СОЛОМОНИЯ-СОФИЯ

Вышла в свет книга о супруге Великого князя Василия III
СОЛОМОНИЯ-СОФИЯ
Икона преподобной Софии Суздальской

Поздравляем сотрудника Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича из Хабаровска Екатерину Георгиевну Казакову с изданием её новой книги – «Соломония» (Хабаровск. 2020. – 196 с. Ил. В.Ю. Пичуев). Книга посвящена судьбе Соломонии Сабуровой, в постриге Софии (ок. 1490 — 18 декабря 1542) — первой жены Великого князя Московского Василия III.

В 1505 году на неё пал выбор наследника престола, будущего Великого князя Василия Иоанновича. Брак их оказался бесплодным. Чтобы иметь наследника, Великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской), и этот второй великокняжеский брак, несмотря на бывшее ему сопротивление, даровал России первого Государя, венчанного на царство по византийскому чину, – Иоанна IV.

А Великая княгиня за подвижническую жизнь была канонизирована Русской Православной Церковью в лике преподобных как София Суздальская. (День памяти — 29 декабря (16 декабря по ст. ст.) и 14 августа (1 августа). Как сообщает Лицевой летописный свод: «В 7034 году в ноябре великий князь Василий Иванович постриг великую княгиню Соломонию по желанию её из-за тяжести болезни и бездетства. А жил с нею 20 лет, и детей не было». 25 ноября 1525 г. Великую княгиню Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре с именем София. Позже её перевели в Покровский монастырь города Суздаля, благотворительницей которого она была как Великая княгиня ещё с 1518 года. Через 17 лет иночества сестра София упокоилась о Господе и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.

Весть о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. С 1984 года по указу Св. патриарха Пимена преподобная София почитается в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли. В 2007 году почитание преподобной Софии было вынесено на общецерковный уровень, и её имя было внесено в Православный церковный месяцеслов.

Могила Софии в усыпальнице Покровского монастыря была очень почитаема. 14 августа 1995 года состоялось торжественное обретение её мощей. В этот день над гробницей святой Софии был совершен молебен, и церковно-археологическая комиссия по благословению Владимирского митрополита Евлогия произвела раскопки — святые мощи были открыты и перенесены в Покровский собор.

Как поётся в величании святой Софии Суздальской, «ублажаем тя, / преподобная мати наша Софие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего».

В предисловии к книге её автор Е.Г. Казакова пишет: «В каждой эпохе были яркие, удивительные, зачастую не понятые современниками люди, всю свою жизнь посвятившие служению ближним, Отечеству и Господу.

Соломония-София
Обложка книги Е. Казаковой «Соломония». Художник В. Пичуев.

Именно к таким людям относится великокняжеская семья Василия III и Соломонии Сабуровой. Их удивительно яркая и трагичная судьба, вся положенная на алтарь служения Руси, до сих пор незаслуженно не оценена соотечественниками. (…) Факты, запечатленные некоторыми летописями того времени, говорят о Василии III как о рачительном и боголюбивом правителе.

По приказу и на средства Великого князя Василия III были построены самостоятельные и придельные церкви во имя следующих русских святых: князя Владимира, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Алексея митрополита, Сергия Радонежского, Никиты Переславского, Кирилла Белозерского, Бориса и Глеба. По своему статусу эти храмы являлись приходскими, монастырскими, и один из них (митрополита Алексея) находился в личной резиденции Великого князя. Закладка и освящение некоторых из этих храмов происходили при участии самого государя. Значит, именно Великий князь Василий III сформировал традицию государственного покровительства созданию церквей во имя русских святых. Он был также первым московским государем, намеренно способствовавшим почитанию этих подвижников в России.

На Руси это была первая великокняжеская чета, введшая традицию регулярных богомольных паломничеств к мощам святых, государственного покровительства и благотворительности в строительстве храмов, активного содействия церкви в почитании русских святых».

В предисловии протоиерей Константин Жигалин высказывает мнение, что «в этой книге автор попытался развенчать один из (…) мифов о России времен правления великого князя Василия III, попытался рассказать о подвиге его супруги Соломонии Сабуровой. Эта русская женщина своим беспримерным поступком отодвинула великую смуту в России на 100 лет. Она причислена к лику российских святых.

Эта авторская версия российской истории, основанная на изучении не только архивных источников, но и православного мировоззрения, на изучении культуры, быта, веры России той эпохи. В этой культуре не было места тем событиям, которые рисовали иностранные послы или проходимцы. И, как правило, эти вымышленные события рано или поздно были опровергнуты подлинными, научными историческими открытиями.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, которым интересна история своего Отечества, отдельных исторических лиц, оставивших яркий, неповторимый след на ее страницах, любивших свою землю и доказавших это своей жизнью, своими подвигами, совершенными не ради преходящей славы, но во имя его, своего Отечества».

Желаем сотруднику Юбилейного комитета Екатерине Георгиевне Казаковой успехов в возведении Арки Цесаревича в Хабаровске и новых творческих побед на литературном поприще во славу Православной Церкви и России.

Андрей Хвалин,

председатель Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича, член Союза писателей России.