Часть 8.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ В РОССИИ.
Приамурский Земский Собор 1922 года. Материалы и документы.

 

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

В конце 80-х годов XX века, работая в приморской молодёжной газете, приезжал в командировки в столицу и принимал участие в заседаниях московского Братства Царя-мученика Николая. Основной целью братчиков являлась канонизация Царской Семьи Государя Императора Николая II Александровича в лике святых Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно в Братстве впервые узнал о Приамурском Земском соборе, состоявшемся во Владивостоке в июле-августе 1922 года и восстановившем Династию Романовых на Всероссийском престоле. По просьбе членов Братства приступил к изучению данной важной темы в истории России. На первом этапе исследовал местные архивы и получил материалы от беженцев первой волны русской эмиграции и их потомков со всего мира, с которыми находился в переписке.

Часть 7
Обложка книги «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 года.

Весной 1991 года приехал в Москву для учёбы на Высших литературных курсах при литературном Институте им. А.М. Горького. Параллельно продолжал заниматься изучением истории Земских соборов на Руси и, в частности, Приамурского как последнего на данный момент. Материалы публиковались в православно-патриотической периодике. Вместе с братчиками участвовал в «заставах» по сбору подписей за канонизацию Царской Семьи и за строительство Храма Христа Спасителя.

Зимой 1992 года в Сергиевом посаде, вернувшем себе историческое имя, в небольшом домике, заваленном снегами, недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приступил к написанию книги о Приамурском Земском соборе. Осенью 1993 года закончил её в священнической квартире в Коломенском, молясь перед иконой Державной Божией Матери. В связи с октябрьскими событиями печатание тиража остановили в типографии. Но в начале 1994 года первая в истории России и зарубежья книга о Приамурском Земском соборе во Владивостоке увидела свет тиражом в одну тысячу экземпляров. Она моментально разошлась среди читателей на православно-патриотических вечерах и собраниях, в книжные магазины не поступала.

В дальнейшем материалы книги использовались в фундаментальных трудах «Русь соборная» приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) и «Россия перед вторым пришествием» церковного историка С.В. Фомина и др. В 1995 году книга «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 г. Материалы и документы» удостоена Всероссийской литературной премии «Традиция» Союза писателей России. Впервые представляем широкому кругу читателей полный вариант книги.

 

Часть 1. http://archive-khvalin.ru/chast-1-2/

Часть 2. http://archive-khvalin.ru/chast-2-3/

Часть 3. http://archive-khvalin.ru/chast-3-2/

Часть 4. http://archive-khvalin.ru/chast-4-2/

Часть 5. http://archive-khvalin.ru/chast-5-2/

Часть 6. http://archive-khvalin.ru/chast-6-3/

Часть 7. http://archive-khvalin.ru/chast-7-2/

 

Часть 8.

Во время перерыва Правитель и члены Земского Собора крестным ходом проследовали в кафедральный собор и тут Правитель принял присягу: «Обещаюсь и клянусь Всемогушим Богом перед Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом Господнем…».

Присяга была принесена и процессия возвратилась назад в помещение Земского Собора, где возобновились речи и приветствия: выступило еще 12 членов Собора. После небольшого перерыва слово берет Правитель генерал Дитерихс:

«Господа члены Земского Собора! Мне хочется прежде всего высказать Вам то громадное духовное и моральное удовлетворение, которое я, как Михаил Константинович Дитерихс, получил сейчас при своем избрании, от тех решений идеологического и принципиального характера, которые вынесены Собором. Как Правитель, я считаю своей обязанностью высказать заключение о том, что сделал в истории строительства Русской Земли здешний Приамурский Земский Собор.

В несчастную ночь с 27-го на 28-ое февраля под влиянием дурмана Россия встала на революционный путь. С одной стороны, возник революционным порядком временный Исполнительный Комитет из состава членов Государственной Думы; с другой стороны, параллельно с ним и одновременно, также революционным порядком создалась другая революционная организация верховной власти страны — Совет солдатских и рабочих депутатов Петроградского гарнизона. Две революционные силы одновременно выброшенные волной на поверхность страны, встретились, столкнулись и оказались во взаимной вражде одна с другой.

Если после этого временный революционный Комитет Государственной Думы не смог удержать власти в своих руках, то также и этот Совет солдатских и рабочих депутатов, который создался в ночь на 28-ое февраля, тоже не смог этой власти удержать и оба уступили через семь месяцев советским пришельцам из-за границы.

В чем в этих событиях выражался удар, нанесенный идеологии русской государственности? Не только в том, что было намечено обеими сторонами — отречение Государя Императора, не только в этом. Удар был гораздо сильнее, гораздо глубже и в течение 5 лет до созыва этого Собора мы этого удара еще не отразили.

Еще в 1880 году наш великий пророк и писатель Достоевский в своем письме к Грановскому писал: «Когда народ в стремлении своего государственного объединения теряет принципы религиозно-нравственные, он в сущности теряет способность и быть государством, так как у него остается единственный принцип объединиться во имя спасения животишек».

Утратив эти принципы религиозно-нравственных основ, мы пытались объединиться только для спасения наших животишек. И скажу, что не только мы, но ныне и весь мир в своих попытках объединиться, в своих попытках прийти к какому-либо решению в Гааге, Генуе, Лондоне и т.д. стремится объединиться для спасения своих животишек.

И вот, господа, заслуга Земского Собора самая громадная, удовлетворившая меня в страшных размерах и дающая мне колоссальную веру в то, что это, безусловно, есть начало нашего возрождения сейчас, заключается в том, что начало нашей религиозной идеологии Земский Собор решил смело, открыто, во всеуслышание.

Эта идеология зиждится не только на том, что сейчас мы должны снова вернуться к идее России монархической. Этого мало. Но Собор своими постановлениями еще подтвердил второй принцип идеологии этой. Первой нашей задачей стоит единственная, исключительная и определенная борьба с советской властью — свержение ее. Далее — это уже не мы. Далее это будущий Земский Собор. Это чрезвычайно важно, потому что до сих пор этот принцип не был чистым и постоянно возникавшие русские власти, кроме Приамурской, постоянно преследовали принцип Верховенства Всероссийского, так как они ставили не только принцип борьбы с советской властью, но и возглавление всей России. Это была странная ошибка.

И то, что Земский Собор отверг этот принцип, хотя бы в той форме, что он отверг звание Верховного Правителя, он этим самым и подчеркнул нашу идею. Мы можем нашу борьбу возглавлять династическим лицом, но все равно сейчас стоит перед нами одна задача — борьба с советской властью, низвержение ее. После этого мы может сказать Господу Богу: «Ныне Ты нас отпускаеши. Будут работать другие».

Третий принцип — это идеология, установленная Земским Собором, говорит то, что теперешние призванные правители для этой борьбы, кем бы они ни были, даже хотя бы из ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ, не могут смотреть на себя в данную минуту, как на верховных Помазанников будущей России, ибо вопрос сей опять разрешается не нами. ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ могла быть Помазанниками, но для нас, смертных, нельзя и мечтать о том, чтобы принять на себя звание Правителей всей России. Мы Правители борьбы с советской властью и Правители тех Государственных объединений, которые для этого рождаются.

Когда я услышал эти три начала, я получил глубокое внутри себя моральное удовлетворение и ту колоссальную веру, которая дает мне смелость сказать: «На этих трех принципах мы пойдем к успеху и успеха достигнем».

В истории будущей России работа теперешнего Земского Собора будет отмечена, безусловно, ярким светом, ибо она для людей, боровшихся до сих пор в течение пяти лет и жаждущих этой борьбы, дает тот фундамент, прочный фундамент, при котором надежды у нас, безусловно, воскресают.

Я безусловно и смело могу сказать, что на этих принципах пойдет и сильнейшее объединение народа здешней земли с народом советской России, с народом, который остался таким же, каковы и мы есть.

Теперь, господа члены Земского Собора, я обращаюсь к Вам уже только как Правитель и к Вам как гражданам земли Приамурского Государственного Объединения.

Раньше, чем его читать, я должен сказать, что уверен том, что Вы его примете с тем молчаливым, серьезным сосредоточением, которое нужно мне для того, чтобы не упала во мне вера в дальнейшем служении той идее, которую Вы на меня возложили».

После этого Правитель зачитал содержание Указа № 1 (см. документ № 12). Огласив его, М.К. Дитерихс продолжал: «В состав Земской Думы от Собора войдут на выборных началах 21 человек, другие 8 человек из состава Собора войдут по своему служебному положению, а 5 членов мною будут назначены по моему усмотрению, допуская назначения и не из состава Собора.

Духовенство выборам не подлежит, так как оно примет участие в Церковном Соборе.

Военные, исключая военных казачьих войсковых правительств, также в Земской Думе участия принимать не будут.

Затем, поименно прошу не выбирать Следующих лиц, так как они войдут в Земскую Думу по своему служебному положению в будущей структуре власти, о коей объявлю завтра вечером, когда получу список выбранных Вами членов Земской Думы: Владивостокский Городской Голова, Председатель Земской Областной Управы, члены Земского Собора: В.П. Разумов, А.Ф. Кациенко, Н.Д. Меркулов, М.Я. Домрачеев, генерал Савицкий, атаман Толстов и Бурдюков».

На заседании Земского Собора 9-го августа в ответ на его телеграмму ко дню тезоименитства Вдовствующей Государыни Императрицы МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ (см. документ № 9) была оглашена телеграмма следующего содержания в адрес Председателя Приамурского Земского Собора: «Сердечно благодарю Вас и Земский Собор за добрые пожелания. МАРИЯ».

Часть 8.
В зале заседаний Приамурского Земского собора. https://img-fotki.yandex.ru/get/

При чтении телеграммы члены Собора стояли, а после — раздалось громкое всеобщее «ура». Каких-либо возражений не было, так как противников монархии на Соборе не имелось. После этого, по предложению Епископа Камчатского НЕСТОРА, собравшиеся пропели «Многая лета» Верховному Вождю многострадальной России, любимому Русским народом тезоимениннику Великому Князю НИКОЛАЮ НИКОЛАЕВИЧУ, а затем ему также послана поздравительная телеграмма.

На этом же заседании временный Правитель Приамурского Земского Края М.К. Дитерихс развил программу своих предначертаний:

«Господа члены Земского Собора! Вчера на основании тех решений идеологического характера, которые Земский Собор вынес за время своей работы, я издал Указ, кладущий в основу нашего Государственного Объединения и затем нашей дальнейшей службы Родине, идеологические начала, сложившиеся в духе и форме этого Объединения.

Живя весь мыслью о движении на Запад, об освобождении России, я невольно прежде всего начинаю думать о том, с чем там встретимся на первых же шагах нашего появления. Вы все знаете тот ужас, тот гнет, который выдержали народные массы России. Гнету этому подвергались все слои, все классы, все партии. Вы столкнетесь с массой почти диких людей, угнетенных, так как единственный орган, одна организованность, которая в советской Pоссии существует — это, для нас неприемлемая, коммунистическая. Все остальные находятся в состоянии стадной дезорганизованности, несцепленном. Нужно что-то такое элементарное, которое бы быстро дало возможность соорганизовать народную массу и брать их в руки единоличной, конечно, Верховной Власти. Это один принцип, заложенный в структуру Правительственной власти, которую я здесь устанавливаю.

До сих пор за время пятилетней гражданской борьбы все наши государственные объединения, где бы они не возникали — в Сибири, на Дону, на Кавказе, на западе, на севере — они стремились выявить главным образом только объединение всероссийского масштаба и слишком мало обращали внимания на заложение под этой крышей, под этим верхом прочной базы и местного прочного управления. Между тем, если взять в данную минуту жизнь Приамурскою Государства и принять во внимание, что мы должны черпать из этого Приморья силы для движения вперед, то, естественно, что управление местное должно нам служить базой, которая позволит, захватив известные финансово-экономические запасы, необходимые для России, двинуться отсюда вперед.

Если этой прочной базы не заложить, если не дать здесь Краю устроиться прочно, то при движении вперед будут проявляться опять такие же грустные страницы, которые нам приходилось уже переживать, когда по создании какой-либо антибольшевистской организации, жизнь была мирной на фронте, но боевой у нас в тылу.

Все наши бывшие государственные объединения гибли из-за того, что тыл оставался совершенно неустроенным и совершенно с властью ничем не связанным.

Вот эти два основных принципа, которые я кладу в идею структуры моей власти. Вливаю я их в следующие практические формы.

Основание власти — база: Приморская область. В состав моего правительства войдет коллегиальный орган, состоящий из четырех моих помощников: Владивостокского Городского Головы, Председателя Областной Земской Управы, Атамана Уссурийского казачьего войска — под председательством помощника на правах министра внутренних дел, генерала Бабушкина. Орган коллегиальный за исключением тех вопросов, которые относятся исключительно к компетенции министра внутренних дел.

Учитывая именно тот принцип, о котором я говорил и что ожидает нас в советской России, а именно — раздробленность, разрозненность населения, на которое мы должны опираться, — первой, важнейшей и главнейшей задачей Земской Думы явится совместно с Церковным Собором разработать новые начала и новые принципы для организации простейших единиц масс населения с тем, чтобы приходя на новые места, имея здесь приготовленные совершенно принципы, было бы легко их на новых местах проводить в жизнь и закладывать новую базу для дальнейшего движения вперед.

Такой единицей, я считаю, будет приход. Разработка приходов во всех деталях и подробностях будет проведена в жизнь здесь в Приморье совместно с Церковным Собором и явится основной и главнейшей работой Земской Думы.

На этой системе последует переизбрание Земской Управы и Городской Думы и этот опыт покажет нам целесообразность этой меры соответственно с чем я, как Верховный правитель Края, произведу те или другие изменения.

Это будет основной задачей для Земской Думы. Но помимо этого я буду вносить на рассмотрение и решение, а быть может, и проведение в жизнь те положения, те вопросы, которые возникнут в общем уже всероссийском масштабе. Я приведу пример. Сейчас здесь в Приморье громадный контингент людей, так называемых «живущих на пенсиях». При настоящем тяжелом финансовом положении удовлетворительное разрешение этого вопроса не представляется возможным. Этот вопрос не чисто местный, ибо большой контингент является элементом беженским, который покатится на запад.

Помимо вопросов, только что мною указанных, у нас есть еще один контингент нашего населения всероссийского, |чрезвычайно важный, в особенности при нашем продвижении на запад. Это — казачество.

Так как по своему быту и укладу, по своим условиям жизни, казачество имеет своеобразности, то я создам для казачества третий коллегиальный орган — управление казачьими войсками. Во главе этого органа будет стоять председатель мною назначенный, который будет носить звание — моего помощника по казачьим вопросам.

Вот те три основных коллегиальных управления, на которых опру я свою единоличную власть. В отдельности я оставляю в непосредственном своем ведении Государственный Контроль и Генеральное прокурорство по причинам особого свойства, ибо для них в моем мозгу и сердце
существуют и некоторые новые принципы (отмена смертной казни — А.Х.). Новые они теперь — после революции, а по прежним временам вовсе не новые. Я ничего нового не ввожу, не создаю. Я создаю революцию той революции, которую мы переживаем.

Главы ведомств входят в состав Земской Думы, когда это по ходу работы Думы будет необходимо, но необязательно. Рядом со мною, как равноправный совершенно орган власти, первоначально станет Церковный Собор».

По окончании этой речи Правителя проводятся выборы членов Земской Думы, после чего заседание объявляется закрытым.