Благородные-введение

БЛАГОРОДНЫЕ
Заметки об истории русских девичьих институтов и судьбах воспитанниц.

«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идёт о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки читались с превеликим вниманием: они испещрены подчеркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и её составителя. Благодарю их и помню.

Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается её живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.

Публикации первого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parigskaya-tetrad/.

Публикации второго тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-2: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-2/.

Публикации третьего тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-3: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-3/.

+
ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА.

 

Мы, как знамя, несли наше русское имя,
И по-русски растили мы наших детей.

Нонна Белавина,

воспитанница Мариинского Донского

института благородных девиц

Благородные-введение
Крест на русском участке в г. Белая Церковь «В вечную память умерших учивших, учившихся и служащих русских учебных заведений в Югославии. 1920-1944». Фото Андрея Хвалина.

Встреча в Русском доме под Парижем с выпускницей Мариинского девичьего института в сербском городе Белая Церковь И.А. Калининой послужила импульсом для написания этой книги. Инна Антоновна передала мне свои воспоминания о молодых годах учёбы в этом прославленном институте, оказавшемся в братской королевской Югославии в результате Великого исхода русских после гражданской войны, развязанной мировым интернационалом. Долгое время собирал документальные материалы и свидетельства очевидцев, чтобы показать судьбы отдельных «душечек», как называли друг друга воспитанницы Мариинского Донского института благородных девиц, на большом историческом фоне разных стран и образовательных учреждений за многие годы.

Им – «милым душечкам» – воспитанным в русском семейном духе, сохранившим его в «землях рассеяния», передавшим традиции и обычаи детям и внукам – посвящается эта книга. Бог даст, их трудные уроки выживания в чужеродной среде и сохранения в себе лучших качеств русского человека – благородства, верности, чести, милосердия, добросердечия будут востребованы нынешними молодыми поколениями на родине. К русской молодёжи, в первую очередь, обращена эта книга. Не унывайте, боритесь с невзгодами, берегите родных и близких, любите Россию, как делали это воспитанницы русских женских институтов на чужбине.

Детские и девичьи воспоминания в новом свете предстают спустя годы и десятилетия. Скорее всего, они и остаются в памяти, потому что нашли продолжение, какой-то отклик во взрослой жизни. Многое, что казалось когда-то важным, забывается. Другие же обстоятельства, события, встречи с людьми, вдруг всплывают в памяти сердца и обретают важный смысл. Как прекрасно сказал большой русский поэт Константин Батюшков: «О, память сердца! Ты сильней //Рассудка памяти печальной». Дети русских изгнанников, родившиеся на чужбине, впитали с молоком матери от своих родителей их неизбывное желание вернуться на историческую родину. Каждый Новый год за праздничным столом они провозглашали тост за то, чтобы заветная мечта сбылась. В памяти их сердец всегда жила царская Россия.

Традиции и принципы воспитания и образования русских девичьих институтов дали свои обильные и добрые плоды. Они должны быть усвоены и применены с учётом современных требований в российской педагогике.

АНДРЕЙ ХВАЛИН.