Часть 17.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ В РОССИИ.
Приамурский Земский Собор 1922 года. Материалы и документы.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
В конце 80-х годов XX века, работая в приморской молодёжной газете, приезжал в командировки в столицу и принимал участие в заседаниях московского Братства Царя-мученика Николая. Основной целью братчиков являлась канонизация Царской Семьи Государя Императора Николая II Александровича в лике святых Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно в Братстве впервые узнал о Приамурском Земском соборе, состоявшемся во Владивостоке в июле-августе 1922 года и восстановившем Династию Романовых на Всероссийском престоле. По просьбе членов Братства приступил к изучению данной важной темы в истории России. На первом этапе исследовал местные архивы и получил материалы от беженцев первой волны русской эмиграции и их потомков со всего мира, с которыми находился в переписке.
Весной 1991 года приехал в Москву для учёбы на Высших литературных курсах при литературном Институте им. А.М. Горького. Параллельно продолжал заниматься изучением истории Земских соборов на Руси и, в частности, Приамурского как последнего на данный момент. Материалы публиковались в православно-патриотической периодике. Вместе с братчиками участвовал в «заставах» по сбору подписей за канонизацию Царской Семьи и за строительство Храма Христа Спасителя.
Зимой 1992 года в Сергиевом Посаде, вернувшем себе историческое имя, в небольшом домике, заваленном снегами, недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приступил к написанию книги о Приамурском Земском соборе. Осенью 1993 года закончил её в священнической квартире в Коломенском, молясь перед иконой Державной Божией Матери. В связи с октябрьскими событиями печатание тиража остановили в типографии. Но в начале 1994 года первая в истории России и зарубежья книга о Приамурском Земском соборе во Владивостоке увидела свет тиражом в одну тысячу экземпляров. Она моментально разошлась среди читателей на православно-патриотических вечерах и собраниях, в книжные магазины не поступала.
В дальнейшем материалы книги использовались в фундаментальных трудах «Русь соборная» приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) и «Россия перед вторым пришествием» церковного историка С.В. Фомина и др. В 1995 году книга «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 г. Материалы и документы» удостоена Всероссийской литературной премии «Традиция» Союза писателей России. Впервые представляем широкому кругу читателей полный вариант книги.
Часть 1. http://archive-khvalin.ru/chast-1-2/
Часть 2. http://archive-khvalin.ru/chast-2-3/
Часть 3. http://archive-khvalin.ru/chast-3-2/
Часть 4. http://archive-khvalin.ru/chast-4-2/
Часть 5. http://archive-khvalin.ru/chast-5-2/
Часть 6. http://archive-khvalin.ru/chast-6-3/
Часть 7. http://archive-khvalin.ru/chast-7-2/
Часть 8. http://archive-khvalin.ru/chast-8-2/
Часть 9. http://archive-khvalin.ru/chast-9-2/
Часть 10. http://archive-khvalin.ru/chast-10/
Часть 11. http://archive-khvalin.ru/chast-11/
Часть 12. http://archive-khvalin.ru/chast-12/
Часть 13. http://archive-khvalin.ru/chast-13/
Часть 14. http://archive-khvalin.ru/chast-14/
Часть 15. http://archive-khvalin.ru/chast-15/
Часть 16. http://archive-khvalin.ru/chast-16/
Часть 17 (окончание).
ОБРАЩЕНИЕ ПРАВИТЕЛЯ
г. Спасск. 5-го сентября 1922 года
Воины, граждане, рабочие и крестьяне Земского Приамурского Края!
Благодарю благость и милость Господню, приведшие меня сегодня ступать здесь, в Спасске, на земле Великой Богохранимой Самодержавной Родины, свободной сейчас и от интервента-иностранца и от советской власти, руководимой изуверами иудейского племени. Пусть погибну я здесь от руки заблудшегося лихого красного партизана или обманутого безбожными коммунистами красноармейца. Я буду счастлив умереть на твоей родной груди, моя любимая, дорогая, сейчас свободная и святая земля Великой Державной России.
Правитель Земского Приамурского Края
МИХАИЛ ДИТЕРИХС[1]
+
ОТ ПРАВИТЕЛЯ ЗЕМСКОГО КРАЯ
6 сентября 1922 года
Граждане! Крестьяне и рабочие Приамурского Земского Края и Советской России!
Ваши руководители из изуверов советской власти и вожаки коммунистов, потерявшие веру Христову и совесть людскую, запугивают Вас, что я, национальный монархист и твердо исповедывающий волю над людьми только Единого Всесильного Творца, хочу вас покорить и угнетать, соединившись с японцами.
Так ли это?
Что говорят факты?
Кто ищет каких-то тайных, народу неизвестных, соглашений с японцами?
Мы подняли своё знамя и зовём вас объединиться с нами против советской власти и безбожных коммунистов.
Когда определилось уже вполне ясно, что японцы, наконец, уходят из Приморья, и весь район от Спасска до Никольска ими уже очищен, теперь именно с чистой совестью и с горячей верой в славное национальное будущее великой России я и говорю Вам:
Не бойтесь нас и идите с нами против других иноверцев Родины, против изуверов советской власти и безбожных коммунистов.
А что делают сейчас они — эти ваши руководители, соблазнители и лжецы, подговаривая вас против братского сближения с нами?
3 сентября в Чаньчуне ваши руководители Иоффе — еврей и Янсон — еврей начали переговоры о соглашательстве с японцами.
Кто же из нас идет к своей цели прямее, открытее и честнее?
Подумайте сами, граждане!
Правитель Земского Приамурского Края
МИХАИЛ ДИТЕРИХС[2]
+
УКАЗ № 36
г. Никольск-Уссурийский. 15 сентября 1922 г.
Посетив поселки, села и деревни, бывшие под влиянием большевистской власти, я увидел, что ни изуверства антихристовых руководителей советского правления, ни высокопарные, но ложные посулы творцов коммунистических порядков не заставили народ русский отказаться от своей веры христианской, отказаться от своей семьи родной, от семьи села, от своего национального быта и местного самоуправления.
В этом сказывается прочность в народе исторических национально-религиозных заветов Веры и Земли; в этом сказывается неизбежность победы Креста, рано или поздно, над антихристовым учением советских главарей; в этом сказывается неизбежность торжества русского Помазанника Божия над социалистическими идолами коммунистического учения.
Сила настоящей борьбы с насильниками земли русской и изуверами иудейского племени не в вооруженной победе, не в призыве народа к пролитию новых потоков братской крови, не в насилии над обманутым коммунистом русским рабочим и крестьянином, а в усилении веры и любви Христа в измученных смутой душах народа, в сплочении и привлечении его всего к строительству своих разоренных сёл и деревень, обобранных советскими властями и их приспешниками-ворами, полей, нив и пахотей крестьянина, заводов и фабрик рабочих.
Дабы укрепить паству Приамурского Земского Края в истине и свете отцовской и дедовской веры, я прошу съехавшихся ныне на Епископский съезд в Никольске-Уссурийском Владык Духовных Епархий собрать, по возможности, в ближайшее время Церковный Собор, который вольёт в пастырей церкви новый приток силы и мужества для смелой проповеди учения Христа и просвещения в нём граждан церковных приходов. Пусть каждый гражданин в сердце и совести своей проникнется заповедью Христа о сердобольном Самаритянине, и тогда наша совместная гражданская работа на общее благо Родины и освобождение её от ложных учителей свободы и права народа приведет к сплочению всех слоёв и сословий великого народа Российского в единую, могучую и свободную нацию под сенью благости Господней в лице единственного хозяина земли русской — Помазанника Божия.
В моём Указе о гражданском строительстве Земского Приамурского Края на приходской системе я указывал о значении этой системы, как стремлении привлечь к строительству все народные силы, которые только и смогут совершить, как чудо, великое воскресение России.
Но проведение этой меры требует и времени и средств, которые очень сейчас ограничены. Требует она подготовки к ней как высших органов управления Краем, так и народных представителей. Между тем, все мы живем по воле Божией и может Господу будет угодно призвать меня до завершения мною задачи, возложенной на меня Земским Собором.
В силу изложенного ПОВЕЛЕВАЮ:
1) Земской Приамурской Думе отныне быть не только законосовещательным, но и исполнительным органом, для чего развить Положение о сей Думе и принять внутреннюю соответствующую организацию.
2) Совет Думы состоит из 4-х человек.
(…)
7) За собою оставляю: общее идейное и принципиальное руководство работой Земской Думой, утверждение и изменение законов, руководство Иностранным Ведомством и непосредственное Воеводство Земской Ратью как сухопутной, так и морской.
(…)
11) В случае моей смерти, Верховные Права над Земским Приамурским Краем переходят временно Совету Земской Думы. (До созыва нового Земского Собора).
Правитель Земского Приамурского Края
МИХ. ДИТЕРИХС[3]
+
УКАЗ № 40
г. Никольск-Уссурийский. 15 сентября 1922 г.
(…)
По примеру Приханкайского Края, для установления связи населения Спасского района со мной, ПОВЕЛЕВАЮ:
28-го сего сентября в 1 час дня собрать в селении Спасском Земский Съезд представителей Спасского района под моим личным председательством. Съезд организовать генералу Молчанову при Спасском Волостном Правлении.
Для участия в Земском Съезде от каждого населенного пункта Спасского района населению избрать по одному достойному, уважаемому на местах, представителю.
Представители должны удовлетворять следующим условиям:
- Быть крепкими в вере во Всемогущего Бога;
- Иметь в населенном пункте, от которого избираются, своё хозяйство;
- Иметь от роду не менее 25 лет и быть семейным;
- Не иметь за собой в прошлом уголовного преступления.
(…)
Правитель Земского Приамурского Края
МИХАИЛ ДИТЕРИХС[4]
+
УКАЗ № 49
г. Никольск-Уссурийский. 26 сентября 1922 г.
Граждане, интеллигентные силы Земского Приамурского Края, приближается час, в который Вы должны показать себя достойными служителями веры наших отцов и дедов и беззаветно преданными сынами Руси Святой, близится время, когда, кто имеет меч — возьми его, враг Христа, враг национальной Руси, враг народа Русского напрягает силы, чтобы раздавить IІриморье, последний оплот земли русской, где страстно вознесся к престолу Всевышнего величественный стяг тысячелетней истории народа русского за Веру, Царя и Отечество. Граждане, прогневив греховностью своей Бога и потеряв за то Царя, сплотимся дружно в борьбе за веру нашу и права народа и жизнью своей вымолим у Всевышнего Творца прощение греха земли и благоденствия нашим детям, славна смерть за веру и народ и Вы, оставшиеся верными исторической национально-религиозной России Христа, Русские интеллигенты должны первыми показать святой пример жертвенностью, жизнью отстаивая последний клочок Руси Святой от изуверов антихристовой советской власти.
Правитель Земского Приамурского Края
МИХ. ДИТЕРИХС[5]
+
РЕЧЬ ПРАВИТЕЛЯ
на станичном съезде Представителей Уссурийского Казачьего Войска в с. Гродеково 1-го октября 1922 г.
(…)
Мы отказались от понятия того, что власть у нас может быть только помазанной от Бога и она соединяет в себе и Веру Христову, и Народ во всей его массе. В 1917 году мы предали своего Помазанника. У нас остались только Вера и Народ. Но так как сильна была зависть людская, то человек захотел сам стать вместо Помазанника. Все эти Керенские, Ленины и Троцкие, даже покойный адмирал Колчак, Деникин, все они должны были погибнуть, ибо у них власть человеческая.
Земский Собор, избрав меня и дав название Правителя, вовсе этим не дал мне права управлять Россией. Он возложил на меня лишь задачу — оградить эти два оставшиеся начала: Веру и права Народа.
(…)
Отсюда мой призыв к поднятию религиозно-моральных и духовных начал в массе народной. (…)
Я сам смотрю на дело так: народ теперь должен самоуправляться, если он хочет восстановить свою разрушенную жизнь, он из себя должен выдвинуть и создать такие силы, которые бы его оберегли. Вы, как войско, организованы именно для этого самоуправления. У вас есть своё Войсковое Правительство, и если вы с ним дружно пойдёте по пути тех святых указаний, которое оно будет давать, то я уверен глубоко, что Бог поможет нам понять великий грех русской земли и вы почувствуете в себе самих силы и сумеете не только отстоять своё войско, но и помочь изнемогающей России.
Бог вам в помощь!
Правитель Приамурского Земского края
МИХАИЛ ДИТЕРИХС[6]
+
К СОЗЫВУ ЦЕРКОВНОГО СОБОРА
Созыв Церковного Собора предположен на 22 октября. Происходить он будет во Владивостоке, в церкви Сибирского Флотского экипажа.
На Собор прибудут около 50 членов. Среди них: архиепископ Мефодий Харбинский, Епископ Мелетий, Епископ Сафроний, Епископ Иона, Епископ Симон, Епископ Нестор. Ожидается также прибытие Архиепископа Сергия Японского, Архиепископа Иннокентия Переяславского из Пекина и начальника православной миссии в Сеуле иеромонаха Феодосия.
Сверх того — наличная здесь часть участников Всероссийского Церковного Собора и выборные от мирян, военного духовенства и от приходов.
В настоящее время печатается положение о Церковном Соборе[7].
+
ОБРАЩЕНИЕ РУССКИХ ЛЮДЕЙ ПРИАМУРСКОГО ЗЕМСКОГО КРАЯ
Русские люди!!!
Красноармейцы и партизаны!!!
К вам обращаются ваши братья по Родине, по крови, по вере православной — граждане Приамурского Земского Края.
Пятый год идет кровавая анархия на Руси.
Слышите ли вы голодный стон русского народа, миллионами погибающего в цепях рабской неволи у комиссаров-коммунистов, изуверов из евреев и присных с ними?
Слышите ли вы предсмертные крики сотен тысяч русских людей, убитых за Веру Православную, за верность народу и преданность Святой Руси?
Сыны антихриста из иудеев посеяли в русском народе кровавую смуту и толкнули русских людей на братоубийственную бойню.
5-й год русский народ сам себя истребляет во славу красной еврейской пятиконечной звезды на погибель себе же.
Мало того, злые демоны русского народа толкают вас на мировую бойню, на войну против всех народов, чтобы совсем уничтожить русский народ.
На крови и костях русского народа — эти палачи и душегубцы хотят устроить еврейское царство на Руси и захватить весь мир в руки еврейского интернационала.
Разве вы не видите, что на вашей русской рабочей, крестьянской и батрацкой крови сыны Израиля евреи строят своё благополучие?
Вы льёте русскую кровь, а они смеются над вами, называя вас дураками и русским быдлом, которому только и дорога — идти на убой.
Голодные, оборванные, разутые, раздетые бродите вы, как окаянные, не находя себе ни места, ни пристанища.
Вас гонят на убой против своих же братьев, а еврейские комиссары и их прислужники грабят народный хлеб и деньги, обжираются и опиваются во дворцах и заграницей, насмехаясь над доверием русского народа.
Русские жёны, семьи и дети пухнут и гибнут от голода в Советской России, а комиссарские семьи и жёны живут в роскоши, утопают в шелках, купаются в русском золоте и вине.
Ненавистники Святого Креста русского народа, комиссары-коммунисты-евреи, вам обещали: свободу… а дали насилие, еврейскую неволю, кровавый гнёт и кандалы. Вам обещали равенство… а дали нищету, смертельный голод, людоедство. Вам обещали братство… а дали братоубийственную войну и море русской крови.
Вас обманули кровавые палачи русского народа.
Стоном стонет русский народ, взывая к помощи братьев своих, а ваши комиссары, евреи и подголоски их торопят вас поскорее захватить Приамурский Земский Край: эту последнюю надежду на воскресение Руси, этот последний оплот русского духа.
Им нужен Приамурский Земский Край, чтобы окончательно торжествовать ПОБЕДУ ЕВРЕЙСТВА над русским народом и Православною Русью.
Но велик Бог земли русской!
Не будет царства еврейского на костях русского народа и народов, любящих Россию, как свою родную мать, — хотя бы не стало и Приамурского Земского Края.
От русских людей Приамурского Земского Края[8].
4 октября 1922 г.
+
УКАЗ № 68
ПРАВИТЕЛЯ ЗЕМСКОГО ПРИАМУРСКОГО КРАЯ
17 октября 1922 года
Силы Земской Приамурской Рати сломлены. Двенадцать тяжёлых дней борьбы одними кадрами бессмертных героев Сибири и Ледяного Похода, без пополнения, без патронов решили участь Земского Приамурского Края. Скоро его уже не станет.
Он как тело — умрёт. Но только как тело.
В духовном отношении, в значении ярко вспыхнувшей в пределах его русской, исторической, нравственно-религиозной идеологии, — он никогда не умрёт в будущей истории возрождения Великой Святой Руси.
Семя брошено. Оно сейчас упало на ещё неподготовленную почву. Но грядущая буря ужасов советской власти разнесёт это семя по широкой ниве Великой Матушки Отчизны и приткнётся оно в будущем через предел нашего раскаяния и по бесконечной милости Господней к плодородному и подготовленному клочку земли Русской и тогда даст желанный плод.
Я верю в эту благость Господню; верю, что духовное значение кратковременного существования Приамурского Земского Края, оставит даже в народе Края глубокие, неизгладимые следы. Я верю, что Россия вернётся к России Христа, России — Помазанника Божия, но, что мы были недостойны ещё этой милости Всевышнего Творца.
Правитель Земского Приамурского Края
МИХАИЛ ДИТЕРИХС[9]
Примечания:
[1] Земский Край. № 6, 7 сентября 1922 г.
[2] Земский Край. № 5, 6 сентября 1922 г.
[3] Вестник Земского Приамурского Края. № 8, 30 сентября 1922 г.
[4] Уссурийское Слово. № 636, 19 сентября 1922 г.
[5] Вестник Земского Приамурского Края. № 9, 5 октября 1922 г.
[6] Земский Край. № 28, 6 октября 1922 г.
[7] Земский Край. № 34, 13 октября 1922 г.
[8] Уссурийское Слово. № 649, 6 октября 1922 г.
[9] Земский Край. № 37, 18 октября 1922 г.