ПАСХАЛЬНОЕ РОЖДЕНИЕ СВЯТОГО ЦАРЯ

Его празднование в царское время и сейчас

Высокоторжественный день рождения Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича, будущего святого Царя-страстотерпца, в Российской Империи, согласно официальному календарю, являлся церковно-государственным праздником и объявлялся во всех казенных учреждениях неприсутственным днем. Таковыми же были день его тезоименитства, а также дни рождения и тезоименитства его Августейших Родителей – Государя Императора Александра Третьего и Государыни Императрицы Марии Феодоровны.

Готовя к публикации дневник Восточного путешествия Наследника Цесаревича, ныне публикуемый неделя за неделей на сайте «Имперский архив», обнаружил в архивах документы о праздновании дня рождения Наследника Русского Престола дома и за границей, которые проливают свет на истинное значение как Российской Империи, так и ее правителей в глазах Вселенского Православия и мирового сообщества. В связи с этими материалами несколько в ином ключе предстает и само путешествие на Восток Цесаревича, а именно как, в первую очередь, православная миссия, имеющая дипломатическую, экономическую, военную, культурную, образовательную компоненты.

ПАСХАЛЬНОЕ РОЖДЕНИЕ СВЯТОГО ЦАРЯ
Чудотворная мироточивая икона Царя-мученика Николая. Фото А. Бакатина

Еще во время подготовки к восточному путешествию 6/18 мая 1889 года, в своей день рождения, под типографским текстом на странице дневника: «6/18мая. Суббота. Прав. Иова Многострадального. Рождение Его Высочества Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича. День неприсутственный», — рукой Цесаревича сделана приписка: «Мне 21 год», — и ниже Наследник в поденной записи сообщает: «Утром сделался членом Государственного Совета и Комитета Министров» (ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 223. Л. 130). То есть подготовка Цесаревича к самодержавному управлению страной выходит на новый уровень, что связано и с фактом совершеннолетия по православной традиции. Начинается день рождения опять же традиционно: «После обедни были поздравления и завтрак в арсенале» (ГА РФ. Там же).

Согласно предварительным планам Восточного путешествия Великий Князь Николай Александрович, по примеру своих родственников, должен был посетить Святую Землю и Иерусалим, где его имя и имена его Августейших родителей молитвенно возносились в храме Воскресения Христова в праздничные для них дни.

Согласно донесению из Иерусалима нашего поверенного в делах статского советника В. Максимова от 19 мая 1889 г., № 222 к Российско-Императорскому Чрезвычайному и Полномочному Послу в Константинополе, «празднование высокоторжественного дня священного коронования Их Величеств, равно и 6 мая, дня рождения Государя Наследника было чествуемо в Иерусалиме Божественною литургиею, которую совершал на Голгофе Патриарх Никодим в сослужении с нашею Духовною миссиею, приезжими русскими священниками и несколькими архимандритами и иеромонахами Свято-Гробского братства.

За литургиею следовало благодарственное молебствие о здравии Их Величеств, Государя Наследника и всего Царского дома.

Храм был переполнен молящимися нашими поклонниками, равно православными других племен: арабами и греками.

После литургии именитейшие из поклонников, Духовная Миссия и некоторые из русских приезжих священников посетили Консульство» (АВПРИ. Политархив. Ф. 151. Оп. 482. Д. 795. Лл. 89-89 об.).

Аналогичный церемониал существовал и в день тезоименитства Наследника Цесаревича, о чем опять же говорится в донесении Статского Советника В. Максимова от 11 декабря 1889 г., № 683, Российско-Императорскому Чрезвычайному и Полномочному Послу в Константинополе: «6-го декабря, высокоторжественный день тезоименитства Государя Наследника Цесаревича был чествуем в Иерусалиме Божественной Литургиею, которую совершал у Пресвятого Гроба Господня Патриарх Никодим в сослужении с некоторыми членами нашей Духовной Миссии и греческим духовенством.

За литургиею последовал молебен о здравии и долгоденствии Государя Императора, Государыни Императрицы, Государя Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома.

800 поклонников, находящихся ныне в Иерусалиме, присутствовали при совершении Божественной службы, которая была начата в 1 ч(ас) пополуночи.

(…) по местному обычаю по окончании Богослужения Консул и наиболее почетные лица Русской колонии отправляются в келью Настоятеля Святого Гроба, куда приходит и Патриарх для короткого отдыха и поздравления с праздником» (АВПРИ. Политархив. Ф. 151. Оп. 482. Д. 795. Лл. 200-202 об.).

Одним из первых пунктов, где Наследник остановился на продолжительное время во время путешествия на Восток, была дружественная нам Греция, где священноначалие молитвенно поминало правителей Российской Империи и оказывало им всяческие знаки внимания, что видно из депеши нашего посланника в Афинах М.К. Ону от 27 февраля 1890 г., всего за несколько месяцев до того, как он присоединится к экспедиции Цесаревича: «Афинский Митрополит посетил Императорскую Миссию 26 февраля, в день рождения Государя Императора, и просил меня повергнуть к стопам Его Величества выражение чувств преданности к Государю и России» (АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. Д. 261. Л. 18)

Уже во время самого восточного путешествия, когда экспедиция была с визитом в Каире (Египет), на время пребывания там Великих Князей пришелся день рождения Государыни Марии Федоровны, который гости и хозяева отметили молитвенно, о чем сообщается в депеше российского посланника в Каире А.И. Кояндера от 25-го ноября 1890 года в Императорское министерство иностранных дел: «14 ноября, в высокоторжественный день рождения Государыни Императрицы, в здешней Патриаршей Церкви были отслужены литургия и молебствие, на которых в полной парадной форме присутствовали Их Высочества и все находящиеся в Каире Русские. После службы Великие Князья осчастливили Своим посещением блаженнейшего Софрония (1798-1899, Патриарх Александрийский Софроний V, на престоле с 1870 по 1899 гг. – А.Х.). Собравшийся в церкви и вокруг оной народ снова восторженно приветствовал Августейших Особ» (АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. Д. 828. Л. 150 об.)

Еще за несколько лет до визита Цесаревича Николая Александровича в Японию в 1891 году между странами-соседями утвердилась церемония взаимных поздравлений членов правящих Императорских династий с высокоторжественными днями. Причем, японцы первыми предложили обмениваться регулярными приветствиями по случаю дней рождений Императоров) (АВПРИ. Ф. 150. Японский стол. Оп. 493. Д. 1115. Лл. 8-8 об.). По мнению нашего посланника в Токио К. Струве, выраженному в депеше от 2/14 сентября 1876 г. в Министерство иностранных дел Статс-Секретарю Н.К. Гирсу, «Японское Правительство имеет полное основание дорожить взаимностью в этом случае. Для Микадо важно всякое выражение благорасположения и дружбы к Нему Государя Императора, оно служит как бы нравственною поддержкою для Него и для настоящего Правительства» (Там же. Лл. 8 об.-9).

Именно в Японии Цесаревич отметил свой очередной и единственный в восточном путешествии день рождения. Описание этого события, помимо ВОСТОЧНОГО ДНЕВНИКА ЦЕСАРЕВИЧА (http://archive-khvalin.ru/29-ya-nedelya-s-5-go-po-11-oe-maya-1891-goda/), встречается и в дипломатической переписке. В депеше российского посланника в Токио Д.Е. Шевича от 10/22 мая 1891 года сообщается:

«6/18 мая, в день рождения Государя Наследника Цесаревича, на фрегате «Память Азова» была отслужена торжественная литургия, на которой присутствовали, кроме командиров судов эскадры, жена моя с дочерью и жена Вице-консула нашего в Иокогаме, Княгиня Лобанова, приехавшая из Токио, чтобы иметь счастье представиться Его Императорскому Высочеству, а также и остававшиеся в Токио члены Императорской Миссии, за исключением Студента Вендриха. После обедни на палубе был сервирован завтрак, на который были приглашены и все находившиеся на фрегате лица. В 2 часа Его Высочество изволил принимать Принца Китасиракава и членов японской свиты. (…)

В день рождения Его Высочества три парохода, нагруженные самыми разнообразными подношениями, из коих многие весьма ценные, вышли из Осака и став перед фрегатом Его Высочества, высадили депутацию, которая просила о милостивом принятии посильных приношений осакских коммерсантов. К вечеру палуба «Памяти Азова» была буквально завалена художественными произведениями, сельскими продуктами, лакомствами, игрушками и т.п. Эта наивная, но вместе с тем сердечная демонстрация, весьма тронула Его Высочество. (АВПРИ. Ф. 150 Японский стол. Оп. 493. Д. 896. Лл. 192, 206).

И после завершения визита Цесаревича в Японию, там продолжали ежегодно отмечать высокоторжественные дни рождения и тезоименитства Наследника Всероссийского престола, о чем наш посланник в Токио гофмейстер М.А. Хитрово ежегодно сообщал в Министерство иностранных дел в Санкт-Петербург. В депеше от 6/18 мая 1893 года говорится:

«Сегодня в высокоторжественный день рождения Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в церкви Императорской Миссии была отслужена Божественная литургия и благодарственное молебствие, на котором присутствовали как чины Миссии, так и русская колония в полном составе. По окончании молебствия весь собравшийся в Миссии кружок русских просил меня повергнуть к стопам Их Императорских Величеств и Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича наши поздравления и выражение верноподданнических чувств преданности…» (АВПРИ. Японский стол. Ф. 150. Оп. 493. Д. 898. Лл. 76-76 об.).

По поводу празднования тезоименитства Цесаревича в конце 1893 года посланник в Токио М.А. Хитрово писал в депеше:

«Сегодня в высокоторжественный день тезоименитства Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в церкви Императорской Миссии отслужены были Преосвященным Николаем соборне с Настоятелем Церкви о. Сергием Глебовым литургия и благодарственное молебствие, на которых (Л. 194) присутствовали: Начальник Эскадры нашей в Тихом Океане Контр-Адмирал Тыртов, командиры и офицеры наших судов: «Адмирал Корнилов», «Забияка» и «Маньчжур», чины Миссии и находящиеся в Токио русские, после чего я повергнул к стопам Их Императорских Величеств и Наследника Цесаревича наши поздравления и выражения верноподданнических наших чувств» (Там же. Лл.194 об. — 195).

После восшествия на престол Наследника Цесаревича Николая Александровича, ставшего Императором Всероссийским Николаем Вторым, церковно-государственный характер празднования высокоторжественных дней его рождения и тезоименитства за рубежом мало изменился.

+

В современной республиканской России единого церковно-государственного праздника дня рождения святого Царя-мученика Николая не существует. Русская Православная Церковь официально празднует память Царственных страстотерпцев 17-го июля. Высокоторжественный день рождения Царя-мученика Николая 6/19 мая отмечается в большей степени на светском уровне – конференциями, вечерами, концертами, фильмами, мемориальными знаками и т.д. О праздновании 150-летия со дня рождения святого Царя-страстотерпца в прошлом году «Имперский архив» рассказывал (http://archive-khvalin.ru/yubilejnyj-komitet/den-rozhdeniya-gosudarya/).

В нынешнем году сотрудники Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича также отметили день рождения Государя Николая Александровича.

ПАСХАЛЬНОЕ РОЖДЕНИЕ СВЯТОГО ЦАРЯ
Супруги Алексей и Татьяна Бакатины с иконой Царя.

Буквально накануне события товарищ (заместитель) председателя Юбилейного комитета Алексей Анатольевич Бакатин вместе с женой Татьяной стали инициаторами проведения крестного хода с чудотворной мироточивой иконой Царя-страстотерпца Николая в пределы Козельской епархии Калужской митрополии.

По сообщению А.А. Бакатина, первое принесение мироточивой иконы на Калужскую землю при участии их семьи состоялось в 2002 году. Тогда икона была привезена в Оптину пустынь, где было явлено чудо мироточения. Икона мироточила крестом, находясь на аналое в Казанском храме. Схиигумен (на тот момент, сейчас — схиархимандрит) Илий (Ноздрин) взял икону поверх своей головы и понес ее в скит. В скиту опять молились пред иконою. После чего икона была перенесена в Спаса Нерукотворного пустынь (с. Клыково, Козельского р-на Калужской обл.), где возле храма похоронена схимонахиня Сепфора (Сенякина, 1896 — †30 апреля/13 мая 1997 г.), глубоко почитаемая верующими из многих мест страны.

Нынешнее путешествие мироточивой иконы началось с Царского вечера 25 марта 2019 года, где присутствовал этот чудотворный образ. По благословению епископа Козельского Никиты и батюшки Илия мы 11-го мая 2019 года забрали икону из храма в Москве и направились в Козельскую епархию. Первая остановка была в храме святителя Николая в деревне Каменка, где впоследствии планируется строительство храма свв. Великомученицы Елизаветы и инокини Варвары. Со священниками, служащими в их храме, и прихожанами прочитали акафист Царю-страстотерпцу Николаю, совершили Крестный ход вокруг малого деревянного храма. Далее икона прибыла в с. Нижние Прыски, где ее встретили настоятель и прихожане храма, и был отслужен молебен с акафистом. Икона пребывала на Всенощном бдении вплоть до помазания, где к ней могли приложиться все прихожане и паломники. После помазания икона была препровождена крестным ходом вокруг храма в дальнейшее свое путешествие.

12-го мая в 9 ч. 30 мин. утра икону встречал владыка Никита, епископ Козельский и Людиновский, в женской обители в честь Жен-мироносиц, где было осуществлено малое освящение и Литургия в присутствии чудотворного образа святого Царя Николая. Владыка предложил еще раз привезти чудотворную мироточивую икону Царя в Козельскую епархию на более долгий срок с целью посещения всех приходов епархии.

13-го мая в 9 утра состоялось перенесение чудотворной мироточивой иконы из женской обители крестным ходом в монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь на празднование памяти старицы Сепфоры. Икону встречал епископ Никита с игуменом Михаилом с братией и паломниками. В монастыре была совершена Литургия с молебными пениями в честь Царя-мученика Николая, а также панихида в память схимонахини Сепфоры.

На обратном пути мы привезли икону в школу-пансион «Плёсково», где был совершен молебен перед чудотворным образом, розданы образы святого Царя-мученика Николая, как и во всех других местах, где останавливалась эта святая икона. Икона была препровождена крестным ходом в сопровождении священства, сотрудников школы и школьников, после чего мы благополучно прибыли в Москву. Хочется отметить, что икона благоухала в течение всей поездки, и далее 19-го мая 2019 года, в день рождения святого Царя-мученика Николая, икона мироточила после Царского вечера, посвященного дню рождения Государя».

ПАСХАЛЬНОЕ РОЖДЕНИЕ СВЯТОГО ЦАРЯ
Проповедь о. Сергия (Баженова) у иконы святого Царя Николая

Традиционно ежегодно 19-го мая молитвенно поминает святого Царя-мученика Николая сотрудник Юбилейного комитета, настоятель Свято-Елизаветинского храма (п. Великодворский, Владимирская епархия) иеромонах Сергий (Баженов). В этом году батюшка произнес особенно глубокую и проникновенную проповедь, раскрыв великопостный, покаянный характер восхождения Государя на Голгофу, начало которому послужило его февральское свержение с престола, и Пасхальную майскую радость его дня рождения. В частности, о. Сергий отметил:

«Грозные события русской революции нельзя понять только с точки зрения земной человеческой логики, исходя из «теорий заговора». Об этом долго можно рассуждать. Ответить на вопрос о причинах свержения монархии надо с христианских позиций: люди уклонились от своего призвания, отошли от света, их стало привлекать не служение Христу и Царствие Небесное, а служение своей воле и своим страстям, своему хотению. И Помазанник Божий, Удерживающий стал не нужен, стал мешать всем, и высшим сословиям и нижним, потому что он не давал возможности грешить так, как хотелось. И это страшное безумие охватило весь мир и Россию. Редкие избранники Божии, такие как святой праведный о. Иоанн Кронштадтский, предупреждали, буквально кричали об опасности, которая надвигается на Русь.

Государь Николай Александрович – человек высокой учености, высоты нравственной, культурной, духовной. Он столько сделал для страны и всего мира, что до сих пор с ним никто близко сравниться не может. Все современные начинания в мировой политике, новые подходы между христианскими государствами, Гаагская мирная конференция, Лига Наций, защита прав военнопленных, запрет химического оружия – эти идеи высказал Государь Николай Александрович. Во внутренней политике: охрана труда, ограничение детского труда, защита материнства, пенсии, строительство железных дорог – это все он сделал впервые в мире. Мы Вторую мировую войну выиграли во многом благодаря тому, что была при Царе Николае Втором построена Мурманская железная дорога, по которой поступала помощь по ленд-лизу. А по дороге, которую он заложил, будучи Цесаревичем, во Владивостоке, перебрасывались войска и снаряжение, необходимые на фронте. Чего ни коснись – он первый. Подводный флот – он первый, артиллерия новая – он первый, самолетостроение в России – он первый, машиностроение – он первый, тракторы – он первый… Когда мы говорим о реформах, о денежных, о столыпинских, мы забываем, что автором их был Государь Николай Александрович. Что ни возьми, это – Николай Александрович Романов – святой Государь. Широта этого человека, широта его дарований, его умений настолько велика, что просто поражаешься, как в одном человеке могло это все умещаться. И как его современники, да и потомки потом могли клеветать, поносить, издеваться над ним? До какого умопомрачения надо дойти! Клеветников святого Царя можно сравнить только с теми, кто утверждает, что Иисуса Христа не было. Сейчас в наше время есть такие люди, которые утверждают, что Его не было, это все придумали. С ними бесполезно о чем-то говорить – они просто потеряли свое человеческое достоинство. Но мы, слава Богу, просвещены благодатью Божией, мы благодарим Бога, что Он даровал нам такого угодника Божиего – святого Царя Николая Александровича, который мало того, что много сделал для благоустроения нашего русского материального мира, но и много сделал для нашего духовного спасения.

Начало его христоподражательного подвига всегда приходится на Великий пост, когда совершилось свержение с престола и явление Державной иконы Матери Божией. Это всегда происходит Великим постом, чтобы нам помочь каяться, а день рождения Государя всегда празднуется в Пасхальные дни, когда вся Церковь вспоминает Воскресение Христово. Не бывает Воскресения без смерти. Когда мы смотрим на день рождения Царя, мы должны пройти через его смерть. Если мы вслед за Государем пойдем его путем, исполняя волю Божию, переживем предательства, когда его все предали вплоть до родного дяди. Современные историки доказывают, что он никого не предал, не было отречения от служения, от народа. Он пережил непередаваемые страдания, как его унижали. Как унижали его Семью, как измывались над ним эти большевики, это страшно. Он, это претерпев за эти два года, оставил нам завещание не мстить, что он всех простил и за всех молится. И зло, которое сейчас, будет еще больше, но не зло победит зло, а только любовь. Представляете, какая духовная высота! Потрясающая! И на эту высоту еще смеют тявкать, поливать грязью Царя, но к нему не пристает ни одна капля. Видим, что с годами царственный образ сияет все больше и проникает глубже в сердца всех. Как ни стараются враги очернить, как ни стараются оболгать его, ничего не получается. Вот она – правда Божия! Ее не скроешь. Она сияет. И, слава Богу, что мы ее видим и ее исповедуем. Еще раз поздравляю с днем рождения святого Царя-мученика Николая Александровича! Аминь».

День рождения святого Государя Николая II Александровича навсегда проникнут пасхальной радостью! «Радуйся, Николае, Боговенчанный царю и великий страстотерпче!»