Перспективы монархии в России

Круглый стол «Романовы и современность» …

28 марта 2013 года в Московском Пограничном институте ФСБ РФ состоялся Круглый стол «Романовы и современность», посвящённый 400-летию Династии Романовых. Вел его и выступил с сообщением «Таинство православной державности» старший преподаватель кафедры Истории Отечества Ю.В. Сухарев. Будущие пограничники, юноши и девушки, представили и обсудили доклады по очень интересным темам, в частности, «Эволюция государственных институтов при первых Романовых», «Войны России в эпоху Романовых», «Русская армия в начале царствования Императора Александра Павловича», «Романовы и казачество», «Спецслужбы Российской Империи», «Создание и деятельность Третьего Собственной Е.И.В. канцелярии отделения», «Император Николай Александрович и Церковь», «Русский язык в романовскую эпоху», «Тайны гибели Царской Семьи» и другие. На Круглом столе с докладом «Современное состояние Династии Романовых и перспективы восстановления монархии в России» выступил писатель А.Ю. Хвалин.

Андрей Хвалин Имперский архивИскренне благодарен организаторам Круглого стола «Романовы и современность», посвящённого 400-летию воцарения Династии Романовых, за возможность выступить перед такой квалифицированной и заинтересованной аудиторией, чья будущая профессия — родину защищать, оберегать священные рубежи России, исторической Святой Руси. Вы прекрасно знаете, что возрождая наши добрые традиции, Русская Православная Церковь благословляет установку освященных Крестов по границам Отечества, чем свидетельствует граду и миру, что русская земля — свята и ныне, и присно, и во веки веков.

Особенностью нашего времени является то, что русская православная цивилизация с Крестом и Евангелием распространилась по всей планете. Православный крест воссиял даже в Арктике и Антарктиде. И русский человек живет теперь на всех континентах земли. Поэтому помимо внешней границы с сопредельными странами, есть еще и внутренняя граница родины, которая проходит в сердце человеческом. Как писал великий русский пророк Федор Михайлович Достоевский, «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». И от каждого из нас зависит: будем ли мы защищать священные рубежи и ценности нашей Державы, куда бы ни привела нас судьба, или же выберем себе иные жизненные приоритеты.

По утверждению специалистов в области массовых коммуникаций и связям с общественностью, одной из острых проблем ныне является неумение и нежелание людей слушать и слышать друг друга. Во многом такое положение возникает из-за терминологической путаницы и изменения смысла базовых понятий в их исторической перспективе. Поэтому прежде, чем говорить о современном состоянии Династии Романовых и перспективах восстановления монархии в России, как сформулирована тема моего доклада, считаю нужным кратко напомнить учение Русской Православной Церкви о природе земной власти в целом и о монархии в частности.

На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года были приняты Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. Согласно этой Концепции, после теократии монархия — наиболее лучшая форма государственного правления. В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и государством, так называемая «Симфония властей». Попытки выработать такую форму были предприняты в Византии, где принципы церковно-государственных отношений нашли свое выражение в канонах и государственных законах империи, отразились в святоотеческих писаниях.

С принятием христианства Русь восприяла и византийское учение о природе царской монархической власти и традицию ее соработничества с Церковью. У нас получила окончательное законодательное оформление т.н. теория «Третьего Рима», которым стала Москва как хранительница православной веры до скончания века.

В 1613 году после умирения смуты на Великом Церковно-государственном соборе, получившем в исторической литературе наименование Земского, происходит обрание по Божией воле первого Царя из Династии Романовых — Михаила Феодоровича. Россия получает новый импульс в своем развитии. Но вместе с ростом земного могущества происходит постепенное охлаждение к вере отцов во всех слоях российского общества. Грех богоотступничества приводит к февральскому перевороту и свержению монархии в России. Именно в феврале 1917 года, по словам духоносных старцев Оптиной пустыни, происходит кардинальный слом всех традиционных основ русской жизни. Так называемая «Великая октябрьская социалистическая революция» явилась логическим продолжением «февраля» и была разборкой между различными группами революционеров, вскормленных на деньги американского и западноевропейского финансового интернационала. Те из них, кто убьет Государя Императора с Августейшей Семьей, вступят в наследие Российской Империи. Самой кровожадной оказалась банда Ленина-Свердлова, чьи порученцы без суда и следствия злодейски убили Царскую Семью в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. И верноподданные граждане страны попустили свершиться этому страшному злодеянию. Тем самым было положено начало массового кровавого террора и геноцида всех сословий русского народа и братских ему народов. По Священному Писанию, невинно пролитая кровь мучеников кипит и вопиет к Небу. Как сказано в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова, за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того (Откр. 16:6). Только покаяние народа в грехе Бого — и цареотступничества, по слову Церкви, приведет к возрождению России и восстановлению в ней монархии.

По праву первым шагом здесь можно назвать обращение к верующим Святейшего Патриарха Тихона. Буквально через несколько дней после того, как советские газеты сообщили об убийстве Государя Императора, умолчав при этом, что вместе с ним были зверски без суда и следствия замучены Его невинные дети, Святейший Патриарх Тихон осудил это убийство уже не политического лидера страны, а в первую очередь человека и Помазанника Божьего, коим оставался и после насильственного отречения Царь Николай II. Устами своего первосвятителя Православная Церковь призвала народ русский к покаянию в грехе Бого — и цареотступничества, потому что знала и из Священных Писания и Предания, из многовекового исторического опыта, и из пророчеств русских святых и прозорливцев, что малая кровь безвинных Царских Мучеников повлечет за собой реки крови людей всех российских сословий.

Надо себе четко представлять: возникшее в 1918 году как реакция на большевицкую революцию Белое Движение, несмотря на личные взгляды его отдельных членов, никогда в целом, официально в документах и манифестах не выражало монархической идеологии и не писало на своих знаменах «За Веру, Царя и Отечество!» Оно не могло этого сделать уже по определению, поскольку у истоков Белого Движения и Армии стояли те же люди, кто, по дневниковой записи Государя, проявили в решающий момент 2-го марта 1917 года «измену, трусость и обман» и способствовали его насильственному отречению от Престола, а, в конечном итоге, падению самодержавия. И только будучи к 1922-му году почти окончательно разгромленным Белое Движение породило из своих недр такое уникальное явление в современной российской истории как Приамурский Земский Собор 1922 года во Владивостоке, который восстановил Династию Романовых на Всероссийском Престоле. С тех пор никто легитимным юридическим способом этого решения Приамурского Собора не отменял.

После окончания Гражданской войны русский народ стал разделенным народом: большая его часть осталась на родине, но сотни тысяч стали беженцами в чужих странах. При всех своих особенностях эти части объединяло одно — и в Отечестве, и в рассеянии сущие верные чада Русской Православной Церкви в своем желании канонизировать Царскую Семью имели яростных оппонентов: либо открытых в лице советской безбожной власти, либо неявных в лице правящей элиты тех стран, которые участвовали в антироссийском, антимонархическом заговоре, а также их единомышленников из числа русской эмиграции. Естественно, что недругами Царской Семьи вокруг Их святых имен были нагромождены горы откровенной лжи и тонких фальсификаций.

Пройдут десятилетия, прежде чем, преодолев и внутренние противоречия, и внешнее давление, Русская Православная Церковь Заграницей в 1981 году канонизирует Царскую Семью в сонме Новомучеников Российских, в число которых были включены и Сестра Государыни, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна со своей келейницей инокиней Варварою.

В СССР во все годы советской власти, когда не могла идти речь об официальной общецерковной канонизации Августейших Страстотерпцев и даже правда об Их участи была не доступна, в глубине простого русского народа сохранялось Их почитание.

Русская Православная Церковь 16 июля 1993 года — к 75-й годовщине убийства Царской Семьи — принесла покаяние в грехе попустительства цареубийства и призвала всех граждан России последовать ее примеру. В Покаянном Послании, в частности, говорилось, что «грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора».

В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века в России возродилось помыслами и усилиями рядовых мирян земское соборное движение. Из маленького источника оно превратилось в полноводный поток, который плавно влился в никогда не пересыхающую реку церковной соборной традиции. Феномен народного соборного движения постепенно входил в общественную жизнь и учитывался Священноначалием и наиболее дальнозоркими политиками.

Архиерейский Собор, прошедший в августе 2000 года, принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века более 1200 угодников Божиих, во главе с Царственными страстотерпцами.

Таким образом, на Архиерейском Соборе совершен был акт, беспримерный в истории Церкви. Сонм новопрославленных русских святых, по меньшей мере, троекратно превзошел число русских святых, канонизированных за всю прежнюю историю Русской Церкви. Сонм новомучеников и исповедников Российских по числу угодников оказался соизмеримым с собором древних христианских мучеников.

Однако необходимо сказать, что самим общецерковным актом канонизации жизнь святых не заканчивается, а наоборот — начинается ее новый этап. За прошедшее с Архиерейского Собора 2000 года время церковно-народное почитание Царственных Страстотерпцев только увеличивается. В так называемые «Царские дни» Их памяти — 19-го мая и 17-го июля в епархиях проходят помимо служб и Крестных ходов всевозможные научно-богословские конференции и собрания. Священноначалие Матери-Церкви вместе со своей паствой молится святым Царственным мученикам как ходатаям у Престола Божиего о даровании нашей Державе мира и благоденствия, о христолюбивых властях и воинстве как защитниках веры и государства.

Православные священнослужители, рассуждая о монархии и монархизме, приходят к выводу, что «вне монархии для России нет спасения». Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «запрос» на монархию в современном российском обществе, безусловно, существует. «Но вот какая доля людей поддерживает идею восстановления монархии, должны показать тщательные социологические исследования», — сказал он.

По данным на март 2013 года Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 28% россиян не против того, чтобы в нашей стране возродилась монархия. Но назвать человека, который мог бы стать царем, они пока не могут. Даже учитывая манипулятивный принцип социологии как науки, должны констатировать, что указанный процент сторонников монархии — очень велик. Поскольку существует принципиальная разница между республиканской и монархической формами правления. Если первая опирается на манипулирование общественным сознанием, то вторая основывается на истинной православной вере, ее адепты — «соль земли», которой много не бывает да и не нужно. Вспомните, как крестил Русь святой равноапостольный Великий князь Владимир: поставил дружину по правую руку и предложил народу переходить на его сторону. Язычники пошли налево и погибли. Вот и покойник Б.А. Березовский, по кличке «бес», смерть которого напоминает конец Рудольфа Гесса, хотя некогда и утверждал, что может задурить голову избирателям и сделать президентом страны любую обезьяну, он все-таки окончательно проиграл именно потому, что в нашем народе всегда были сильны монархические настроения. И нынешняя Верховная власть, постепенно освобождающаяся от очередного иноверного и иноземного ига, эти настроения прекрасно понимает и чувствует.

В 2013 году Русский мир в Отечестве нашем и рассеянии вместе со всеми людьми доброй воли празднует Год 400-летия воцарения Династии Романовых на Всероссийском престоле. Пока романовский юбилей вполне вписывается в общегосударственную политику восстановления исторической памяти: в стране учрежден День народного единства, совпадающий с праздником Казанской иконы Божией Матери, отмечены 1150-летие российской государственности, 400-летие окончания Смуты в 1612 году, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, впереди — столетие начала Первой Мировой войны.

На этом фоне наблюдается всплеск общественного интереса к Династии Романовых в связи с 400-летним юбилеем. Из массы фактов приведу только некоторые данные, которые дают яркое представление об общей картине юбилейных романовских торжеств по всему миру, подготовка к которым началась заранее.

Решением Синода Русской Православной Церкви Заграницей поминовение Царственных страстотерпцев на богослужениях в зарубежных храмах будет осуществляться весь год. В начале сентября в канадском Торонто пройдет общезарубежный съезд, посвященный 400-летию Династии Романовых. Там же, в Торонто, создан Комитет по празднованию, который подготовил разнообразную программу юбилейных торжеств.

В Русском монастыре Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме молитвенно помянули русских Государей 6 марта 2013 года (21 февраля по церковному стилю) в день 400-летия призвания Дома Романовых на Всероссийское царство. Торжественная Литургия была совершена архиерейским чином архиепископом Луганским Митрофаном, с возглашением имен всех царствовавших особ Дома Романовых. Эта служба открыла ряд мероприятий, посвященных 400-летию Дома Романовых, которые будут совершаться на Святой Земле в течение 2013 года.

В Финляндии Общество памяти Святых Царственных мучеников и Анны Вырубовой (Танеевой) в юбилейный год выступило с призывом возродить места, связанные с летним отдыхом Государя Николая II в Виролахти (фин. Virolahti, с финского — «Эстонский залив»), где на берегу залива с 1906 по 1914 годы находилась летняя резиденция Императора Николая II.

А на Украине, например, 13 декабря 2012 г. в Пресс-центре газеты «Аргументы недели» состоялась пресс-конференция на тему: «Празднование 400-летия Дома Романовых. Зимний Крым 2012-2013».

В Виннице становится доброй традицией установка билбордов с изображением св. Царя Николая II. Впервые Царский щит с изображением Государя был установлен по инициативе Русского Православного центра «Святой Георгий» накануне дня памяти Царственных мучеников еще в 2011 году.

Около тысячи человек приняли участие в Крестном ходе в честь Святых Царственных Страстотерпцев, состоявшемся в Луганске по благословению Архиепископа Луганского и Алчевского Митрофана. Крестный ход — основное мероприятие в программе прошедшего в Луганске празднования 400-летия Дома Романовых.

Крестный ход в ознаменование 400-летия Императорского Дома Романовых прошел в центре Киева. Над верующими развевались черно-желто-белые имперские флаги. Закончился крестный ход чтением акафиста возле Мариинского дворца, служившего киевской резиденцией Российских Императоров. Такие же крестные ходы прошли в Екатеринославе (Днепропетровск), Феодосии, Бердянске.

В России юбилейный год начался открытием в январе 2013 года во Владивостоке выставки художественных работ сестры Государя Николая Второго Великой Княгини Ольги Александровны, подготовленной Благотворительным фондом ее имени. На 2013-й юбилейный год фондом разработана специальная программа «от океана до океана», от Владивостока до Торонто, которая сегодня успешно претворяется в жизнь.

В Санкт-Петербурге в юбилейный год турфирмы подготовили экскурсионные маршруты для школьников: «Романовы в Петербурге», «От Петра Первого к Екатерине Второй, или Родом из 18 века», «Бедный, бедный Павел…» (об Императоре-мученике Павле Первом), «Александр Первый и война 1812 года» и другие.

В феврале 2013 года в Санкт-Петербургском Суворовском военном училище состоялась конференция «Традиции Дома Романовых. 400 лет». Это была уже вторая конференция в Суворовском училище, посвященная 400-летию Дома Романовых, а точнее нравственному осмыслению славных страниц нашей истории. На конференции рассматривался вопрос «Судьба Царя — судьба России», здесь важно было переосмыслить события, связанные с эпохой Царя Николая II, потому что у многих учащихся сложилось стереотипное мышление.

20 февраля в Санкт-Петербурге прошла Ассамблея в честь 400-летия Дома Романовых, которая началась с панихиды в соборе Петропавловской крепости — усыпальнице Императорской Семьи. Ее возглавил епископ Лодейнопольский Мстислав.

В Костроме в начале марта состоялись VI Романовские чтения, посвященные 400-летию окончания Смуты и воцарения Династии Романовых. В Белом зале Дворянского собрания собрались ученые, духовенство, политики и потомки эмигрантов первой волны для исследования эпохи правления Династии. Со вступительным словом выступил губернатор Костромской области Сергей Ситников, секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев. В рамках программы на проспекте Мира открылась выставка под открытым небом «Триумф Империи Романовых», повествующая об успехах и достижениях России периода правления династии Романовых. В церемонии открытия выставки принял участие заместитель руководителя аппарата Госдумы Юрий Шувалов.

В Новосибирске 3 марта в Доме офицеров состоялось торжественное собрание, посвященное 400-летию Дома Романовых. Перед началом мероприятия митрополит Новосибирский и Бердский Тихон совершил краткий молебен в часовне во имя великомученика Георгия Победоносца и освятил знамена сибирских казаков.

В Москве 6 марта 2013 года, в день 400-летия призвания на Царство Михаила Федоровича Романова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. По окончании литургии Его Святейшество совершил заупокойную молитву в Архангельском соборе — усыпальнице Русских Государей.

Говоря в целом о праздновании 400-летия Дома Романовых, Его Святейшество заметил, что хотя празднование не имеет государственного статуса, «замечательно то, что средства массовой информации, наше телевидение откликаются на эту дату. Сейчас можно видеть много интересных исторических фильмов, материалов, дискуссий на эту тему. Поэтому не на государственном, но на общественном уровне празднование совершается довольно широко. Но Церковь, еще раз хочу сказать, по-своему комментирует историю и по-своему отмечает исторические даты, и в день празднования 400-летия династии Романовых мы будем в первую очередь возносить Господу молитвы об упокоении их душ», — заключил Патриарх Кирилл.

В этот же день, 6 марта 2013 года, в Новоспасском монастыре г. Москвы, родовой усыпальницы бояр Романовых, состоялась торжественная литургия и прошел день памяти рода Романовых по случаю 400-летия восшествия на царский престол первого из этого рода российского самодержца Михаила Федоровича Романова.

7 марта в Москве прошла Юбилейная научно-общественная конференция «Императорский Дом Романовых: 400 лет на службе России». Мероприятие было организовано Российским Дворянским Собранием (РДС) и Общероссийским общественным движением «За Веру и Отечество» в Доме Русского Зарубежья.

С 15 февраля по 15 марта 2013 года в зале текущих периодических изданий Российской государственной библиотеки была развернута выставка, посвященная 400-летию дома Романовых. Среди экспонируемых журналов — профессиональные исторические, общенаучные, научно-популярные, общественно-политические. Тематический спектр статей о Романовых тоже разнообразен: от подробностей частной жизни представителей знаменитой фамилии до оценки их деятельности с научно-исторической точки зрения.

19 марта 2013 года в Доме Пашкова (Российская государственная библиотека) состоялось торжественное открытие выставки «Начертания царственной десницы», приуроченной к 400-летию воцарения Династии Романовых. В экспозицию вошли царские автографы, эпистолярий, фотографии, гравюры и другие редкие исторические документы и изобразительные материалы. Отдел рукописей РГБ также предоставил для обозрения несколько раритетов, связанных с Царской Фамилией. Вместе с РГБ организаторами выставки стали Московское дворянское собрание и его превосходительство посол Бельгии в России.

Музеи Московского Кремля 20 марта открыли для посещения выставку «Великий Князь и Государь Всея Руси Иван III», посвященную правлению Монарха. Экспозиция продлится до 14 июля 2013 года — воспользуйтесь прекрасной возможностью лишний раз побывать в Кремле и посетить экспозицию.

В череде юбилейных торжеств и событий видное место занимает Крестный ход в память обрания Великим Земским собором первого Царя из Династии Романовых. Выйдя из Ярославля 27-го марта, крестоходцы идут по пути юного Царя Михаила Феодоровича по костромским, ярославским, московским землям, напоминая современникам непреложную историческую истину: сила России — в соборном единстве.

И наш сегодняшний Круглый стол, таким образом, органично вписывается в эту панораму юбилейных торжеств. Мы с вами стали участниками большого исторического события в летописи страны. Буквально на днях состоятся новые мероприятия. Приведу только пару примеров, чтобы не утомлять вашего внимания.

30 марта, в субботу, в Санкт-Петербурге — научно-практическая конференция «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее». Конференция приурочена к славному юбилею 400-летия начала царствования Династии Романовых. Инициаторами проведения конференции являются общественная организация «Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга», информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» и Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Поддержку инициативе общественности оказало руководство Военно-Исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

30-31 марта в Москве — «Московский общественный собор», посвящённый 400-летнему юбилею великого московского учредительного собора, избравшего на Престол Михаила Федоровича Романова. В соборе примут участие около 300 видных учёных, историков, философов, общественных деятелей, представителей военных и казачьих организаций, а также православные, монархические, молодёжные, патриотические организации, представители духовенства.

31 марта Православный клуб «Русский Паломник» и Музей «Дом иконы» — очередной вечер из цикла «К 400-летию Династии Романовых» на тему «Певец Святой Руси — царский поэт Сергей Бехтеев».

Важное событие состоится 4 апреля 2013 года. В этот день Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) проводит научную конференцию на тему «Монархизм в среде мусульман России как социально-политический и религиозно-мировоззренческий феномен: к 400-летию начала правления династии Романовых». Цель данной конференции — обсуждение проблемы религиозной и политической основы монархизма среди мусульман Российской Империи, создания и деятельности мусульманских монархических организаций, истории наиболее известных мусульман-монархистов. Отдельное внимание будет уделено концепции «Ак патша» («Белый Царь») как религиозно-мировоззренческому фундаменту монархизма российских мусульман. Учитывая место проведения, специально будет затронута тема современного монархизма в Татарстане.

И как подарок к майским праздникам пришло информационное сообщение о том, что царские Преображенский и Семеновский полки, которые Президент страны поручил восстановить Министру обороны РФ, появятся в Москве к 9 Мая. Почетные звания присвоят двум образцовым воинским частям Московского гарнизона: 154-й отдельный комендантский полк будет именоваться Преображенским, а имя Семеновского полка присвоят 130-й отдельной мотострелковой бригаде.

Подобные названным выше праздничные мероприятия будут продолжаться весь год, как и в 1913 году, когда отмечалось 300-летие царствования Дома Романовых. Особым размахом и торжественностью по традиции будут отличаться «Царские дни» в мае-июле в Екатеринбурге — на месте Русской Голгофы, где совершили свой христоподражательный подвиг Августейшие страстотерпцы.

В настоящий момент в юбилейной триаде Церковь — Народ — Династия Романовых последняя представляет собой «слабое звено». По сути как единое целое Императорский Дом Романовых не существует. Есть Объединение членов рода Романовых во главе с князьями Николаем и Димитрием Романовичами, с представителем в Санкт-Петербурге. В списках Объединения числится несколько десятков человек, включая Принца Михаила Греческого (р.1939) — правнука Великой Княгини Ольги Константиновны (1851-1926), королевы эллинов; Принца Майкла Кентского (р.1942) — правнука Великой Княгини Елены Владимировны (1882-1957); Пола Эдварда Ларсена-Куликовского (р.1960) — праправнука Императора Александра Третьего и другие.

В свою очередь, так называемый «Российский Императорский Дом» состоит всего из двух человек, потомков Великого Князя Кирилла Владимировича, — княгини Марии Владимировны и ее сына князя Георгия. Сами они живут в Мадриде, а их российская канцелярия располагается в Москве. Если руководители Объединения членов рода Романовых пошли наперекор Матери-Церкви и признали т.н. «екатеринбургские останки» царскими, то княгиня Мария Владимировна претендует на возглавление Династии и особый юридический статус для себя и сына, что порождает для государства проблемы во внутренней и международной политике.

Как бы там ни было, многие члены Династии хотят принести России пользу в меру сил и возможностей. С момента постепенного возвращения в страну, начиная с 1991-92-х годов, они начали помогать лично или создавая благотворительные фонды. В декабре 2011 года двадцатилетие своей деятельности в России отметил один из них — имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны. Есть такие фонды и у князей «романовичей», и у Пола Эдварда Ларсена-Куликовского, и у других.

В обозримой исторической перспективе реальными претендентами на Российский престол являются, имеющие свои, пусть и «кадрированные» структуры, внучка Великого Князя Кирилла Владимировича княгиня Мария Владимировна, немецкий герцог Константин Ольденбургский, английский принц Майкл Кентский и потомок Рюриковичей и Романовых Светлейший Князь Георгий Александрович Юрьевский (Романов-Долгоруков). Особняком стоят «непредрешенцы» — сторонники созыва Всероссийского Церковно-государственного собора, который рассмотрит весь комплекс требующих разрешения династических вопросов и обретет по воле Божией нового Самодержца всея Руси как «удерживающего мировых сил зла».

Пока русские монархисты не объединятся сами в себе и не обретут единого кандидата на престол, любая попытка реализации «монархического проекта», как раскачивающийся все сильнее таран, будет бить одной стороной по государству, а другой — по Русской Православной Церкви, пролонгируя на эти четко иерархические структуры царящую в монархической среде смуту.

Андрей ХвалинСвященноначалие Русской Православной Церкви видит беды, царящие в монархическом движении и происходящие от «ветра головы своея» некоторых его участников. Характерно и то, что, отправляясь на светские монархические конференции и встречи, приглашенные на них священнослужители, говорят в первую очередь о божественных истоках монархической государственности и о воцерковлении народа как непременном условии возрождения Русской Православной Империи.

Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов.

Поэтому, рассуждая о самой возможности восстановления монархии в России, мы должны помнить, что, как говорится в Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви, «изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной. В условиях же рабства, в соответствии с советом апостола Павла, «если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7. 21)».

Таким образом, речь в первую очередь должна идти о воцерковлении нашего народа, о возрождении в обществе христианских идеалов любви, добра и милосердия, что и приведет, в конце концов, к возвращению нашей страны на исторический путь развития.

Подлинное возрождение Самодержавной Российской Империи возможно только через покаянное возвращение ко Христу Царю царствующих и Его христу — земному царю — Помазаннику Божиему. А значит, выступая на битву с лежащим во зле миром, нам надо готовить чистые смертные рубахи: Победа или смерть! По-другому нельзя. Никакого нового изгнания не будет — некуда исходить и бежать. Заграница нам уже никогда не поможет и не спасет. Так будем же до последнего вздоха, до смертного часа беречь святые границы нашего Отечества и охранять от греха чистоту сердца. И тогда воздаст нам Господь по вере нашей.

 

2013 г.