«К РАДОСТИ ПОДДАННЫХ…»

Молитва за Русского Царя в Иерусалиме

В конце девятнадцатого века присутствие России на Святой Земле стало ощутительно. И хотя Российская православная греко-кафолическая церковь «не являлась субъектом признанного «порядка вещей», а статус её представителя в лице начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме как представителя Святейшего Правительствующего синода при Иерусалимском патриархе был вообще не определён»[1], предстоятели Иерусалимского и Антиохийского престолов стали официально и регулярно обращаться к российскому Императорскому Двору как за политической, так и за материальной помощью.

«К РАДОСТИ ПОДДАННЫХ…»
Вид на современный Иерусалим с колокольни «русская свеча». Фото А. Хвалина.

Возросшее влияние России на Святой Земле проявлялось, в частности, и в том, что в Иерусалиме отмечались Высокоторжественные и памятные дни Российской Империи: чествовались дни тезоименитств и священного коронования Государя Императора Александра Третьего и Государыни Императрицы Марии Фёодоровны. В эти дни в иерусалимском Воскресенском храме (Гроба Господня), на Голгофе совершались Божественные Литургии и молебны о здравии и долгоденствии Их Величеств.

В официальной переписке российских дипломатов в Иерусалиме с Министерством иностранных дел сохранились сообщения о таких случаях.

В донесении Российского Императорского Консула в Иерусалиме Статского Советника Виктора Александровича Максимова от 21 мая 1890 г. за № 398 говорилось, что «чествование годовщины священного коронования Государя Императора и Государыни Императрицы было ознаменовано в Иерусалиме и в нынешнем году, как и в прошлом, Божественною Литургиею и молебствием, совершёнными на Голгофе о здравии и долгоденствии Их Величеств»[2].

Однако в тот год Иерусалимский Патриарх Блаженнейший Никодим из-за болезни не мог священнодействовать и был заменён старейшим Митрополитом Святогробского братства Никифором. Русская Духовная Миссия и приезжее русское духовенство находились в сослужении с ним.

На молебне, как и в прошлом году, кроме Высокопреосвященного Никифора, принимали участие три других греческих архиерея и большая часть Святогробского братства. «Русские паломники и другие христиане приносили свои горячие молитвы о здравии и долгоденствии обожаемых нами Монарха и Монархини», — сообщает в заключение консул В.А. Максимов[3].

Осенью того же года в донесении от 2-го сентября 1890 г. за № 699 российский консул В.А. Максимов подробно докладывает о том, как состоялось чествование тезоименитства Императора Александра III. Оно было начато «во Св. городе Иерусалиме, по примеру прежних лет, 29-го числа торжественною вечернею. Ее совершал Высокопреосвященный Никифор, Митрополит Каменистой Аравии, в сослужении с нашею Духовною Миссиею и большею частью духовенства Святогробского монастыря.

На другой день тот же Высокопреосвященный совершил в Храме Святого Воскресения Божественную литургию в сослужении с шестью Святогробскими Архиереями и нашею Духовною Миссиею.

По окончании литургии Иерусалимские Владыки с нашею Духовною Миссиею и всем духовенством Святогробского братства перешли к Пресвятому Гробу Господню, перед которым было отслужено по Русскому требнику молебствие о здравии и долгоденствии Государя Императора, Государыни Императрицы и всех Их Августейших Детей.

Находящиеся в Иерусалиме Русские Богомольцы приносили к Престолу Всевышнего свои горячие молитвы о Царе и Царице. Немало было в храме, несмотря на обыкновенный день недели, местных жителей.

К часу пополудни Иерусалимские Православные Владыки, Армянский Патриарх и представители других восточных вероисповеданий (копты, сирианцы и абиссинцы), равно и представители от колонии Русских Евреев приходили в Консульства для выражения своих чувств благопожелания и благоговения к Священной Особе обожаемого нами Монарха.

Все иностранные Консульства имели весь этот день на мачтах флаги, а Русское Консульство вечером было иллюминовано и сожгло фейерверк при большом стечении местных жителей и наших Богомольцев.

Турецкий губернатор и все начальники отдельных частей администрации суда проводили этот вечер в Консульстве.

P.S. Я забыл упомянуть, — сообщает в завершение своего донесения консул В.А. Максимов, — что военный турецкий оркестр играл в этот день в Консульстве от 5 часов по полудни до 10 ч. вечера»[4].

«К РАДОСТИ ПОДДАННЫХ…»
Служба в иерусалимском храме Гроба Господня. Фото А. Хвалина.

С 17 (29) октября 1888 года, когда Царская Семья спаслась после крушения Императорского поезда у станции Борки, недалеко от Харькова, этот день стал молитвенно отмечаться в Иерусалиме наряду с днями тезоименитства и коронования Их Величеств. Именно с молитвенным воспоминанием в Иерусалиме дня чудесного спасения Царской Семьи после крушения поезда у станции Борки связана одна поучительная история. Она началась с письма Директора Департамента Духовных Дел Иностранных исповеданий МВД Российской Империи князя Михаила Родионовича Кантакузена (1848-1894) Директору Азиатского департамента министерства иностранных дел Ивану Алексеевичу Зиновьеву (1835-1917), в чьём ведении находились дела политические, касающиеся Востока.

В своём письме № 1229 от 8 марта 1890 г. князь М.Р. Кантакузен сообщал Его Превосходительству И.А. Зиновьеву, что Курляндский Губернатор представил Министру Внутренних Дел полученную Туккуменским (городок Курляндской губернии, известный своим старинным замком – А.Х.) раввином Лихтенштейном из Иерусалима молитву тамошних евреев, совершенную раввином Салантом в день 17-го октября 1889 г., и краткое описание этого торжества, переведённое на русский язык. Раввин Лихтенштейн ходатайствовал о поднесении означенной молитвы Его Императорскому Величеству.

На тот момент о личности раввина Саланта удалось узнать лишь то, что он исправляет должность обер-раввина восточных евреев в Иерусалиме, где будто бы пользуется среди своих единоверцев большим авторитетом, и что о совершении Салантом благодарственного молебствия в память чудесного избавления Государя Императора с Августейшею Семьей от грозившей 17-го октября 1888 г. опасности, известно будто бы Российскому Консулу в Иерусалиме, который хотел донести о том Министру Иностранных Дел.

Директор Департамента Духовных Дел Иностранных исповеданий МВД М.Р. Кантакузен спрашивал Директора Азиатского департамента МИД И.А Зиновьева, известно ли о данном факте в МИДе и «заслуживает ли раввин Салант по своим качествам, чтобы о вышеизложенном было доведено до Высочайшего сведения Его Императорского Величества?»[5].

«К РАДОСТИ ПОДДАННЫХ…»
Медаль в память чудесного спасения Царского Семейства. 17 октября 1888 г. https://doyle.com/sites/default/

В Министерстве иностранных дел приняли решение досконально прояснить ситуацию и не только в данном конкретном случае с раввином Салантом, но и общее положение с иностранными гражданами, проживающими в Иерусалиме и в Палестине. О чём было дано соответствующее распоряжение российскому консулу В.А. Максимову. В ответ на предписание от 19-го марта 1890 г. за № 180 относительно собрания статистических данных об иностранных, проживающих в Иерусалиме и окрестностях евреях, отношениях их к отечеству, из которого они выселились, равно и о других относительно этих людей обстоятельствах, В.А. Максимов в письме от 7-го мая 1890 г. за № 360 сообщает, «что после Русской Еврейской колонии в Иерусалиме первое место по численности занимает австро-венгерская». И далее дипломат продолжает:

«Австрийское Консульство насчитывает их до 1400 душ, а, по сведениям, полученным от самих Евреев, Австрийских выходцев еврейской веры, проживает в Иерусалиме до 1600 человек; кроме сего, в земледельческих колониях насчитывается до 12 семейств.

Весьма много больше 1000 душ, по словам Консула Страуца, проживают Евреев, выходцев из Австрии, в городе Тивергиаде.

По отношению к своему отечеству они почти не несут налогов и платят ежегодно только 5 ¼ фр(анка) за билет на жительство. Бедные получают его беспошлинно. Паспорта, если желают, меняют в Консульстве. За новый паспорт жители собственно Австрии платят 1 гульден, а выходцы из Венгрии – 4 гульдена, и Австро-Венгерское правительство от них не требует других каких-либо денежных повинностей.

Правительство уведомляет Консульство о лицах, подлежащих призыву для исполнения воинской повинности.

Консульство делает о них объявления, но призывные не выражают желания нести воинскую повинность и не являются по повесткам. По миновении известного срока, Консульство объявляет, что неявившиеся, по своём прибытии в Австрию, будут подвергнуты военному суду, как дезертиры, и вместе с этим оно лишает их права на дальнейшее пользование австрийским подданством. Это лишение – бесповоротно, и Австро-венгерский Консул лично заявил мне, что, благодаря этой мере, число австрийских подданных еврейской веры в Иерусалиме ежегодно уменьшается и что со временем совсем не будет здесь Австрийских евреев.

2) Германское Консульство насчитывает в германском подданстве 45 семейств, между которыми 60 человек числятся подданными и 300 protégé. Большинство их живёт в Иерусалиме, и, по слухам, лишь 6 семей проживают в колониях.

Они также не несут почти никаких денежных повинностей и платят лишь в Консульство ежегодно 32 пиастра золотом за билет на жительство.

Столько же в случае надобности взыскивается за паспорт.

В случае невозобновления паспорта в течение 10 лет, германский подданный переходит в разряд «покровительствуемых».

Таким образом, большинство лиц последней категории – не местные уроженцы, турецкие подданные, а германские, потерявшие право на подданство.

Покровительствуемые не призываются к отбыванию воинской повинности, лежащей на одних подданных, которым Консульство ведёт список и достигшим 19–летнего возраста объявляет летом, в июне или июле, что они обязаны явиться на военную службу.

Для этого приходит в Яффу  Германский военный пароход, на который должны являться призывные для медицинского осмотра, производимого пароходным врачом.

Люди, признанные им годными к службе, могут отправляться в Германию на том же пароходе.

По полученным мною сведениям, и германские евреи обыкновенно уклоняются от воинской повинности.

3) Англия также имела до последнего времени под своим протекторатом немало евреев. Но все они были выходцы из России и начали пользоваться Английским покровительством во время Крымской войны.

В конце 80-х годов Англия отказалась от большей части своих protégé, предоставив им 5-летний срок для принятия подданства какой-либо другой державы.

Собственно, английских подданных евреев во всей Палестине проживает не более 20 семей, из которых 10 – имеют местожительство в Иерусалиме.

Все они за ½ ф.ст. получают от Консульства годовой билет на жительство и не несут никаких других повинностей.

4) Не мало живёт в Иерусалиме и других местностях Палестины еврейских выходцев из Болгарии и Румынии.

Их число в точности не известно за неимением в стране представительства этих маленьких государств. И вдобавок большинство еврейских переселенцев из них стали турецкими подданными.

5) Другие государства (Северо-американские соединённые Штаты, Франция и Италия) имеют самое ничтожное число подданных евреев.

Из вышеприведённых данных (можно) усмотреть прежде всего, что Западно-европейские державы почти не имеют евреев колонистов, которые занимались бы земледельческим трудом. И их подданные еврейского племени населяют только города. Последнее относится к довольно большому числу выходцев из Австро-Венгрии. Нельзя было не остановить внимания и на том обстоятельстве, что Англия одно время пыталась брать под своё покровительство выходцев из России, но ныне отказалась от этого положения. Остаётся одна Франция, которая, при помощи своего еврейского благотворительного Общества (Alliance Israelite) и таких деятелей, как Ротшильд, может иметь сильное давление на переселенцев из России, отвлекая их симпатии в свою пользу.

Из представленных данных с наглядностью выяснилось и то, что Западно-европейские державы (Австрия и Германия) почти не извлекают никакой для себя пользы от своих еврейских выходцев и облагают их самыми незначительными налогами, отчего почти не случается добровольных переходов австрийских и германских евреев в Турецкое подданство.

Между тем одна стоимость наших заграничных паспортов столь велика, что не под силу людям, промышляющим себе и семье хлеб только подённым заработком. А повинности мещанские и всякие другие, ежегодно увеличиваемые почему-то Закавказскою администрациею, составляют такие условия, которые при точном исполнении Консульством требований Закавказья, погонят всех Евреев этого края в Турецкое подданство.

В заключение считаю долгом упомянуть и о том, что, судя по сведениям, полученным мною от Еврейского комитета для раздачи пособий, всё еврейское население Палестины доходит до 45.000 душ.

В этом числе выходцев из России насчитывается до 28.850 душ, и распределены они так: в Иерусалиме до 16.000 человек, в Хевроне – 400 душ, в Яффе – 150, в Саффедде – 5000, Тивергиаде – 1500 и в земледельческих колониях доселе было до 1800 человек.

Но в последние (т.е. в земледельческие колонии – А.Х.) выходцы из России ежегодно прибывают, и прекратится ли когда-нибудь прилив в них из России евреев?!», — задаёт риторический вопрос в конце своего донесения российский консул[6].

В исполнение министерского предписания собрать сведения об иерусалимском раввине Саланте и о совершении им Богослужения по поводу годовщины чудесного избавления от опасности Государя Императора и всей Его Августейшей Семьи во время крушения поезда близ станции Борки консул В.А. Максимов дал поручение нештатному чиновнику консульства А. Соломяку. Что последний и сделал, представив соответствующую докладную записку, из которой следует:

«20-го октября прошлого года раввин Самуил Салант получил из м(естечка) Туккума от тамошнего раввина Лихтенштейна телеграмму, в которой тот просит его, Саланта, совершить молебствие по случаю избавления Русского Царя от опасности в вышеупомянутый знаменательный день для всей России и всех русских подданных день.

Раввин Салант, согласно просьбе раввина Лихтенштейна, пригласил евреев (в том числе и русских подданных) 22 октября, после полудня, в синагогу «Бет Якоб», и в их присутствии вместе с кантором (певцом), произнёс благодарственную молитву, в которой воздаётся хвала Всевышнему за то, что Он хранит своего Помазанника ко благу народов и племён Его. Молитва закончилась установленным молебствием о здравии и долголетии Государя Русского и всей Августейшей Семьи Его».

В записке сообщаются и личные данные о Самуиле Саланте:

«Родом он из России (сам он говорит, что не помнит, откуда родом) из м(естечка) Салант Ковенской губернии, но родители его долго жили в Австрии.

В настоящее время ему 74 года, в Иерусалиме живёт 50 лет; во всё это время пользуется покровительством Австрии.

Как раввин он, благодаря глубокому знанию Талмуда и богословской еврейской литературы, пользуется большим уважением среди своих единоверцев – выходцев из России и Западной Европы.

В этом отношении европейские евреи считают его гораздо выше правительственно-турецкого раввина Панижеля, носящего титул «Хахама-даши».

Для разрешения своих религиозных недоразумений евреи Западно-европейские и русские обращаются исключительно к Саланту, а не к Панижелю.

Что касается его нравственных качеств, то его многие не хвалят: он скуп чрезвычайно, жаден к деньгам (хотя взяток не берет) и не входит в положение бедных людей. Принадлежит он также к противникам распространения просвещения между евреями города Иерусалима», — говорится в записке А. Соломяка[7].

Уточнённые данные содержатся в комментариях консула В.А. Максимова к записке А. Соломяка. Из них следует, что «благодарственное молебствие, совершённое Салантом, было вызвано телеграммою русского раввина из Туккума Лихтенштейна, а не состоялось по почину самого Саланта, и совершено оно было не 17 октября, как это делается всюду в России, а лишь 22 числа».

Кроме того, консул В.А. Максимов уточнил, что «наши закавказские и средне-азиатские евреи к г. Саланту не обращаются и его религиозными познаниями пользуются лишь наши еврейские выходцы из западных и привислянских губерний, имеющие много общих нравственных и религиозных воззрений с западно-европейскими, особенно австрийскими евреями».

В заключение своего донесения консул сообщает, что «Салант ни разу не был в Императорском Консульстве ни во время моих предшественников, ни в моё заведование оным»[8].

 

Текст еврейской молитвы

о спасении Царской Семьи при крушении поезда в Борках.

«К РАДОСТИ ПОДДАННЫХ…»
Фрагмент молитвы евреев о спасении Царской Семьи при крушении поезда в Борках. Архив внешней политики Российской империи.

Молитву сию произнёс раввин Самуил Салант, глава Европейско-еврейской Общины в Иерусалиме, в присутствии многочисленных прихожан русских и иностранных подданных евреев и между ними – один из чиновников Консульства, в главной синагоге «Бейт Якоб»:

«Внимем молитве и пению!

Преклоняемся перед Тобою, о Господи Боже наш, и воздаём Тебе хвалу за чудесное избавление от опасности, два года перед сим, 17-го Октября жизни Государя нашего Императора Всероссийского Александра III, во время путешествия Его с Государынею Императрицею и Августейшею Их Семьёю по Харьково-Азовской железной дороге. Ты, Господи, избавил душу Избранника Твоего от преисподней к благополучию народов Его и к радости подданных Его, собравшихся в сей день перед Тобою.

Прими же, о Господи, моление наше, дабы и впредь Ты защитил крылом Своим Государя нашего Императора, да возвеличится слава Его, и дабы Он милостивым оком Своим мог взирать на подданных Его, находящихся под сенью Его. Да пребудет мир во чертогах славы Его и благоденствие в пределах Царства Его. Аминь!»[9].

О чудесном спасении Императорской Семьи после крушения поезда у станции Борки молились все граждане Российской Империи, в том числе и в Иерусалиме.

В России, на месте катастрофы, был воздвигнут православный храм во имя Христа Спасителя и скит, названный Спасо-Святогорским. Кроме того, по всей стране и за рубежом стали строить часовни и храмы в память «чудесного спасении» Императора Александра III и его Семьи. По указу Святейшего Правительствующего Синода был составлен молебен, который совершался после Божественной Литургии 17-го октября ежегодно вплоть до 1917 года. Православные люди одинаково молились и в России, и в Иерусалиме: «…Милости Твоея, Господи, исполнены суть судьбы наша: не по беззаконием нашим сотворил еси нам, ниже по грехом нашим воздал еси нам. Наипаче же удивил еси милость Твою на нас в день он, егда вмале не погибе надежда наша, явил бо еси нам спасение помазанника Твоего благочестивейшаго государя нашего ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, дивно сохранив его и супругу его благочестивейшую государыню ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ ФЕОДОРОВНУ и всех чад их во вратех смертных. Ныне убо приклоняем сердца и колена наша пред Тобою, Владыка живота и смерти, исповедающе неизреченное Твое милосердие. Даждь убо нам, Господи, память сего страшнаго Твоего посещения тверду и непрестанну в себе имети из рода в род и не остави милости Твоея от нас…»[10].

К обшей православной молитве «о благоволении, милости и благословении на царех наших и на державе Российстей отныне и до века» в Иерусалиме присоединили свои голоса и здравомысленные евреи. Как однажды сказал «хозяин Земли русской», святой Царь Николай Александрович: «Прошу не забывать: и они – мои подданные». Все верноподданные, русские и евреи, хотят милости и радости. Хорошо в Иерусалиме молиться о русских царях! Кто молился, тот знает…

 

Примечания:

[1] Якушев М.И. Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е – начало XX века. М., Индрик. 2013. С. 7-8.

[2] Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 151. Политархив. Оп. 482. Д. 796. Л. 75.

[3] АВПРИ. Там же. Л. 75 об.

[4] АВПРИ. Там же. Лл. 265-266.

[5] АВПРИ. Там же. Л. 22.

[6] АВПРИ. Там же. Лл. 67-71.

[7] АВПРИ. Там же. Лл. 54-55.

[8] АВПРИ. Там же. Лл. 52-53.

[9] АВПРИ. Там же. Л. 324.

[10] Последование благодарственнаго и молебнаго пения месяца октоврия в 17 день. — Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1889. — 32 с.