Царство Гжели

ЦАРСТВО ГЖЕЛИ
Сила традиционного русского промысла в творческой одарённости мастеров, а не только в промышленных технологиях.

На днях побывали с нашими сибирскими гостями, вместе с внуками и дедом, в знаменитом царстве гжельского фарфора. Гжель – это место в Раменском районе Подмосковья, исторически включающее в себя несколько деревень, где столетия назад были обнаружены специальные глины, позволившие в этих местах основать и развивать гончарное производство. И великие князья, и цари, и императоры покровительствовали важному государственному делу. Ценилось не просто массовое «народное» производство бытовой посуды, но, в первую очередь, высокое искусство русского фарфора и фаянса, стоявшее на уровне лучших европейских и азиатских мастеров. Цена гжельского фарфора была равна цене человеческой свободы – здесь никогда не было крепостного права, все ремесленники были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам.

Со временем изделия из фарфора – и разноцветного, и сине-белого становятся визитной карточкой гжельских мастеров. Именно с Гжели начинается большинство фарфоровых производств в царской России. Здесь истоки Императорского фарфорового завода, основанного Государыней Елизаветой Петровной в 1744 году. В его развитии главная роль принадлежит русскому мастеру Дмитрию Ивановичу Виноградову – сподвижнику великого русского гения М.В. Ломоносова. В 1748 году Д.И. Виноградов создаёт на основе гжельских глин рецепт настоящего фарфора. Именно с той поры ведётся летопись русского фарфора.

Из Гжели берут своё начало и Кузнецовские заводы, ставшие известными во всём мире. Выходец из Гжели Я.В. Кузнецов открывает в 1812 году фарфоровый завод в селе Новохаритоновском, а затем его самостоятельные филиалы в Риге, Твери, Рыбинске, где трудятся переселенцы из Гжели, а секреты мастерства передаются из поколения в поколение, от отцов к детям и внукам.

Раз в несколько лет посещаем местные промыслы, чтобы пройти экскурсией по заводу в Турыгино, расписать собственные поделки во время мастер-класса, побывать в музее и закупить в магазинах, разбросанных по разным деревням, особо понравившиеся, выдающиеся изделия. Словом, уже давно и прочно Гжель вошла в нашу жизнь.

Как и все великие нации, Россия стремится взять из прошлого лучшие достижения, чтобы на их основе во всеоружии противостоять вызовам современности. Гжель – прекрасный, яркий, цветной образец красоты царско-императорской России. Прекрасно, что сегодня Гжель нашла деньги на ремонт производства и оформление внутренних помещений завода в Турыгино, закупку нового оборудования, на пиар и другие технологические новинки. Но, увы, во всех магазинах гжельского фарфора, что мы объехали, в основном – удивительное однообразие, трафаретность, бездуховность изделий, да и качество не всегда радует ценителей искусства, а недостатка в посуде уже никто и нигде в мире не испытывает.

Подтверждение своим мыслям мы получили в музее Турыгинского завода. Экскурсовод «от Адама и Евы» начал свой рассказ о Гжельском фарфоре, вплетая в его ткань массу любопытных деталей. Но в конце был вынужден признать, что уровень мастерства современных художников, от которых в первую очередь и зависит искусство фарфора, а потом уже от технических сотрудников, ныне значительно упал. Происходит разрыв поколений в цепочке передачи секретов мастерства. Они, старые выдающиеся мастера, уходят, а на смену им просто не успевают вызревать новые таланты, требующие огромных духовных и технических затрат на их подготовку. Средостенье, за последние десятилетия заполонившее все поры российской жизни, может рождать только безумные «указивки» и «технологические» инструкции, которые сама реализовать не может и не умеет, но заставляет их выполнять настоящих мастеров своего дела, которых и так мало, так ещё их и вынуждают микроскопом гвозди заколачивать. Как говорилось в старом анекдоте времён советского периода российской империи: «И мешал вам царь пирожками на базаре торговать…» Эх, нет на наше средостенье Государыни Императрицы Елизаветы Петровны…

…В заводском музее ярким пятном смотрятся работы Геннадия Васильевича Денисова. Представленные на выставке скульптуры «Гусары», «Скрипач», «Артиллерист», «Казак» выделяются «лица не общим выражением» и светлым духом радости жизни, высоким уровнем художественного мастерства. Сам Г.В. Денисов – уроженец гжельских мест, деревни Турыгино. Автор многочисленных фарфоровых скульптур, шкатулок, композиций на бытовые и сказочные сюжеты, участник российских и зарубежных выставок. Его чудные работы хранятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Всероссийском музее декоративного искусства (Москва), Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике (Сергиев Посад) и др. Геннадий Васильевич Денисов – лауреат Государственной премии. Он, родившийся в 1928 году, принадлежит к плеяде выдающихся мастеров уходящей эпохи. И, как сказал поэт Г. Державин, кто дерзнёт прийти «ваших вслед отцов»?

… Ребята, приехавшие с нами на завод в Турыгино, расписали во время мастер-класса под руководством наставника свои первые фарфоровые поделки. Им обещали после обжига прислать их домой в Сибирь. В тот день вообще было много ребят и молодёжи на экскурсиях, на мастер-классах. А значит будет жить, насчитывающее уже семь веков мастерства, царство Гжели, будут в нём рождаться новые и новые виноградовы, кузнецовы и денисовы, воспевающие красоту и талант России, её народа – царей, гусаров, скрипачей, артиллеристов, казаков.

Андрей Хвалин,

член Союза писателей России.

Фото автора.