Крест на войне

Первая мировая и гражданская война разделила Россию на советскую и зарубежную. В историографии период между двумя мировыми войнами получил наименование INTERBELLUM или, по-русски, МЕЖВОЙНА. Осмыслению русской национальной зарубежной мыслью процессов и событий, приведших к грандиозным военным столкновениям в истории человечества, их урокам и последствиям посвящен новый проект «Имперского архива» INTERBELLUM/МЕЖВОЙНА. Для свободной мысли нет железного занавеса, и дух дышит, где хочет.
АНДРЕЙ ХВАЛИН
+
КРЕСТ НА ВОЙНЕ
«Достаточно вспомнить крест, и душа находит порядок».

Прекрасной иллюстрацией (…) вопроса о кресте и мече может служить рассказ, слышанный мною на заседании Религиозно — Философского Общества в Петрограде[*]. Происходило это в 1915 году, в самый разгар войны. Тема собрания была, сколько помню, Церковь и война. Основная идея – несовместимость церковного, молитвенного благословения оружия с духом христианства.

Горячую речь – настоящую иеремиаду[†] против появления среди войск в бою священника с Крестом и изображением Распятого на нём произнёс один из содокладчиков, г. Добронравов.

После него слово было предоставлено желающим из публики. С своего места встал тёмный шатен, лет 35, в форме военного врача, и назвал себя: доктор Иванов.

Крест на войне
Государь Император Николай II Александрович и Наследник Цесаревич Алексей Николаевич на молебне в Ставке. 1915 г. https://topwar.ru/uploads/

Получив предложение председателя (А.В. Карташева) говорить, доктор Иванов спокойным, негромким голосом стал говорить, и аудитория напряженно затихла:

– Очень хорошо, что здесь, в тылу, поднят вопрос о вере и церкви. Того, что происходит на фронте вы не знаете. Там растут запросы и требования, каких не знали, и горе тем, кто не сумеет на них ответить.

Я – врач и работаю на передовом пункте. Вижу постоянно людей, идущих в бой и вышедших из боя. Не только раненых, но совершенно уцелевших, сохранивших, однако, на себе и в себе всю атмосферу и все переживания боя.

Отправление в бой всегда тяжко. Спокойствие или подъём – внешние, всегда скрывают внутреннюю тревогу. Это не трусость: самые хладнокровные и отважные люди эту тревогу переживают.

Особенно трудно тем, кто идёт в бой первый раз. Обычно уходящую часть провожал священник с крестом в руках. Одни прикладывались ко кресту, другие, проходя, крестились. Сперва, и не раз, приходилось слышать воркотню: люди идут в бой, а тут попы суются с своими крестами – только расстраивают!

Потом стали требовать, чтобы священник непременно выходил с крестом в руках, когда части уходят в бой. Если часть уходила спешно или была очень многолюдна, так что не было возможности приложиться всем, то священник должен был стать на возвышение и, во всяком случае, так, чтобы крест могли увидеть все.

Произошла перемена, пришло и объяснение.

Ко мне, как  врачу стало обращаться много молодых офицеров за особого вида помощью. Они просили помочь им найти душевное равновесие и ясность сознания.

Из подробных расспросов и разговоров с целым рядом лиц я выяснил такую картину: самым тяжким переживанием является первый рукопашный бой, встреча с противником вплотную. И даже не самый бой: здесь преодолевается препятствие и только. Всё другое исчезает из сознания. Невыносимо тяжёл момент, непосредственно следующий за окончанием боя, ещё здесь, на месте, среди мёртвых и раненых, на свежей крови…

Наступает помутнение сознания, которое длится и потом. Никакие рассуждения и усилия воли не помогают. И чем человек тоньше по своей организации, тем это состояние мучительнее.

Кидаются в таких случаях развлекаться – вино, женщины, наркотики. Нет успокоения… Многие прямо кончали психическим расстройством или пулей в висок.

Медицина – наука «материалистическая» и имеет лекарства не для психики, а для нервов. Мы знаем бром. И я его давал, заведомо зная, что это бесполезно, и убеждался потом, что вопрос здесь не в нервных волокнах, а в чём-то другом. А затем я увидел, что многие из моих пациентов успокоились, прояснели, вернули себе бодрость и вошли в нормальную колею. Я стал спрашивать, чем они себя поставили на ноги? Мне указали на землянку священника.

Священник у нас из простых монахов, малообразованный. Дорожку к нему открыли солдаты. В душевной туге (печаль, скорбь – А.Х.) они шли к нему беседовать, исповедались, причащались и находили душевный покой и ясность. Сюда же показали дорожку офицерам.

Пошёл один, другой, а затем это стало привычным, испытанным средством.

Тогда-то явилось требование, чтобы священник выходил с крестом и держал его на виду у идущих в бой.

— Зачем вы этого требуете? — спрашивал я.

— А вот зачем. Вы знаете, что после рукопашной схватки наступает эта страшная душевная муть. Некоторые тут же, не сходя с места, кончают с собой. Но достаточно вспомнить крест, пусть перед глазами мелькнет его сияние, и свет возвращается в сознание, душа находит порядок.

Я, как врач-наблюдатель, передаю факты, а выводы сделайте сами…

Крест на войне
Окропление святой водой русских воинов перед боем. https://youtik.ru/_nw/5/.

Особых выводов тогдашние участники собрания Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д. Философов и др. — не сделали, сколько мне помнится. Не знаю, жив ли доктор Иванов и продолжил ли он свои наблюдения, но его рассказ о соприкосновении Креста и меча в человеческой психике и тогда и теперь казался мне значительным и стоящим особого размышления.

И. Никаноров.

«Возрождение» (Париж). № 83, 24 августа 1925.

Примечание:

[*] Образовано весной 1907 года по образцу аналогичного Московского общества. В центре обсуждения находился вопрос о месте Русской Православной Церкви в конфликте между государством и обществом, охваченным революционным брожением. На собраниях выступали философы, религиозные деятели, политики, журналисты, литераторы, теософы: В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, В.А. Тернавцев, А.В. Карташёв, А.Ф. Керенский, П.Б. Струве, Б.Г. Столпнер и многие другие. Заседания общества нередко вызывали бурную полемику. В 1917 году Религиозно-философское общество фактически перестало существовать. Предпринимались попытки возобновить его деятельность в России и эмиграции, но безуспешно.

[†] Иеремиада — длинное литературное произведение, обличающее пороки общества и написанное в скорбном тоне. Название «иеремиада» восходит к имени библейского пророка Иеремии, в книгах которого содержится пророчество упадка Иудеи вследствие нарушения божественных заповедей.