предками музыкальные коллективы, общества, инициативы. В XIX веке правления Династии Романовых были открыты Мариинский театр, Петербургская консерватория, создано Русское музыкальное общество, театральные училища обеих столиц, придворный духовой оркестр и многое другое. Всё это способствовало подъёму русской музыкальной культуры и её мировой славе.