17-я Неделя: с 10-го по 16-ое февраля 1891 года

10-го февраля. Воскресение.

Встал в 8 час(ов). Утро было чудесное, а главное не душное. В 9 ½ была обедня в батарейной палубе. Завтракали наверху у меня, отлично продували каюту вновь устроенные панкеры! Писал и читал. В 4 ч(аса) съехали на берег с визитом губернатору. Видели в саду моего маленького слона, которого я оставляю здесь до первого Добровольца (пароход Доброфлота – А.Х.) в Россию. Пили чай на «Тамаре»[1]. В 7 ½ вторично съехали на берег и отправились к нашему консулу к обеду. Его жена, англичанка, чрезвычайно любезна и красива. Смотрели в саду на «танец чертей» – ужасных уродов в масках! Фриш[2] подарил мне 4-х месячную пантеру. В 12 ½ вернулись на фрегат, ночь была дивная, луна в зените.

11-го февраля. Понедельник.

Спал отлично, потому что дул прохладный ветерок. Дописывал письмо для Папа. Пришли громадный австралиец и француз (месажри) (почтовый корабль – А.Х.), на котором уходит фельдъегерь. Сандро[3] и Сергей[4] завтракали и оставались на фрегате до 5 ч(асов). Во время чаю привезли мою маленькую пантеру от Фриша, к ней прикомандирован матрос — нянькой. Съехали на берег вчетвером в последний раз погулять в Коломбо[5]. Смотрели на учение шотландцев и на их игры на плацу, потом пошли по побережью в отель и, развалившись, пили claret-cup (крюшон из красного вина – А.Х.). В 7 ½ обедали на «Тамаре» и играли в рулетку. В это время с «Turquoise»[6] пришли шлюпки и английские моряки спели серенаду — было также несколько дам и Wallace и Hardinge[7]. Выиграл 61 рупию. В первом часу сели в вельбот с «Тамары» и сами догребли до «Азова».

12-го февраля. Вторник.

В 8 ½ Сандро и Сергей прибыли на фрегат проститься с нами, я их, вероятно, увижу только в октябре по возвращении из Дании.

В 10 ½ дали ход машине и тихо вышли из Коломбо, за нами пошла «Тамара» и «Владимир Мономах». Первая держалась справа рядом с нами в таком расстоянии, что мы могли переговариваться друг с другом. Завтракали в 12 ч(асов) одновременно, и в час дня расстались с криками ура! «Тамара» пошла в Тутикорин[8], а мы продолжали свое плавание на S (Suid – юг, с нем. – А.Х.) в виду Цейлона. Погода была великолепная, океан спокойный, хотя фрегат по обыкновению качало от зыби. После спуска (флага)[9] в 6 час(ов) взяли курс на О (Ost – восток, с нем. –А.Х.) и обогнули южную часть Цейлона. Ночь была тоже удивительная, лунная и светлая, как день. После обеда играл по-прежнему в домино до 11 ½. Лёг спать рано.

17-я Неделя: с 10-го по 16-ое февраля 1891 года
На фрегате «Память Азова». Из книги: Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891. Т. 1. СПб., 1891.

13-го февраля. Среда.

День был отличный, не особенно жаркий. Зачитывался статьею в Рус. Судоход. «Черноморский флот», напоминающею «Роковую войну».

Теперь я совершенно свыкся с морем и люблю его еще больше прежнего: чувствуешь себя легко и свободно, и я в полном смысле отдыхаю на этих переходах от суетливых поездок на берегу, напр(имер), как после путешествия по Индии. Цейлон мне гораздо больше понравился именно потому, что мы меньше мотались в разных местах.

По моей просьбе прибавили ход с 11 до 12 узлов; этим выиграем полдня на переходе, вдобавок «Мономах» держится отлично. Вечером после обеда забавлялся в кают-компании стрельбою из пружинного револьвера! Много было смеха по поводу выбора мишеней.

14-го февраля. Четверг.

Ничего особенного не произошло, начал задувать к вечеру NO (норд-ост – северо-восточный ветер – А.Х.), и стало покачивать.

15-го февраля. Пятница.

Утро было неприятное, серое, дуло и качало вместе с сильной духотой. Много читал. Весь вечер по всему горизонту играла зарница. После игры в домино пошел на мостик открывать маяк Pulo — Brasse перед Ачином[10]. Увидели его в 1 ¾ ночи. После чего лег спать.

16-го февраля. Суббота.

Проснулся с жарким тихим утром — море было как зеркало. Теперь идем уже Малаккским проливом вправо. Видно было несколько гор Суматры[11]. Жара была изнурительная, и всех клонило ко сну. После зори возился с пантерой, которая оживает после захода солнца. Вечером играл удачно в домино.

Комментарии:

В 17-ую неделю путешествия эскадра под вымпелом Цесаревича покинула Цейлон и взяла курс на Сингапур и далее в Тихий океан, который омывает родные русские берега. О чувствах, которые охватили участников экспедиции, очень поэтически сказал летописец путешествия князь Э.Э. Ухтомский:

«Память Азова» и «Мономах» идут ширью полуденных вод на Сингапур: к «Вратам Солнца» (Solis Portus географа Птолемея), к «золотоносной» Малакке (древнему Офиру) ….

По мере того, как чередуются дни и все реже оглядываешься назад на осмотренное и покинутое, обновляемая отдыхом душа ощущает наплыв сил и осязает свои невидимые крылья: мы собственно торопимся и стремимся уже не на чужбину, а домой, — потому что (хотя оно и звучит парадоксально!) для сердца каждаго русского, в особенности же для наших моряков исполненный грозной мощи Тихий океан в символическом смысле — второе отечество: свободное море ….»

(Ухтомский Э.Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток. Т. I. М., 2010. С. 277).

Примечания:

[1] «Тамара» – яхта, первоначально принадлежащая Великому Князю Михаилу Николаевичу, на которой его сыновья Великие Князья Александр и Сергей Михайловичи совершили в 1890-1891 гг. плавание в Индийский океан из Севастополя до Батавии и Бомбея. Для своего времени была совершенным судном. Корпус яхты был стальной, палуба покрыта тиком. Длина яхты – 62,6 м, а наибольшая ширина – 7,77 м. Водоизмещение 623 тонны. Паровая обновленная машина системы Эльдера мощностью 1020 л.с. позволяла развивать скорость до 13,5 узлов. Запас угля составлял 140 тонн, воды — 12 тонн и льда — 500 кг. Дальность плавания под парами 1500-2000 миль. Двухмачтовая яхта имела парусное вооружение. На борту яхты находились паровой катер, вельбот и две шлюпки (на 10 и 4 весла). Каюты были отделаны красным деревом. Везде были резные украшения и старинные картины. На мостике установлены две 37-мм одноствольные пушки Гочкиса — самые современные орудия того времени.

[2] Фриш, фон Эдмунд Романович — лейтенант флота, коллежский асессор. Был первым русским сначала внештатным, а позднее и штатным вице-консулом в Коломбо с 1890 по 1897 год. С этого же 1890 года местопребыванием вице-консула Российской Империи становится Коломбо, поскольку сюда переносится вся деловая активность острова. С 90-х годов XIX века Коломбо стал портом, куда заходили российские суда на пути следования из европейской части России на Дальний Восток и обратно.

[3] Александр Михайлович (Сандро), Великий Князь (1866-1933) – российский государственный и военный деятель, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвёртый сын Великого Князя Михаила Николаевича и Великой Княгини Ольги Фёдоровны, внук Императора Николая I. Женат на Великой Княгине Ксении Александровне, сестре Государя Императора Николая II. В 1890–1891 годах на собственной яхте «Тамара» вместе с Великим Князем Сергеем Михайловичем совершил путешествие, в ходе которого были посещены Костантинополь, Сингапур, Индия, остров Ява, Цейлон и др. места. Маршрут плавания яхты «Тамара» пересекался с маршрутом путешествия на Восток Наследника Цесаревича. Впечатления путешественников вошли в книгу «23 000 миль на яхте «Тамара» о путешествии Великих Князей Александра и Сергея Михайловичей в 1890-1891 гг.» (С.Пб, 1892 г.), составленную доктором Г.И. Радде (1831-1903) и иллюстрированную академиком Н.С. Самокишем (1860-1944).

[4] Сергей Михайлович (1869-1918) — Великий Князь, пятый из шести сыновей Великого Князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, внук Императора Николая I; генерал-адъютант (1908), генерал от артиллерии (1914), полевой генерал-инспектор артиллерии при Верховном Главнокомандующем (1916—1917), член Совета государственной обороны (1905—1908). В 1890-1891 годах вместе с братом, Великим Князем Александром Михайловичем совершил плавание на семейной яхте «Тамара» из Севастополя в Индийский океан до Батавии и в Индию, до Бомбея— путешествие было описано Г. Радде в двухтомнике «23 000 миль на яхте „Тамара“» (1892—1893).

[5] Коломбо — крупнейший город Цейлона. Расположен в Западной провинции, в округе Коломбо. Арабские, китайские, римские купцы посещали гавань Коломбо более 2000 лет назад. Португальцы прибыли сюда в 16 веке и видоизменили название города, назвав его в честь Христофора Колумба. В следующем столетии, в 1656 году город захватили голландцы, а в 1802году Коломбо стал столицей британской колонии Цейлон.

[6] «Turquoise» (с англ., бирюза) – крейсер 3-го класса (водоизмещение менее 3000 т.) Британского военного флота.

[7] Wallace, Hardinge – офицеры английской свиты Цесаревича в Индии и на Цейлоне.

[8] Тутикорин — портовый город в индийском штате Тамилнад. Самый южный город штата с поэтическим названием Тамил Наду («Земля тамилов»), расположенного на юге Индии. Тутикорин располагается на берегу залива Маннар (Mannar). Из маленькой рыбацкой деревни к XVI веку город развился в процветающую португальскую колонию, а в течение голландских и британских завоеваний еще более расширился.

[9] Спуск флага – производится с заходом солнца. Корабли, находящиеся в море на ходу, носят Военно-морской флаг днем и ночью, не спуская его. Подъем и спуск флага может назначаться торжественный и обыкновенный.

[10] маяк Пуло Брасс – находится перед входом в Малакский пролив.

[11] Суматра — остров в западной части Малайского архипелага, в группе Больших Зондских островов, с прилегающими малыми островами (площадь которых около 30 тыс. км²). Является частью Индонезии. Суматра — шестой по величине остров мира. C XVII и до середины ХХ века остров был голландской колонией.