Летопись-18.12.2024
ДВЕ ЦАРСКИЕ СЕМЬИ
В Земской гимназии (г. Балашиха Московской области) начал
работу Историко-литературный клуб «Летопись»
под руководством писателя Андрея Хвалина.
В канун праздника святителя Николая Мирликийского Чудотворца (зимнего) и Тезоименитства Его Императорского Величества Николая II Александровича, Их Императорских Высочеств Великих Князей Николая Константиновича и Николая Михайловича, 18-го декабря 2024 года, в Балашихинской Земской гимназии состоялось первое заседание Историко-литературного клуба «Летопись» (руководитель Андрей Хвалин).
Клуб, расширяющий познания старшеклассников об отечественной и мировой истории за рамки школьной программы, создан по инициативе директора гимназии Галины Викторовны Кравченко при деятельной поддержке педагогов-историков. Заседания будут ориентированы на подготовку учащихся к учёбе в вузах и учитывать новые требования министерства высшего образования и науки РФ к усилению фундаментальных начал в области преподавания истории и литературы. Встречи руководителя Клуба с гимназистами будут проходить в двух форматах: университетских спецкурсов и спецсеминаров.
Содержание встреч обусловлено комплексом архивных материалов и исследований в области истории и литературы, наработанных Андреем Хвалиным за несколько десятилетий. Среди намеченных направлений:
Лекторий «ПО ПУТИ ЦЕСАРЕВИЧА». О значении Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича 1890/91 гг. для международного и внутреннего положения России. Актуальность Восточного путешествия Цесаревича для наших дней.
Лекторий «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ». Основной целью проекта является показать тесную взаимосвязь такого грандиозного события в истории России, как путешествие на Восток Наследника Цесаревича Николая Александровича, со многими разнообразными сторонами тогдашней жизни государства и общества, имеющими значение и для современности. Среди планируемых тем выступлений: предшествующие маршруты, Цесаревич как ценитель литературы и искусства, Восточное путешествие как православная миссия за рубежом, покушение в японском городе Оцу, закладка Цесаревичем Транссиба и его значение в судьбе России, школьное и церковное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке, Цесаревич как Верховный Атаман казачьих войск и др.
Лекторий INTERBELLUM/МЕЖВОЙНА основан на достижениях русской зарубежной историко-публицистической мысли. В историографии ХХ века период между двумя мировыми войнами получил наименование INTERBELLUM или, по-русски, МЕЖВОЙНА. Среди предлагаемых для рассмотрения тем: причины и характер Первой мировой войны; почему совершилась революция, убийство Царской Семьи и его расследование, жизнь русских беженцев за рубежом; мировой экономический кризис, подготовка мирового сообщества к новой мировой войне и др.
Лекторий «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЯ А. ХВАЛИНА» посвящён рассмотрению следующих тем: Рождение христианской государственности в России и русской литературы, паломничество в Иерусалим. Жизнь и труды прп. Иосифа Волоцкого как выдающегося деятеля Русской Церкви и государства. О творчестве М. Лермонтова как переходном этапе от романтизма к реализму (на примере стихотворения «Парус»). Н.Г. Чернышевский – великий русский писатель и мыслитель 19 века (на примере его малоизвестных драматических произведений). Драма чеховского интеллигента. А.П. Чехов как жизнеутверждающий писатель. М.А. Булгаков — выдающийся русский писатель советского периода отечественной истории. Почему его произведения так актуальны сегодня?
В Год семьи, отмечаемый ныне в России, своё первое выступление в Клубе руководитель проекта А. Хвалин посвятил семьям двух российских Императоров, отца и сына – Александра III и Николая II.
Ведущий вписал разговор об образовании и воспитании в двух монарших семьях в широкий исторический контекст: принятие христианства на Руси, понятия о верховной власти и браке в христианстве, Владетельные Дома Европы, родственная связь их членов между собою, личное дело управление страной и влияние браков на внутреннюю и внешнюю политику государств.
Были отмечены общие моменты и различия в судьбах Императоров Александра Третьего и Николая Второго: о Династии Романовых в целом, Европейские родственники, равнородные браки. Наследие христианской ойкумены: Иерусалим – Рим – Константинополь – Москва. Рождение наследника – государственный акт, его крещение в православную веру. Отличия в воспитании и образовании наследников престола и других Великих Князей. Русские кормилицы у членов Императорской Фамилии Романовых – тесная связь с крестьянской Россией. Первые воспитательницы в младенчестве и раннем детстве – иностранки для общения с зарубежными родственниками. Первая учительница для Великого Князя Николая Александровича – преподаватель гимназии А.П. Олленгрэн. Дальнейшая учёба по гимназической и университетской программе. Военная подготовка. Присяга в 16 лет. Все Романовы – офицеры Русской Императорской Армии – защитники Отечества. Убийство Царской Семьи Императора Николая Второго и других членов Династии Романовых – слом вековых устоев. Покаяние и прославление святых царственных страстотерпцев Русской Православной Церковью – залог возрождение России в прежнем величии и славе. Святая Царская Семья во главе сонма Новомучеников и исповедников Земли Русской – образец для подражания нынешнего молодого поколения.
Рассказ А. Хвалина сопровождался показом иллюстративного материала, вызвал интерес у гимназистов, так что разговор продолжился, выйдя даже за временные рамки вузовских занятий. Но все, организаторы и ребята, остались довольны встречей. Ибо всё движется личным интересом и любовью. А в тот морозный день, в канун праздника Николы Зимнего, в Балашихинской Земской гимназии на первое заседание Историко-литературного клуба «Летопись» собрались неравнодушные люди, любящие своё Отечество.
Фото Н. Саволикова.