Борис Коверда
БОРИС КОВЕРДА И ЦАРСКИЕ ДРАГОЦЕННОСТИ
Долгое эхо выстрелов на Варшавском вокзале
«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идет о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки читались с превеликим вниманием: они испещрены подчеркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и ее составителя. Благодарю их и помню.
Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается ее живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.
Предыдущие публикации из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/o-parizhskoj-tetradi/; http://archive-khvalin.ru/nash-gosudar/; http://archive-khvalin.ru/nasledstvo-imperatora-nikolaya-ii/; http://archive-khvalin.ru/tragediya-carskoj-semi/; http://archive-khvalin.ru/tragediya-carskoj-semi-chast-2/; http://archive-khvalin.ru/moris-paleolog-ob-ubijstve-carskoj-semi/; http://archive-khvalin.ru/popytki-spaseniya-romanovyx/; http://archive-khvalin.ru/popytki-spaseniya-romanovyx-chast-2/; http://archive-khvalin.ru/parizh-sto-let-nazad/; http://archive-khvalin.ru/carskoe-sluzhenie/; http://archive-khvalin.ru/tridcat-let/; http://archive-khvalin.ru/poslednyaya-carskaya-oxota-v-belovezhskoj-pushhe/; http://archive-khvalin.ru/muzej-belovezhskoj-pushi/; http://archive-khvalin.ru/predstaviteli-carskogo-doma-v-nyu-jorke/; http://archive-khvalin.ru/poltavskie-torzhestva/; http://archive-khvalin.ru/gosudar-na-vilenshhine/; http://archive-khvalin.ru/imperatrica-mariya-feodorovna-chast-1/; http://archive-khvalin.ru/imperatrica-mariya-feodorovna-chast-2/; http://archive-khvalin.ru/velikaya-knyaginya-v-izgnanii/; http://archive-khvalin.ru/sem-pokushenij/; http://archive-khvalin.ru/edinstvennyj-svidetel/; http://archive-khvalin.ru/obruchenie/.
+
В ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ под номером 21 помещена фотография с подписью: «Борис Софронович Коверда снят в Варшавском полицейском участке вскоре после ареста». Снимок несколько раз обведён красным карандашом. Составитель ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ тем самым подчеркнул особую значимость данного материала.
О том, что имя Бориса Софроновича Коверды было очень популярно в 20-30-ые годы в среде русской эмиграции в Европе, говорит не только публикация его фотографии в газете и её размещение в ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ, но и другие статьи и материалы в русскоязычной зарубежной прессе, где упоминается Б.С. Коверда, в том числе в связи с деятельностью цареубийцы Войкова.
Как мне рассказывала Ольга Николаевна Куликовская-Романова – супруга Тихона Николаевича, внука Императора Александра III и родного племянника Царя-страстотерпца Николая II, имя Бориса Софроновича Коверды очень почиталось в великокняжеской семье как «отмстителя за Царя и Отечество». Юноша Борис Коверда стал примером для подражания целого поколения молодёжи русского рассеяния. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Б.С. Коверда упоминался в материалах русскоязычной прессы даже спустя многие годы после того, как он свершил на Варшавском железнодорожном вокзале акт возмездия над цареубийцей П.Л. Войковым.
В частности, публикуем заметку из популярной парижской газеты «Возрождение» № 4165 за 6 января 1939 г. как сопроводительный текст к фотографии Б.С. Коверды, помещенной в ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ.
+
ЦАРСКИЕ ДРАГОЦЕННОСТИ ПЕРЕШЛИ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОЛЬШИ
Заимствуем из варшавской газеты «Русское Слово» следующее интересное сообщение:
Рижский трактат[1], заключенный в 1921 году между советской Россией и Польшей, среди различных условий политического характера, предвидел возврат вывезенного из Польши во время войны имущества культурного значения.
На основании § 14 трактата советское правительство обязалось вернуть вывезенное из Польши жел.-дор. имущество, вагоны и прочее, или уплатить стоимость этого имущества золотом. На основании § 13 советская Россия обязалась уплатить Польше 30 миллионов золотых рублей не позже, чем через год. Эта сумма определена по оценке вывезенного в 1831 г. русским правительством серебряного запаса из Польского Государственного Банка в Варшаве. В 1921 г. в советскую Россию выехало две комиссии, которые и привезли в Польшу очень много ценного в культурном отношении имущества.
Доставка жел.-дор. имущества связана была с целым рядом затруднений, т.к. Советское правительство отказывалось уплатить требуемую сумму, но после больших хлопот удалось всё же привести значительную часть жел.-дор. транспорта, машин и т.д.
В 1923 г. начались переговоры относительно уплаты следуемых по Рижскому трактату 30 милл. руб. в золоте. Со стороны Польши выступал инж(енер) Ольшевский, а советскую Россию представлял, убитый Борисом Ковердой[2], Войков[3].
Войков сразу же заявил, что советское Правительство не располагает такой суммой, но после долгих разговоров согласился уплатить следуемую сумму драгоценностями, принадлежащими Дому Романовых.
Следует отметить, что большевики продали с аукциона в Нью-Йорке часть бывших царских драгоценностей, среди которых находилась знаменитая корона императрицы Екатерины Великой. Эта корова была украшена 2564-мя драгоценными камнями, среди которых находился необычайный рубин, весом в один фунт.
Польское правительство, опасаясь возможности пропажи следуемой суммы, согласилось принять царские драгоценности в качестве залога.
Среди доставленных в Польшу драгоценностей находилась корона Николая II, драгоценное колье императрицы Марии Фёодоровны, держава и скипетр русских императоров, корона императора Александра II и т.д.
Доставленные драгоценности были оценены в 30 миллионов золотых рублей, что составляет 150 миллионов злотых, рыночная же цена этих драгоценностей на 20 проц. больше оценочной.
Драгоценности находятся в подземном сейфе Банка Польского в Варшаве и составляют часть государственного фонда.
В этом году истек срок выкупа этих драгоценностей советским правительством, и бывшие царские драгоценности перешли в собственность польского правительства.
Примечания «Имперского архива»:
[1] Рижский трактат – мирный договор между Россией и Украиной с одной стороны и Польшей — с другой был подписан в г. Риге 18 марта 1921 года.
Согласно статьи XIII этого трактата «в силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. активного участия земель Польской Республики в хозяйственной жизни бывшей Российской Империи, — Россия и Украина обязуются уплатить Польше тридцать миллионов золотых рублей в золотых монетах или слитках не позже, чем в годичный срок с момента ратификации настоящего договора. Согласно пункта 1 статьи XIV Мирного Договора Россия и Украина возмещают Польше в натуре или в эквиваленте паровозов, пассажирских и товарных вагонов общей стоимостью 13.149.000 золотых рублей. Общая стоимость прочего, кроме подвижного состава, железнодорожного имущества, возвращаемого в натуре или в эквиваленте, определяется суммой 5.096.000 золотых рублей. Этим в реальности обернулись мечты о мире «без аннексий и контрибуций».
[2] Коверда Борис Софронович (1907-1987) – деятель российской Белой эмиграции, редактор. В 1927 году совершил акт возмездия по отношению к цареубийце П.Л. Войкову, тогдашнему полпреду СССР в Польше. Б.С. Коверда стал символом беззаветной преданности родине для многих молодых людей русской эмиграции. После освобождения из польской тюрьмы в 1937 г. жил в разных странах Европы и США. Похоронен на кладбище Успенского женского Новодивеевского монастыря в Нануете, Нью-Йорк.
[3] Войков Пётр Лазаревич (1888-1927) — революционер, профессиональный террорист и убийца, советский политический деятель, дипломатический работник. Один из участников злодейского убийства святых царственных страстотерпцев в Екатеринбурге. В октябре 1921 г. Войков возглавил делегацию РСФСР и УССР, которая должна была согласовать с Польшей выполнение Рижского мирного договора. В уплату советских долгов передавал полякам драгоценности Императорской Фамилии, русские предметы искусства, архивы, библиотеки и другие материальные ценности. 7 июня 1927 года Войков был смертельно ранен Борисом Ковердой на железнодорожном вокзале в Варшаве и умер через час. На вопрос, зачем он стрелял, Коверда ответил: «Я отомстил за Россию, за миллионы людей». Похоронен цареубийца П.Л. Войков на Красной площади у Кремлёвской стены.