Три Николая

Историю Православия в Японии определили

три человека с одним именем

 

Япония – страна великая, но по русским меркам миниатюрная. Древняя Русь восприяла христианство из Византии, а Япония просветилась светом Православия из России. В истории укоренения и развития православной веры в «стране восходящего солнца», окруженной со всех сторон водой, решающее значение принадлежит трем людям, названных в честь небесного покровителя мореходов – святителя Николая Мирликийского. Святое имя Николай носят просветитель Японии, миссионер Николай (Касаткин), Царь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший страну будучи Наследником Цесаревичем, и архиепископ Николай (Саяма), основатель единственного на этой благословенной земле женского Софийского монастыря.

Выдающийся русский миссионер ХХ века иеромонах (впоследствии архиепископ) Николай (Касаткин,1836-1912) приехал в «страну самураев» в 1861 году в качестве настоятеля церкви при Российском консульстве в Хакодате. Через 58 лет после кончины – в 1970 году архиепископ Николай Японский был причислен к лику святых. К столетию его преставления был приурочен визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Японию. По слову предстоятеля Русской Православной Церкви, сегодня в Японии «везде виден след трудов равноапостольного Николая. За более чем 50 лет служения (…) святитель создал поместную Японскую Церковь, которая насчитывала более 33 тысяч человек. Это совершенно удивительный результат миссии того, кто приехал в Японию совсем молодым человеком, не зная ни языка, ни культуры, но, отождествив себя с народом японским, впитав в себя японскую культуру и соединив ее с Православием, дал столь обильный плод в лице тысяч и тысяч уверовавших японцев». Архиепископ Николай (Касаткин) оставил потомкам собор, 8 храмов, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34110 человек.

Как сказал святитель Николай (Касаткин), просветитель Японии: «Уста мои отверсты к вам, японцы, уже несколько десятков лет, сердце мое расширено, вам не тесно в нем».

В судьбах двух архиепископов Николаев – Касаткина и Саяма – отразилась история взаимоприязни русского и японского народов, преодолевающих любые трудности и невзгоды на своем пути.

Согласно биографии, составленной сестрами обители, родился основатель Софийского монастыря 21 ноября 1914 года на Тайване в протестантской семье преподавателя истории Саяма Юкити (в крещении – Иосиф) и Масу (в девичестве Мано). Имел трех старших сестер. В 1926 году семья Саяма вернулась на жительство в Японию. Позже мать с детьми приняла православие с именами — мама: Масу – София, дочери: Фудзиэ — Вера, Иосиэ — Надежда, Каэдэ — Любовь, сын: Дайроку — Петр.

В 1932 году Саяма Дайроку поступил в протестантский университет св. Павла (Риккё дайгаку) в г. Токио, который успешно окончил в 1935 году. Продолжил образование в православной семинарии при Токийском соборе Воскресения Христова (Николай-до), построенном святителем Николаем (Касаткиным). Успешно окончил семинарию в 1938 году. Интересно отметить, что собор Воскресения Христова был освящен 24 февраля (8 марта) 1891 года. В нем должен был молиться Наследник Цесаревич Николай Александрович, будущий Император Николай Второй в ходе своего визита в Японию весной 1891 года. Однако после покушения в Оцу программа визита была свернута, Великий Князь срочно отбыл во Владивосток и Токио не посетил.

В 1940-1945 гг. Петр Саяма находился в Маньчжурии. В 1945 году, после оккупации Японии американскими войсками, для управления Японской Церковью были присланы архиереи из США. В тоже время архиереям, посланным Русской Православной Церковью из СССР, не дали въездной визы в Японию. Таким образом, Японская Православная Церковь была отторгнута от Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Часть верующих во главе с епископом Николаем (Оно) и священником Антонием Такай не перешли в юрисдикцию Американской Митрополии Русской Православной Церкви Зарубежом. Они оборудовали храм для богослужений и поддерживали связь с Московской Патриархией.

В 1954 году Японская Православная Церковь отправила Петра Саяма на обучение в Свято-Владимирскую семинарию в Америку. В 1957 году он был рукоположен во священника.

В 1959-1960 гг. совершил паломничества на Афон, в Грецию, на Святую Землю. По возвращении в Японию служил в храме святого апостола Иакова г. Кагосима. И в этом виден Промысл Божий, указующий на тесную связь владыки Николая (Саяма) с Россией. Дело в том, что именно Кагосиму посетил в 1891 году Наследник Цесаревич Николай Александрович в ходе своего визита в Японию. 11-го мая 1891 г. крейсер «Память Азова» с Великим Князем на борту в сопровождении российской эскадры вошел в порт Кагосима, столицу княжества Сацума на юге японского острова Кюсю. Высокому гостю в Кагосима оказал радушный прием князь Симадзу Тадаёси, глава 29-го поколения правящей династии Симадзу. В знак признания заслуг рода Цесаревич Николай от имени своего отца Императора Александра Третьего вручил князю Симадзу, единственному из японцев, два ордена Российской Империи.

Данное обстоятельство можно объяснить в некотором роде тем, что Симадзу — один из древнейших и наиболее могущественных самурайских кланов Японии, сыгравший значительную роль в её истории, в особенности, в реставрации Мэйдзи. Именно самураи княжеств Сацума и Тёсю сыграли основную роль в низвержении режима сёгуна Токугава и восстановлении власти истинного Императора. В истории эти события получили название «реставрации Мэйдзи».

После захода в Кагосиму Цесаревич Николай и команда продолжили путешествие по Японии. Через несколько дней произошел инцидент в г. Оцу, где Великий Князь был ранен японским полицейским. Узнав о ранении, князь Симадзу незамедлительно приехал к Цесаревичу и выразил ему искреннее сочувствие, как и многие японцы.

В современной Японии, хотя князья Симадзу больше не правят, их присутствие в Сацума (ныне — префектура Кагосима) остаётся довольно заметным. Больше нигде в Японии потомки феодальных правителей не принимают такого заметного участия в современной повседневной жизни. В настоящее время род Симадзу возглавляет князь Симадзу Нобухиса (1938 г.р., 32-й глава рода) правнук князя Симадзу Тадаёси, встречавшего Цесаревича Николая, троюродный брат нынешнего Императора Японии.

Представители исторического японского региона Сацума составили основу Организации «СацуРо» — Совет по поддержке Сацумо-Российских связей (Satu-Ro Exchange Promotion Council (SREPC). Организация поддержана Князем Симадзу Нобухиса. Заседания Совета проходят в помещениях семейного замка Симадзу. Члены «СацуРо» помимо прочего ставят перед собой цель сохранения доброй памяти об Императоре Николае Втором, его посещении г. Кагосима и встрече с Князем Симадзу Тадаёси, правителем земель Сацума. Поэтому «семь самураев» во главе с г-ном Норио Акахори отправились в июле 2015 года в Екатеринбург, чтобы принять участие в покаянном крестном ходе от Храма-на-Крови до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Четырех Братьев на Ганиной Яме.

В городе Кагосима, этом историческом месте, связывающем судьбы японского и русского народов, начинал свое священническое служение о. Петр Саяма. В 1962 году он присоединился к Благочинию Русской Православной Церкви в Японии, которую возглавлял о. Антоний Такай. В августе-сентябре 1962 года группа православных японцев в составе о. Петра Саяма, о. Антония Такай и его сына Павла посетила Москву, Киев, Одессу, Иерусалим. В Троице-Сергиевой Лавре о. Петр Саяма был пострижен в монашество с наречением имени Николай.

В 1966 году был возведен в сан архимандрита и назначен благочинным Приходов Московского Патриархата в Японии. В 1967 году в Александро-Невской Лавре г. Ленинграда хиротонисан во епископа Токийского.

В 1970 году Японской Православной Церкви была дарована автономия от Русской Православной Церкви, был избран предстоятель — митрополит Феодосий. Также было образовано Подворье Московского Патриархата в Токио с назначением епископа Николая его Настоятелем.

Кроме службы в храме Подворья Владыка Николай совершал богослужения в домовом храме Покрова Богородицы в г. Оами, префектура Тиба, где проживал с матерью и сестрой Любовию. В 1970-1980 гг. по приглашению Московской Патриархии Владыка Николай с прихожанами многократно совершал паломнические поездки по России. В 1980 году вновь посетил Грецию, Афон, Иерусалим.

После ухода на покой в 1986 году посетил Костантинополь, Корею, Сеул.

В 1989 году переехал на новое место жительства в г. Мацуо, префектура Тиба, приблизительно в 30 км от г. Оами, начал строительство монастыря Святой Софии, Премудрости Божией. В 1989 году освятили храм Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1994 г. – храм Святой Софии, Премудрости Божией, ставший главным храмом обители.

Сначала в небольшую домовую церковь был перенесен иконостас и русские иконы из прежней резиденции владыки Николая. Автором некоторых икон Покровского храма был сербский монах Пахомий (Гачич), ныне епископ Враньский Сербской Православной Церкви, на долгий срок поселившийся в обители. Стараниями клирика Токийского подворья Русской Церкви отца Иоанна Нагая, жившего в одной келье с будущим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во время их обучения в Ленинградской духовной семинарии и академии, монастырь публиковал ежемесячный бюллетень – «Вестник Покровского монастыря» – с новостями приходской жизни.

По главному храму – Святой Софии монастырь стал именоваться Софийским. Резной деревянный иконостас, сень над плащаницей, архиерейская кафедра, паникадило и другая церковная утварь главного монастырского храма были изготовлены при поддержке митрополита Сотирия, главы Корейской Миссии Константинопольского Патриархата. Монастырь предполагалось открыть как мужской, но монахов для него найти не удалось. В 1998 году владыка Николай похоронил сестру Любовь, много ему помогавшую. Постепенно здоровье ухудшалось. Когда Владыка самостоятельно служить уже не мог, о. Иоанн Нагая раз в месяц совершал Литургию на японском языке для прихожан монастыря.

В связи с преклонным возрастом архиепископа Николая (Саямы) по просьбе настоятеля подворья протоиерея Николая Кацюбана и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2003 году в Японию прибыли насельницы Южно-Уссурийского Богородице-Рождественского женского монастыря монахини Аполлинария и Ксения для ухода за владыкой и проживания при Софийском монастыре. В 2004 году на смену Аполлинарии прибыла монахиня Магдалина. Инокини со временем стали понимать японский язык и участвуют в богослужениях на нем. Благодаря трудам русских монахинь и помощи местных крестьян, в монастыре было обустроено церковное хозяйство. Раз в месяц клирик подворья протоиерей Иоанн Нагая служил в монастыре Божественную литургию по-японски, а настоятель Подворья в Токио протоиерей Николай Кацюбан несколько раз в году совершал здесь богослужение по-церковнославянски. При монастыре существует небольшой приход из японских и русских верующих.

23 ноября 2004 года в монастыре Святой Софии торжественно отмечался 90-летний юбилей архиепископа Николая, старейшего на тот день архиерея Русской Православной Церкви. Божественную литургию в монастырском храме Покрова Пресвятой Богородицы возглавил епископ Сэндайский Серафим (Цудзиэ) в сослужении клириков подворья Русской Церкви и Японской Православной Церкви. Затем митрополит Токийский Даниил (Нуширо Икио) в сослужении архиепископа Николая, епископа Серафима и с сонмом духовенства отслужил благодарственный молебен. На торжества прибыла и настоятельница Южно-Уссурийского Богородице-Рождественского монастыря игумения Варвара (Волгина).

С января 2008 года состояние Владыки стало резко ухудшаться, с середины июня он был прикован к постели, и 26 августа 2008 года в 10 ч. 45 мин. утра архиепископ Николай отошел ко Господу. Отпевание совершили епископ Серафим Сендайский и епископ Сергий Уссурийский, викарий Владивостокской епархии, ныне епископ Солнечногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии.

Похоронен епископ Николай (Саяма) на кладбище для иностранцев в г. Йокогама, поскольку по японской традиции и законам тела умерших кремируют. И даже под могильными плитами монастырского небольшого кладбища покоятся урны с прахом родственников владыки и знатных прихожан, японцев и русских, но сам епископ Николай телом упокоился в японской земле, хотя и на участке для иностранцев, которых разрешается не кремировать. А детище его – Софийская малая женская обитель – живет и помогает людям спасаться.

…Снимаем, по японской традиции, у порога обувь и входим в «дом» – дом Божий – Покровский храм женского Софийского монастыря близь Токио. Это единственный монастырь подворья Русской Православной Церкви в Японии. Всего в нескольких километрах отсюда гудит днем и ночью оживленная автотрасса, связывающая крупнейший аэропорт «страны восходящего солнца» Нарита со столицей. А здесь, в обители, тишина, покой и отдохновение.

Монастырская ограда из сетки рабицы отделяет «райский» благоухоженный сад-огород от мира японской сельскохозяйственной культуры и дикой природы. С годами всё меньше вокруг ухоженных крестьянских участков и всё больше заброшенных полей – японская молодежь, как и русская, уходит в города. А некогда плодородная нива зарастает быльем, чертополохом выше человеческого роста. И всё это сорняковое «бескультурье» атакует монастырские грядки, стремясь проникнуть через ограду. Но, молясь и земно кланяясь, стойко держат «хрестьянский фронт» две монахини Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря Владивостокской епархии, несущие здесь послушание. Старшая сейчас монахиня Ксения (Гришко) и ей помогает монахиня Магдалина (Большакова). Это и есть весь «штат» обители. Редкие паломники с родины или местные, иногда приезжающие, во славу Божию помогают насельницам крохотного «монастырька», по выражению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина, благословившего монахинь на это трудное делание.

Как говорит архиепископ Сендайский Серафим (Цудзиэ), «в префектуре Тиба (Чиба) находится монастырское подворье, в котором постоянно живут и трудятся монахини Богородице-Рождественского Южно-Уссурийского монастыря — Ксения и Магдалина. Сестры заботятся о Софийском и Покровском храмах. Мать Магдалина организовала детскую Воскресную школу и проводит интересные занятия, как на духовную тематику, так и развивающие культурный кругозор ребёнка».

Своими впечатлениями поделились и «русские японки», прихожанки монастыря. Говорит Алла Мацуда (Стебеева):

— В Японии живу уже 22 года, но о том, что здесь есть женский монастырь, узнала совсем недавно. Как оказалось позже, не я одна была в неведение, настолько тихо и скромно протекает жизнь в этой обители. Сам монастырь находится в небольшом провинциальным городке Самбу, малочисленные жители которого в основном занимаются земледелием. Чтобы приблизиться к монастырю, надо проехать через небольшую рощу, которая как бы отделяет его от редких соседей и посторонних глаз. Лес, заброшенные рисовые поля и какая-то необыкновенная тишина, нарушаемая только деревенскими вскриками петухов из монастырского курятника, создают чувство уединения, умиротворения и умиления одновременно. Матушка Ксения и матушка Магдалина приветливо, с искренними улыбками встречают каждого, кто к ним приезжает. Всегда готовы выслушать, ответить на вопросы, помолиться о нас. И мы в свою очередь стараемся помочь им: кто покупки сделает, кто в помещениях поможет убрать, кто в огороде поработает. Все вместе молимся, работаем, трапезничаем. Уезжаешь из монастыря с приятным чувством тепла и света в душе…. Вот так живём, взаимно нуждаясь и взаимно поддерживая друг друга.

Единодушна с подругой и Наталья Ито (Громук):

— Проживая в Японии более 20-ти лет, я узнала, что в Токио, не далеко от аэропорта Нарита есть православный монастырь Святой Софии, где служат, трудятся и ведут хозяйство матушка Ксения и матушка Магдалина. Для меня большое счастье и радость, что есть возможность бывать в монастыре. У матушек всегда много работы – хлопоты по хозяйству, по житейским вопросам. Но они всегда найдут время выслушать и поговорить с нами по любым вопросам. У людей, особенно живущих далеко от Родины, всегда много вопросов о родных и близких. Приезжая в монастырь Святой Софии, ощущаю, как приходит какая-то особая благодать. Хочется поговорить с матушкой Ксенией и помолиться, потрудиться во благо. В монастыре большое хозяйство, и любая помощь идет во благо обители, а нам полезна для души. Это дает душевный покой, счастье и умиротворение…! Благодарю Всевышнего, что моя дорога привела меня в этот монастырь, и познакомила с матушкой Ксенией и матушкой Магдалиной. Храни их Господь, и долгие им лета.

…В обители рядом пребывают два владыки Николая, Касаткин и Саяма. Под одной крышей, в соседней с домовым храмом Софии Премудрости Божией келье развернута экспозиция «Христианин в стране самураев», посвященная жизни и миссионерскому подвигу просветителя Японии. Ее создание было приурочено к 45-летию прославления в лике святых архиепископа Николая Японского. Экспозиция содержит книги, материалы и фотографии, рассказывающие о жизненном пути святителя, и раскрывает значении его трудов в формировании отношений между Россией и Японией.

Молясь одному святителю Николаю – Касаткину, помянем и другого святителя Николая – Саяму, создателя Мацуовского Софийского женского монастыря: «Аще и умер еси, но жив в Господе пребываеши, чудотворя ко гробу твоему притекающим и имя твое призывающим, и по всей Японии проносиши славу Христову». (Тропарь 8-й песни канона святителю Николаю Японскому). Современные же добрососедские отношения между нашими странами во многом определяются традициями благожелательности и симпатии, заложенными святым Царем-страстотерпцем Николаем. Со времени своего посещения Японии Государь полюбил эту страну и ее народ раз и навсегда. И никакие землетрясения и цунами, порожденные внешними силами, их не омрачат.

…Чудные цветом и судьбой георгины, «кидачи дариа», цветут в Мацуовском Софийском женском «монастырьке» близь японской столицы. Какой любовной красотой они встречают паломников из России. Приезжайте и любуйтесь!