Японские жрецы

ВСТРЕЧА С ЯПОНСКИМИ ЖРЕЦАМИ НАКАНУНЕ ПОКУШЕНИЯ
Ко Дню памяти Царя-страстотерпца Николая и 130-летию восточного путешествия
Японские жрецы
На обложке: икона Царя-мученика Николая письма П.Н. Тихомирова, написанная в 1996 г. в Калифорнии. Её бумажное изображение начало мироточить в 1998 г. у московского хирурга О.И. Белченко. С тех пор икона стала предметом всенародного почитания.

Когда Император Николай II был ещё Наследником Престола, он по воле Своего отца совершил путешествие по странам Дальнего Востока. В Японии Наследник посетил кладбище наших моряков[1], и вот старый японец, долголетний хранитель русских могил, сказал Ему так:

«Высокий гость собирается посетить нашу древнюю столицу Киото, а возле Киото подвизается наш известный отшельник — монах Теракуто. Это подвижник, взору которого открыты судьбы людей. Для него нет времени и он дает только признаки сроков».

По прибытии в Киото, Наследник в штатском платье, сопровождаемый принцем Георгом Греческим и переводчиком, маркизом Ито, пешком отправился к Теракуто, жившему в роще[2]. И вот что сказал Теракуто (выдержки из воспоминаний маркиза Ито, вышедших на английском языке):

«Так суждено свыше! Все народы хвалят одного и того же Единого Бога-Творца, только на разных языках. Благословенна милость Неба за счастье, о котором не смог даже помыслить старый Теракуто. Опасность витает над твоей главой, но смерть отступит и трость будет сильнее меча, и трость засияет блеском. Два венца суждены тебе — земной и небесный. Играют самоцветные камни на короне твоей, владыка могущественной Державы. Но слава мира проходит и померкнут камни на земном венце, сияние же венца небесного пребудет вовеки. Великие скорби и потрясения ждут тебя и страну твою. Ты будешь бороться за всех, и все будут против тебя. На краю бездны цветут красивые цветы, дети рвутся к цветам и падают в бездну, если не слушают предупреждений отца. Ты принесёшь жертву за весь народ свой, как искупитель за его безрассудства. Вижу огненные языки над главой твоей. Это — посвящение. Вижу бесчисленные огни в алтарях пред тобою. Это — исполнение. Здесь мудрость и часть тайны Создателя. Смерть и бессмертие, миг и вечность. Будь же благословен день и час, в который Ты пришёл к старому Теракуто».

Через несколько дней после этого состоялось покушение на жизнь Наследника. Фанатик-японец ударил его саблей по голове, причинив неопасное ранение, т.к. принц Георг, находившийся всё время при Наследнике, отбил силу удара бамбуковой тростью. По повелению Императора Александра III трость, сыгравшая такую роль, была осыпана алмазами и возвращена принцу Георгу. Таким образом, трость оказалась сильнее меча, и трость засияла. Записи современников гооворят, что после посещения отшельника Теракуто, Наследник долгий срок был задумчив и грустен.

А.Д. Хмелевский. Таинственное в жизни Императора Николая II. В кн.: Николай II последний Православный Император. Сборник исторических материалов и воспоминаний. Париж, 2013. С. 233.

Японские жрецы
Сабля, которой нанесли удар Цесаревичу, хранится в музее г. Оцу. Фото Андрея Хвалина.

Примечания:

[1] 18-го апреля 1891 г. Четверг. Снова погода поправилась, и день был чудесный. В 10 час. отслужили обедню; в это время вошёл на рейд клип(ер) «Джигит»; так что, за исключением «Сивуча», вся Тихоокеанская эскадра в сборе! После завтрака съехал с Оболенским на берег (…)

Затем переехали бухту на фунэ (японская лодка – А.Х.) в Инасу для посещения русского кладбища. Нашли его в отличном виде; часовня в исправности, точно так же офицерские и матросские могилы. К концу осмотра явились бондзь и японец-смотритель; они меня узнали, и тогда прощай, инкогнито. По его просьбе посетили японский храм с кладбищем и были угощены чаем в тех же комнатах, в которых в 1858 г. жил Унковский (Унковский Иван Семёнович (1822-1886) — русский адмирал, кругосветный мореплаватель, исследователь Японского моря. – А.Х.) с офицерами и командой корв(ета) «Аскольда». (А.Ю. Хвалин. Восточный дневник Цесаревича. М., 2020. С. 202).

[2] 28-го апреля 1891 г. Воскресение. В 9 ½ отправились с летним утром в наших дженрикшах на выставку всех производств Киото. (…)

Были в форте – дворце Шагуна (сёгуна, т.е. правителя – А.Х.), где восхищались красками и старыми бронзовыми украшениями на потолках; и под конец заехали в два храма буддийские – один существует 400 лет, он самый старый в Киото, и новый, строящийся. При обоих прелестные крошечные сады, где в домиках жрецов пили чай; они очень хорошие люди и всё любезно показывают. (А.Ю. Хвалин. Восточный дневник Цесаревича. М., 2020. С. 209-210).