Школа «Амбет»

«ПОДОБНО НИЛУ, ОРОШАЮЩЕМУ ВЕСЬ ЕГИПЕТ»
Посещение Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем русской школы «Амбет» в Каире в ходе своего Восточного путешествия

Путешествие на Восток Цесаревича Николая Александровича 1890/91 годов стало значимым событием в истории России. Оно заняло более 9 месяцев, за время путешествия было пройдено 51 000 вёрст через Европу, Африку, Юго-Восточную Азию, русский Дальний Восток и Сибирь. Первую большую остановку путешественники сделали в Африке, где две недели, с 10 (22) ноября по 27 ноября (9 декабря) 1890 года, Цесаревич Николай со свитой знакомились с Египтом.

В основном сведения о посещении Египта Наследником Цесаревичем и Восточном путешествии содержатся в книгах М.М. Денисьевского и участника экспедиции князя Эспер Эсперовича Ухтомского. Фундаментальный труд Э.Э. Ухтомского с прекрасными иллюстрациями художника Н.Н. Каразина выдержал многочисленные переиздания. Ныне они доступны массовому читателю. Недавно опубликованы собственноручные дневниковые записи Великого Князя Николая Александровича[i].

Посещение в ноябре 1890 года Наследником Цесаревичем «страны пирамид» принесло большое удовлетворение и Высокому Гостю, и хозяевам, которые оказали Великому Князю Николаю Александровичу со спутниками восторженный приём.

Школа «Амбет»
Рисунок «Въезд в Каир» русского художника Н. Каразина, сопровождавшего Цесаревича во время Восточного путешествия.

По мнению российского Генерального консула в Каире А.И. Кояндера (1887-1902), «благодаря чистосердечным стараниям и соединенным усилиям Хедива, его подданных и сочувствующих России иностранных колоний пребывание это вышло более блестящим, чем того можно было ожидать. (…) Каир никогда до сих пор не видал, да, весьма вероятно, и не увидит ничего подобного в смысле приёма, хотя бы и старшего Члена одной из Царствующих в Европе Династий. Память об этом путешествии надолго сохранится не только в здешнем обществе, но и в среде беднейшего класса населения, для которого щедрые, истинно Царские пожертвования Цесаревича в пользу бедных и в пользу некоторых благотворительных обществ являются неожиданным благодеянием».[ii]

Особое впечатление встреча с Цесаревичем произвела на юные и восторженные души учеников «русской школы» в Каире. «Русской» ее назвал в своих путевых заметках о Египте выдающийся русский византинист, историк Церкви, профессор по кафедре церковной археологии и литургики Киевской духовной академии, почётный член Императорского Православного Палестинского Общества Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929), неоднократно посещавший Иерусалим, Афон, Константинополь, Синай и Египет. Он пишет: «Мы уверены, что весьма не многим из русских людей, даже бывавшим и жившим в Египте, известно, что в столице его, на берегах многоводного кормильца Нила, в Каире имеется русская школа. Между тем школа эта уже просуществовала четверть века, воспитала очень многих детей местного каирского православного общества, служащих теперь на различных поприщах общественной и частной деятельности, есть, можно сказать, единственный рассадник христианского просвещения для всего Александрийского патриархата; в ней ежегодно обучается до 200 детей местного каирского общества. Мы назвали эту школу русскою, потому что она основана на средства русского подданного, состоит под высоким покровительством русского Государя Императора, главный попечитель ее – русский дипломатический агент при египетском хедиве, стараниями нашего русского агентства она приведена в нынешнее вполне благоустроенное состояние и т. д.; но на самом деле в Каире не только официально, а даже и частным образом никто из местных греков или арабов не обмолвился назвать эту школу своим настоящим именем и даже придет в недоумение от одного имени русский. Официально школа эта носит название амбетьевской по имени своих основателей»[iii].

Школу основали родные братья-арабы Теорий, Ананий и Рафаил из богатой купеческой фамилии Амбет, которые были российскими подданными, но жили в Каире. Программа школы включала Закон Божий, греческий и арабский языки, математику, счетоводство, иностранные языки. Со временем школьная программа школы была расширена почти до объема гимназической, по возможности и с изучением русского языка. Однако без права выдавать аттестат зрелости. Желающие по окончании школы ехали в Афины, сдавали экзамены при одной из гимназий и поступали в афинский университет.

В Восточном дневнике Цесаревича в записи от 12/24 ноября 1890 г. школа названа «греческой»: «Посетили греч(ескую) школу…»[iv]

К моменту посещения Цесаревичем школы в ней не было ни одного русского ученика, хотя русский язык преподавался. Его ввели для подготовки сотрудников из арабов для наших консульств в городах Египта и для других «поприщ». К тому же школа в тот период находилась под покровительством Императора Всероссийского и частично содержалась на русские деньги. Руководящий орган школы – ефорию – возглавлял большой друг России Предстоятель автономной Синайской Православной Церкви Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Порфирий (Марудас, 1831-1909), одно время управлявший подворьем Синайского монастыря в Киеве.

После того, как Августейшие Путешественники осмотрели «развалины мечети Султана Хасана, считающейся лучшим образцом арабского архитектурного искусства, и, проехав мимо каирских базаров, (они) проследовали в находящуюся под русским покровительством школу Амбета и стоящее рядом с нею Синайское подворье. Совет управления школы, состоящий под председательством Архиепископа Синайского Порфирия, приготовился достойным образом встретить Высоких Гостей. Ведущие к школе узкие переулки были устланы коврами, а стены домов задрапированы флагами и материями. Воспитанники встретили Посетителей стройным пением по-русски «Боже, Царя храни», а затем и греческого народного гимна»[v].

Преосвященный Порфирий обратился к Цесаревичу с речью:

«Как председатель попечительского совета учебного сего учреждения «Амбет», под Августейшим Его Императорского Величества покровительством находящегося, и как архиепископ святой Обители Синайской, которая числит не мало примеров Царской милости, я чту за счастье возможность предстать пред Вашим Императорским Высочеством, Наследником славной династии русских Царей, и выразить в немногих (словах – А.Х.) благодарность за ту высокую честь, которую оказали учебному сему учреждению, удостоив его своим посещением, что свидетельствует, в свою очередь, о Вашей любви к науками и о благородных стремлениях Вашего сердца.

Описание же сегодняшнего дня неизгладимо начертано будет на страницах истории Амбетской школы.

Да хранит Господь державного Отца Вашего Императорского Высочества, Государя Императора Александра Третьего и всю семью Его во здравии, многолетии, могуществе и славе, а Ваше Императорское Высочество, гордость и славу всего русского народа, да бережет, как зеницу ока от всякого зла и да благоволит возвратиться Вам под Ваш родительский кров во здравии для славы всего русского народа, Святой Православной Церкви и священных мольбищ на Востоке.

Да здравствует Государь Император Александр III!

Да здравствует Государыня Императрица Мария Феодоровна!

Да здравствует Наследник русского престола Великий Князь Николай Александрович!

Да здравствует вся Царская семья и русский народ!»[vi].

Внеся пожертвование на содержание школы, не забыл Цесаревич, казалось бы, такую мелочь, как сладости для детей – учащимся раздали 285 коробок с конфетами[vii].

Такие пожертвования со стороны Высоких Гостей не были чем-то исключительным. На всем египетском маршруте следования Цесаревича от его имени раздавались многочисленные памятные подарки – портсигары, запонки, булавки, а также благотворительная помощь и пособия отдельным людям и учреждениям. Среди отмеченных: прислуга дворца в Гизэ, в гостинице, служащие на яхте, на железных дорогах, конвою и караулу во дворце, прислуге мечетей и музеев и т.п. Русскому благотворительному обществу выдано 200 ф.ст.; Французскому благотворительному обществу – 40 ф.ст.; Православной Каирской общине – 100; пособие Патриаршей церкви Св. Николая в Каире – 50; пособие Европейскому госпиталю в Каире – 60; сестрам милосердия Францисканского ордена – 10; а также по индивидуальным 66 прошениям выдано – 158 ф.ст.[viii]

В бумагах Генерального консульства в Египте сохранилось благодарственное письмо от 17/29 декабря 1890 г. отставного артиллерии подпоручика Владислава Петржиковского на имя А.И. Кояндера. Оно ярко рисует благодарственное отношение представителя одного из слоёв египетского общества к визиту Цесаревича:

«Позвольте благодарить в настоящем письме, писанном на Ваше имя, Великого Князя Государя Наследника Цесаревича, за присланные мне 5 фунт(ов) стерлингов, которые я получил чрез посредство г. Вице-Консула в Суэзе Николая Васильевича Косты.

Да поможет Ему (Цесаревичу) Господь и Всей Царской Его Родне во всем, чего Они только пожелают и продлит их здоровье и жизнь!»[ix]

И уже перед самым выездом из Египта Наследник Цесаревич не забыл, как пишет А.Я Кояндер, «осчастливить членов вверенного мне Агентства, наиболее выдающихся членов Русской колонии и меня, пожалованием Своих фотографических карточек»[x].

Благодарные египтяне, потомки тепло встречавших Цесаревича, в том числе и в школе «Амбет», которая существует и поныне, сохраняют дружественное отношение к России. Среди выпускников школы известные церковные и государственные деятели Востока, среди которых Синайские архиепископы – Порфирий II (Логофетис, 1859 – 1928), Порфирий III (Павлинос, 1878-1968), Григорий II (Манятопулос, 1912-1973).

Школа «Амбет»
Картина современного египетского художника О. Эльсерви «Лодки на Ниле». Фото из архива А. Хвалина.

По свидетельству А.А. Дмитриевского, значение амбетьевской школы прекрасно охарактеризовал в своей ораторской речи директор П. Капланидис, который произнёс её 7 июня 1887 года перед началом публичных экзаменов в присутствии российского политического агента А. Кояндера и греческого консула А. Ралли: «Подобно тому, как Нил, переполненный всевозможных наносов, своим течением орошает весь Египет и совершенно пустынную и песчаную его почву превращает в вечно зеленеющий и плодоносный сад, так и школа амбетьевская, основанная в ложе народного течения, у берегов творца всякого богатства и обилия, златоструйной сей реки, в столице Египта, является светильником, стоящим в темном месте, твердою скалою, о которую разбивается все недостойное и суетное, опираясь на которую можно достигнуть Божественной Премудрости, сила которой покрывает, обогащает, согревает, животворит народы, владычествует на земле, управляет миром»[xi].

Говоря о визите Наследника Цесаревича Николая Александровича в Египет в ноябре 1890 года, мы вспоминаем и русскую школу «Амбет» в Каире и вклад её выпускников в дело развития и укрепления российско-египетских доброжелательных взаимоотношений.

А.Ю. Хвалин,

председатель Юбилейного комитета к 135-летию Восточного путешествия Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, член Союза писателей России.

Печатается по: Хвалин А.Ю. «Подобно Нилу, орошающему весь Египет». Посещение Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем русской школы «Амбет» в Каире в ходе своего Восточного путешествия. Православный Палестинский сборник. Выпуск 121. Из-во «Индрик». М., 2023. С. 173-177.

 

Примечания:

[i] Хвалин А. Восточный дневник Цесаревича. М., 2020. – 559 с.

[ii] Архив внешней политики Российской Империи (АВПРИ). Ф. 151. Политархив. Оп. 482. Д. 828. Лл. 168-168 об.

[iii] Церковноприходская школа. 1889. Кн. 4. Ноябрь. С. 228.

[iv] Хвалин А. Восточный дневник Цесаревича. М.,2020. С. 104.

[v] АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. Д. 828. Лл. 148-148 об.

[vi] АВПРИ. Ф. 317. Генеральное консульство в Египте. Оп. 820/1. Д. 1304. Л. 144.

[vii] АВПРИ. Ф. 317. Генеральное консульство в Египте. Оп. 820/1. Д. 1304. Лл. 145-146 об.

[viii] АВПРИ. Ф. 317. Генеральное консульство в Египте. Оп. 820/1. Д. 1304. Лл. 145-146 об.; 147-150.

[ix] АВПРИ. Ф. 317. Генеральное консульство в Египте. Оп. 820/1. Д. 1304. Л. 80-80 об.

[x] АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. Д. 828. Л. 169.

[xi] Церковноприходская школа. 1889. Кн. 4. Ноябрь. С. 228-241.