Письмо первое

«ФАКЕЛ ПЕРЕДАЁТСЯ В ВАШИ РУКИ»
К 105-летию со дня рождения Тихона Николаевича Куликовского-Романова. Из писем в Россию.

25 августа 2022 года исполнилось 105 лет со дня рождения Тихона Николаевича Куликовского-Романова – внука Императора-миротворца Александра III, родного племянника святого Царя-страстотерпца Николая II, сына Великой Княгини Ольги Александровны.

Куликовский-Романов Тихон Николаевич (25.08. 1917 г., Ай-Тодор, Крым – 08.04.1993 г. Торонто, Канада).

Мать: Великая Княгиня Ольга Александровна (1/14.06. 1882 г., Петергоф – 24.11. 1960 г., Торонто, Канада, похоронена на кладбище Норт-Йорк близ Торонто), младший, «багрянородный» ребенок в семье Императора-Миротворца Александра III.

Отец: Николай Александрович Куликовский (23.10/4.11. 1881 г., слобода Евстратовка Острогожского уезда Воронежской губ. – 11.08. 1959 г., Куксвиль, под Торонто, похоронен рядом с супругой), из потомственных дворян Воронежской губ., полковник, участник Первой мировой войны в составе 12-го гусарского Ахтырского полка, чьим шефом была Великая Княгиня Ольга Александровна.

Получивший воспитание при Датском королевском дворе, Тихон Николаевич обучался в русских гимназиях Берлина и Парижа, закончил военное училище и дослужился в Датской Королевской гвардии до чина капитана. Во время оккупации Дании немецко-фашистскими войсками был арестован и сидел в тюрьме. За годы Второй мировой войны дом матери Тихона Николаевича – Великой Княгини Ольги Александровны стал центром датской русской колонии, где могли найти приют и помощь все русские люди вне зависимости от политических убеждений и гражданства. После войны это вызвало негативную реакцию со стороны СССР. Опасаясь за жизнь близких, Великая Княгиня Ольга Александровна вместе с семьей в 1948 году выехала в Канаду, где Тихон Николаевич в течение многих лет работал в департаменте шоссейных дорог провинции Онтарио.

Тихон Николаевич занимал высокое положение в монархическом движении русского зарубежья, являясь арбитром Высшего монархического совета (председатель совета – Д.К. Веймарн). Он первым из Династии Романовых на рубеже 80-90-х годов двадцатого века откликнулся на обращение православно-монархической общественности России.

В 1993 году Тихон Николаевич впервые собирался посетить Россию, после того как ребенком был вывезен в феврале двадцатого года из Новороссийска. Однако внезапная кончина от сердечного приступа не позволила осуществить давно чаемое намерение. В любящих сердцах навсегда сохранится светлый образ Тихона Николаевича – истинно русского, исполненного душевного благородства, но на редкость скромного человека. Для многих знавших его лично или только по переписке и по ярким печатным обращениям Тихон Николаевич стал символом веры, порядочности и любви к Отчизне. Для многих он был лучом надежды на возрождение России.

Публикуем впервые несколько писем Тихона Николаевича Куликовского-Романова в Россию из личного архива А.Ю. Хвалина. 

Письмо первое
Тихон Николаевич Куликовский-Романов под портретами дедушки и бабушки – Государя Александра III и Императрицы Марии Фёодоровны в рыбачьем домике в Лангинкоски, преподнесённом в дар Венценосной Чете благодарным финским народом. 1989 г.
+       +       +  
ПИСЬМО ПЕРВОЕ
Письмо Тихона Николаевича Куликовского-Романова к А.Ю. Хвалину

«16.3.91.

Дорогой Андрей Юрьевич!

Спасибо за письмо – рад познакомиться!

Мы рады за успешное продвижение Предсоборного Совещания[1], за прилив новых организаций. Надо сглаживать шероховатости и находить общий язык. Ведь Вы все верующие, русские люди. Дай Боже, чтобы «вожди» смогли бы сговориться поскорее, без обид и обвинений Друг Друга. Как видно, «Земщина»[2] цветёт, и посылка её в зарубежные приходы – прекрасная мысль. Посмотрим, что из этого получится.

А вот «Царю-Колоколу»[3] рекомендую быть осторожнее; сократить оголтелый антисемитизм. При прославлении Новомучеников Российских РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей – А.Х.) не было такого выражения: «от евреев» убиенных и умученных, а лишь «от безбожников». Оно и вернее (!). Безбожников много разных и из нашего брата… И «безбожная власть» тоже правильно, и всё ясно. Быть обвинённым в «антисемитизме» в «свободном мире» – самое страшное обвинение. Ведь и на Веймарна[4] подано в канадский (а не «американский») суд Колтыпиным (от имени кн. Владимира) за то, что Веймарн дерзнул в своей брошюре назвать мать кн. Леониды Георгиевны еврейкой[5]. Кроме того, что ни случится в будущем, русским всё равно придётся жить с евреями. В Палестину они все не уедут!.. А Русский Царь (Православный!) должен быть справедливым ко всем подданным и защищать гонимых…

Конечно, важен вопрос о монахах и духовенстве из еврейского племени: кто из них действительно уверовал во Христа, а кто «волк»? Решать в каждом (случае – А.Х.) индивидуально должна будет сама очистившаяся Церковь.

Тростников[6] писал, что намечается прославление св(ятой) вм(великомученицы) в(еликой) кн(ягини) Елизаветы Феодоровны[7]. Так как был намёк на то, что нас на прославление Ея смогут пригласить, я написал Патриарху Алексию[8], что считаю, что нужно прославить всех Новомучеников вместе: от Царя до последнего слуги, как правильно сделала РПЦЗ уже в 1981-м году. Но ответа до сих пор не удостоился. Боюсь, что Патриарх крепко зажат безбожниками. Господи! Помоги владыке Алексию!

Сбор подписей «на заставах»[9], с адресами подписавшихся, меня за Вас страшно пугает. Но, конечно, надеюсь, что Вам на месте виднее и Вы лучше знаете, «что день грядущий нам готовит?». – Преклоняемся пред Вашим мужеством. У нас же лже-легитимисты всё перекручивают на свою мельницу. Без Земского собора стремятся «вскочить на трон». И откуда у Колтыпина появилось 450.000 фунтов стерлингов? Если правда, то не из чистых источников.

Ведь совсем недавно архиепископ Антоний Лос-Анджелесский (фанатический «легитимист) собирал деньги на как будто бы разорившуюся в конец семью «великого» князя Владимира Кирилловича[10]

Простите великодушно, что я отвечаю с таким запозданием. Задержка получилась, потому что знакомые ехали в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль в штате Нью-Йорк, и я попросил их достать для Вас книгу самого генерала Дитерихса[11], вышедшую лет 10 тому назад. К сожалению, ея больше нет в продаже… А у меня ея нет. Вопрос о Земском Соборе во Владивостоке мне совершенно не знаком. Понимаю, что теперь он важен и – вероятно – многое из него будет поучительно на будущее. Поэтому я написал о Вашей задаче некоему казаку Ткаченко[12], у которого богатая библиотека с эмигрантскими журналами и т.д. Просил его о материале хотя бы о дальневосточном казачестве 1920-х годов и делах «приморских». Был там атаман Семёнов[13], если не ошибаюсь, он был убит – «казнен» – после войны, в СССР…

Так что ожидайте письма от Евгения Михайловича Т., но его адреса, без его разрешения, я Вам дать не смею; – люди смотрят по-разному на разные вещи, и я его не знаю достаточно хорошо, хотя уверен, что он – с радостью – пойдет Вам навстречу в Вашем занятии на историческую тему.

Если по получению этого письма, недели через две, Вы ничего не услышите от моего друга, то напишите мне, не стесняясь, и я его снова «потревожу»; – мы все стареем, и движении наши замедляются…

Факел передаётся в новые, молодые руки – т.е. ВАШИ.

Храни Господь.

P.S. Прилагаем освященные иконы и немного «литературы».

Ваши Тихон и Ольга Николаевичи».

Примечание:

[1] Предсоборное Совещание — координационное совещание организаций монархической ориентации, принадлежащих в основном к т.н. “соборникам” (выступающих за избрание российского монарха на Всероссийском Земском Соборе). Образовалось на совещании инициативной группы 10-13 сентября 1990 г. в Москве. Основная цель деятельности — “соборное восстановление российского престола и национальное, политическое и экономическое возрождение России”.

В начале 1992 г. в состав Предсоборного совещания входили 40-60 формирований и среди них: Союз “Христианское Возрождение”; Православно-монархическое движение “Земской Собор” (Москва); Братство Святого Царя-Мученика Николая (Москва); Русский Освободительный Союз (РОС) и др.

В основу деятельности ПС были положены следующие программные принципы: почитание новомучеников Руси, в первую очередь — Царя Николая II с Августейшей Семьей; осуждение попыток внесоборного восстановления российского престола; борьба с ересями, в том числе экуменизма; уничтожение языческих и партийных капищ и установление на их месте православных храмов и часовен и др. Роль главного информационного средства ПС выполняла газета «Земщина».

[2] «Земщина» — русская православно-монархическая газета, которую вначале 1990-х годов издавал Союз «Христианское Возрождение» (глава В.Н.Осипов, редактор В.К. Дёмин). Союз «ХВ» входил в состав Предсоборного Совещания.

[3] «Царь-Колокол» — периодический сборник статей монархической направленности, тематически примыкавший к русской грамоте «Земщина» и издававшийся в Москве в 1990-1991 годах.

[4] Веймарн Константин Константинович (1920-2003) — видный деятель монархического движения зарубежья. В 1984 году в Канаде вышла брошюра К.К. Веймарна «Истинное возрождение и реставрация», ставящая под сомнение права на престол семьи Князя Владимира Кирилловича.

С 1986 года одной из ведущих монархических организаций зарубежья является Высший Монархический Совет, расположенный в Монреале, Канада. С того же года эту организацию возглавлял Дмитрий Константинович Веймарн, брат К.К. Веймарна.

[5] Разбирательство, о котором пишет Т.Н. Куликовский-Романов, длилось несколько лет. Уже после его смерти, в июле 1996 года, в монреальском Дворце юстиции состоялось знаменательное судебное слушание. К ответственности по обвинению в клевете был привлечён житель Канады Константин Веймарн, начальник Российского императорского союза-ордена (РИС-О). В 1984 году он выпустил обращение к русским монархистам в эмиграции и брошюру «Истинное возрождение и реставрация». В ней г-н Веймарн среди прочего утверждал, что кирилловская ветвь династии Романовых, в частности ныне покойный князь Владимир, не имеет права на престол. Иск был возбужден от имени князя Владимира, скончавшегося в 1992 году, конкурирующим с РИС-О Петра Колтыпина. Как следовало из заявления Кирилловичей в суд, клеветническими они посчитали следующие утверждения автора брошюры: «В 1948 году кн. Владимир Кириллович тайно женился на кн. Леониде Георгиевне Багратиони-Мухранской в греческой церкви в Швейцарии. Леонида Георгиевна была замужем гражданским браком за американцем Кирби и через год с ним развелась, имея дочь — Елену Кирби. Её мать — урожденная Злотницкая из Тифлиса. Известно, что Злотницкие, жившие в Тифлисе, были евреи…» На июльском процессе истцами выступали его вдова Леонида Георгиевна и их дочь Мария Владимировна. В течение трех дней в зале суда много и аргументированно говорили о престолонаследии и правилах венчания членов императорской семьи. Все споры были сосредоточены на том, прав или не прав Константин Веймарн, а если он ошибался, то можно ли это считать умышленным распространением клеветы.

По утверждению г-на Веймарна, кирилловская ветвь не имеет прав на российский престол по той причине, что ее представители нарушили законы Императора Павла I о престолонаследии в первом и втором поколениях, вступая в морганатические браки…

На судебном разбирательстве в Монреале истцов представлял известный в Канаде адвокат мэтр Эмиль Кола, получивший от «кирилловичей» за это орден Св. Анны 1 степени. Его клиенты, проживающие в Европе, требовали в качестве компенсации за моральный ущерб 100 тысяч долларов, которые они планировали потратить на благотворительные цели в России, 1 миллион долларов на возмещение судебных издержек и других затрат, а также публикации опровержения в двух ведущих канадских ежедневных изданиях — «Газетт» и «Пресс».

Судья Клод Теллье тщательно изучал представленные ему материалы в течение четырех месяцев и 20 октября того же 1996 года вынес свое решение, изложенное на тридцати восьми страницах. «Квебекские суды, — говорилось в документе, — не выполняют миссию по переписыванию истории. Они также не комментируют заявление и позиции противостоящих друг другу группировок…»

Клод Теллье также отметил, что среди русских монархистов нет единства, и что квебекские суды не обладают конституционным правом решать, кто глава российского императорского дома и кто имеет право на престол. Дело против Константина Веймарна было прекращено, все судебные издержки легли на РИС-О г-на Колтыпина.

[6] Тростников Виктор Николаевич (1928-2017) — православный русский философ и богослов, канд. филос. наук.

[7] Елизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) официально в России — Елисавета Феодоровна (1864-1918) — принцесса Гессен-Дармштадтская; в супружестве (за русским великим князем Сергеем Александровичем). Почётный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 год. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Прославлена в лике святых Русской Православной Церкви в 1992 году.

[8] Патриарх Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ридигер (1929- 2008) — епископ Русской Православной Церкви. Патриарх Московский и всея Руси (7 июня 1990— 5 декабря 2008).

[9] В 1990-1992 гг. участниками Предсоборного совещания и членами московского Братства Царя-мученика Николая у храмов и монастырей был организован сбор подписей за канонизацию Царской Семьи. По одной из предложенных формулировок царственных страстотерпцев с верными слугами предлагалось прославить как «умученных от жидов». Было собрано несколько десятков тысяч подписей и передано в Московскую Патриархию. В 2000 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал Новомучеников и исповедников Земли Русской ХХ века во главе с Царской Семьёй как претерпевших от богоборцев, о чём и писал Т.Н. Куликовский-Романов.

[10] Архиепископ Антоний (в миру Александр Фёдорович Синкевич или Синькевич или Сенькевич (1903-1996) — епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский. Многие годы был духовником главы «Российского Императорского Дома» Владимира Кирилловича. Был автором книги о наследии Русского Престола. В 1976 году венчал «Великую Княгиню» Марию Владимировну и «Великого Князя» Михаила Павловича, а в 1981 году крестил их сына — Георгия Михайловича.

4/17 июля 1989 год выступил с заявлением к зарубежным монархистам жертвовать средства на нужды семейства «кирилловичей». На этот «призыв о помощи» выступил с публичным ответом Т.Н. Куликовский-Романов: «До чего дожили? Что готовится нам дальше? В самый день 4 (17) Июля, в День убиения Царственных Новомучеников Российских, Архиепископ Антоний Лос – Анджелесский выпустил прилагаемое обращение. Оно – по-моему позорит всех ныне здравствующих Романовых, которые все зарабатывают себе на жизнь честным трудом и ничего ни у кого не выклянчивают. А самого «великого» князя и «главу» с его ближайшею семейкой это обращение выставляет в непривлекательном свете бездельников, всегда лишь живших на подачки… Безобразие!!!»

Позже, архиепископ Антоний, узнав о посещении Владимиром Кирилловичем СССР в ноябре 1991 году, где он встретился с президентом РФ Борисом Ельциным и Патриархом Алексием II, расценил такой шаг как предательство.

На Архиерейском Соборе 1993 года был единственным архиереем, который возражал против канонизации архиепископа Иоанна (Максимовича), объясняя это тем, что «чудотворение это ещё не признак святости» и «в г. Сан-Франциско произошло его падение, потому что Вл. Иоанн поддерживал ту группу людей, которая, <…> не заслуживала доверия». Тем не менее, святитель Иоанн тогда был прославлен.

Скончался архиепископ Антоний 31 июля 1996 года в городе Санта-Моника.

[11] Дитерихс Михаил Константинович (1874-1937) — русский военачальник, монархист. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Один из руководителей Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке, куратор расследования убийства Царской Семьи, Правитель Приамурского Земского края в 1922 году.

Исследование М.К. Дитерихса «Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых на Урале» появляется летом 1922 года в книжных магазинах Владивостока (все вырученные от продажи деньги — книга стоила 5 рублей золотом — шли на содержание приюта детей-сирот). Восстановление Самодержавного Царства и спасение России генерал видел только по пути Христа.

Эмигрировал в Китай, где проживал в Шанхае. В 1930 стал председателем Дальневосточного отдела Русского Общевоинского Союза. Умер 9 октября 1937 года, похоронен в Шанхае, на кладбище Лю-Кавей, которое было уничтожено в годы «культурной революции».

[12] Ткаченко Евгений Михайлович – атаман Обще-Казачьей Станицы в гор. Кливленде, Огайо (США)

[13] Семёнов Григорий Михайлович (1890-1946) — казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке, генерал-лейтенант Белой армии. Эмигрировав в Японию, а затем в Китай, Семёнов вскоре уехал в США и Канаду, затем вернулся на Дальний Восток. В августе 1945 года, после разгрома советскими войсками Японии, Семёнов был арестован в Маньчжурии, доставлен в Москву и осуждён. 30 августа 1946 года атаман Семёнов был повешен в Москве.

(Продолжение следует)