Ахтырцы-1
АХТЫРЦЫ НА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ
Воспоминания боевого офицера штабс-ротмистра Константина Шургаевича.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В августе 1914 года началась Первая мировая война, получившая в русской историографии название Великой. Она привела к падению пяти монархий, в том числе и великой Российской империи. Эти грандиозные события живут в коллективной памяти человечества, правда, не приносят коллективного иммунитета от новых мировых войн. Однако свидетельства доблести, мужества и чести, проявленные русскими солдатами и генералами, всем народом при защите Отечества в Великой войне 1914-1917 годов, на века стали подспорьем в грозных испытаниях. Мы обращаемся к ним вновь и вновь.
Константин Николаевич Шургаевич (1894-1962) – офицер Российской Императорской и Добровольческой армий в Гражданскую войну, председатель отдела Союза чинов Русского Корпуса в городе Сан-Пауло (Бразилия), штабс-ротмистр. Родился в с. Меджибож – месте постоянной дислокации 12-го Ахтырского гусарского полка, Шефом которого была Великая Княгиня Ольга Александровна, младшая сестра Государя Императора Николая II Александровича. По окончанию 2-го кадетского корпуса и Елизаветградского кавалерийского училища в 1914 г. выпущен корнетом в 12-й уланский Белгородский полк в составе 12-ой кавалерийской дивизии. В дальнейшем – офицер 12-го Ахтырского гусарского полка той же дивизии. В Добровольческой армии с 1918 г., после эвакуации из Крыма жил в Югославии и Бразилии, где и скончался.
Машинописный текст воспоминаний К.Н. Шургаевича с правками от руки получен мною в Париже от летописца, хранителя архива Ахтырского полка – протоиерея Владимира (Ягелло), сына Владимира Павловича Ягелло – корнета и последнего члена Союза офицеров Ахтырского полка.
В текст воспоминаний К.Н. Шургаевича внесены незначительные изменения на основании новейших исследований архивных документов по истории Русской Императорской армии. Стилистика, грамматика, синтаксис приведены к нормам современного русского языка, где это не противоречит авторскому замыслу.
АНДРЕЙ ХВАЛИН,
главный редактор сайта «Имперский архив»
+
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: Меджибожский лагерь. Мобилизация 1914 года. Первые дни войны.
Описание действий 12-й кавалерийской Дивизии под командой генерала Алексея Максимовича КАЛЕДИНА не есть история ни полка, ни дивизии, а также не есть тактический разбор их, а лишь посильное описание этих действий.
Имея в своем распоряжении только односторонний, но вместе с тем единственный матерьял; ясно, что в нём есть недочеты, за исправление которых буду благодарен.
День, место и результат боёв верны, что для историка весьма ценно.
Неправильности в фамилиях понятны, т.к. полковые дневники погибли.
Да важно ли, что в данном бою командовал не А., а Б. Важна доблесть и честное выполнение долга Русского Императорского Офицера — Русского Солдата — доблесть 12- ой кавалерийской дивизии.
Вечная вам память, дорогие отцы, братья и друзья, живот свой положившие за Веру, Царя и Отечество.
Пусть узнают поколения, как исполняла свой долг РУССКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ АРМИЯ, а в ее составе 12-я кавалерийская дивизия перед ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и РОДИНОЙ.
Штабс-ротмистр К. Шургаевич
+
12-я КАВАЛЕРИЙСКАЯ ДИВИЗИЯ. 1914 ГОД
Начальник дивизии — генерал-лейтенант Алексей Максимович Каледин.
1-я бригада:
Командир бригады — генерал-мaйор Кузьмин-Караваев.
12-й драгунский Стародубовский полк. Командир полка полковник Хочетуров.
12-й уланский Белгородский Императора Австрийского Франца Иосифа 1 полк. Командир полка — полковник Тусский.
2-я бригада:
Командир бригады — генерал-майор Франковский.
12-й гусарский Ахтырский Генерала Дениса Давыдова, ныне Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полк. Командир полка — полковник Трингам.
3-й Уфимо-Самарский Оренбурского Войска Казачий полк. Командир полка — полковник Жуков.
2-ой Донской Артиллерийский Дивизион.
4-я батарея есаул Крюков.
5 -я батарея есаул Илья Седов.
22-8-1914 г. к 12-ой дивизии была прикомандирована Туркестанская конно-горная батарея. Полковник А. Богалдин.
+
МОБИЛИЗАЦИЯ
В 1914 году 12-й гусарский Ахтырский полк был назначен отбывать лагерный сбор совместно с Гвардейским корпусом в Красном Селе под Санкт-Петербургом, куда Ахтырцы прибыли к 1-му мая 1914 года, и были прикомандированы к 2-й кавалерийской гвардейской дивизии.
12 драгунский Стародубовский, 12-й уланский Белгородский, 3-й Уфимо-Самарский казачий полки и 2-ой Донской артиллерийский дивизион отбывали лагерный сбор под местечком Меджибож – лагерный сбор 12-го армейского корпуса.
14-го июля 12-я кавалерийская дивизия была двинута из местечка Меджибож на свои зимние стоянки ввиду предполагаемой мобилизации, которая была объявлена 17-го июля 1914-года.
12-й rycapcкий Ахтырский полк в ночь на 13-ое июля получил приказание идти в город Гатчино и грузиться в вагоны для отправки на свою постоянную стоянку, в местечко Меджибож. Но в пути получили приказание: не заходя на свою зимнюю стоянку, выгрузиться на станции Черный Остров на железной дороге ПРОСКУРОВ-ВОЛОЧИСК. В ночь на 18-е июля Ахтырцы прибыли на стан(цию) Черный Остров и к утpy прибыли в район Крживачинцы — Войтовцы, где уже находилась вся 12 кавалерийская дивизия.
19 июля Германия объявила войну России. 24-го июля и Австро-Венгрия объявляет войну России. (С. 3)
ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ
24-го июля 1914 года, как только получили телеграмму, что Австро-Венгрия объявила войну России, наши саперы взорвали железнодорожный мост у Волочиска. 25-го июля 12 кавалерийская дивизия была подтянута в paйон Волочиска. 26-го июля наши батареи 2-го Донского артиллерийского дивизиона с целью разведки обстреляли станцию Подволочиск. Не получив приказания перейти границу, 12 кавалерийская дивизия выслала к границе разведывательные эскадроны и выставила сторожевое охранение. 27-го июля 6-й эскадрон 12 уланского Белгородского полка, ротмистра Седлецкого, получил приказание сменить 4-й эскадрон того же полка, ротмисра Шумова, который находился в нескольких верстах впереди сторожевого охранения. Подходя к лесу, что северо-западнее деревни Гарнишовка, в котором находился 4-ый эскадрон улан ротмистра Шумова, дозоры 6-го эскадрона донесли, что по дороге от деревни Больковцы в нашем направлении движится небольшая кавалерийская часть австрийцев. 6-й эскадрон улан сворачивает в лес и, ускорив аллюр, присоединяется к 4-му эскадрону, который также заметил противника. Два командира решают атаковать австрийский эскадрон. Спешив два взвода 6-го эскадрона, под командой штаб-ротмистра А. Табурэ, который занял позицию у моста, что южнее дер. Больковцы, эти два взвода должны были отрезать путь отступления австрийцам, а конной атакой в полтора эскадрона уничтожить австрийский эскадрон. Как только уланы вышли из леса и бросились в атаку, австрийцы повернули коней и стали уходить к мосту, но встреченные залпами спешенных улан, резко сворачивают к реке и на полном ходу влетают в топкое болото, где много австрийских драгун гибнет в болоте, а остальные были взяты в плен вместе с (С. 4) командиром эскадрона 2-го драгунского австрийского полка. В этом деле был убит улан Домбин.
28, 29, 30 и 31 июля. Дивизия, не получившая ещё приказания перейти границу, несла разведывательную службу и охранение вдоль границы. 1-го августа от 12-го гусарского Ахтырского полка был выслан разведывательный эскадрон: 1-й эскадрон ротмистра Елчанинова II-го, который у хутора Терешпальский перешёл реку Збруч и дошёл до деревни Кеселаки-Хнилицки, где был встречен австрийской пехотой; разведав этот район, возвратился к полку.
6-го августа в 13 час. 14 мин. дивизия перешла австро-венгерскую границу, переправившись через реку Збруч у хутора Терешпальский. 12-й гусарский Ахтырский полк по переходе границы был двинут к дер(евне) Токи, где 3-й эскадрон ротмистра Диамбекова и 4-й эскадрон штаб-ротмистра Г. Панаева II-го имели перестрелку с ландштурмистами (венгерские части – А.Х.), после которой дер. Токи была занята. Ландштурмисты отошли, а часть их, снявши форму, попряталась в хатах. Для очистки деревни и на ночлег в дер. Токи остался 3-й эскадрон, а полк присоединился к дивизии в районе дер. Холотки. 12-й уланский Белгородский полк, выдвинутый в направлении дер. Кошлаки, занял деревню без боя. В этот день было ранено два гусара 3-го эскадрона.
7-го августа дивизия подошла к дер. Клебановка, имея в авангарде 12-й уланский Белгородский полк. Разъезды улан донесли, что через жел.-дор(ожную) станцию Богдановку должен пройти австрийский военный поезд со стороны Подволочиска. Белгородцы были направлены для задержания этого поезда, а 2-й донской артиллер(ийский) дивизион начал обстрел железной дороги. Белгородцы разрушили часть жел.-дорожного (С. 5) пути к захватили ст. Богдановку, где захватили всю коресподенцию, которая дала большие ориентировочные сведения. Но австрийскому поезду всё же удалось уйти.
8-го августа дивизия двинулась в район Куйданцы-Романово-село.
9-го дивизия продолжала своё движение через Шляхцицы к городу Тарнополь с целью разведки. Гор(од) Тарнополь оказался занят австрийцими — в бинокль можно было наблюдать суету на вокзале. Генерал Каледин решил захватить город. Наши две батареи выехали на позицию и начали обстрел города. Австрийцы долго не отвечали. Тогда 12-уланский Белгородский полк и два эскадрона Ахтырцев были развернуты в лаву для атаки города. Но в это время от города начали наступать густые цепи австрийской пехоты, а их батареи начали сильно и метко обстреливать расположение дивизии. Конная атака города была отменена до подхода нашей пехоты, но артиллерийская перестрелка продолжалась до позднего вечера. К вечеру 12-я дивизия перешлаа в дер. Курники-Черниховцы.
В ночь на 10-ое августа подошла наша пехота и с рассветом начала бой, а к вечеру гор. Тарнополь был взят. В этот день 12-я кавалерийская дивизия, обойдя Тарнополь, форсировала реку Серет у дер. Чистилово для захождения во фланг австрийцам. Перейдя Серет, дивизия наткнулась на окопы противника. 12-му уланскому Белгородскому полку было приказано спешиться и занять позицию. Белгородские уланы завязали бой, но продвинуться дальше не смогли. Меткий огонь батарей 2-го Донского артиллерийского дивизиона по окопам противника нанес ему громадный ущерб. На позиции уланы находились 8 часов, находясь всё время под сильным ружейным и пулемётным огнём. С наступлением темноты бой прекратился.
К рассвету 11-го августа противником окопы были брошены, и в (С. 6) них было обнаружено много убитых и раненых, как результат обстрела нашей артиллерии. По показаниям раненых и пленных против улан было до трёх батальонов пехоты с пулемётами, т.е. в несколько раз австрийцы превышали в этом бою улан. Сбив противника с позиции и обойдя Тарнополь, дивизия преследовала отступавшего противника. В авангарде шли Ахтырцы и скоро настигли арьергард и после короткого боя захватили много пленных. Путь, по которому проходила дивизия, на протяжении нескольких вёрст к юго-западу от Тарнополя был усеян брошеными зарядными ящиками, винтовками и амуницией, что показывает, с какой поспешностью австрийцы уходили от преследования дивизии. Направление преследования шло через Загробела-Почанинцы к городу Бржезани (совр. Бережаны – А.Х.). В районе Почанинцы-Городище дивизия несколько раз принимала боевое построение, имея перед собой кавалерию противника, но последняя не принимала боя, а спешно уходила. Подойдя к переправе через реку Стрипа у дер. Медова, дивизия остановилась, т.к. переправа была занята пехотой противника, а мост был разрушен. На ночь дивизия отошла в район Таурова.
12-го августа дивизия заняла гор. Бржезани, откуда были высланы разъезды, которые доносили о присустви конницы противника.
(Продолжение следует)