1-я Неделя

1-я Неделя: со 23-го по 27-ое октября 1890 года

 23 октября/4 ноября. Вторник. Св. Ап. Иакова

Вагон

Печальный и грустный день, день разлуки с дорогими родителями почти на 9 мес(яцев). К завтраку приехали: д(ядя) Алексей, д(ядя) Сергей и т(етя) Элла (1). В 2 часа простился с ними на ст(анции). В Курском поезде доехал с Папа и Мама до Сиверской (2). Здесь слезно простился с ними на этот длинный срок. Со мной едут: Бака (личный слуга? – А.Х), Барятинский, Кочубей, Оболенский, Волков и князь Ухтомский. (3).

24 октября/5 ноября. Среда. Муч. Арефы

Вагон

Весь день много читал. Завтракали в 12 ч(асов), болтал со спутниками, так что вчерашняя тоска прошла – перелом сделан к новой жизни. В 4 ч(аса) приехал в Варшаву. Почетный караул от Волынского полка. Масса начальства. Болтал с ним около часу. Обедали в 8 час(ов) в заграничном поезде. (См. комментарии).

25 октября/6 ноября. Четверг. Муч. Маркиана

Вагон

В 3 ч(аса) утра переехал родную границу, с кот(орой) расстаемся на 6 месяцев. В 2 ч(аса) приехал в Вену. Император и эрцгерцоги встретили, также был почетный караул от 19 пех(отного) полка.

Погода была хорошая. Делал визиты и возложил венок на гробницу Рудольфа (4). В 6 ч(асов) был обед в Шенбруне (5). Был в театре (на) «Африканке» (6). Уехал из Вены в 10 ¼. (См. комментарии).

26 октября/7 ноября. Пятница. Св. в-муч. Димитрия

«Память Азова» 

Совсем не спал ночью из-за скорости хода поезда – так бросало во все стороны. В 11 час(ов) наконец приехал в Триест. (7) Отправился прямо на «Пам(ять) Азова», сделали смотр: «Владимиру Мономаху» и «Запорожцу» (8). В 2 ½ снялись с якоря и пошли в море. Те идут конвоирами. Рад был увидеть Георгия (9). Завтракал и обедал в адмиральской столовой.

27/8 ноября. Суббота. Муч. Нестора и Капитолины

Адриатическое море

Выспался отлично. Встал в 10 ч(асов) с хорошим утром. «Влад(имир) Мономах» отставал из-за повреждения машины; «Запорожец» следовал молодцом. Завтракали в полдень. Немного засвежело к спуску флага. Спал до обеда, кот(орый) был в 7 ½. За чаем разговаривали о разных предметах, касающихся нашего плавания.

(Здесь и далее публикуется по: Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 601. Оп. 1, Д. 224).

Комментарии:

Путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича на Восток началось 23 октября ст.с. (4 ноября н.с.) 1890 года. Оно оказалось в эпицентре мировой политики не только в связи с посещением Великим Князем территорий «великих держав» и стран, входящих в сферу их влияния, но и самим фактом непосещения тех или иных государств и центров международной жизни – Иерусалим, Константинополь, Италия, Черногория, Корея и др. (Подробнее см. в Политическом обзоре МИД Российской Империи за 1888-1889 гг. в «Публикации материалов к ВОСТОЧНОМУ ДНЕВНИКУ ЦЕСАРЕВИЧА. 1-я Неделя: с 23 по 27 октября 1897 г.». http://archive-khvalin.ru/prednachertannaya-derzhavnoyu-voleyu-gosudarya/).

В первую неделю маршрут пролегал через русскую Варшаву, австрийскую Вену и бывший итальянский, а в тот момент «вольный город» Триест, хотя формально Августейший путешественник посетил только одну страну на тогдашней политической карте Европы – Австро-Венгерскую Империю. Часть польских земель, в результате раздела страны (1772, 1793, 1795) входила в состав Российской Империи, а итальянский прибрежный город Триест принадлежал австрийцам. В этом порту Цесаревич взошел на борт ожидавшего его фрегата «Память Азова», чтобы следовать дальнейшим маршрутом. Он не был изменен, хотя и поступили приглашения от короля Итальянского и великого князя Черногорского. (Архив внешней политики Российской Империи (АВПРИ). Ф. 151. Политархив. Оп. 482. Д. 3376. Л. 26 об., 29).

Несмотря на устойчивые противоречия на Балканах (по вопросам аннексии Боснии и Герцеговины, территориального разграничения на Балканах, о черноморских проливах), взаимоотношения между Австрией и Россией в период визита Цесаревича в Вену в ходе восточного путешествия имели дружественный и лояльный характер.

Впоследствии, стремясь поддержать статус-кво на Балканах и Турции, в 1897 г., уже при Императоре Николае II Александровиче, Россия подписала с Австро-Венгрией договор, который обеспечил мирное развитие русско-австрийских отношений на ближайшие годы.

Варшава промелькнула стремительно, оставив у путешественников щемящее чувство «прощания с родиной», как в знаменитом полонезе Огинского. Его прекрасно передал в своих записках сопровождавший Цесаревича князь Э.Э. Ухтомский:

Среда, 24 октября (5 ноября)

В первом часу пополудни, уже невдалеке от Варшавы, на станции Лапы (Мазовецкого уезда Ломжинской губернии), местное двухклассное училище выстроилось на площадке у вокзала для встречи Государя Наследника Цесаревича. Узнав об этом, Его Императорское Высочество подошел к детям. Раздалось троекратное «ура» и пение «Боже, Царя храни». Цветы посыпались к ногам Августейшего путешественника. День был такой же холодный, как и вчера, но понемногу светлело.

В 3 часа 23 минуты прибытие на станцию Прага Привислинская, где Государь Наследник Цесаревич с нетерпением ожидается местными военными и гражданскими властями. Варшавский генерал-губернатор и командующий войсками генерал-адъютант И.В. Гурко и его помощник генерал-адъютант граф Мусин-Пушкин выделяются на убранном флагами и экзотическими растениями дебаркадере среди собравшихся генералов, главных представителей чиновного мира и множества офицеров. Торжественные звуки гимна раздаются со стороны почетного караула со знаменем, выставленного от лейб-гвардии Волынского полка, которого Его Императорское Высочество состоит шефом. Августейший путешественник, выйдя из вагона и сказав несколько слов генерал-адъютанту Гурко, идет по фронту роты и здоровается с людьми, после чего командующий войсками представляет Наследнику Цесаревичу генералов. Пропустив караул и музыку, Его Императорское Высочество входит в императорские покои, где генерал-губернатор представляет ему высших гражданских чинов, и здесь в течение получаса беседует с генерал-адъютантом Гурко и графом Мусиным-Пушкиным в ожидании, когда подадут другой «заграничный» поезд.

Наконец с Варшавой пора расстаться. Его Императорское Высочество стал у окна, составлявшего почти целую стену вагона-столовой, и долго не отходил, любуясь видом дороги в город. Путь этот изгибался от Пражского вокзала к железнодорожному мосту, под которым должен был проехать поезд Наследника Цесаревича, почему-то шедший сначала очень тихим ходом. Целая нескончаемая вереница экипажей приближалась к указанному мосту, исчезала под ним, снова растягивалась. Прокрадывавшееся солнце освещало парадные формы множества лиц, разъезжавшихся после торжественной встречи. По мере того, как они делались менее ясными и более отдаленными, ближе и шире казалась река с разведенными кое-где на плотах кострами. Крайне быстро темнело. Осязательнее чувствовалось расставание с Россией. Возбужденное состояние нервов усиливалось.

(Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891. Т. I. СПб.-Лейпциг. 1893. С. 16-17).

Первый по-настоящему «заграничный» пункт остановки – столица Австро-Венгерской Империи Вена. Визит русского Цесаревича вызвал большой ажиотаж в австрийской прессе. Собрать многочисленные статьи и заметки в местных газетах нам помог барон Александр Дольцер (Австрия). Перевела статью «Наследник русского Престола в Вене» из «Wiener Salonblatt» («Венский салонный листок»), ежедневной австрийской газеты, выходившей в столице Австрии с 1870 по 1938 гг., филолог Уте Шольц (Германия). На русском языке статья публикуется впервые.

Наследник русского Престола в Вене

Е.И.В. Великий Князь Николай Российский по пути в Афины во второй половине дня четверга прибыл сюда (т.е. в Вену – А.Х.) на Северный вокзал из Санкт-Петербурга и торжественнейшим образом был приветствован кайзером и присутствующими в Вене эрцгерцогами.

Подготовка приема высокого гостя началась после 12 часов на Северном вокзале. Рельсы были обновлены (камни между рельсами), красный ковер лежал перед залом ожидания для членов Двора. В то время, как еще два ковра лежали на перроне, вход к воротам прибытия охранялся полицейскими в парадной форме верхом, они патрулировали улицы вокруг Северной железной дороги. За несколько минут до часа дня прибыл почетный караул с музыкой. Этот караул встал справа от перрона. Они относились к 19 пехотному полку эрцгерцога Франца-Фердинанда фон д’Эсте. Фон Шафер явился со своим адъютантом.

Постепенно перрон оживился, начальник станции имперский советник Гузник лично отдал последние приказания для прибытия поезда. По очереди появились комендант Фрейхарр Шенфельд, Ранилович, Гирш вместе с офицерами Генерального штаба, которых причислили к дивизии, президент Северной железной дороги граф Паловичини, вице-президент граф Больсвальдек. Они все были в форме; генеральный директор советник Королевского двора Метерис Йетерринг, генеральный инспектор железной дороги имперский советник Шварц.

Вскоре за ними появились наместник граф Кильманцег, полицейский президент барон Крауз, а также предназначенные для сопровождения русского Наследника почетные кавалеры гвардии капитан граф Пальфи и полковник 5-го полка уланов барон Ромез, так как Русский Наследник состоит почетным шефом этого полка.

Несколько позже пришли русский военный атташе полковник Зуев и советник посольства Кантакузин с членами Российского посольства. Из эрцгерцогов в половине второго первым явился эрцгерцог Райнер в австрийской форме генерала с синей лентой ордена св. Андрея Первозванного вокруг груди. За ним следовал эрцгерцог Вильгельм в российской артиллерийской форме с такой же лентой. А позже эрцгерцог Карл-Людвиг в русской пехотной форме полковника тоже с андреевской лентой. Также его сыновья эрцгерцоги Фердинанд Австрийский и Эсте, Отто и Фердинанд. Без 15 два возглас с улицы сообщил, что прибыл кайзер. Через несколько минут он появился на перроне в российской пехотной форме в сопровождении генерал-адъютанта графа Пар и адъютанта майора Шафгоджа. Его Величество приветствовал эрцгерцогов, а после осмотра почетного караула лично обратился к российскому советнику посольства Кантакузину, а потом к атташе полковнику Зуеву и другим.

В два часа появились сигналы о прибытии великокняжеского поезда, состоящего из 10 вагонов. Поезд медленно въехал в вокзал. Зазвучал Русский гимн. Венский кайзер пошел в сторону перрона, где должен был остановиться поезд. За монархом последовали эрцгерцоги. Советник двора Клаудии, который обеспечивал движение поезда с того момента, когда он пересек границу, стоял на перроне у первого вагона. На перроне у второго вагона – российский посол князь Лобанов, который приехал из Вены на встречу Наследника.

Поезд остановился, однако вагон, в котором находился Цесаревич, был шестым и затормозил в некотором отдалении от того места, где ожидал кайзер. Лакеи в темных ливреях и в темных меховых шапках спрыгнули с вагонов и дали машинисту сигнал, чтобы он проехал дальше. Наконец, вагон остановился, где надо. Молодой Цесаревич стоял на верхней ступеньке вагона. Гибким движением он спрыгнул на перрон и быстрым шагом пошел навстречу кайзеру. Кайзер и Высокий Гость подали друг другу руки и очень сердечно дважды поцеловались. Цесаревич снял каску и приветствовал Его Величество с непокрытой головой. Кайзер представил Гостю эрцгерцогов. Эрцгерцог Карл-Людвиг и Цесаревич поцеловались. А с другими членами Двора обменялись сердечными рукопожатиями. Потом монарх повел русского Наследника к почетному караулу. После осмотра начали представлять членов свиты обеих сторон. Император представил Гостю среди других также коменданта графа Паловичини. В свите Цесаревича находились князь Барятинский, его высокий рост и красная гусарская форма обратили на себя внимание. Адъютант князь Оболенский, князь Кочубей и Волков, а также трое подчиненных офицеров.

После представления свит все последовали в зал, потом кайзер и Цесаревич сели в открытый экипаж. Эрцгерцоги сели в закрытые кареты. Когда стоящая перед вокзалом публика увидела кайзера, начались приветственные выкрики.

Поехали по Прада и Рингу в Хофбург, где Великий Князь Николай остановился в апартаментах, предназначенных для него. Во дворце эрцгерцога Карла-Людвига состоялся прием, в котором участвовали все находящиеся в Вене члены Императорского Австрийского Дома. В Хофбурге приветствовали гофмайстер принц Гогенлоэ и граф Хунхади и проводили его в апартаменты. (…)

После прибытия немецкий посол граф Цуройс и граф Вокинштейн появились и отдали свои визитки. Во второй половине дня появились представители почти всех государств, которые находились в Вене.

Без 15 четыре русский Наследник с графом Пальфи и со свитой поехали в открытом экипаже из Хофбурга во дворец на улицу Фаворитенштрассе. В вестибюле гостя ждали Паяцевич (и др.)

Цесаревича приветствовал герцог Карл Людвиг в форме уланов и проводил на первый этаж, где было организовано место для приветствий. В вестибюле лежали тяжелые ковры, было много цветов. В так называемом деревянном зале, богато оснащенном плитками из дерева, оба князя приветствовали  эрцгерцогиню Марию-Терезу, которая была в белом платье. Франц-Фердинанд и Эсте, Отто и Фердинанд, а также Великие Герцогини Маргарета, Мария-Юзефа и Маргарита Зуфа приветствовали Высокого Гостя. В 4 часа прием закончился, и Великий Князь покинул дворец в сопровождении эрцгерцогов. Оттуда Цесаревич поехал во дворцы эрцгерцогов Райнера и Вильгельма. Затем посетил Капуцинский монастырь, где расположены могилы представителей Дома Габсбургов. В руках были свечи в подсвечниках. Цесаревич интересовался гробом Марии Терезы, Марии-Луизы и герцога Райнштатд. Ему понравились орнаменты. К могиле эрцгерцога Рудольфа возложил венок с лентами белого цвета.

Без 15 пять кайзер поехал в Шенбрун. Часом позже Цесаревич все еще в австрийской форме по Рингу поехал в Шенбрун. Публика приветствовала его. В комнате с зеркалами ждали все. Точно в 6 часов состоялся ужин. Кайзер сидел в центре, справа – Николай и Мария-Терезия, а слева Мария (другая). (…). Военный оркестр исполнял музыку: вальс и весеннюю песню Штрауса, Генделя и т.д. После ужина перешли в розовую комнату. Без 15 восемь Цесаревич отправился в Хофбург. Были в опере, смотрели оперу «Африканка». Наследник посмотрел только два акта и уехал.

Цесаревич не желал торжественного прощания, поэтому на вокзале его провожали всего несколько человек.

(Wiener Salonblatt № 45. 9. November 1890. S. 4).

Примечания:

  1. Д(ядя) Алексей – Великий Князь Алексей Александрович (1850 — 1908) —четвертый сын Императора Александра II, генерал-адмирал (1883), генерал-адъютант (1880), главный начальник флота и морского ведомства (1880-1905), член Государственного совета, брат Императора Александра III.

Д(ядя) Сергей – Великий Князь Сергей Александрович (1857 — 1905) — пятый сын Императора Александра II; московский генерал-губернатор, супруг Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.

Т(етя) Элла – Великая Княгиня Елизавета Феодоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, 1864-1918) — принцесса Гессен-Дармштадтская; супруга Великого Князя Сергея Александровича. Прославлена в лике святых Русской Православной Церкви в 1992 году.

После воскресной литургии 21 октября в церкви Гатчинского Дворца Наследник Цесаревич со свитой через два дня отправился в девятимесячный путь. Дяди и тетя простились с ним на станции Гатчино.

  1. Сиверская – станция железной дороги. Через Гатчину, где находилась резиденция Императора Александра III, проходила С.-Петербурго-Варшавская железная дорога. Станция Сиверская, где вышли из великокняжеского поезда Венценосные Родители, расположена на расстоянии около 20 км. от Гатчины.
  2. Члены свиты Наследника Цесаревича в путешествии на Восток. Состав свиты Цесаревича и сопровождавших лиц на маршруте менялся. В течение всего путешествия Цесаревича сопровождали пять человек: главный руководитель путешествия генерал-майор Свиты князь Владимир Анатольевич Барятинский, флигель-адъютант князь Николай Дмитриевич Оболенский (лейб-гвардии Конный полк), князь Виктор Сергеевич Кочубей (Кавалергардский Его Высочества полк), Евгений Николаевич Волков (лейб-гвардии Гусарский Его Высочества полк). Для написания книги о путешествии был прикомандирован чиновник Министерства внутренних дел князь Эспер Эсперович Ухтомский.

В Триесте на фрегате «Память Азова» присоединился Великий Князь Георгий Александрович и наш посланник в Греции Михаил Константинович Ону, а также акварелист Николай Николаевич Гриценко; в Афинах Греческий принц Георгий, в Каире военно-морской врач Владимир Константинович фон Рамбах и флаг-капитан Его Императорского Величества контр-адмирал (впоследствии генерал-адъютант) Владимир Григорьевич Басаргин, сопровождавший Наследника в Сибири.

Помимо этого адмиралы и командиры кораблей эскадры, в странах следования к Августейшим путешественникам присоединялись сотрудники русского дипломатического корпуса. Кроме того, было от 8 до 10 человек прислуги.

  1. Гробница Рудольфа расположена в маленькой церкви монашеского ордена капуцинов в Вене, где хоронили представителей Династии Габсбургов. Его Императорское и Королевское Высочество Наследный Кронпринц Австрийский Рудольф (1858-1889) — единственный сын Императора Австрии Франца Иосифа I и его супруги Елизаветы Баварской. Его внезапная и загадочная смерть вызвала большой резонанс в Европе. По официальной версии, это был несчастный случай. Согласно другим источникам, Кронпринца Рудольфа убили революционеры, чтобы вызвать династический кризис и приблизить падение Австро-Венгерской империи.
  2. Шёнбрун(н) — основная летняя резиденция Австрийских Императоров Династии Габсбургов. Шёнбрунский дворец – одна из крупнейших построек австрийского барокко. Расположен в западной части Вены, в 5 км от центра города. Один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей Европы.
  3. «Африканка» (L’africaine) — большая опера Дж. Мейербера в 5 д., либретто Э. Скриба, Ф. Фетиса и др. Действие происходит в Лиссабоне, на корабле и одном из островов восточного берега Африки на рубеже XV—XVI веков. Впервые поставлена после смерти композитора; премьера: Париж, Императорская академия музыки, 28 апреля 1865 г. В России «Африканка» была впервые поставлена в 1866 г. в Петербурге итальянской труппой, на русской сцене — в 1882 г. там же в Мариинском театре (премьера — 13 октября); в 1883-м — в московском Большом театре (премьера — 9 января). Именно в партии Селики в «Африканке» Дж. Мейербера дебютировала выдающаяся австрийская певица (драматическое сопрано) Матерна Амалия, выступавшая в 1869-1894 годах на сцене Венской придворной оперы, которую и мог слышать Цесаревич во время визита.
  4. Триест – город в итальянском регионе Фриули-Венеция-Джулия, расположен на северо-западе Балканского полуострова, в глубине Триестского залива Адриатического моря, в 145 км. к востоку от Венеции. В прошлом — вольный имперский город, столица Австрийского Приморья, обособленная свободная территория. На протяжении столетий Триест оставался главным портом Габсбургской монархии. В 1890 году Триест рос бурными темпами. Две трети населения в то время составляли итальянцы. Во время посещения Цесаревичем Триест – это один из крупнейших портов Средиземноморья, жемчужина Австрийской Ривьеры, где проводили зимние месяцы высшие слои венского общества.
  5. Корабли эскадры Цесаревича, на которых была совершена морская часть восточного путешествия. Броненосный крейсер «Память Азова», новый тип броненосного крейсера по образцу «Владимира Мономаха», был разработан в октябре 1885 года. Строился на Балтийском заводе, 20 мая 1888 г. спущен на воду. В 1890 г. крейсер вступил в строй и был приписан к Гвардейскому флотскому экипажу. В 1890-1891 годах совершил плавание на Дальний Восток, в ходе которого на борту крейсера находился Цесаревич Николай Александрович, будущий Государь Император.

Броненосный крейсер «Владимир Мономах» — полуброненосный фрегат (броненосный крейсер), второй в серии из двух кораблей типа «Дмитрий Донской». Заложен 10 февраля 1881 года, спущен на воду 10 октября 1882 года, вступил в строй 1 июля 1883 года. Строился в Петербурге на Балтийском заводе.

1 января 1889 г. на крейсер был назначен новый командир, капитан 1-го ранга Ф.В. Дубасов. 25 ноября крейсер отправился на Дальний Восток, но получил приказ дожидаться в греческом Пирее формирования отряда, с которым на Дальний Восток должен был следовать Великий Князь Георгий Александрович. Планы изменились, и крейсер ушел в Триест, где присоединился к фрегату «Память Азова» (под флагом флаг-капитана Императора контр-адмирала В.Г. Басаргина. Наследник Цесаревич осмотрел крейсер «Владимир Мономах» на рейде Триеста. В феврале 1891 года на о. Цейлон крейсеры присоединились к Тихоокеанской эскадре, а 11 мая в составе эскадры прибыли во Владивосток. Морская часть восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича на этом завершилась.

Канонерская лодка «Запорожец» заложена на верфях Николаевского адмиралтейства 9 мая 1886 года. Спущена на воду 23 мая 1887 года. «Запорожец» служил на Черном и Средиземном морях.

  1. Георгий – Великий Князь Георгий Александрович (1871-1899) — третий сын Императора Александра III, младший брат Наследника Цесаревича Николая Александровича. Служил мичманом на фрегате «Память Азова». Сопровождал Старшего Брата на части маршрута. Однако в Индии с Великим Князем Георгием Александровичем случился приступ туберкулеза, и он был вынужден вернуться обратно в Россию для лечения.