Дорогой Цесаревича в Чите
К 130-летию восточного путешествия Великого Князя Николая Александровича 1890-1891 годов. Визит в столицу Забайкалья: история и современность.
Сотрудник Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича (1890-1891), руководитель проекта «Мир» и православный экскурсовод Ирина Николаевна Васильева стала победителем в конкурсе «Лучший гид», проведённом Читинской городской администрацией. На конкурс была представлена экскурсия «Дорогой Цесаревича Николая», рассказывающая о посещении Августейшим путешественником Забайкалья и областного центра в 1891 году.
Как сообщает управление внешнеэкономических связей администрации города Читы, организаторы и члены жюри прослушали проекты самых увлечённых и талантливых гидов и экскурсоводов краевого центра: как профессионалов, постоянно работающих в этой сфере, так и любителей, чья увлечённость историей и природой Читы позволяет им донести свои исторические и географические знания и мысли до широких слоёв забайкальской аудитории.
На конкурс было подано более 40 заявок. По итогам рассмотрения материалов в финал конкурса были отобраны 20 проектов в номинациях «Экскурсия» и «Туристический маршрут». Также участников поделили по двум возрастным категориям: работники предприятий и учреждений, самозанятые граждане и студенты средних и высших образовательных учреждений.
Конкурсанты оценивались по критериям: информативность, достоверность данных, оригинальность подачи материала, выразительность изложения, продуманность и обоснованность выбора маршрута, культура речи экскурсовода.
В категории «Любители» первое место заняла Ирина Васильева с экскурсией «Дорогой Цесаревича Николая». Награждение победителей и номинантов состоится в конце декабря. Также для всех участников конкурса будет проведён мастер-класс «Основы внутреннего туризма. Секреты профессии экскурсовода. Формирование маршрутов и экскурсионных программ», информирует Любовь Ожегова, представитель управления внешнеэкономических связей администрации города Читы (https://vk.com/wall-113625219_968).
Город Читу Наследник Цесаревич посетил 17-18 июня 1891 года. Из его восточного дневника, недавно опубликованного, известны некоторые красноречивые детали этого визита:
«17-го июня. Понедельник.
(…) Чем дальше ехали, тем становилось жарче. В Атаманском посёлке переоделся в чекмень (вид верхней одежды между халатом и кафтаном, распространённой у казаков – А.Х.) для въезда в Читу; за три вер(сты) до города встретили офицеры конного полка и батареи. В 2 ½ ч(аса) приехал в Читу; произошла обычная остановка у арки: хлеб-соль от города, учебные заведения, войска шпалерами и местные жители. Поехал на тройке одного из членов управы, который сам правил на козлах. Перед собором встретил преосвящ(ённый) Макарий (Макарий (Дарский) (1842-1897) – епископ Селенгинский, первый викарий Иркутской епархии — А.Х.) словом; внутри собора дамы забросали меня цветами и ужасно давились.
Оттуда поехал к себе в дом губернатора; тут стояли: почётный караул от 1-го Забайкальского пешего батальона и депутации от крестьянских обществ, которые удалены от тракта. Отдохнув, поехал сначала в военное собрание, где принял военные и гражданские власти, затем к архиерею и, наконец, на парад. Всё одни казаки Забайкальские: 1-й пеший батальон; 1-й конный полк (3 сотни) и 2-я конная батарея; затем льготные сотни 2-го отдела и две сотни казачат. Еще участвовали: Читинская местная команда и подвижной артиллерийский полупарк. Войска я нашёл в отличном виде, и прохождение было замечательное; также и джигитовка. Вследствие путаницы произошла одна только скачка, и я вернулся к себе; бар(он) Корф распёк Хорошхина и его начальника штаба за халатное отношение и неумение распорядиться. В 8 ч(асов) был довольно большой обед с начальством и представителями областного правления. Потом вышли в сад, произошёл залп, на площади сыграли «Боже, Царя храни!»; прокричали ура!, подбежали к калитке – и затем все вернулись в дом – это называлось народным праздником!?
18-го июня. Вторник.
Проснулся с чудным днём, чувствовал себя очень хорошо и в прекрасном настроении духа. В 9 ½ начался объезд учебных заведений: в классической гимназии был молебен с освящением здания; здесь служил сам Макарий, всё время закатывающий глаза кверху и мотающий головой вправо и влево! Затем посетил женскую прогимназию, женский приют вед(омства) Имп(ератрицы) Марии и городское училище.
Вернулся ненадолго к себе; принял депутацию с образом от каторжных, что меня весьма тронуло. В 11 ½ сел на лошадь и выехал из города со всеми офицерами и Забайкальским полком за четыре версты по тракту до палатки, где приготовлен был войсковой завтрак. Лошадка моя имела громадную рысь, так что остальные скакали сзади – довольно нелюбезно с моей стороны, но хотелось попробовать лошадь. Вид из палатки на Читу хороший; завтрак был короткий. Снялся группой тут же.
В городской коляске поехал немного дальше, где в степи казаки показывали ловлю диких лошадей из табуна, приведённого казаком Шестаковым. Тут же окончилась 7-вёрстная скачка заводских лошадей льготных, которая должна была произойти вчера после парада. Солнце пекло очень сильно, пыль стояла отчаянная. До первой перепряжки офицеры и масса казаков провожали меня; джигитуя, они с лучшими намерениями напылили ужасно. На остановках в остальных деревнях пили чай и молоко с большим наслаждением. Перевалили через Становой хребет, места очень живописные, дорога дальше идёт лесами». (Хвалин А. Восточный дневник Цесаревича. М. 2020. С. 249-250).
Важные детали Августейшего визита в Читу и о проезде в 1891 году через Забайкальскую область и Иркутскую губернию Наследника Цесаревича сохранились в письме Архиепископа Иркутского Вениамина Обер-Прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву:
«В Чите после встречи в соборе (встреча везде делалась по чину, составленному м(итрополитом) Филаретом, напечатанному в № 215 Церков(ных) Ведом(остей) за 1890 г.) осчастливил своим посещением преосв(ященного) Макария, Еп(ископа) Селенгинского (посещений по всей Сибири удостоились исключительно одни Архиереи), пожаловал собору драгоценный напрестольный крест и один походный комплект церковных вещей для миссионера». (Забайкальские епархиальные ведомости. № 24. 15-го декабря 1914. С. 991).
В данном случае Иркутский владыка имеет в виду «Чин, бываемый в церквах, находящихся на пути Высочайшего шествия», составленный блаженной памяти митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1824 году. По этому же чину поступали церковные власти и при встрече Государыни Императрицы, Государя Наследника и прочих особ Высочайшей Фамилии. Приведём его полностью, поскольку ныне он не знаком широким кругам церковного народа:
«Чин, бываемый в церквах, находящихся на пути Высочайшего шествия.
- По приближении Его Императорского Величества к селению начинается благовест, а по въезде в селение — звон.
- Когда Его Императорское Величество проезжает мимо церкви, священник стоит пред церковью на паперти в праздничном облачении, держа в руках святый крест, диакон с кадилом, а причётники со свечами, в стихарях; могут быть притом и хоругви,смотря по удобности.
- Если Его Императорское Величество не изволит останавливаться, священник осеняет Его Величество крестом,не сходя с своего места, диакон кадит, а потом возвращаются в церковь.
- Если Его Императорское Величество изволит выйти из экипажа к церкви, священник подносит Его Императорскому Величеству крест для целования, держа оный также в руках, а не на блюде. В сие время звон прекращается.
- Если Его Императорское Величество изволит идти в церковь, священник с причтом предшествуют ему с пением стиха „Бог Господь и явися нам“ и проч. однажды и, показав Его Императорскому Величеству между амвоном и клиросом место, на котором прилично быть ковру, становится на своём месте за амвоном, диакон полевую руку священника, а причетники по клиросам.
- Диакон говорит эктению: „Помилуй нас, Боже“ и проч., „Еще молимся о Благочестивейшем“ и проч., „Еще молимся о Святейшем“ и проч., „Еще молимся о всем их христолюбивом воинстве“, „Еще молимся за всю братию и за вся христианы“.
- Священник говорит возглас: „Яко милостив “ и проч.
- По сем отпуст.
- Диакон говорит многолетие Государю Императору и Высочайшей Фамилии, начиная так: „Благоденственное и мирное житие“ и проч. Певцы поют: „многая лета“. Должно полагать, что в сие время Его Императорское Величество изволит прикладываться к местным иконам Спасителя и Божией Матери.
- В шествии Его Императорского Величества из церкви священник с причтом предшествуют ему по-прежнему, и звон опять начинается.
- Наблюдать, чтобы во время пребывания Его Императорского Величества в церкви народ не теснился к алтарю,а кольми паче, чтобы не входил в алтарь.
- Когда Его Императорское Величество отправится в дальнейший путь, священник с причтом в то же время совершают о благополучном шествии Его Императорского Величества молебное пение со звоном».(Прибавления к Церковным ведомостям. № 45. 1890. С. 1521-1522).
Посещение Читы Наследником Цесаревичем оставило в истории города заметный след. О чём, в частности, свидетельствует заметка в местной церковной печати о праздновании 25-летия посещения г. Читы Его Императорским Величеством Государем Императором Николаем Александровичем в бытность Его Наследником Цесаревичем:
«Двадцатипятилетие посещения Читы Его Императорским Величеством предположено было отпраздновать в Чите в церковном отношении следующим образом: 17 июня во всех церквах города совершить торжественные литургии, а после обедни — крестные ходы из всех церквей к Михаило-Архангельскому собору, где в 1891 году Его Императорскому Высочеству благоугодно было возносить молитвы к Царю царствующих. Затем соединённый крестный ход должен был следовать к арке, что на Ангарской улице, где был встречен народом Наследник Цесаревич, а после краткого молебствия крестный ход должен был идти на Троицкую гору к часовне, выстроенной в память проезда чрез Читу Его Императорского Высочества. Утром, 17 числа, город расцветился флагами, во всех церквах совершались литургии. Но, к сожалению, проливной дождь, пошедший с утра, не дал возможности выполнить намеченную программу празднования. Несмотря на ливень, крестные ходы в собор всё-таки состоялись, был крестный ход даже из отдалённой церкви-школы. Но соединённый крестный ход был отменён. Всё празднование закончилось в соборе благодарственным молебствием, совершённым архимандритом Ефремом со всем городским духовенством. Литургию в Михаило-Архангельском соборе совершал о. архимандрит, для этой цели приехавший с Иргени по приглашению города, с соборным духовенством. За причастным стихом проповедовал о. Вит. Пляскин, а пред молебном соответствующее случаю слово сказал о. архимандрит Ефрем. В числе богомольцев присутствовали г. военный губернатор, г. вице-губернатор, городской голова, начальники отдельных частей военной власти и довольно много горожан». (Забайкальские епархиальные ведомости. № 13. 1-го июля 1916. С. 460-461).
Благодаря усилиям замечательного краеведа, знатока и любителя истории Забайкалья, почитателя памяти Царя-страстотерпца Николая и сотрудника Юбилейного комитета И.Н. Васильевой с каждым днём всё новые и новые жители и гости Читы будут узнавать о визите в этот славный сибирский город и забайкальские земли Августейшего путешественника. Желаем Ирине Николаевне новых творческих побед на ниве утверждения славной имперской истории нашего великого Отечества!
Андрей Хвалин,
председатель Юбилейного комитета к 130-летию восточного
путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича