Гонения в России

О духовнике Императрицы Марии Фёодоровны
протоиерее Леониде Колчеве (22.09.-5.10.1871-7.06.1944).

Родился будущий Духовник Императрицы Марии Федоровны 22 сентября/5 октября 1871 года, на день священномученика Фоки, св. пророка Ионы, происходил из духовного звания. Окончил полный курс в Тамбовской духовной семинарии в 1894 году, после чего получил место надзирателя Тамбовского 2-го духовного училища, а на будущий год — в 1895 году – надзирателя Тамбовской духовной семинарии.

Гонения в России
Протоиерей Леонид Колчев.

В ноябре 1897 года Леонид Колчев был рукоположен в сан иерея и стал священником Иоанно-Богословской церкви с. Ново-Александровка, Козловского уезда, а также – учителем церковно-приходской школы этого села и учительских классов при ней.

В следующем году eго перемещают в Александро-Невскую церковь (приютскую) г. Моршанска. Священническое служение он совмещает с законоучительством в 2-х классном училище при железнодорожной станции «Моршанск».

Когда возник вопрос о создании самостоятельного причта при Ореандской церкви Покрова Пресвятой Богородицы недалеко от Ливадии, то от главных жертвователей на строительство этого храма – Великой Княгини Александры Иосифовны, её детей поступило предложение назначить на эту должность именно о. Леонида.

Постепенно упрочилось его положение в Крыму, он становится законоучителем Ялтинского городского 4-х классного училища им. Н.В. Гоголя (с марта 1909 г.), и Ялтинского начального городского училища им. Л.Ф. Соболева (с 26.10.1909 г.).

Неизвестна дата его производства в протоиереи, но к 1917 году он уже имел этот сан. В 1901 году он был награжден набедренником, а в 1905 – скуфьей. Он пользовался любовью и расположением не только Вел. Кн. Дмитрия Константиновича и его брата, бывших владельцев имения в Нижней Ореанде и жертвователей церкви, но и Августейшей Семьи Государя Императора Николая Второго, которым стало принадлежать имение. Священник был пожалован золотыми часами с изображением Российского герба (1900 г.), золотым наперсным крестом из Кабинета Их Императорских Величеств (1902 г.). А в 1908 году, отметив 10-летний юбилей священнического служения, о. Леонид получил камилавку (6.05.1908 г.) и сребро-позлащённый образ преподобного Сергия Радонежского, пожалованный ему Вел. Кн. Елизаветой Федоровной по случаю её говения в Ореандской церкви 25 сентября 1908 года.

В 1909 г. окончил заочно курс Московской духовной академии. В 1918 г. был переведен в Ливадию. В 1920-1924 гг. был священником в Константинополе. Некоторое время служил в Париже. Затем переехал в Копенгаген, где до своей смерти был настоятелем православной церкви св. блг. князя Александра Невского и духовником Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны (1847-1928) и Великой Княгини Ольги Александровны. В пору жизни в Дании пастырские заботы протоиерея Леонида Колчева включали в себя сплочение общины вокруг храма, что видно по его регулярным церковным проповедям; стремление привлечь в храм как можно больше русских православных людей, оказавшихся в Дании, о чём говорит публикация его речей и поучений в русскоязычной периодике и отдельными изданиями; духовное окормление Императрицы Марии Фёодоровны и семьи Великой Княгини Ольги Александровны. Исповедовал, соборовал и проводил в последний путь Вдовствующую Императрицу Марию Фёодоровну.

Женат был на Ольге Ивановне Литовской (род. 27.06.1872 г.), имел двоих детей: дочь Ларису и сына Аркадия. Скончался 7 июня 1944 г. и похоронен в русской части кладбища «Ассистенс» в Копенгагене, могила № 17.

Перу о. Леонида Колчева принадлежат «Первая книга по Закону Божию» (Париж, 1932 г.), «Тайны загробной жизни» (Копенгаген, 1934 г.) и «Сборник поучений на все воскресные и праздничные дни года», напечатанный в Копенгагене в 1938 году, которые ныне представляют библиографическую редкость. По данному изданию подготовлены публикуемые тексты.

Предисловие и публикация Андрея Хвалина

+
«ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ»
РЕЧЬ
ПРЕД МОЛЕБНОМ О ПРЕКРАЩЕНИИ ГОНЕНИЙ ЗА ВЕРУ В РОССИИ

Говорят, что история повторяется. Ныне мы сами свидетели того, что как будто бы к нам возвратились первые века нашей эры, когда было воздвигнуто жестокое гонение на христиан. Нет таких слов, нет красок, нет звуков, чтобы вполне изобразить картину пережитых тогда ужасов. Не преувеличивая можно сказать, что железо тупилось, огонь кровью мучеников заливался, дикие кровожадные звери в Римском колизее уставали терзать осужденных на смертную казнь. Ум человеческий истощевался в придумывании всё новых пыток, а один из гонителей дал безумную клятву: уничтожить всех христиан. Но вот страшная буря, бушевавшая с небольшими перерывами почти 250 лет, утихла и загнанные — истомленные христиане вышли из катакомб, возвратились из пустынь, лесных дебрей и свободно вздохнули, широко осенив себя крестным знамением. И снова появились храмы Божии и в них люди верующие стали безпрепятственно возносить свои молитвы к Царю царей — Богу небесному.

С тех пор прошли века. Всё пережитое, казалось, уже не вернется, но… история повторяется. Ныне мы видим, что вся наша родина представляет как бы сплошной застенок, русский колизей. Дикие звери в образе шайки людей, захвативших власть в России, опьяненные безумием безсмысленного мечтания, неудержимо толкают многомиллионый русский народ в бездну какого-то неслыханного рабства, низводя его на степень скотов. И что особенно невыносимо — лишают его последней надежды — религиозного утешения. Для достижения своих целей они во что бы то ни стало хотели убрать со своей дороги силы культурные и моральные, а за последнее время обрушились и на пахотника. Пред тем ужасом, что переживает теперь Россия, бледнеют даже века Нерона, Диоклетиана. Тогда это делалось во имя Бога, хотя и ложно представляемого, а теперь как раз наоборот — во имя полного безбожия. Всё святое, моральное вытравляется и как вытравляется?..

Смрад невероятных беззаконий начинает проникать в Старый и Новый свет. Чаша страданий русской голгофы переполнилась слезами и кровью и потоки их через края полились в соседние государства. Всколыхнулась «заграница» и забила тревогу, и прежде всего это заметили на религиозном фронте. Всюду теперь среди инославных и иноверцев совершаются моления, да преложит Бог гнев на милость и да прекратит путями Ему ведомыми преследования за вероисповедание.

Братие, мы знаем, чем закончилось гонение на христиан первых веков. Кровь их, по выражению одного церковного учителя, была тем семенем, из которого потом развилось могущественное, благосеннолиственное древо — Церковь Христова, «им же покрываются мнози». Так, веруем, будет и теперь, ибо история повторяется. Но когда? Братие, прольём наши молитвы, да сократит Господь сроки сии.

Боже Великий и многомилостивый, призри с высоты святаго жилища Твоего на страждущую родину нашу, прекрати муки ея, пошли силу и крепость всем в борении за веру, правду и истину изнемогающим…

Гонения в России
Открытка с изображением церкви св. блг. кн. Александра Невского работы Великой княгини Ольги Александровны. Архив Ирины Бугаевой.

Упокой, Господи, души усопших раб твоих от насилия безбожник смерть свою приявших. Сотвори им милость и вонми гласу тех из них, кои дерзновенно будут умолять Тебя о братиях своих: Христе, Царю Славы, пошли мир и тишину страждущей стране Российстей. Аминь.

Протоиерей Леонид Колчев.
1932 год. Копенгаген.