«Мир сыну земли…

«МИР СЫНУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!»

Приветствие «Апостола Сибири», Преосвященного  Макария, епископа Томского и Семипалатинского, Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу при въезде его в Томск

В Томск Августейший путешественник прибыл 5-го июля 1891 года. На въезде в город Цесаревич был встречен духовенством, властями и жителями. После пения тропаря к Высокому Гостю обратился выдающийся иерарх и миссионер Русской Православной Церкви, епископ Томский и Семипалатинский в 1891-1912 гг., Преосвященнейший Макарий (миру Парвицкий Михаил Андреевич, 1835-1926).

«МИР СЫНУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!»
Преосвященный Макарий. Томск. 1907. Акварель А. Соболева.
https://xn--80aaolwdavedl6byef.xn--p1ai/

Он происходил из семьи причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии Андрея Парвицкого (фамилия Невский у будущего святителя появилась в Тобольской семинарии). После переезда вместе с родителями в Сибирь учился в Тобольском духовном училище и семинарии, окончил которую в 1854 году. Вступил в 1855 году в состав Алтайской миссии. 16 марта 1861 года М.А. Невский принял монашество. С 1875 года помощник начальника Алтайской миссии. В 1883 году назначен начальником Алтайской миссии, а 12 февраля 1884 года хиротонисан во епископа Бийского. 26 мая 1891 года определен епископом Томским и Семипалатинским. Особого расцвета Томская епархия достигла в годы епископского служения в ней святителя Макария, заботами которого были завершены работы по строительству Троицкого собора, куда в мае 1900 года была перенесена архиерейская кафедра. С 25 ноября 1912 года по 1917 г. — митрополит Московский и Коломенский, священно-архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и член Св. Синода. 20 марта 1917 года Святейший Синод, по просьбе Московского духовенства, уволил «за преклонностью лет» преосвященного Макария на покой. Предал дух свой Господу 1 марта 1926 года, послужив Святой Церкви 71 год из них в сане епископа 42 года. За свою деятельность и благочестивую жизнь народ назвал его «Апостол Алтая» и «Сибирский столп православия». В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Макарий (Невский) был причислен к лику святых.

В кратком приветствии Преосвященнейший Макарий раскрыл духовный и цивилизационный смысл вхождения сибирских земель под власть православного Белого Царя:

«Ваше Императорское Высочество,

Благоверный Государь!

Страна эта удобрена потом и освящена стонами святых печальников земли русской – благоверных князей Ярослава, Александра и других.

На удобренной ими земле явилась теперь благодатная нива, готовая к жатве и уже пожинаемая. Потомки племен, составлявших юрты Чингисхана, теперь пленяются в послушание Христово, восприемля ту святую веру, от которой ханы их тщетно принуждали к отречению Страдальцев за Русь святую. Обоготворявшие дух Чингисхана теперь свято чтут память благоверного князя Александра.

Некогда представители земли русской, влекомые нуждою, приходили в эти страны приветствовать своих поработителей, а ныне представители племен Алтая и Даурии – останков Чингисова ханства — приходят к Тебе, Благоверный Государь, вожделея зреть светлое лицо и поклониться Первенцу Великого Белого Царя.

«МИР СЫНУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!»
Томский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, который посетил Цесаревич.
https://pastvu.com/

Твое пришествие, Благоверный Государь, в эту страну еще крепче свяжет племена Сибири узами единства с коренным населением отечества, ускорит единение инородцев края чрез православие, как веру Цареву, с великою, православной семьей и облегчит сношение этой отдаленной окраины с центром русской жизни чрез новый, удобнейший и скорейший железный путь.

Печальники русской земли с великою скорбью приходили сюда, чтобы испросить ярлык милости для святой родины своей, а ныне эта страна изгнания с беспредельною радостью видит Тебя, принесшего ей Высочайший манифест милости — узникам свободу, изгнанникам возвращение.

Некогда здесь не было ни единой пяди земли русской; а ныне вся эта страна от Ледяного океана до столицы Тамерлана есть часть великого и славного наследия Твоего.

Здесь была крепостца первых покорителей Сибири, предков славного Твоего казачьего воинства, а ныне – сей великий город с Божьими церквами и храмом высшей науки.

Твое пребывание в этом срединном граде Сибири послужит для него новым, драгоценнейшим залогом любви и попечения о нем единого отца отечества.

Осеняемый покровом Богоматери, ликом Своим и благодатию пребывающей здесь, вниди, Благоверный Государь, в град сей, сретающий Тебя с кликами восторга и с чувствами беспредельной преданности взывающий Тебе: «Благословен грядый во имя Господне! Мир Сыну Зари и Солнца земли Русской!»

По окончании речи Его Высочество изволил прикладываться ко кресту и изволил принять икону Иверской Божией Матери, поднесенную Его Преосвященством; затем последовало краткое молебствие, в конце которого было провозглашено многолетие Их Императорским Величествам, Его Императорскому Высочеству и всему Царствующему Дому. После многолетия Его Высочество снова приложился ко кресту и к иконе Иверской Божией Матери, находящейся в часовне; в это время хор певчих пел тропарь Богородице.

(См.: Торжество по случаю посещения 5 и 6 июля 1891 г. Томска Его Императорским Высочеством, Благоверным Государем, Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем // Памятная книжка Томской губернии на 1910 год. — Томск, 1910. — Приложения. С. 7-8).

Подготовка текста и публикация Андрея Хвалина