Прекращение смуты
«ПЛАЧЬ РУССКИЙ НАРОД»
О духовнике Императрицы Марии Фёодоровны
протоиерее Леониде Колчеве (22.09.-5.10.1871-7.06.1944).
Родился будущий Духовник Императрицы Марии Фёодоровны 22 сентября/5 октября 1871 года, на день священномученика Фоки, св. пророка Ионы, происходил из духовного звания. Окончил полный курс в Тамбовской духовной семинарии в 1894 году, после чего получил место надзирателя Тамбовского 2-го духовного училища, а на будущий год — в 1895 году – надзирателя Тамбовской духовной семинарии.
В ноябре 1897 года Леонид Колчев был рукоположен в сан иерея и стал священником Иоанно-Богословской церкви с. Ново-Александровка, Козловского уезда, а также – учителем церковно-приходской школы этого села и учительских классов при ней.
В следующем году eго перемещают в Александро-Невскую церковь (приютскую) г. Моршанска. Священническое служение он совмещает с законоучительством в 2-х классном училище при железнодорожной станции «Моршанск».
Когда возник вопрос о создании самостоятельного причта при Ореандской церкви Покрова Пресвятой Богородицы недалеко от Ливадии, то от главных жертвователей на строительство этого храма – Великой Княгини Александры Иосифовны, её детей поступило предложение назначить на эту должность именно о. Леонида.
Постепенно упрочилось его положение в Крыму, он становится законоучителем Ялтинского городского 4-х классного училища им. Н.В. Гоголя (с марта 1909 г.), и Ялтинского начального городского училища им. Л.Ф. Соболева (с 26.10.1909 г.).
Неизвестна дата его производства в протоиереи, но к 1917 году он уже имел этот сан. В 1901 году он был награждён набедренником, а в 1905 – скуфьей. Он пользовался любовью и расположением не только Вел. Кн. Дмитрия Константиновича и его брата, бывших владельцев имения в Нижней Ореанде и жертвователей церкви, но и Августейшей Семьи Государя Императора Николая Второго, которым стало принадлежать имение. Священник был пожалован золотыми часами с изображением Российского герба (1900 г.), золотым наперсным крестом из Кабинета Их Императорских Величеств (1902 г.). А в 1908 году, отметив 10-летний юбилей священнического служения, о. Леонид получил камилавку (6.05.1908 г.) и сребро-позлащённый образ преподобного Сергия Радонежского, пожалованный ему Вел. Кн. Елизаветой Фёодоровной по случаю её говения в Ореандской церкви 25 сентября 1908 года.
В 1909 г. окончил заочно курс Московской духовной академии. В 1918 г. был переведён в Ливадию. В 1920-1924 гг. был священником в Константинополе. Некоторое время служил в Париже. Затем переехал в Копенгаген, где до своей смерти был настоятелем православной церкви св. блг. князя Александра Невского и духовником Вдовствующей Императрицы Марии Фёодоровны (1847-1928) и Великой Княгини Ольги Александровны. В пору жизни в Дании пастырские заботы протоиерея Леонида Колчева включали в себя сплочение общины вокруг храма, что видно по его регулярным церковным проповедям; стремление привлечь в храм как можно больше русских православных людей, оказавшихся в Дании, о чём говорит публикация его речей и поучений в русскоязычной периодике и отдельными изданиями; духовное окормление Императрицы Марии Фёодоровны и семьи Великой Княгини Ольги Александровны. Исповедовал, соборовал и проводил в последний путь Вдовствующую Императрицу Марию Фёодоровну.
Женат был на Ольге Ивановне Литовской (род. 27.06.1872 г.), имел двоих детей: дочь Ларису и сына Аркадия. Скончался 7 июня 1944 г. и похоронен в русской части кладбища «Ассистенс» в Копенгагене, могила № 17.
Перу о. Леонида Колчева принадлежат «Первая книга по Закону Божию» (Париж, 1932 г.), «Тайны загробной жизни» (Копенгаген, 1934 г.) и «Сборник поучений на все воскресные и праздничные дни года», напечатанный в Копенгагене в 1938 году, которые ныне представляют библиографическую редкость. По данному изданию подготовлены публикуемые тексты.
Предисловие и публикация Андрея Хвалина
+
РЕЧЬ
ПРЕД МОЛЕБНОМ О ПРЕКРАЩЕНИИ
СМУТЫ В РОССИИ
Десять лет прошло с тех пор, как наша Русь святая в лице ничтожного количества людей, взявших верх над остальными, силится быть грешной. Нет другой страны, где бы столько было церквей, монастырей, чудотворных икон и святых мощей. Многое множество из этого уничтожено, осквернено или получило оскорбительное для христианского чувства назначение. Дети остаются без религиозно-нравственного воспитания и растут какими-то дичками. Всё святое, сдерживающее и облагораживающее человека, вытравляется. Пробуждаются низменные инстинкты, спускается зверь с цепи и начинается нечто невероятное. Все, кто имел возможность, с ужасом и омерзением отскочили от стен, за которыми слышалось пение, лики и вакханалия одних и стоны, слезы других, где кровь невинных жертв человеческих обильно напаяет землю, где трупами убиенных и умученных густо засеяна почти вся наша страна. Десять лет сатана справляет свой кровавый пир. Видя эту мерзость запустения на месте святе, люди верующие не могут пройти мимо без содрагания. Как во время оно иудеи проливали слезы в плену Вавилонском при одном воспоминании о своём Иерусалиме, так ныне мы, христиане, в рассеянии сущие, оплакиваем свою мраком безбожия окутанную родину. Плачь русский народ, и пусть слезы твои широкой пламенно-огненной рекой льются к Богу, да преложит Он гнев свой на милость.
Говорят, что один благочестивый священник, где-то под Москвой, совершив Божественную службу, запер церковь и ушёл к себе домой. На другой день приходит он в храм и видит, что святая чаша стоит на престоле с налитой до половины какою-то водой. Испив эту воду и, отерев чашу пеленой, он поставил её, как обычно, на жертвенник, прикрыв стеклянным колпаком и возвратился в дом свой, размышляя о случившемся. На следующий день чаша с водой опять оказалась на престоле. Тогда священник, объятый каким-то благоговейным страхом, пал на колени и дерзновенно стал просить Господа открыть ему, чтобы сие значило? Вдруг он видит какую-то как бы из света сотканную женскую фигуру, которая заговорила: «Я, как и ты, умоляю Господа сжалиться над страною сей несчастной, а Он Мне отвечает: “Я вижу только Твои, Мать Моя, слёзы, а вот когда эта чаша страданий переполнится молитвенными слезами человеческими, тогда будет исполнено Твое прошение”». Так это было или нет, но слёзная молитва, действительно, сильна бывает прорвать небеса. Святой царь Давид часто в псалмах своих говорит, что Бог не столько молитву его слушал, сколько на слёзы взирал, или гласу слёз внимал. Положил еси,— говорит, — слезы моя пред Тобою (Пс. 55, 9). Объясняя это место, Кассиодор не убоялся сказать, что слёзы, употребляемые в молитвах, как бы «насилие творят Богу».
Усилим же, братие, нашу молитву, которая, несомненно, не будет одинокой, да помилует Господь страждующую страну Российскую — этот наречённый дом Пресвятыя Богородицы.
Царю Небесный, призри с высоты святого жилища Твоего на всех в скорби и пленении сущих братий наших, утиши страсти, умири смуту, насилие прекрати и да воссияет вновь вера и благочестие, да славится имя Твое свято всюду по лицу земли родной, как это было встарь. Аминь.
1928