7-я Неделя

7-я Неделя: со 2-го по 8-ое декабря 1890 года

2/14 декабря. Воскресенье. Пр. Афанасия Печерского

Аден

Ночью остановились на час, чтобы с рассветом пройти узкость. В 10 час(ов) отслужили обедницу[1]. Дул свежий S (т.е. южный ветер – А.Х.), стихнувший с подходом к Периму[2]. В Баб-эль-Мандебск(ом) проливе[3] было тихо. После обеда играл в кают-компании в домино. В час пришли в Аден[4], где застали «Адмирала Корнилова»[5].

3/15 декабря. Понедельник. Пророка Сафония

Аден

Утром салют «Корнилова» и ответ ему. Принял губернатора Аденского. Осмотрел «Корнилова», радовался видеть старых знакомых. Съехал на берег с Джоржи[6]. Гор(одской) почетный караул и конвой из индийской армии. Прокатился по острову, видели цистерны для хранения дождевой воды. Завтракали у него (у губернатора Адена – А.Х.). Обедали на палубе «Корнилова» – с музыкой и песенниками, было крайне весело – слегка подвыпили.

7-я Неделя: со 2-го по 8-ое декабря1890 года
Крейсер «Адмирал Корнилов»
https: //www. litmir.me/ BookBinary/

4/16 декабря. Вторник. Св. в-муч. Варвары

Индийский океан

Проснулся поздно. Весь день было очень жарко. Смотрел с балкона на нырявших арабских мальчишек. Завтракали командиры судов. В 4 ч(аса) пришел пароход с фельдъегерем, который должен был ехать в Бомбей[7]. Простился с губернатором. В 7 ½ снялись с якоря и пошли в Индию. «Корнилов» и «Мономах»[8] в кильватере.

5/17 декабря. Среда. Преп. Саввы, Св. Гурия

Индийский океан

Приятно идти с такими конвоирами, как «Мономах» и «Корнилов». Справа идут еще английский troop-ship[9] и почтовый пароход. У меня болела левая нога. Читал целый день. Погода была чудная – море зеркало.

Обедал в кают-компании и у себя. Играл в домино.

6/18 декабря. Четверг. Св. Николая Чудотворца

Индийский океан

Тезоименитство Их Императорских Высочеств, Государя Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и Великих Князей НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА и НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА

День неприсутственный

Странно этот день провести в море. Получил от милых Папа и Мама чудесный портсигар. Была обедня[10] и завтрак на корме. Салют с судов отряда. Обедали в 7 ч(асов). Иллюминация и представление «Царя Максимилиана»[11]. Маленький штрик на корме[12].

7/19 декабря. Пятница. Св. Амвросия Медиоланского

Индийский океан

Встал в 9 ½. День был жаркий. Океан, как говорится, дышал; от его маленького дыхания нас покачивало преисправно. После завтрака читал. После зори и спуска флага была поверка боевого расписания. После обеда как всегда играли в винт – домино.

8/20 декабря. Суббота. Св. Ап. Аполлоса

Индийский океан

Начал слегка задувать муссон от NO (норд-ост, северо-восточный ветер – А.Х.). Нога совсем перестала болеть. Читал весь день. Под вечер опять встретили другой troop-ship. После обеда курили чубуки в кают-компании.

Примечания:

[1] обедница – православная церковная служба, совершаемая в некоторые дни вместо Литургии (поэтому в народе называется обедницей). Обедница еще называется «последованием изобразительных» — одной из служб суточного богослужебного круга. Изобразительны тесно связаны, с одной стороны, с палестинской монашеской традицией келейного самопричащения, с другой стороны — с чином Божественной литургии. Могут входить в состав литургии или совершаться как самостоятельная служба после 6-го или 9-го часа. Текст Изобразительных помещается в Часослове и Следованной Псалтири.

[2] Перим — остров вулканического происхождения в Баб-эль-Мандебском проливе, разделяющий его на Большой, или Дакт-эль-Маюн, шириной около 20 км, и Малый, или Баб-Искандер. Ширина последнего — около 3 км. Площадь острова составляет 13 км².

[3] Баб-эль-Мандебский пролив, или Эль-Мендеб (врата скорби) — так называется пролив шириной в 26 км, отделяющий Аравийский полуостров от материка Африки и соединяющий Красное море с Аденским заливом и Индийским океаном. Происхождение названия пролива (врата скорби) следует отнести, по распространенному среди берегового населения сказанию, к страшному наводнению, при котором погибло бесчисленное множество народа.

[4] Аден – город на берегу Аденского залива, известен со времен Древней Греции. Город играл важную роль при химиаритах, абиссинцах и Сасанидах, был долгое время «первым рынком» всего Аравийского полуострова. Не раз переходил из рук в руки европейцев, турок и вождей местных арабских племен. В 1802 году султан Ахмед Абд-аль-Карим подписал с британцами договор, по которому Аден стал «открытым портом для всех товаров, поступающих на английских кораблях». В городе была учреждена фактория Ост-Индской компании. С 1809 года британские суда стали заходить в порт Аден регулярно.

В 1839 году англичане окончательно захватили Аден, используя его как перевалочную базу на морском пути в Индию. После того, как в 1869 году был открыт Суэцкий канал, роль города как порта резко возросла. В 1873 г. Турция была вынуждена признать Аден владением Великобритании. Среди пестрого городского населения ведущую роль играла еврейская община. Считается, что евреи начали селиться в Йемене до падения Первого Храма. Существуют древние свидетельства присутствия еврейской общины, начиная с III до Р.Х. до III по Р.Х., о чем пишет бытописатель путешествия на Восток Наследника Цесаревича князь Э.Э. Ухтомский (Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891. Т. 1. СПб., 1891. С. 241).

[5] «Адмирал Корнилов» — бронепалубный крейсер 1-го ранга Российского Императорского флота. Нёс службу на Балтике и водах европейских морей; совершил два похода на Дальний Восток России. Крейсер получил своё название в честь героя Крымской войны вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова. Крейсер нового типа «Адмирал Корнилов» имел высокую скорость и большую дальность плавания при максимальном облегчении корпуса и защите жизненных частей с помощью одной лишь броневой палубы. Он представлял развитие «батарейного» крейсера «Сфакс» (водоизмещением 4500 т) и по характеристикам и архитектуре был близок к строившимся во Франции крейсерам типа «Адмирал Сесиль». В 1880-х годах французские крейсера данного типа произвели фурор в военно-морских кругах разных стран, в том числе и в России.

Крейсер «Адмирал Корнилов» был заложен во Франции на Луарской верфи в 1886 году, а спущен на воду 28 марта 1887 года. С 9 августа 1888 года начались ходовые испытания крейсера. Осенью 1889 года «Адмирал Корнилов» вышел в плавание в европейские воды, после чего ушёл на Дальний Восток России.

В середине октября 1890 года крейсер прибыл в Коломбо, и 21 октября направился в Аден. Во время перехода по приказу Императора Александра Третьего крейсер назначен в отряд кораблей контр-адмирала В.Г. Басаргина («Память Азова» и «Владимир Мономах») с Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, Великим Князем Георгием Александровичем и принцем греческим Георгом на борту в плавании в Индию и Японию. 11 декабря отряд прибыл в Бомбей. В Бомбее Великий Князь Георгий Александрович серьёзно заболел, и по распоряжению Государя Александра III Великий Князь перешел на крейсер «Адмирал Корнилов» и 18 января 1891 года отправился в Петербург. 19 августа 1891 года «Адмирал Корнилов» возвратился в Кронштадт.

[6] Георг, принц Греческий и Датский (Джоржи) (1869-1957) – член греческой королевской семьи. Второй сын короля Греции Георга I. В молодости играл достаточно важную политическую и социальную роль в Греции. Прошёл курс обучения во флоте Дании и России, активно участвовал в организации Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. В 1898-1906 гг. был правителем автономного острова Крит. Вплоть до смерти был официальным представителем Греции во Франции.

[7] Бомбей – место следующей остановки на маршруте Цесаревича, город на западе Индии, на побережье Аравийского моря. Город имеет глубокую естественную гавань, являясь самым большим портом на западе Индии. В апреле 1853 года была сдана в эксплуатацию 21-мильная первая железнодорожная линия Индии, соединившая Бомбей и Тхану. В последующие годы были построены железнодорожные линии, соединившие Бомбей с внутренними районами Гуджарата. По ним вывозился хлопок из внутренних районов Гуджарата для дальнейшей переработки в Англии. Открытие Суэцкого канала в 1869 году способствовало дальнейшему укреплению позиций Бомбея в торговле хлопком и превращению города в один из крупнейших портов Аравийского моря. 14 февраля 1900 года в Бомбее было открыто первое на территории Индии консульство Российской Империи.

[8] Броненосный крейсер «Владимир Мономах» — полуброненосный фрегат (броненосный крейсер), второй в серии из двух кораблей типа «Дмитрий Донской». Заложен 10 февраля 1881 года, спущен на воду 10 октября 1882 года, вступил в строй 1 июля 1883 года. Строился в Петербурге на Балтийском заводе.

1 января 1889 г. на крейсер был назначен новый командир, капитан 1-го ранга Ф.В. Дубасов. 25 ноября крейсер отправился на Дальний Восток, но получил приказ дожидаться в греческом Пирее формирования отряда, с которым на Дальний Восток должен был следовать Великий Князь Георгий Александрович. Планы изменились, и крейсер ушел в Триест, где присоединился к фрегату «Память Азова» (под флагом флаг-капитана Императора контр-адмирала В.Г. Басаргина. Наследник Цесаревич осмотрел крейсер «Владимир Мономах» на рейде Триеста. В феврале 1891 года на о. Цейлон крейсеры присоединились к Тихоокеанской эскадре, а 11 мая в составе эскадры прибыли во Владивосток. Морская часть восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича на этом завершилась.

[9] troop-ship – англ., военно-транспортное судно.

[10] обедня – обиходное название Литургии, происшедшее от слова «обед» (Литургия совершается до обеда). Главное из христианских богослужений, совершаемое утром. На литургии причащают подготовившихся к таинству причастия мирян. Что касается самого чина, принято служить три различных чинопоследования: Литургию Иоанна Златоуста, Литургию Василия Великого и Литургию Преждеосвященных даров. В этот день Литургия была отслужена специально в честь тезоименитства Наследника Цесаревича. По церковному календарю в этот день отмечается память Небесного покровителя Цесаревича – святителя Николая Мирликийского, чудотворца

[11] «Царь Максимилиан» – народная героико-романтическая драма. В народных героико-романтических драмах использовались не только фольклор, но и песни литературного происхождения, а также лубок и народная книга. Среди самых популярных была и «Царь Максимилиан». Драма получила широкое распространение на всей территории России, Беларуси, Украины, Молдавии. Ее играли в солдатской, матросской, городской, рабочей, крестьянской среде. В основе драмы — конфликт царя Максимилиана с его сыном Адольфом. Отец-язычник требует, чтобы сын оставил христианскую веру, но тот решительно отказывается. Исследователь народных драм Н.Н. Виноградов писал о «Царе Максимилиане»: «Появившись в половине XVIII столетия и переходя из уст в уста, от поколения к поколению, эта пьеса неизбежно подвергалась самым разнообразным изменениям, сокращалась и удлинялась по произволу. Понравившись народу, она мало-помалу втянула в себя целый ряд отдельных сцен и мелких произведений того же рода. Вследствие этого во многих вариантах получается длинный ряд отдельных сцен, целая коллекция разнохарактерных лиц, пестрый калейдоскоп самых разнообразных положений; теряется общий смысл пьесы, отсутствует единство сюжета, остается лишь единство названия» (Народная драма Царь Максимильян: Тексты, собранные и приготовленные к печати Н.Н. Виноградовым. — СПб., 1914. С. 392).

[12] штрик – с англ. Strick, curl, circle; в данном случае – посиделки узким кругом.