Часть 2

Всем миром Россия обустраивала великий Сибирский путь

Место закладки Уссурийской железной дороги, (третья верста), Куперовская падь.
Место закладки Уссурийской железной дороги, (третья верста), Куперовская падь.

 Читать: Часть 1

Часть 2.

Повинуясь Державной воле

На самом деле закладка Великого Сибирского пути была осуществлена следующим образом. 19-го мая 1891 года Наследник Престола выполнил поручение своего Державного Родителя, выраженное в Высочайшем рескрипте на имя Наследника Цесаревича от 17 апреля 1891 года (в монографии А.И. Алексеева и Б.Н. Морозова указано, что рескрипт дан 17 марта и на имя Великого Князя Алексея). Вот как звучат духоподъемные слова этого исторического документа:

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО. Повелев ныне приступить к постройке сплошной, через всю Сибирь, железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки, разрешенного к сооружению за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка великого сибирского рельсового пути.

Знаменательное участие Ваше в начинании предпринимаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить сношения Сибири с прочими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспеянии.

Призываю благословение Господа на предстоящий Вам продолжительный путь по России».

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «Пребываю искренно Вас любящий АЛЕКСАНДР».

Выполняя волю своего Державного Родителя, Наследник Цесаревич утром 19-го мая 1891 года направился на закладку станции Владивосток. С 9-ти часов публика потянулась за город, к месту молебна у закладки земляных работ. По левую сторону великолепно декорированного павильона (близ лесопильни господина Монсэ) была устроена небольшая платформа, у которой стоял локомотив и вагон, украшенное флагами и зеленью место находилось недалеко от Первой речки в Куперовской пади. Ровно в 10 часов прибыли Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Николай и Его Королевское Высочество Греческий Принц Георгий. По окончании молебна Высокие Гости направились к месту земляных работ, сопровождаемые строителем железнодорожной линии А.Н. Урсати, начальником участка господином Прохаско и другими инженерами. Здесь была подготовлена лопата и тачка, в которую Его Императорское Высочество Великий

Князь Николай Александрович собственноручно наложил землю и отвез ее на полотно будущей железной дороги. Момент, когда Царственный Сын управлялся рабочей тачкой, двигаясь с нею вперед и, вываливая из нее землю как простой рабочий, — был поистине торжественный: все смолкли, остались неподвижно на своих местах, и только головы поднимали, дабы не пропустить ни одного движения работы Высочайшей Особы (эти моменты были отсняты фотографами).

Совершая закладку, Его Императорское Высочество поинтересовался у господина Урсати о направлении линии, предстоящих выемках и насыпях, уклонах и т.п. сведениях, о которых господин Урсати имел счастье докладывать Государю Наследнику. В это же время господин Урсати от лица всех инженеров имел счастие поднести Его Высочеству образ Христа Спасителя.

По окончании церемонии Его Императорское Высочество и Его Королевское Высочество сели в вагон, туда же вошли Приамурский генерал-губернатор, военный губернатор, адмиралы, свита и г. Урсати. Раздался свисток, другой — и поезд тронулся медленно по свежей насыпи. По мере приближения к месту закладки здания вокзала толпа увеличивалась, особенно на переездах. По прибытии к месту закладки станции «Владивосток», Его Высочество со свитой и генералитетом вышел к месту закладки станции, убранному зеленью и флагами. После краткого молебна Государь Наследник лично совершил закладку здания. На изящном серебряном блюде Ему были поданы молоток и лопатка и в небольшом творильце цементный раствор. Августейший Посетитель тщательным образом заделал памятную доску в камень, набожно перекрестясь. Надпись на доске гласила:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В лето от Рождества Христова 1891, месяца мая 19, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского Александра III в г. Владивостоке заложен сей первый камень строящегося конечного участка Сибирской железной дороги  (Уссурийской дороги) Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, в присутствии Его Королевского Высочества принца Георгия Греческого, при управлении Министерством путей сообщения статс-секретарем А.Я. Гюббенет, Приамурском генерал-губернаторе бароне Корф, при председателе временного управления казенных железных дорог генерал-лейтенанте Н.П. Петрове, губернаторе Приморской области генерал-майоре П.Ф. Унтербергер и при начальнике работ Уссурийской железной дороги инженере коллежском советнике А.И. Урсати».

После этой церемонии Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич принял предложенный инженерами завтрак, сервированный на триста персон, в великолепно декорированной палатке. Здесь же Его Императорским Высочеством и был зачитан Высочайший рескрипт на имя Наследника Цесаревича от 17 апреля 1891 года.

За завтраком Приамурский генерал-губернатор барон Корф произнес тост: «Вчера заложен громадный док для нашей великолепной эскадры, сегодня заложено начало великой сплошной сибирской железной дороги. Последствия этого так велики, что мы их в настоящую минуту понять не можем, и я не буду их перечислять, и могу сказать только, что отблагодарить Государя изливающего щедрою рукою милости на край, мы можем только, заложив в глубине сердец наших клятву верою и правдою служить великому русскому делу и высоко держать русское знамя на берегу Великого Океана…»

По окончании завтрака Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич уехал в помещение Военного собрания для осмотра временной выставки сахалинских изделий. Там он пробыл полчаса, а оттуда отправился на фрегат «Память Азова».

Приезд Наследника Цесаревича в город, носящий прообразовательное имя «Владеющего Востоком», имел не только политическое и экономическое значение, но, в первую очередь, — глубокий религиозный смысл. Пройдет всего несколько лет и этот смысл раскроет в своем замечательном Слове, так и названном «Россия и Восток», пламенный проповедник и новомученик Церкви Русской протоиерей Иоанн Восторгов. Вернувшись из поездки по Востоку, он произнес это Слово 14-го мая 1909 года в день Священного Коронования Государя Императора в Кафедральном соборе Владивостока при священнослужении Архиепископа Владивостокского Евсевия и Епископа Киренского Иоанна при большом стечении богомольцев. Вот некоторые места из этого исторического Слова:

Владивостокский ж/д вокзал был торжественно освящен 2 ноября 1893 г.
Первое здание Владивостокского ж/д вокзала,1893 г.

«Надо возвратиться к смыслу, к доброму смыслу наших предков: мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой в страны области Дракона-дьявола, коснеющие в язычестве и неведении Христа. Но тогда идите с тем религиозно-нравственным началом русской государственности, о коем говорит Священное  Коронование царей на царство; тогда идите в осенении идеального начала боговластия в царстве русском, а не языческого народовластия, т.е. человекообожения, которое слышится в преклонении пред правом, пред силою и голосом так называемого большинства, вместо правды Христовой, вовсе независящей от пресловутого этого большинства; тогда идите с крестом и евангелием, с храмами и монастырями, с христианскою верою и жизнью, как было встарь, а не с одними железными дорогами, крепостями, войсками, торговыми предприятиями и воеводским правлением. Тогда приветствуйте переселение сюда русского народа, его стихийное движение на Восток к Океану, но давайте прежде всего переселенцу устроение церковного быта, удовлетворение нужд и потребностей религиозных; тогда идите, как встарь, в союзе веры и жизни, веры и знания, церкви и государства» (См.: Хвалин А.Ю. Государь и Дальняя Россия. М., 1999. С. 8-10, 22-24).

Имперский архив Андрей Хвалин
Владивостокский ж/д вокзал, 2015 г.

Спустя немногим более века после закладки Великого Сибирского пути и около ста лет после произнесения этой знаменательной речи священномученика Иоанна Восторгова, в первую годовщину памяти святого Царя-Страстотерпца Николая Александровича и членов Его Августейшей Семьи после Их канонизации всей полнотой Русской Православной Церкви в августе 2000 г., при огромном стечении богомольцев по завершении крестного хода по улицам города Преосвященный епископ Владивостокский и Приморский Вениамин в проповеди «Не зло победит зло, а только любовь» сказал:  «Царь Николай Второй был благочестивым. При его царстве наше государство достигло значительных успехов. Было открыто много монастырей и храмов. Он покровительствовал и способствовал распространению Церкви Христовой на Руси. Еще будучи Цесаревичем, 110 лет назад, он был во Владивостоке. Во время своего пребывания здесь заложил первый камень железнодорожного вокзала, сухого дока. Он всегда имел особое попечение о развитии Дальнего Востока. Замысел царя воплотился в Восточно-сибирской железнодорожной магистрали, которая ныне связала весь Дальний Восток и Сибирь с сердцем России – Москвой» («Приморский благовест» № 7(72), 2001).

Так через покаяние в грехе Бого- и цареотступничества, через прославление святых Царственных Мучеников современная православная Россия воссоединилась с Российской Империей, вступила в наследство великих духовных и материальных богатств наших предков. Наводняется источник нашей веры и надежды, приходит время собирать камни.

 

(продолжение следует)