Символ тяжких времён

«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет и журналов, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идёт о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки и журнальные публикации читались с превеликим вниманием: они испещрены подчёркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и её составителя. Благодарю их и помню.
Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается её живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.
Публикации первого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parigskaya-tetrad/.
Публикации второго тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-2: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-2/.
Публикации третьего тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-3: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-3/.
Публикации четвёртого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-4: https://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-4/ 
+
РОЖДЕСТВО В НОВОМ ГОДУ
Символ тяжких времён разлуки с Отечеством.

В России мы привыкли праздновать Рождество ещё в старом году, провожать его с Рождеством и в рождественской радости вступать в Новый год. Здесь, за границей, получается так, что в Новый год мы вступаем до Рождества, ещё в рождественском посте, а Рождество празднуем уже после смены лет.

Символ тяжких времёнКалендарь — условная вещь. Совершенно условно граница между годами проводится именно 1-го января. Но и церковь, празднуя 25 декабря Рождество Христово, отнюдь не говорит нам, что именно в этот день родился Иисус Христос; это лишь день, избранный для торжественного ознаменования события.

 

Итак, в какой-то условной, чисто внешней сфере произошло перемещение праздников Рождества и Нового года. Но дух человеческий чувствителен и к таким внешностям. Новый год, отпразднованный до Рождества, кажется каким-то не совсем настоящим (не отсюда ли трогательные попытки некоторых праздновать «русский» или «старый» Новый год?), а Рождество, приходящееся после Нового года, наводит на другие мысли, чем раньше.

Когда Рождеством заканчивается давно начавшийся год, мы охотно останавливаемся, на мысли о неизменности христианским учением осиянного мира: в этом году в церкви всё происходит так же, как и в прошлом, а в будущем, не только ближайшем, но и в любом последующем, повторится в том же порядке. Мысль возвышающая, успокоительная.

Наоборот, раз Рождество празднуется после только что свершившейся смены лет, мысль, естественно, обращается к тому соображению, что всё дальше и дальше отходит от нас эпоха, когда свершилась тайна Боговоплощения. Или вернее: всё дальше мы от этой эпохи, и только по времени ли? Не отходить ли мир от Христа, продолжая носить Его имя, не отстраивает ли он себя всё более так, как будто Пришествия Христова вовсе не было?

Много верного в этом страшном сомнении. Мир повинен в забвении заветов Христовых. Мир отошёл от закона любви к Богу и к ближнему, как основного закона человеческого бытия. И не потому ли такой духовный мрак стоит в наше время, не потому ли так жестоко болеет человечество?

Но дело вовсе не в отдалении времён. Конечно, с отдалением времён меняются нравы и понятия, и нам, может быть, несколько труднее, нежели современникам Христова Воплощения, проникаться Его учением, претворять его в жизнь. Трудно, но не невозможно. Ибо Боговоплощение — не только историческое событие, совершившееся когда-то. По своему смыслу оно вечно, вечно вновь совершается, и когда церковь празднует Рождество Христово, она не только вспоминает о прошлом событии, но открывает верующим возможность мистически присутствовать при Великой Тайне.

Для веры нет преграды времён, и перед вечно истинными предписаниями нет никаких отговорок. Пусть смена лет напоминает нам о всё увеличивающемся историческом расстоянии между нами и днями земной жизни Христа. Наши обязанности остаются неизменными и в наши времена получают даже высочайшую напряжённость: на всех христианах лежит теперь долг бороться за новое осуществление правды Христовой в мире, отворачивающемся от Христа; и ни на ком в такой мере не лежит этот долг, как на нас, русских, чья земля, удел Богоматери, преступной волей воинствующих безбожников, нашим попущением взявших власть, обращена в страну, где попираются ногами все святыни и изгоняется даже память о Христе!

Тревожные мысли, возникающие в связи с переходом праздника Рождества Христова в Новый год, законны. Но тревога не должна охватывать нас до конца. Мы верим, что не будет посрамлена наша вера, что спадут с нашей земли оковы, что вновь будут там отстраиваться поруганные ныне святыни.

Слившись тогда с родной землёй, мы перестанем чувствовать неловкость, вызываемую разделением счёта времён. Ибо раздвоение само собой прекратится. Или наш народ настоит на том, чтобы всё вернулось у него к старому счёту, или же свободная церковь решится, с согласия свободного народа, на перемену счёта, как уже было сказано, лишь условного.

И только останется нам, бывшим в изгнании, память о раздвоении, о праздновании Рождества в Новом году, как об одном из внешних символов тяжких времён разлуки с отечеством и борьбы за его христианское возрождение.

Н. С. Тимашев[*].

«Возрождение» (Париж). № 3141, 7 января 1934 года.

На снимках: «Русский Военный календарь-памятка» на 1929 год, изданный Железнодорожным батальоном Русской Армии в Париже. Фото из архива Андрея Хвалина.

Примечание:

[*] Тимашев Николай Сергеевич (1886-1970) — русский социолог и правовед, публицист, общественный деятель.

Родился 9 ноября 1886 года в Санкт-Петербурге в семье министра торговли и промышленности С.И. Тимашева. Образование получил в 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии, затем — в Императорском Александровском лицее. С 1904 по 1906 годы учился на экономическом отделении Санкт-Петербургского политехнического института. Слушал лекции в Страсбургском университете. В 1914 получил степень магистра права при Санкт-Петербургском университете и приглашён читать в нём лекции. В 1916 году приглашён на должность доцента в Санкт-Петербургский политехнический институт. В 1918 избран профессором экономического отделения института, и вскоре — его деканом.

Октябрьскую революцию не принял. В 1921 году эмигрировал в Финляндию. Жил в Германии, сотрудничал в газете «Руль» и других эмигрантских изданиях, переехал в Чехословакию, куда был приглашён в 1923 году в Пражский университет на должность профессора, а затем и членом Института русской экономики. В 1928 году переехал в Париж, где был помощником редактора парижской газеты «Возрождение» (1928–1936), преподавал в Славянском институте Сорбонны и Франко-русском институте.

Специалист по социологии труда в США, известный российский исследователь масонства О. Платонов пишет о Тимашеве и его коллегах по газете: «Возрождение» стало тайным орудием масонства для осуществления контроля над русским патриотическим движением в эмиграции. Понимая, что невозможно остановить развитие русского патриотического движения, масонские конспираторы стремились его по-своему возглавить и увести в противоположную сторону. В «Возрождении», кроме известного масона Ю. Семенова, активными сотрудниками были не менее известные масоны А. Амфитеатров, И. Лукаш, Л. Любимов, В. Татаринов, Н.С. Тимашев, И.И. Тхоржевский, Н. Чебышев. В своей газете они не стеснялись клеймить «еврейско-масонское засилье», что совсем не мешало им регулярно посещать собрания своих масонских лож». (О. Платонов. В борьбе за Россию. Апология русской эмиграции. «Русский вестник». 06.10.2022: http://www.rv.ru/content.php3?id=14377).

В 1936 году Тимашев приезжает в США для работы в Гарвардском университете. Преподавал также в Фордемском и Калифорнийском университетах. Профессор социологии Фордемского университета (1940–57), где создал факультет социологии. Тимашев был одним из создателей социологии права. Его «Теория социологии» стала классической книгой в этой области и была переведена на несколько языков. В Америке он считался одним из самых выдающихся современных социологов.

В центре общественно-публицистической работы Тимашева стояла тема России, её история, место, судьба и назначение. Он считал, что с первых веков русской истории основы цивилизаций и культур России и Запада были схожими, общей была христианская основа культурного развития. Тимашев писал, что в российской истории был целый ряд явлений, которые говорили о том, что Россию ждало великое будущее. Он доказывал, что революция в России не была ни необходимой, ни неизбежной. В книге «Великое отступление» (The Great Retreat) на основе анализа экономического роста и динамики социально-политической структуры России в 1890-1913 гг. обосновал вывод о том, что, не будь революции 1917 года, Россия к 1940 г. вошла бы в круг наиболее развитых стран мира. На протяжении десятилетий считался активным врагом советской власти. Скончался в Нью-Йорке.