Часть 16.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ В РОССИИ.
Приамурский Земский Собор 1922 года. Материалы и документы.

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

В конце 80-х годов XX века, работая в приморской молодёжной газете, приезжал в командировки в столицу и принимал участие в заседаниях московского Братства Царя-мученика Николая. Основной целью братчиков являлась канонизация Царской Семьи Государя Императора Николая II Александровича в лике святых Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно в Братстве впервые узнал о Приамурском Земском соборе, состоявшемся во Владивостоке в июле-августе 1922 года и восстановившем Династию Романовых на Всероссийском престоле. По просьбе членов Братства приступил к изучению данной важной темы в истории России. На первом этапе исследовал местные архивы и получил материалы от беженцев первой волны русской эмиграции и их потомков со всего мира, с которыми находился в переписке.

Часть 16
Обложка книги «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 года.

Весной 1991 года приехал в Москву для учёбы на Высших литературных курсах при литературном Институте им. А.М. Горького. Параллельно продолжал заниматься изучением истории Земских соборов на Руси и, в частности, Приамурского как последнего на данный момент. Материалы публиковались в православно-патриотической периодике. Вместе с братчиками участвовал в «заставах» по сбору подписей за канонизацию Царской Семьи и за строительство Храма Христа Спасителя.

Зимой 1992 года в Сергиевом Посаде, вернувшем себе историческое имя, в небольшом домике, заваленном снегами, недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приступил к написанию книги о Приамурском Земском соборе. Осенью 1993 года закончил её в священнической квартире в Коломенском, молясь перед иконой Державной Божией Матери. В связи с октябрьскими событиями печатание тиража остановили в типографии. Но в начале 1994 года первая в истории России и зарубежья книга о Приамурском Земском соборе во Владивостоке увидела свет тиражом в одну тысячу экземпляров. Она моментально разошлась среди читателей на православно-патриотических вечерах и собраниях, в книжные магазины не поступала.

В дальнейшем материалы книги использовались в фундаментальных трудах «Русь соборная» приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) и «Россия перед вторым пришествием» церковного историка С.В. Фомина и др. В 1995 году книга «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 г. Материалы и документы» удостоена Всероссийской литературной премии «Традиция» Союза писателей России. Впервые представляем широкому кругу читателей полный вариант книги.

 

Часть 1. http://archive-khvalin.ru/chast-1-2/

Часть 2. http://archive-khvalin.ru/chast-2-3/

Часть 3. http://archive-khvalin.ru/chast-3-2/

Часть 4. http://archive-khvalin.ru/chast-4-2/

Часть 5. http://archive-khvalin.ru/chast-5-2/

Часть 6. http://archive-khvalin.ru/chast-6-3/

Часть 7. http://archive-khvalin.ru/chast-7-2/

Часть 8. http://archive-khvalin.ru/chast-8-2/

Часть 9. http://archive-khvalin.ru/chast-9-2/

Часть 10. http://archive-khvalin.ru/chast-10/

Часть 11. http://archive-khvalin.ru/chast-11/

Часть 12. http://archive-khvalin.ru/chast-12/

Часть 13. http://archive-khvalin.ru/chast-13/

Часть 14. http://archive-khvalin.ru/chast-14/

Часть 15. http://archive-khvalin.ru/chast-15/

 

Часть 16.

+

УКАЗ № 1

г. Владивосток. 8 августа 1922 года

Волею Приамурского Земского Собора сего 8 августа 1922 года я принял Верховную власть над Приамурским Государственным Объединением на твёрдых, незыблемых началах основных законов Российской Державы и руководясь исконными историческими заветами Российского Государства.

Приамурскому Государственному Объединению впредь именоваться Приамурским Земским Краем.

Тысячу лет росла, ширилась и крепла Великая Русь, осуществляя смысл Государственного единения в святом символе религиозно-нравственной идеологии народа: в Вере, Государе и Земле. И всегда, когда этот величественный завет нашей истории, освящённый Христовой Верой, твёрдо, верно и сознательно исповедывался всем народом земли Русской, Русь была могучей, сильной и единой в служении своему религиозному историческому, мировому предназначению быть Россией Христа.

Но бывали в нашем бытии годы и великих соблазнов и искушений сойти с истинных национальных путей, отказавшись от того или другого из заветов исторического символа. Народ впадал в грех против Богом данной ему идеологии и тогда постигали землю Русскую великие смуты, разорения, моры и глады с пленением различными иноверцами и иноплеменниками. И только с искренним покаянием в отступничестве, с горячим порывом массы к возвращению снова на путь исторических, святых начал своего единения, в дружном, тесном, беззаветном и самоотверженном служении своей Родине, и только ей, народ обретал прощение греха и возвращал святую Русь к прежним величию и славе. А вместе с возрождением земли, возрождалось и благоденствие и мир самого народа под скипетром его наследственно-преемственного Державного Вождя — Помазанника, в значении коего для русской монархической идеологии тесно объединяются Верховная Власть от Бога с Богохранимым народом всея земли.

По грехам нашим против Помазанника Божьего, мученически убиенного советской властью Императора НИКОЛАЯ II со всею Семьею, ужасная смута постигла народ Русский, и святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей, руководимых изуверами из еврейского племени, отрекшихся и от своей Иудейской веры.

Пять лет народ земли, разметанной гневом Божиим, несёт наказание за свой грех, несет тяжёлый, но заслуженный крест за безумное попрание святого исторического завета, за уклонение в своём символе от исповедания чистоты веры православной и от святыни Единой Державной власти от Бога.

Но милостив Творец к своей святой Руси и молитвы кающегося народа «всея земли» услышаны и приняты Им. Близится час прощения и освобождения. Мы уже «у дверей».

Здесь, на краю земли русской, в Приамурье, вложил Господь в сердца и мысль всех людей, собравшихся Земский Собор, едину мысль и едину веру: России великой не быть без Государя, не быть без преемственно-наследственного Помазанника Божьего. И перед собравшимися здесь, в маленьком телом, но сильном верой и национальным духом Приамурском объединении последними людьми земли Русской стоит задача, долг и благой Крест направить всё служение своё к уготованию пути Ему – нашему будущему Боговидцу.

Скрепим, соединим в одну силу оставшиеся нам от исторического символа святые заветы — Веру и Землю, отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве, очищенных от земных слабостей сердцах, вымолим милость Всемогущего Творца, освободим святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим поле будущему Собору «всея земли». Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив своему народу, увенчает родную землю своим избранником — Державным Помазанником.

Приняв на себя перед Святым Евангелием Христа и его Животворящим Крестом сей благой и славный путь, предначертанный мне Приамурским Земским Собором, творя с верою и упованием свой первый шаг в служении земле — повелеваю:

Земскому Собору, созыва 23-го минувшего июля, выбрать из своей среды Земскую Думу людей земли Приамурской на основании расчета, при сем объявляемого.

Приамурская Земская Дума, в единении и работе с Приамурским Церковным Собором, о созыве коего я обращаюсь вместе с сим к Владыке МЕФОДИЮ Архиепископу Харбинскому и Маньчжурскому, создадут мне последующий шаг в служении Великой Родине по пути, возложенному на меня Земским Собором.

С верой в милость к нам Бога, я поведу по этому пути Вас, людей земли Приамурского Края.

Вас же всех людей зарубежной, советской угнетённой земли Русской, кто верит в Бога и опознал уже истинное лицо и ложь Советской власти, коммунистов и их приспешников воров, – зову к нам, зову с нами ко Христу. Мы бедны в земле, но с нами Бог.

 

Правитель Приамурского Края и Воевода Земской Рати

Генерал-Лейтенант МИХ. ДИТЕРИХС[1]

+

УКАЗ № 2

г. Владивосток. 9 августа 1922 г.

Завершив свою задачу по выбору Приамурской Верховной власти и созданию Приамурской Земской Думы, Земский Собор, созванный Указом Временного Приамурского Правительства за № 149, закрываю 10-го августа во всём согласно с Положением о сем Соборе.

Приамурской Земской Думе повелеваю приступить к своей работе по заложению в земле Приамурского Края основ в борьбе за освобождение нашей Великой Родины от советского ига и изгнания из пределов её отвернувшихся от Бога большевиков, воров, коммунистов, угнетателей и истязателей народов земли Русской.

Председательствование Приамурской Земской Думой возлагаю на Владимира Павловича Разумова, коему быть Председателем Совета Внешних Земских Дел Приамурского Края.

Управление финансовыми и торгово-промышленными Ведомствами объединяю в единое финансово-промышленное Ведомство, возлагая временное управление им на Николая Михайловича Дмитриева.

Управление Ведомством Иностранных Дел возлагаю на Николая Дионисьевича Меркулова.

Управление Ведомством Путей Сообщения возлагаю на Александра Феодоровича Кациенко.

Эти три ведомства образуют Совет Внешних Земских Дел Приамурского Края. Управляющим ведомствами предоставляю права, обязанности и положение министров, предуказанные Основными законами Российского Государства. Совету разработать Положение, условия и случай коллективности работы ведомств, а равно сократить штаты управлений, применительно к местным условиям и финансовому состоянию Приамурского Края.

Для упрочения основания предстоящей мне работы по освобождению Родины от большевистской власти — учреждаю коллегиальный Приморский Поместный Совет в составе четырёх моих помощников по местному управлению Приамурским Краем. Председательство в нём возлагаю на Василия Александровича Бабушкина, коему вместе с сим вступить во временное управление Ведомством Внутренних Дел. Членами Совета назначаю: Владивостокского городского голову, Председателя Областной Земской Управы и Атамана Уссурийского казачьего войска с оставлением за ними их прямых, по выборности, обязанностей. Совету разработать Положение своего Управления, стремясь слить возможно полнее функции Ведомства Внутренних Дел и органы местного самоуправления, но совершенно исключая из работы этих органов какой-либо политический их характер, кроме того, который заложен Указом №1 в основание Приамурского Государственного Объединения.

В основание будущих выборов народных представительных органов, как государственного, так и местного значения, Земской Приамурской Думой, по моим указаниям, будет разработан и проведён в жизнь принцип представительства от приходов и тех деловых организаций, кои существовали по нашим законам до 1904 года. С установлением этого начала выборности, я включу в состав Приамурского Поместного Совета и специальный Совет рабочих, мастеровых и мелких частных служащих для делового разрешения вопросов жизни, быта и продуктивности работы этих тружеников земли Русской. После сего всякие иные советы, союзы и тому подобные организации, как продукты больных социалистических экспериментов революционного брожения российской массы, будут мною упразднены.

Следуя историческим заветам России, считаю необходимым теперь же привлечь к содействию Верховному управлению Приамурским Краем казачье сословие, для чего учреждаю коллегиальный орган Правления казачьих войск Сибири. Председателем правления назначаю атамана Уральского каз. войска Генерал-лейтенанта Толстого со званием моего помощника по казачьим войскам.

Государственный контроль и ведомство юстиции, возглавляемое генерал-прокурором, оставляю в моем непосредственном ведении с присвоением главам сих ведомств званий моих помощников.

Государственным контролёром назначаю Николая Николаевича Бурдюкова с присвоением ему наименования Главного Земского Контролёра, а генерал-прокурором назначаю Сергея Михайловича Кичина,

Орган управления делами правительства переименовываю в Канцелярию Правителя. Помощником начальника Канцелярии назначаю Михаила Яковлевича Домрачеева, коему временно вступить в исполнение должности начальника Канцелярии.

Управляющие иностранным и путей сообщения ведомствами, Владивостокский городской голова, Председатель Областной Земской Управы, Атаман Уссурийского казачьего войска, Председатель Правления казачьих войск, Главный Земский Контролёр и Помощник Начальника Канцелярии Правителя по служебному положению являются членами Земской Думы.

Кроме членов Земской Думы, избранных Земским Собором и перечисленных в прилагаемом при сем списке, членами Приамурской Земской Думы назначаю: князя Алексея Алексеевича Крапоткина, Григория Владимировича Подставина, Парфена Парфеновича Васильева, Леонида Дмитриевича Тяжелова и одного рабочего от Уссурийской железной дороги. Членом Думы от рабочих может быть избран такой рабочий, который работает на железной дороге не менее семи лет и имеет какой-нибудь имущественный ценз здесь в Приморье. Политически не могут быть избираемы рабочие, принадлежащие к коммунистической или различным социалистическим-интернациональным партиям. Выборы произвести соответственными рабочими организациями.

Партии коммунистов и социалистов-интернационалистов объявляю нелегальными, и все лица, принадлежащие к сим партиям или разделяющие их идеи, подлежат вместе со своими семьями выселению в пределы Советской России и Дальневосточной Республики.

Для заведывания заготовками и снабжением всякого рода, выдачами довольствия вооруженных сил сухопутных войск учреждаю орган Главного Начальника Снабжения, подчиненный непосредственно мне. Главным Начальником Снабжения назначаю Генерал-лейтенанта Артемьева.

Все прочие правительственные органы Управления, существовавшие в структуре Временного Приамурского Правительства подлежат расформированию и упразднению, причём порядок расформирования и время установит Председатель Совета Земских Внешних Дел.

Управляющих правительственными органами бывшего Временного Приамурского Правительства Степана Ильича Ефремова, Владимира Степановича Колесникова, Николая Герасимовича Недлера, Фёдора Тарасовича Петрова и Николая Ивановича Сахарова освобождаю, согласно их прошений, от занимавшихся ими должностей.

Члена Приамурского Земского Собора Спиридона Дионисьевича Меркулова назначаю моим политическим представителем в Вашингтоне.

Земский Собор, призвав к единению и дружной работе всех граждан Земского Приамурского Края, дает мне основание определить, что отказ от назначений на те или иные должности устанавливает для отказывающегося лица необходимость покинуть пределы Приамурского Края.

Заместителем моим по гражданскому управлению Приамурским Краем назначаю Председателя Земской Приморской Думы.

М.К. ДИТЕРИХС

Правитель Земского Приамурского Края[2].

Часть 16
г. Никольск-Уссурийский, который посещал Правитель Земского Приамурского края генерал-лейтенант М.К. Дитерихс. https://pastvu.com/_p/a/6/

+

УКАЗ № 10

г. Владивосток. 15 августа 1922 г.

Великой благостью и милостью осенил Господь Бог людей Земли Приамурской, собравшихся на Земском Соборе во Владивостоке, при решении ими вопроса, в чём искать спасение Родины, уже пятый год терзаемой изуверами. Единою мыслею осветился разум этих людей, единою верою забились их сердца:

«Нет власти, аще не от Бога», — подсказала им единая ясная мысль, а такой Верховной Властью для всей России, по историческим, Богом освященным, нравственно-религиозным началам идеологии русского народа, был и всегда будет только один Властитель, признаваемый землей Русской, — Помазанник Божий. Никого другого народ всея земли не примет и не признает.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Вот то великое начало единого, истинного пути для порабощённого, истерзанного и размётанного народа «всея земли Русской», которое зажгло святым огнём сердца всех людей Собора, когда вырвался их единодушный призыв к объединению всех сынов земли Приамурской.

Это путь объединения людей на земле, указанный Христом. Это единственный прочный путь объединения народа Русского для спасения своей земли, для освобождения её от власти изуверов, для подготовки её нивы к восприятию снова народом Русским религии о власти, для увенчания её впоследствии «обраником» всего народа — святым Лицом Державною Вождя — наследственного Помазанника, которого Бог изберёт. Это путь народа Русского опять к России Христа.

Не социальные земные человеческие законы, не мудрые расчеты рассудка людей, не теоретические, партийные, политические и социальные принципы, людские стремления и вожделения, а великая, бесконечная по самоотвержению, по жертвенности Христова любовь Вождей Верховных к народу и друг к другу в народе лежала и лежит в основе русского исторического, национального, нравственно-религиозного начала своего государственного объединения:

«Ляжем костьми за Русь, мёртвые бо сраму не имут», — говорил князь Святослав своим дружинникам.

„А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия в славе и благоденствии», — говорил Великий Пётр на полях Полтавы.

«Для блага и пользы России Мы готовы отдать и жизнь Свою», — говорит мученически убиенный Император Николай II после своего отречения.

«Заложим имения, продадим жён, закабалим детей, но освободим Русь Святую», — говорит староста Минин Нижегородцам.

Вы, сыны земли Приамурской, Вы, люди, поднявшие и восстановившие в своей вере величественный, исторический, национальный идеал Помазанничества власти для земли Русской, вы должны восприять в полной мере для достижения своего идеала и основы русского нравственно-религиозного начала государственного объединения. Основа этого начала есть пламенное и убеждённое исповедование отныне всегда и во всём великой заповеди Христа о любви; исповедование до конца, до готовности отдать свою душу предстоящему вам служению.

Всё, что может быть препятствием на пути к достижению этого начала объединения для выполнения святой задачи воссоздания Родины, — всё отныне должно быть отвергнуто, отринуто и забыто. Личные распри, личные вожделения, партийные раздоры, классовые и кастовые споры, — всё должно быть принесено в жертву единственному порыву прочно объединиться в одну цельную, сильную всесословную массу народа земли Приамурской — в одном жертвенном стремлении отдать себя, отдать своё имущество, отдать свою жизнь для достижения национальных идеалов, возвещённых первым Собором земли Приамурской.

Обрание Его — Державного Вождя — задача, право и воля будущего Всероссийского Земского Собора. В руки этого Собора я и передам мою власть, если Богу будет угодно ниспослать мне милость довести мое служение Родине, по принятой присяге, до счастливого дня открытия этого Собора всея Земли, или в руки того достойнейшего Верховного Вождя борьбы, которого предуказал мне Приамурский Земский Собор. Моя же задача, возложенная на меня Богом и волею Земского Собора, лежит в избрании правильных исторических, национальных путей для объединения народных масс Приморского Края, путей для борьбы с изуверами-узурпаторами власти земли Русской и путей к уготованию нивы, обеспечивающей расцвет идеологии народа русского о Божественной своей Верховной Власти.

В смутные годины, переживавшиеся в прошлом Россией, истинными и единственными практическими путями к достижению указанных задач являлись пути, на коих тесно объединялись Вера и Земля. Вера, Церковь одухотворяли объединившиеся вокруг неё народные массы, воспитывая и поддерживая в них духовное начало единения общей работы, общих жертв и подвига и вытекающее из великой заповеди Христа о любви. Земля, группируясь вокруг Церкви и черпая в ней нравственно-религиозные принципы своего объединения, шла на служение святому делу возрождения Родины, отказываясь от всяких личных, узких, мелочных, партийных, классовых и кастовых стремлений и сливаясь в одну могучую, сильную массу всей толщи населения земли Русской, от простого хлебопашца до именитого родового князя. Земля под благословением н духовным руководительством Церкви сама управляла собою за отсутствием своего Помазанника и этим путём выявляла ту колоссальную энергию, тот громадный запас жертвенного и самоотверженного служения своему государственному идеалу, которые как чудом воскрешали Россию из совершенно разоренного, растерзанного и разворованного состояния.

По этому национально историческому пути, озаренному Христовой любовью, пойду и я в принятом на себя долге и поведу людей земли Приморской.

Церковь, в лице Церковного Собора, просветит и благословит духовных пастырей руководить в законах Христовой любви работу, труд и христианское национальное служение граждан своих приходов на великий, самоотверженный и жертвенный гражданский подвиг возрождения Святой Руси. К этому святому делу веры Христовой призываю помочь мне своей инициативой благочестивых и Богом освящённых Владыкой Владык, Епископов Приморской области во главе с Преосвященным Михаилом, Епископом Приморским и Владивостокским. Да благословит Господь Владыку Михаила зачать святое дело возрождения Старой Руси созывом во Владивостоке Собора Епископов из всех доступных для нас Российских духовных Епархий.

Под сенью Церкви, с верой в святость исторических путей народа Русского, руководясь принципами основных законов Державы Российской, в стремлении достигнуть могучего духовно-гражданского объединения народа земли Приморской для участия всего народа, совместно со мной в управлении Краем и в служении, возложенном на меня —

ПОВЕЛЕВАЮ:

  1. … управление Приморской Областью постепенно перевести полностью на принципы широкого самоуправления.
  2. Основной городской, земской и казачьей административной единицей местного самоуправления должен быть приход. (…) Граждане, не исповедывающие чисто и свято никакой религиозной веры, не могут быть гражданами Приамурского Края и будут подлежать выселению из его пределов.
  3. Положение о приходах разработать на принципах:
    1. а) Приход управляется Советом. Во главе: — по духовному руководству — местный пастырь Церкви, а по гражданскому — Председатель. Члены Совета выбираются по жребию, производимым Пастырем.

б) В Совет выбираются граждане не моложе 25 лет, свободные от уголовной ответственности.

II Совет прихода ведает административными, экономическими, хозяйственными, образовательно-воспитательными, судебными и контрольными делами прихода. (…)

  • Функции ведомств Внутренних Дел, Промышленности, Торговли, Народного Просвещения, Презрения должны постепенно перейти в местном масштабе в органы приходских самоуправлений. Органы центральной власти сохраняют значение руководяще-контрольного характера.
  1. Высший орган — Земская Дума под председательством назначаемого мною лица на правах Генерал-Губернатора. Срок полномочий Советов и Думы — 2 года.

(…)

И дабы полнее выявить на западе наше идеологическое духовно-историческое объединение, пробужденное в сердцах людей Земским Собором, повелеваю:

одновременно с созывом Церковного Собора, созвать Съезд представителей всех Национальных организаций Дальнего Востока, стоящих на принципах, возвещённых Земским Собором.

Задачи национальному Съезду ставлю:

1 Объединение Дальневосточных общественных организаций вокруг Церковного Собора и

  1. Составление, утверждаемого мною, обращения к эмигрантским кругам Западной Европы в целях объединения их на тех же началах и путях с настоящим национальным движением в Земском Приамурском крае.

Созыв Съезда Национальных организаций возлагаю на Комиссию по созыву ІІІ-го Съезда несоциалистических организаций, которой впредь именоваться «Комиссией по Созыву Дальневосточных Национальных организаций».

Правитель Земского Приамурского Края

МИХ. ДИТЕРИХС[3]

 

Примечания:

[1] Вестник Земского Приамурского Края. № 1, 2 сентября 1922 г.

[2] Филимонов Б.Б. Конец белого Приморья. Из-во Русского книжного дела в США. 1971. С. 75-79.

[3] Вестник Земского Приамурского Края. № 2. 6 сентября 1922 г.