«И верит сердце в правду и любовь!»

В Балашихе завершился Тютчевский литературный фестиваль. На нем с приветственным словом «Федор Тютчев – поэт и дипломат» выступил писатель Андрей Хвалин

6-го декабря 2019 г. в Центральной городской библиотеке им. Ф.И. Тютчева г. Балашихи прошел заключительный вечер литературного фестиваля «И верит сердце в правду и любовь!», посвященный дню рождения поэта.

Традиционный ежегодный городской праздник в честь дня рождения Федора Ивановича Тютчева прошел в пятнадцатый раз. Почтить память великого сына России и вспомнить его творчество собрались в стенах библиотеки почитатели его таланта, современные писатели, поэты, музыканты, школьники. С приветствиями к собравшимся обратились представители Управления культуры Администрации Городского округа Балашиха, Совета депутатов, Балашихинского Благочиния, Союза писателей и журналистов России, представителей других центров памяти Ф.И. Тютчева. Среди выступавших был и председатель Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича писатель А.Ю. Хвалин, преподнесший в дар библиотеке одну из своих книг и отмеченный Благодарностью Управления культуры администрации городского округа Балашихи за поддержку проекта «Тютчевские дни на балашихинской земле» и участие в литературном фестивале «И верит сердце в правду и любовь». Ниже публикуется текст выступления писателя Андрея Хвалина.

 

ФЕДОР ТЮТЧЕВ – ПОЭТ И ДИПЛОМАТ

Сегодня мы отмечаем день рождения великого сына России – Федора Ивановича Тютчева. К нему в полной мере относится понятие «гражданин-поэт». Совсем молодым человеком, после окончания Московского университета, он вступил на поприще международной политики. В тютчевскую эпоху внешняя политика России была, как тогда выражались, «преимущественным правом короны». Она определялась основными государственными законами о высшей власти и престолонаследии, принятыми Императором-мучеником Павлом I Петровичем (1754 – 1801). Согласно этим законам источником власти является Бог, а Государь служит охранителем догматов и канонов Православной веры и является с этой точки зрения внешним епископом Церкви. Таким образом, вся государственная мощь России служила делу православной миссии как внутри страны, так и за ее пределами.

Юный дипломат Тютчев начал «государеву службу» в Мюнхене в должности внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Однако как поэт он был ответствен только перед Богом, Который есть Любовь. Поэт Федор Тютчев воспевал в своём творчестве любовь во всех ее проявлениях – к природе как Божиему творению, к женщине, к России, к Богу.

В то же время поэзия для Тютчева была и формой выражения понимания им политических процессов в Европе, во вне отражавших постоянную скрытую духовную брань между народами. Тютчев выражает современные ему международные политические события не только поэтически («Современное» и др.), но и публицистически (трактат «Россия и Запад», «Россия и революция» и др.). В этом смысле Тютчев следует в русле русской традиции, когда литература воспринимается как лестница, возводящая читателя к Богу. Сама же литература, освобождаясь от фантазийности, вымысла как родовой черты, восходит к началу русской словесности, которую положил митрополит Иларион в своем знаменитом «Слово о Законе и Благодати» (середина XI века).

Для Тютчева, как и для всей классической русской литературы, источником вдохновения был Бог. Русская классика, по определению учёных-филологов, — теоцентрична. Она, как и великий русский язык, проистекает из Бога и стремится к Нему, возводя за собой ко Христу и своих читателей.

Возникшие в мюнхенский период противоречия между Тютчевым и мидовской бюрократией отразились не только на дипломатической карьере, но и на творчестве. Внутренний же конфликт между Тютчевым-дипломатом и Тютчевым-поэтом, могущий привести к серьезному жизненному фиаско, счастливо разрешился, благодаря Высочайшей воле Императора Николая Первого: Государь приблизил Тютчева в себе и вывел его из бюрократического подчинения в МИДе, поручив работу по созданию позитивного облика России на Западе с привлечением крупных зарубежных интеллектуалов и политиков. Позже он был назначен на должность цензора, уже самому Тютчеву, позволявшую неукоснительно и творчески проводить в жизнь Монаршую волю. Деятельность поэта, члена-корреспондента Петербургской Академии наук Ф.И. Тютчева, назначенного в 1858 г. председателем Комитета цензуры иностранной, проработавшего до этого цензором десять лет (с 1848 г.), служит ярким примером реформаторства в области цензуры, проявления ее просвещенческой функции. В тот же период возникли доверительные отношения между новым министром иностранных дел канцлером Александром Михайловичем Горчаковым и Федором Ивановичем Тютчевым. Министр-реформатор, много способствующий возвеличиванию России на международной арене в эпоху «двух Александров», очень ценил ум и дальновидность поэта-дипломата.

В жизни и творчестве Федора Ивановича Тютчева нераздельны две ипостаси его выдающейся личности: гражданин и поэт. Воистину он был и остается в благодарной памяти потомков верноподданным Богу, Царю и Отечеству!

И как всякому великому русскому поэту, Федору Тютчеву был присущ дар пророчества. Буквально современностью дышат его строки о России и Европе в стихотворении «Два единства»:

 

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —

Славянский мир, сомкнись тесней…

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней…

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев навечно спаян любовью с Россией и всем человечеством!

Фотографии предоставлены библиотекой им. Ф.И. Тютчева.