Н. Каразин. Глава 5.

Мощное поступательное движение России в XIX – начале XX веков шло по одной дороге двумя путями: на Восток – к Тихому океану и на Юг – к Индийскому. Направляли и олицетворяли это движение два великих русских Государя: Император-миротворец Александр Третий и Царь-страстотерпец Николай Второй. Многие вехи пути и его участники объединены единой государственно-церковной целью, как например, обустройство Кавказа с Туркестаном и Дальнего Востока. Показать эту связь в делах и судьбах людей – задача нового проекта «Имперского архива». Открывает новый проект «Две дороги – один путь» публикация о Николае Каразине – исследователе Средней Азии и художнике-иллюстраторе книги об эпохальном Восточном путешествии Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича. Восточное путешествие Цесаревича повлияло на ход русской и мировой истории в XXXXI веках.
Благодарим русского историка из Ташкента В. Фетисова за предоставленный материал и участие в проекте.
АНДРЕЙ ХВАЛИН
+
ВЛАДИМИР ФЕТИСОВ
«Жизнь и странствия Николая Каразина –
художника, писателя, солдата»

 

Предисловие. https://archive-khvalin.ru/n-karazin-predislovie/

Глава первая. https://archive-khvalin.ru/n-karazin-glava-1/

Глава вторая. https://archive-khvalin.ru/n-karazin-glava-2/

Глава третья. https://archive-khvalin.ru/n-karazin-glava-3/

Глава четвёртая. https://archive-khvalin.ru/n-karazin-glava-4/

Глава пятая.

Между благодатными оазисами Туркестанского генерал-губернаторства и центральной частью Российской империи пролегли тысячи километров безводных степей и пустынь. Единственными средствами сообщения оставались телеграф и конная почтовая служба. Между тем для широкого освоения новых территорий и для противодействия Британии в рамках “Большой игры”, требовалась быстрая переброска грузов и войск. Поэтому одной из важнейших задач для российских властей было установление эффективной транспортной артерии между метрополией и вновь присоединенными землями. Проще говоря, нужно было построить железную дорогу. Для оценки возможных путей решения этой проблемы в 1879 года была организована Самарская ученая экспедиция, известная также как экспедиция Великого Князя Николая Константиновича в Среднюю Азию.

К этому времени Николай Константинович был уже довольно опытным путешественником и исследователем. За его плечами были три научные поездки по Центральной Азии, если не считать участия в Хивинском походе под командованием генерала Кауфмана в 1873 году. Именно в этой военной экспедиции Великий Князь “заболел” Туркестаном и начал вести путевые заметки обо всём, что могло иметь интерес в военном, научном и промышленном отношениях. Так появилась огромная тяга к исследованию Средней Азией, которому Николай Константинович посвятил всю свою жизнь. Экспедиции Великого Князя изучали возможность соединить быстрым и удобным путём Туркестан и Россию. В 1878 году в Оренбурге вышла брошюра “О выборе кратчайшего направления Среднеазиатской железной дороги”, а в Самаре опубликована работа Великого Князя “Исследование направления Среднеазиатской железной дороги между Уралом и Сыр-Дарьёй”. Правда, посланный в Петербург проект был признан нерентабельным из-за малонаселенности земель.

Весной 1879 года в Самарской губернской типографии тиражом 1200 экземпляров была отпечатана брошюра “Аму и Узбой”. Но ни на одной печатной работе Николая Константиновича не было указано имя автора. На титульном листе стояли лишь две латинские буквы “N. N.”, а в примечании автор безымянно характеризовался как “один из лучших исследователей Средней Азии”. По негласному Высочайшему запрету имя опального Великого Князя не должно было нигде упоминаться. Enfant terrible[1] царственного семейства, он был обвинён в краже драгоценностей своей матери и выслан за пределы Петербурга. Интересно, что в работе “Аму и Узбой” Николай Константинович обосновывал возможность и необходимость поворота Амударьи на запад, через пустыню Каракумы к Каспийскому морю. В случае осуществления этого проекта появилась бы возможность связать Центральную Россию с Туркестаном по водному пути Волга — Каспийское море — Амударья вплоть до границы с Афганистаном.

Н. Каразин. Глава 5.
Великий Князь Николай Константинович в мундире флигель-адъютанта после окончания Николаевской Академии Генерального штаба и титульный лист его работы о железнодорожных изысканиях в Туркестане с собственным автографом, адресованным помощнику статс-секретаря Государственного Совета М. И. Семевскому.

 В конце 1878 года в Хивинском ханстве происходит наводнение, в результате которого часть вод Амударьи прорвалась в её старое русло Узбой, ведущее в Каспий. Это событие вызвало широкий интерес научных и политических кругов России. В декабре 1878 года в Русском географическом обществе состоялось заседание, посвящённое этому природному явлению. Полковник А.Н. Куропаткин, в то время заведующий азиатскими делами Главного штаба, представил своему начальству специальную докладную. Воспользовавшись этим интересом Николаю Константиновичу, проживавшему в это время в Самаре, удалось получить соизволение Императора Александра II на проведение экспедиции на Амударью, и 16 февраля на имя самарского губернатора было доставлено письмо из канцелярии министерства внутренних дел, в котором сообщалось: “Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Константиновичу предпринять весною сего года, в сопровождении Графа Ростовцева и других лиц, путешествие по разным степным и другим местностям, находящимся в Оренбургском и Туркестанском краях”[2]. Целью экспедиции являлось изучение возможности транспортной связи между Туркестаном и Россией как железнодорожным, так и водным путём. Поэтому в ее программу вошло “исследование реки Амударьи, её полноводности, глубины, скорости течения, наличие порогов, обзор берегов, судоходность, а также разыскание и обзор сухих русел в Хорезме и Каракумах, обзор порогов и плотин по Узбою, развалин и следов оросительных каналов вблизи его берегов”[3].

Такова предыстория Самарской экспедиции, названной так поскольку большая часть подготовки проходила именно в этом городе. В неё, в качестве художника и корреспондента, вошел и Николай Николаевич Каразин, к этому времени уже действительный член Русского географического общества.

Кроме него в состав экспедиции были включены: известный путешественник и исследователь Средней Азии геолог И.В. Мушкетов, ботаник профессор Н.В. Сорокин, инженер путей сообщения В.Н. Соколовский, морской офицер капитан-лейтенант Н.Н. Зубов, граф Н.Я. Ростовцев. Николай Константинович пригласил в путешествие выпускника Берлинского университета, молодого ученого-ориенталиста Рамчандра Баладжи, индийца по происхождению. Сопровождала Великого Князя и его молодая жена Надежда Александровна, дочь оренбургского полицмейстера генерала А.Н. фон Дрейера.

Стартовать экспедиция должна была из Красноводска (ныне г. Туркменбаши), однако подготовка путешествия затянулась, и в начале лета 1879 года Николай Константинович вместе с некоторыми участниками, в число которых входил и Каразин, отправляется из Оренбурга прямо в Ташкент.

Почти одновременно с выездом Великого Князя капитан-лейтенант Н. Н. Зубов с небольшим караваном верблюдов и шестью матросами отправился из Казалинска вдоль восточного берега Аральского моря к Амударье. Через десять дней моряки вышли к Петроалександровску (ныне г. Турткуль, в Каракалпакии), стоящему в нижнем течении реки. Отсюда Зубов со своей командой должен был, дождавшись парохода, отправиться на нём вверх по течению навстречу экспедиции. Однако, судно вовремя не прибыло, и Зубов принимает решение отправиться с командой на местном плавсредстве каике – большой вместительной лодке. Получив от начальника Амударьинского отдела полковника А.А. Гротенгельма взвод солдат 13-го линейного туркестанского батальона, а также припасы и снаряжение и наняв восемь гребцов-хивинцев, отряд моряков отправляется в путь.

Тем временем в Ташкенте продолжается подготовка экспедиции. В конце июля Николай Константинович, совершив вояж в Коканд и Маргелан, даёт команду на отправку. Через Ходжент и Джизак отряд отправляется в Самарканд. Именно Самарканд, в котором должны были собраться все её участники, стал начальным пунктом экспедиции.

Н. Каразин. Глава 5.
Н.Н. Каразин. Сценка на самаркандской улице.

 Присутствие в составе путешественников племянника “Белого царя” вызвало некоторую сумятицу как у русской администрации, так и у бухарского эмира. Для обеспечения безопасности экспедиции начальник Зерафшанского округа генерал-майор Н.А. Иванов[4] выделил для её сопровождения конвой из 25 казаков 2-го конного Уральского казачьего полка. Эмир Музаффар хан также озаботился достойной встречей царственной особы. Азиатские властители придают очень большое значение таким вещам как вопросы этикета, церемоний и подарков. Чуть ли не ежедневно скакали гонцы из Самарканда в Карши, где в это время находился эмир, чтобы утрясти все вопросы. Экспедиция грозила превратиться в неторопливое шествие тяжело нагруженного подарками каравана, надолго задерживаясь во владениях местных феодальных правителей для торжественных встреч, долгих угощений и празднеств. Предчувствуя это, Николай Константинович просит исполняющего обязанности Туркестанского генерал-губернатора Г.А. Колпаковского, чтобы тот ходатайствовал перед эмиром о запрещении местным бекам преподносить подарки и устраивать многодневные увеселения. В какой-то степени эта просьба была выполнена. Почему эмир, узнав о русской экспедиции выехал в Карши? Дело в том, что каршинские беки всегда считали себя независимыми от власти бухарского эмира, время от времени воюя с ним. С появлением Николая Константиновича у местных правителей мог возникнуть соблазн заполучить члена императорской фамилии в свои сторонники. Чтобы пресечь возможность подобного развития событий, эмир и отправился в Карши.

Наконец, все формальности были утрясены, и 6 августа экспедиция отправилась в свой нелегкий поход. 

(Продолжение следует)

 

Примечания:

[1] Несносный ребенок (фр.)

[2] А. Гударзи-Наджафов. Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович,

1850–1918 – Ташкент: Baktria press, 2018.

[3] М.И. Салоникес. Самарская ученая экспедиция 1879 года; Вопросы истории, №1 1996 г.

[4] Иванов Николай Александрович (1842-1904) — русский военный и государственный деятель, участник Туркестанских походов. Туркестанский генерал-губернатор (1901 – 1904).