8-я Неделя: с 9-го по 15-ое декабря1890 года

9/21 декабря. Воскресенье. Зач. Св. Анны. Преп. Стефана

Индийский океан

Муссон продолжал дуть и к вечеру слегка засвежел. В 10 ч(асов) была обедня на юте, потому что в батарейной палубе ужасно душно. Завтракал в кают-компании. Читал. Вечером остановили машины из-за нагретого подшипника на несколько минут.

10/22 декабря. Понедельник. Муч. Ермогена и Евграфа

Индийский океан

Качка усилилась, хотя муссон дул не крепко и волна была небольшая. Читал. Ону[1], несмотря на качку, все-таки явился к завтраку и обеду. Грустно завтра расстаться с фрегатом на два месяца. Измеряли глубину лотом Томсона[2] – оказалось 48 саж(еней). В последний раз играли в домино в кают-компании.

11/23 декабря. Вторник. Преп. Даниила и Луки

Бомбей

8-я Неделя: с 9-го по 15-ое декабря1890 года
Бомбейский рейд. Иллюстрация из книги Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891».

В 8 час(ов) утра вошли всем отрядом на Бомбейский рейд и бросили якорь. Был чудный день. В полной гусарской форме съехал на берег с греч(еским принцем – А.Х.) Джоржи[3]. Торжественная встреча англичан. Живем в летней резиденции губернатора[4] – очень хорошо. Совершили поездку на о(стро)в Элефанту[5], обедали в обыкн(овенной) форме. В 10 ч(асов) начался бал – танцевал немного до 12 ч(асов).

12/24 декабря. Среда. Св. Спиридона Тримифунтского

Бомбей

Храмовый праздник церкви Департамента уделов.

Выспались отлично. Опять был чудный жаркий день. Завтракали у губернаторской четы. Осматривали их детскую. В 4 ч(аса) поехали в другую резиденцию, где происходила garden-party (вечеринка в саду – А.Х.) – английский балаган. Индийские всадники пиками подымали дощечки с земли. Затем индиец-фокусник сделал несколько ловких фокусов.

13/25 декабря. Четверг. Муч. Авксентия, Ореста и Евгения

Вагон

Встали поздно и после кофе поехали инкогнито в город. На паровом катере переехали на «Азов». Приехали туда, чтобы проститься с Георгием и офицерами! Завтракали в кают-компании. Вернулись в Malabar Point[6] в 2 ч(аса). Покатались с губернатором по индийской части города. Обедали у него запросто и в 10 ч(асов) уехали.

14/26 декабря. Пятница. Муч. Фирса и Аполлония

Эллора[7]

Ехали в вагоне вице-короля – спал скверно. Ночью было прохладно. В 7 ч(асов) утра приехали на конечную станцию, откуда отправились в экипажах с четверкой артиллерийских лошадей. Путь был длинный – 44 англ(ийские) мили. Второй экипаж сломался, а у нас лошади стали нести. Въехали на горку верхом. Живем в лагере – чрезвычайно симпатично. Я в прелестной палатке. При луне посетили гробницу последнего императора Дэми.

15/27 декабря. Суббота. Свящ.-муч. Елевферия

Эллора

Проснулись в 7 ч(асов). Очень напоминает обстановку лагеря или бивака. Отправились верхом в Даулетабад[8] – старую красивую крепость. Неудачно поохотились на диких павлинов. Вернулись в Roza (лагерь) к завтраку. В 3 ½ поехали осматривать самые пещеры Эллоры – браминский и буддийский храмы. Устроили облаву на куропаток внизу горы. Убили около 8 штук. Обедали в 8 ½ во фраках, потому что были тосты.

Комментарии:

От Суэца русские корабли через Аден проследовали в Индию и прибыли 11 декабря в Бомбей. Здесь Цесаревич Николай Александрович с греческим принцем Георгом и сопровождавшими их лицами покинули суда и в период с 11 декабря 1890 г. по 30-го января 1891 г. (ст.ст.) предприняли длительное сухопутное путешествие по Индии.

Сойдя на берег, Августейшие путешественники столкнулись с многообразием местных типов населения. Если с англосаксами Цесаревич был прекрасно знаком, то местные национальные типы вызвали неподдельный интерес. История жителей Индии в изложении летописца восточного путешествия князя Э.Э. Ухтомского выглядела следующим образом:

«Переселение парсов в Индию последовало вскоре после разгрома царства Сасанидов (цари Новоперсидского царства, возникшего в 226 г. от Р. X. и завоеванного арабами в 651 г. от Р. X. Основная религия – зороастризм – А.Х.). Жители Персии или приняли ислам, или подчинились жестоким, унизительным условиям своего дальнейшего существования язычниками на родине, или бежали: сначала на остров Ормуз в Персидском заливе, а потом в западную Индию, где один преданный браманизму раджа человеколюбиво принял несчастных изгнанников, разрешив им сохранить религию отцов, с тем однако, чтобы они в свою очередь отнюдь ничем не оскорбляли веры его подданных. Те согласились, постепенно свыклись со своим новым отечеством — полуостровом Гуджаратом, слегка ассимилировались с коренным населением и даже, когда мусульмане впоследствии проникли в приютившую парсов страну, они наряду с ее прочими обитателями храбро встретили ненавистного врага. До прибытия в Индию европейцев солнцепоклонники не выделялись особенным образом среди местных каст и племен; понемногу же, став посредниками в торговых сделках между иностранцами и туземцами, они честностью, аккуратностью и коммерческими способностями завоевали себе почетное место в каждом из западно-индийских приморских городов. Параллельно с успехами англичан возрастало и значение парсов. Они являлись крайне искусными судостроителями, промышленниками, банкирами, предприимчивыми купцами и т. п. Сбыт опиума в Китай и широко поставленные сношения с гаванями Небесной империи, уменье применяться ко всяким нуждам дня, наконец, удачные попытки выдвигаться при помощи самообразования вскоре доставили парсам огромное благосостояние, сделали их совершенно незаменимыми для англичан, даже при дальних походах на Афганистан, и таким путем обусловили исключительное положение, занимаемое стотысячною общиною солнцепоклонников в империи королевы Виктории. К чести парсов надо сказать, что их отличительною чертою всегда была благотворительность, подчас достигавшая грандиозных размеров. Богачи-огнепоклонники жертвовали на всякого рода филантропические учреждения, отнюдь не разбирая, кто из иноверцев будет пользоваться подобною щедро расточаемою помощью. Один миллионер, за свою неиссякающую милостыню прозванный «Readymoney» (в течение жизни он роздал около 2 ½ миллионов рублей), жертвовал и на пострадавших во время франко-прусской войны, и на католические и на пресвитерианские школы, и на голодающих, и на больницы. Зная честолюбие парсов, британские власти всячески награждали и поощряли их выдающихся представителей, стараясь по возможности приблизить их до той почти недосягаемой в социальном отношении высоты, на которой стоит всякий человек в Индии, принадлежащий к англо-саксонской расе. Те же в свою очередь старались и стараются отличиться в качестве хороших юристов, инженеров, врачей. Даже молодые девушки из среды огнепоклонников, поборов восточные взгляды на слабый пол, начинают успешно заниматься медициной, чтобы принести посильную помощь своим замкнуто живущим индийским сестрам» (Ухтомский Э.Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток. Т.1. М., 2010. С. 154-155).

Примечания:

[1] Ону Михаил Константинович (1835-1901) – чрезвычайный посланник и полномочный министр в Греции (1889-1901). Окончил Лазаревский институт восточных языков. Будучи студентом, начал службу в Министерстве иностранных дел при миссии в Константинополе, затем в должности 1-го драгомана (переводчик с восточных языков) участвовал в заключении Сан-Стефанского мирного договора 1878 года. Назначен советником посольства в Константинополе. В дипломатических кругах получил известность как великолепный знаток языков и культуры восточных стран, особенно Османской Порты. С 1889 г. — чрезвычайный посланник и полномочный министр в Греции. В 1890 г. прикомандирован к Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу в его путешествии на Восток. Сопровождал Августейшего путешественника от Триеста по Египту и Индии вплоть до Цейлона (расстались в Коломбо). Был посланником России в Греции до своей кончины в Афинах в 1901 году.

[2] лот Томсона (от нем. Lot или нидерл. lood) – прибор для измерения глубины моря с судна. Различают лоты ручные (линь с грузом), механические (трос с прибором, регистрирующим гидростатическое давление у дна), гидроакустические (эхолоты). Изобретение Томсона не только увеличивало чувствительность лота, но и ускоряло работу промера почти в 3 раза. В то время, когда Цесаревич совершал свое восточное путешествие, для океанских промеров употребляли исключительно усовершенствованный лот Томсона.

[3] Георг, принц Греческий и Датский (Джоржи) (1869-1957) – член греческой королевской семьи. Второй сын короля Греции Георга I. В молодости играл достаточно важную политическую и социальную роль в Греции. Прошёл курс обучения во флоте Дании и России, активно участвовал в организации Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. В 1898-1906 гг. был правителем автономного острова Крит. Вплоть до смерти был официальным представителем Греции во Франции.

[4] губернатор Бомбея лорд Гаррис – Дональд Джеймс Маккей, 11-й лорд Рей (1839-1921). Его отец имел голландское гражданство и был министром в правительстве Нидерландов. Сын получил гражданство Великобритании в 1877 г., а в 1881 г. для него был создан титул барона Рея из Дернесса в графстве Сатерленд (Пэрство Соединенного королевства). Позднее лорд Рей был губернатором Бомбея (1885—1890), заместителем министра по делам Индии (1894—1895) и лордом-лейтенантом Роксбургшира (1892-1918).

[5] Остров Элефанта расположен в центре гавани Бомбея, в 9 км на северо-восток от Ворот в Индию. Он интересен тем, что на нем находятся вырезанные в скале храмы, главный из которых посвящен Шиве. Храмы были созданы в период между 450 и 750 гг., когда остров назывался Гхарапури (Gharapuri; «место пещер»). Португальцы назвали его Элефанта из-за огромного каменного слона возле берега, который частично разрушился в 1814 г. и был перемещен британцами в Джижамата Удян.

[6] Malabar Point – один из фешенебельных районов Бомбея, где находятся богатейшие особняки и резиденция губернатора штата Махараштра.

[7] Эллора — деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. Знаменита своими пещерами. Их создание датируется примерно с VI по IX столетия по Р.Х. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.

[8] Даулетабад (Даулатабад) с перс., буквально «город процветания») — исторический город XIV века рядом с одноимённой деревней в штате Махараштра, в 16 км на северо-запад от Аурангабада. В течение двух лет (1327-1329) имела место попытка перенести сюда столицу, с переселением всех жителей Дели. Над развалинами укреплённого средневекового города на холме возвышается форт Девагири (Деогири) – старая крепость.