К 150-летию со дня рождения М.К. Дитерихса

ХАРБИНСКАЯ ТЕТРАДЬ
Предисловие
Харбин – чудный, диковинный плод взаимовлияния двух культур человеческой цивилизации, европейской и азиатской, словно дальневосточный кедр, обвитый виноградом.
Харбин – город, возникший по державной воле святого Царя-страстотерпца Николая II Александровича для строительства важнейшего ответления Великого Сибирского пути, – Китайско-восточной железной дороги.
Харбин – место взаимосотрудничества и соседства двух великих народов, русского и китайского.
Как Париж в Европе, так Харбин в Азии – главный центр жизни русских беженцев 20-40-х гг. ХХ века, времени после падения монархии в России и окончательного установления советской власти до окончания Второй мировой войны.
ХАРБИНСКАЯ ТЕТРАДЬ, как и ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ, представляет собой коллективный плод русской мысли, состоящий из отдельных авторских публикаций тогдашних книг и газет, рисующих Россию, в том числе дальневосточную, «которую мы потеряли», и пути возрождения новой России, которая обязательно воскреснет в былом величии и славе.
Благодарю Сергея Юрьевича Ерёмина, руководителя Исторической секции Русского клуба в Харбине, председателя ДИКЦ «Русское Зарубежье» и члена Русского географического общества (ОИАК, Владивосток) за содействие в работе над ХАРБИНСКОЙ ТЕТРАДЬЮ.
АНДРЕЙ ХВАЛИН
+
ПРИЮТ «ОЧАГ» –
ПОДВИГ МИЛОСЕРДИЯ СЕМЬИ ДИТЕРИХСОВ[*]

Подвиг милосердия семьи Дитерихсов – это история человеческих судеб и тихого жизненного подвига русских людей, история доброты и самопожертвования, проявленная семьей Дитерихсов и теми, кто помогал им. В условиях немыслимых испытаний и страданий у людей находились душевные силы, чтобы думать не только о себе, но и о спасении самых беспомощных – детей. Милосердие и благотворительность были не пустыми словами в этой семье.

Когда в 1919 г. генерал Дитерихс, командующий Сибирской армией, прибыл в Омск, его жена Софья Эмильевна не смогла пройти мимо трагедии девочек-сирот. Поразившись их страданиям и печальной участи, она стала спасать девочек, бывших в состоянии растерянности и безнадежности. Омск был перенаселен, и только мужество и настойчивость этой женщины помогли организовать детский приют. Конечно, связи мужа помогли, но даже с этими связями это было очень непросто.

У четы Дитерихсов был и свой сирота: сына Мишу, из-за его болезни, они вынуждены были оставить в России на попечение родственников Бредовых. Больше в жизни они его не увидели. Отсюда, скорее всего, эта истовая благотворительность, посвящение себя чужим детям – невозможность воссоединиться со своим ребёнком. Однако до конца 1927 г. Дитерихсы получали весточки о своем сыне, усыновленном его тетей Марией Эмильевной Бредовой. Сведения (с пометкой МММ – Мама, Мария, Миша) поступали от братьев Бредовых: Александра, советского чиновника НКПС (именно он спас маму, сестру и племянника из Одессы в 1920 г., где за их поимку была назначена награда) и Николая, члена РОВС в Софии (Болгария).

Важнейшую роль в становлении приюта «Очаг» сыграли и другие женщины, стоявшие у истоков его создания в 1919 г.:

– графиня Елизавета Николаевна Толстая (1874–1940) – сестра милосердия в госпитале царицы, бывшая фрейлина Великой княгини Елизаветы Федоровны. Она была уполномоченной Красного Креста; впоследствии умерла от голода в Югославии;

– Александра Александровна Теглева (1884–1955) – няня царских детей. В июле 1919 г. в Омске ее приняла на свое попечение Софья Эмильевна. Более полугода Теглева помогала опекать «Очаг», пока бои не разгорелись под самым Омском. Прожив 17 лет в должности няни царских детей, Теглева осталась преданной им до конца. Не имея собственных детей, она была очень привязана к царским и переживала их гибель как личную трагедию, поэтому и проявила самое живое участие в создании и становлении приюта «Очаг».

Софья Эмильевна определилась с планом организации приюта к осени 1919 г., о чем свидетельствует заметка в «Нашей газете» от 05.09.1919 г. В ней излагался план организации приюта, получившего имя «Очаг». В приют принимались девушки от 10 до 16 лет. Устанавливались чёткие условия приёма: 1) сироты; 2) разъединённые с родителями; 3) находящиеся при родителях, но условиями жизни поставленные в состояние заброшенности. Девушки с образовательным стажем могли продолжить гимназическое обучение, а остальным предлагался курс начальных училищ.

30 сентября 1919 г. в Омске была открыта домашняя школа «Очаг для одиноких беженок-подростков». Его основательница – С.Э. Дитерихс, выпускница Смольного и Педагогического институтов. Открытие началось с молебна, который служил епископ Нестор (Анисимов). Покровительницами «Очага» стали святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Нестор сказал проникновенное слово и благословил на подвиг чудотворной иконой Божией Матери. Через день после молебна начались регулярные занятия. «Очаг» располагался в здании бывшего железнодорожного училища и был снабжён полным комплектом учебников, имел прекрасную библиотеку. Учительницами были молодые девушкибеженки, хорошо уже подготовленные к педагогической деятельности.

Летом 1919 г. в сгоревшей церкви одного из сибирских сёл был найден чудом сохранившийся список Абалакской иконы. Обретён он был двумя женщинами в сгоревшей церкви, когда они ходили по сёлам, подбирая сирот. Одной из жён-подвижниц была С.Э. Дитерихс, другой, возможно, – А.А. Теглева.

Зинаида Бредова, одна из «очаговок», в письме к Наталье Михайловне Полуэктовой-Дитерихс, дочери М.К. Дитерихса, вспоминает: «Я попала под кров вашего отца в 1919 году 13-летней девочкой и прожила в их доме до их смерти более 18 лет. Софья Эмильевна узнала о нашем положении через Американский Красный Крест. Она приехала к нам и предложила взять трех старших. Так я попала в «Очаг». Собралось нас 30 девочек и 5 молоденьких учительниц. Руководительницей и нашей любимой преподавательницей была София Эмильевна. Уроки ее были необыкновенно интересными и захватывающими. Мы были детьми, уже пережившими свою трагедию. Попав в атмосферу любви и спокойствия, мы ревностно принялись за учение. Занятия шли весь октябрь. В конце октября 1919 г. София Эмильевна объявила нашим родственникам, что она увозит «Очаг» в более безопасное место, дальше на восток. Желающие взять детей, должны сделать это немедленно. Ни один человек не взял своего ребенка. Без малейшего колебания все доверили жизнь и будущее своих детей этой нежной и слабой на вид женщине. В начале ноября 1919 г. началась эвакуация Омска. Адмирал А.В. Колчак пошёл навстречу «Очагу», приказав выдать вагоны для далёкого путешествия. Когда белые войска были вынуждены отступать всё дальше на восток, Архиепископ Сильвестр благословил найденным списком чету Дитерихсов. «Непрактичная институтка» сумела сделать достаточный запас продуктов на несколько месяцев. Выехали из Омска в самом начале ноября 1919 года. Страшным было то беженство зимой 1919 г. Милостью Божией, с помощью Пресвятой Богородицы эшелон с детьми продвигался на восток. Это продвижение иначе как чудом назвать было нельзя. В январе 1920 года на одном из перегонов поезд подвергся обстрелу. Не пострадал только вагон, в котором находился список чудотворного образа и где ехали дети. Потрясающее чувство безграничной любви и благодарности к генеральше и её мужу пронесли «очаговки» через всю жизнь. Эти люди стали семьёй для более ста русских девочек, оторванных судьбой от родины: около 40 детей были спасены из Омска, ещё десятки были взяты в приют в Харбине и Шанхае. «Очаговки» рассказывали о необыкновенной красоте Софии Эмильевны. Эта неординарная женщина заменила девочкам мать, а для любого ребёнка самая красивая на земле – его мама. В конце декабря «Очаг» доехал до Верхнеудинска – города, расположенного на Транссибирской магистрали. Там стояли целый месяц, находясь в безопасности. На первый день Рождества была Елка: первая в «Очаге» и последняя на родной земле. Рождество и Новый год Михаил Константинович провел с «Очагом». «В начале января М.К. отправил нас дальше на восток. К нам присоединился г-н Жильяр – воспитатель Наследника, его невеста (А.А. Теглева) и учительница рукоделия Великих княжон Е.Н. Эрсберг. Ехали медленно, со многими остановками. Г-н Жильяр водил нас гулять. Пасхальную ночь (11.04.1920 г.) встречали в поезде. Служил священник заутреню, в одном из вагонов была маленькая походная церковь» [1].

«В Маньчжурию, в Харбин, мы приехали в конце апреля 1920 года. Нам долго не могли найти подходящего дома. Жили мы в вагонах около 3-х месяцев сначала в Харбине, потом на станции Чан-чунь. К осени дом был найден в Старом Харбине из жилищного фонда КВЖД – бывшая военная казарма. Дом был большой и удобный, с огородом, в котором мы с удовольствием работали» [1].

Генерал Дитерихс остался без всяких средств и должен был одно время зарабатывать «кусок хлеба» ручным трудом; 47-летнему Михаилу Константиновичу приходилось искать любую работу. Небольшие личные сбережения едва позволяли «сводить концы с концами». Несмотря на материальные трудности, Дитерихсы продолжали помогать «Очагу». Дитерихс – «белая кость» брался за любую работу, как и многие другие русские аристократы. У них не обнаружилось денег на праздную жизнь, не скопили, не вывезли, не ограбили свой народ. Потомку средневековых рыцарей генералу пришлось изучить сапожное ремесло и работать в обувной мастерской, и десятником на стройке. Общественные организации Харбина объявили сбор пожертвований на обустройство и помощь беженцам, по розыску и приему в «Очаг» девочек-беженок, лишившихся родителей.

Во время пребывания генерала Дитерихса в Харбине в 1920–1922 гг. им был написан труд «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале». Выручка от продажи этих книг шла на благотворительные цели. «Цена 5 рублей золотом. Весь доход с настоящего издания поступает в пользу «Очага одиноких беженок-подростков»» [2].

К этому времени всякая надежда на соединение с родными и родственниками была потеряна. Из школы «Очаг» превратился в большую, дружную семью. Дети были окружены заботой и любовью. Воспитанниц готовили быть домохозяйками: учили готовить, убирать, вышивать и вязать кружево, разбираться в живописи и поэзии, создавать уют и быть финансово грамотными, учили хозяйству. Был хороший хор. «Мы никогда не смотрели на Михаила Константиновича, как на важного генерала. Для нас он был заботливым добрым отцом, а София Эмильевна любящей матерью» [3].

1 сентября 1921 г. у Софии Эмильевны родилась дочка Агния (Ася). В Харбин часто приезжал генерал Дитерихс и иногда подолгу оставался с нами. В октябре 1922 г. большевики, мстя Дитерихсу, потребовали у китайцев выдачи его жены и ребенка. Правительство Китая Софию Эмильевну не выдало; хотя и отклонило это требование, вынуждено был предупредить семью Дитерихсов о том, что в Харбине их безопасность не может быть гарантирована. «София Эмильевна, вернувшись в Харбин из Владивостока, после поездки к мужу, не жалуясь и не жалея себя, вела наше воспитание в Христианско-Русском национальном духе. Она не растерялась и нас не бросила. С помощью генерала Хорвата и других людей она быстро выполнила все формальности, организовала проезд поездом до Дайрена и добилась у японцев огромной скидки на рейс в Шанхай на пароходе». В середине ноября 1922 г. «Очаг» морем вышел в Шанхай. В Харбине они прожили два с половиной года. Какой силой воли обладала эта молодая женщина (в 1922 г. ей было 37 лет), каких колоссальных усилий и хлопот стоило ей, с младенцем на руках, устроить далекий переезд 35 человек?! Ни одного взрослого мужчины, только три молоденьких учительницы и дети. Это был уже второй подвиг в течение трех лет.

04.12.1922 г. «Очаг» прибыл в Шанхай. Прямо с парохода София Эмильевна поехала в Русское консульство. Консулом в то время был г-н Гроссе. При его посредничестве Софье Эмильевне удалось получить приют в усадьбе, которую они называли «Белый дом» на окраине Шанхая, и посильную от него помощь.

Осенью 1923 г. «Очаг» переехал в китайскую деревню Зи-Ка-Вей в расположение одноименного французского монастыря, где девушки жили в двух больших фанзах. Обучение продолжалось. Приют находился там с 1923 по 1926 г.

В 1926 г. «Очаг» переехал из района Зи-Ка-Вей в Шанхай на 154 Рут Пьер Робер в выделенную французским муниципалитетом небольшую усадьбу с 2-этажным домом, в котором было около 12 комнат, и участок земли. Генерал Дитерихс приспособил его под жилища и классы для девочек, устроил домовую церковь. В Шанхае генерал Дитерихс устроился в Банк Франко-Чин, сначала незначительным служащим, а с 1930 г., возглавив Дальневосточный отдел РОВСа, стал «фондэ де пувуар» – представительным лицом банка, большого дальневосточного торгово-промышленного предприятия, отдавал «Очагу» все свое свободное время и все средства, которые он зарабатывал на службе в банке и на почте. Скромная жизнь генерала Дитерихса изменилась только в одном. Крупное содержание от банка позволяло ему без шума опекать школу-приют для русских девочек при жертвенной помощи своей жены. Это и была его семья. Этих милых девочек и барышень не только обучали, их не оставляли и после окончания учения без призора. Когда они выходили замуж, то это происходило в собственной церкви генерала Дитерихса, и их мужья входили в эту особенную семью, основанную воином-христианином. Так, тихо и скромно жил генерал Дитерихс, разделяя свою жизнь между своими «дочками» с воспитательницами и банковскими обязанностями.

В Шанхае Дитерихсам много помогала м-м Стоун (рожд. Екатерина Ивановна Десницкая – вдовствующая принцесса Сиама). Они взяли на себя тяжелое бремя в эмиграции: поддерживали «Очаг» – приют для русских девочек.

К 150-летию со дня рождения М.К. Дитерихса
Приют «Очаг». Шанхай, 1926 г. Во втором ряду сверху в центре стоит М.К. Дитерихс. Фото из Музея архива русской культуры при Русском центре в Сан-Франциско.

Дети «Очага» получали образование соответственно личным способностям: или профессиональное, или гимназическое, по программе женских гимназий Мариинского ведомства. Кроме самой Софии Эмильевны преподавали три учительницы и священник – настоятель домовой церкви, основанной при «Очаге». Дети были разделены на 3 группы по возрасту и учились в соответствующих классах плюс группа малышей. На каждую девушку заводилась анкета, где отмечались личные качества и способности по тем или иным предметам. Позднее эти данные помогали определиться с поиском службы или являлись рекомендациями для работодателей.

Дом генерала Дитерихса фактически являлся центром русской военной эмиграции в Шанхае: в нем размещалась канцелярия Дальневосточного отдела РОВС, небольшой музей военных реликвий и библиотека русских книг, домовая церковь, предназначенная для воспитанниц «Очага» и всех верующих. Ктитором домовой церкви и псаломщиком стал сам генерал Дитерихс.

По праздникам устраивались приемы, балы и благотворительные «базары», где девушки продавали свои рукоделия, устраивались лотереи, на которые приглашались близкие к их кругу люди и выпускники хабаровского и омского кадетских корпусов. Позднее образовались несколько семейных пар из кадетов и воспитанниц «Очага».

Супруги Дитерихс благословляли девушек как родных дочерей. Михаил Константинович вел невест под венец. София Эмильевна заботилась о скромном приданном и о подвенечных платьях. После замужества связь с «Очагом» не прерывалась никогда. Михаил Константинович завел такой порядок: дарить каждому новорожденному ребенку деньги – мальчику 90 долларов, девочке – 100, а также необходимые для начала семейной жизни посуду, комплекты постельного белья, швейные машинки и т.д.

Осенью 1926 г. забот у супругов Дитерихс прибавилось: Софья Эмильевна организовала детский сад для детей белоэмигрантов. Эмиграция едва сводила концы с концами, и, чтобы дать возможность родителям прокормить семью, кто-то должен был сидеть с их маленькими детьми. Это богоугодное дело взяла на себя семья Дитерихсов. Был устроен детский сад на 20 детей, где воспитательницами, под руководством Софии Эмильевны, были выпускницы «Очага», закончившие гимназию. Осенью 1929 г. из детского сада выделилась группа старших девочек, образовавших «Школу на дому для девочек», где занятия проходили по полному гимназическому курсу. Это была первая ступень постепенно выраставшей русской женской гимназии. Многие «очаговки» пошли по стопам своей любимой наставницы, став педагогами в детских садах и женской гимназии Лиги русских женщин (ЛРЖ).

«Очаг» завершил свое существование в 1933 г. Последние «очаговки» покинули его в конце года. Осталась лишь одна девушка, которая до конца жизни супругов Дитерихс помогала им по хозяйству и ухаживала за Михаилом Константиновичем, – Зина Менькова. Летом 1938 г. она вместе с Софьей Эмильевной и Агнией совершила поездку в Европу, где вышла замуж за Ростислава Бредова, племянника Софьи Эмильевны; позднее они вернулись в Шанхай.

Тамара Менькова-«очаговка» пишет: «В 1934 году я вышла замуж, и Михаил Константинович, выступив поручителем и оказав первоначальную финансовую помощь, помог нам с мужем взять 5 комнатную квартиру на Рут Пишон 64/4, и все девушки, которые там оставались, переехали к нам» [3].

«Очаг», который создала Софья Эмильевна, это только маленький кусочек частной жизни генерала Дитерихса.

Весной 1933 г. ЛРЖ Шанхая избрала из своей среды комиссию для составления устава и программы женской гимназии. В составе комиссии работала София Эмильевна. В результате слияния «Очага» с Национальной начальной школой ЛРЖ была открыта Женская гимназия. Софья Эмильевна становится её почётным попечителем, начальницей и преподавателем. 3 января 1933 г. Женская гимназия ЛРЖ справила новоселье, перейдя в здание на 335 Рю Кардинал Мерсье. Домовая церковь «Очага» стала домовой гимназической церковью.

Из Омска были эвакуированы два кадетских корпуса: Омский и Хабаровский. Об этом знали все. Ни слова не говорилось о том, что маленькое женское заведение «Очаг» было спасено и вывезено С.Э. Дитерихс. Эта женщина не только спасла жизнь детей, но отдала им всю свою жизнь. Она совершила подвиг, основав «Очаг» тогда, когда рухнуло огромное государство, подняла на ноги девушек в любви и заботе в тяжелых беженских условиях – тихо, спокойно, без всякой рекламы.

Супруги Дитерихс воспитали детей «Очага» так, что они всю жизнь оставались семьей и назывались сестрами, верными и преданными друг другу. Когда же судьба разбросала их по разным странам, искали и находили своих сестер, чтобы узнать, не нужна ли помощь. И помогали, как могли. Жили бедно, у некоторых не сложилась личная жизнь, но они были дружны, образованы и набожны.

Н.Н. Южанин,

независимый исследователь.

г. Краснодар.

Печатается по: ЛЮБИМЫЙ ХАРБИН – ГОРОД ДРУЖБЫ РОССИИ И КИТАЯ. Материалы Третьей научно-практической конференции, посвященной истории г. Харбина, прошлому и настоящему русской диаспоры в Китае. Харбин. 28–30 октября 2022 г. // Ответственный редактор – Ли Яньлин. Ответственный за выпуск Ерёмин Сергей Юрьевич. Харбин – Владивосток. Издательство ВВГУ. 2024. С. 286-293.

 

Примечания:

[*] Данное исследование проведено на основе изучения семейных архивов потомков Дитерихсов-Бредовых, семейного архива автора, внука и внучатого племянника шести сирот приюта «Очаг» и частично общедоступных материалов других исследователей. Многие факты приводятся впервые.

  1. Очаг для беженок-подростков // Русская Армия. Омск. 1991. № 207.
  2. Керчелаева Н.Б. Господи, сохрани Россию. URL: https://uni-gen.org/author/kerchelaeva-nina-beslanovna/
  3. Дземишкевич Л.К. Передайте харбинцам в надежные руки // Православная Русь. 1997. № 11. Джорданвиль.
  4. Завьялова Е. Золото «Очага». URL: http://vomske.ru/blogs/10649-zoloto_ochaga/
  5. Завьялова Е.Н. Из истории омской благотворительности. 100 лет приюту «Очаг» генеральши С.Э. Дитерихс. URL: https://omsklib.ru/Sobyitiya/g7injank2p
  6. Зайцев Б.Г. Благотворительная деятельность генерала Дитерихса // Русские в Китае. 2003. № 3.
  7. Кончина генерала М.К. Дитерихс // Возрождение. Париж. 1937. 5 ноября.
  8. Людмила Южанина. 40 детей генеральши // Омские Харбинцы». 1998. № 9.
  9. Наша газета. Омск, 1919. 5 сентября. № 16.
  10. Наша газета. Омск. 1919. 25 сентября. № 36.
  11. Памяти генерала Дитерихса // Россия. Нью-Йорк. 1937. 21 ноября.
  12. Бредова З.М. СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ Софии Эмильевны Дитерихс. Ко дню 75-летия открытия домашней школы «Очаг». 30.09.1919 г. в г. Омске // Русская жизнь. Нью-Йорк. 1995. 7 апреля.
  13. Семейный архив Южанина Н.Н. Письма и фото.
  14. Сизов С.Г. Положение детей в белом Омске в годы Гражданской войны, мероприятия властных структур и общественности по их спасению // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2021. Т. 8, № 3 (31). С. 44-53.