О святости Русской Державы и о Святом Царе Николае II
Проповедь архимандрита Петра (Кучера),
духовника Свято-Боголюбова женского монастыря
Основоположник русской державности святой благоверный князь Андрей Боголюбский в свое время предпринял святое дело объединить всю Русскую землю воедино, в одну державу, ибо без крепкой державы немыслимо существование Церкви. Государство является охраной, «забором» вокруг Церкви. Есть такие заборы и у нас в монастыре, в Почаеве есть, в возрожденном Дивееве построили новый забор — металлический, решетчатый, высокий и красивый; вокруг храмов и монастырей раньше везде были заборы. Сейчас после десятилетий разрушений они есть не везде. Вот эти самые заборы прообразуют православное Государство, чтобы враги не вторгались в Церковь. Вот эту идею утвердил Андрей Боголюбский. Она как встарь, так и ныне ненавистна врагам рода человеческого, России и Православия.
Убийство Царской Семьи в 1918 году – дело антихриста, врагов России и Православия. Ибо они, Царские Мученики, были такие же люди, как мы – ели, пили, спали, плодились, молились, исповедывались. Хотя были патриотами не такими, как мы, ибо любили так родину, что ничего не щадили для ее сохранения. Ибо любить родину все равно, что любить Бога. Святой Русь с древности названа потому, что она неотъемлема от Православия, от Церкви. Святая Русь, Православная Россия – это синоним сердца русского, это одно и то же.
Можно ли отнять сейчас от человека его сердце, плоть, убить его и быть невиновным или нельзя? Нельзя. Человек состоит из плоти и души. После воскресения душа вернется в тело, с которым она расстается во время смерти и восстановит его. Человек трехчастен и состоит из тела, души и духа. Тело и душу все носят, и скотинка носит. А вот дух как раз оказывается тем сыром-бором, из-за которого даже войны идут, потоп даже был из-за него. Будет война, говорит Апокалипсис, наши святые отцы и пророки, из-за третьей части нашего естества, из-за духа! Сознание человеческое – это те силы и способности человеческие, которыми мы связаны с окружающим нас миром видимым и особенно невидимым.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был по сути первым царем на Святой Руси, и за это был убит антихристами, которые его окружали. Это подтверждает ту мысль, что там, где Христос, там – и Иуда. Ибо нас окружают дьявол и бесы. Посмотрите: книги «Потерянный и возвращенный рай» Мильтона, английского богослова XVII века, в них говорится, что бесы были изгнаны из рая и постепенно, «по-пластунски», как солдаты пехоты, перебрались в земной рай так, что даже архангел Гавриил не устерег его от дьявола и его бесов. Так и мир сейчас окружен бесами видимыми и невидимыми. Видимым бесом является Иуда. Такими иудами-предателями были окружавшие Андрея Боголюбского придворные, которые предали его и стали соучастниками в убийстве его.
Такой же подвиг совершил за идею государственного охранения Церкви последний Император Российской Империи Николай II. Человек благочестивейший, верующий, кроткий, святой. Выше его патриота, наверное, не знает Русская Земля. Равные ему, может, и были. Такие, как маршал Жуков и те, которые отдали свои жизни на фронтах и в застенках КГБ и ГУЛАГа и т.д. и т.п. Эти рабы Божии могут сравниться с ним по любви к Богу. Если кто любит Бога, тот не может не любить дело Христова, а дело Христово – царство Божие на земле, т.е. Православная истинная Церковь. Стало быть, Царь отдал свою жизнь и за Отечество? и за Церковь.
Обратите внимание, братья и сестры, если у нас, как говорится в Евангелии, есть голова на плечах, давайте подумаем: ведь Царской Семье после свержение предлагалось уехать за границу. Государь мог бы нагрузить царскую яхту золотом и другим скарбом и тихонько отплыть под конвоем, как это сделал Фердинанд Маркос – президент Филиппин в 80-х годах, когда его свергли. Нагрузил самолет Боинг и вывез, не помню какую, сумму долларов в Америку из своего «рая земного», где растут пальмы кокосовые. И другие цари бежали за границу. Последний персидский шах Пехлеви с золотом улетел и скитался там по заграницам, пока его враги не зарезали на операционном столе, т.е. далеко не ушел, не правда ли?
Царь Николай Российский не сделал этого. Голова государства все-таки должен пострадать за свой народ – никуда ты не убежишь. Если ты голова государства, значит ты отец государства, народа своего, будь то России или Филиппины, и не смеешь никуда бежать. Ты не просто правишь, а должен спасать народ и вести к вечному спасению. Всякий твой недочет и упущение ты должен оплатить своей жизнью. Это сделал Николай Второй. И царица, которую презирали враги Христа: предатели-министры, генералы-масоны, которым Царь надел генеральские погоны и осыпал всеми мыслимыми и немыслимыми благами, предали Его. А она, будучи немкой, сказала: «У меня Отечество не Германия, а Россия». Истинная была Матерь Русского Народа. И не бежала за границу. И все семейство осталось с ними и погибло.
До 1918 года до Западной Сибири их возили-толкали поезда почти без охраны. Всякий, кто хотел бы бежать, мог бы воспользоваться таким положением в любое время. Охрана была символической. И офицеры были посланы для устройства побега. Ан нет – не бежал! Потому, что и духом и телом был вместе с народом, был частью народа, был частью России и не мог оставить ее. Исполнил свой долг, как говорится, до последнего издыхания. Ибо ему Господь сказал в видении митрополита Серафима Чичагова: «Выбирай: либо тебе спастись, либо народа твоему». Царь ответил подобно древнему Моисею: «Меня погуби, Господи, а народ спаси».
Помните, когда Моисей принимал Закон Божий на горе, иудеи поклонились золотому тельцу? В ужасе разбил Моисей врученные ему Господом скрижали. За это предательство Господь сказал израильтянам: «Я извел вас из Египта, перед вами, негодяями, расступилось море, и вы изволите предать Меня. Выбирай, или ты или народ». Моисей сказал: «Меня погуби». Тогда Господь помиловал и Моисея, и народ. А жертву Царя Николая принял, потому что тут есть разная цена ветхозаветного народа и новозаветного православного русского народа. Тут так не обойдешься просто: «Извини, Господи». Здесь, чтобы искупить грехи народа своего, надо было повторить подвиг Христа – кровью смыть богоотступничество, ибо настолько было много дано русскому народу, что ни один с ним не сравнится.
Посмотрите, какое государство нам дал Господь, какие богатства на свете за десять веков бытия России дал нам Господь на просторах от Карпат до Сахалина, от Северных морей и до Памира. Теперь враги бросились расхищать наши богатства, ибо сказано: ищи прежде царствия Божьего, а остальное все приложится тебе.
Наши предки искали прежде всего царствия Божьего, строили церкви Божии, а все остальное приложилось. Ни какими-то там крестоносцами завоеваны эти пространства, о которых мы говорим. С Евангелием прошли эти земли апостол Сибири и Америки Иннокентий (Вениаминов) и Макарий Алтайский (Невский). Не завоевывали, не присоединяли, не захватывали земли и народы их населяющие, не уводили в неволю. Все сами просились – алтайцы, дальневосточники… Среднюю Азию, можно сказать, без выстрела приняли в лоно святого государства при Царе в 20-х годах прошлого века.
И вот это государство Русь в лице его «первых» представителей умников-интеллигентов так избаловалось, заелось, зажралось, что и стали истину не в лоне Русской Православной Церкви искать, а поехали искать истину на отрекшийся от Христа запад – по парижам, берлинам и прочим отступническим местам. Поэтому и стали такими звероподобными иванами, не помнящими своего Отечества, предателями не Царя даже и своего народа, а самого Христа.
Мы – дети и внуки тех, кто убил Царя. О таких говорится в Евангелии, что они потомки тех, кто избивал пророков. Революция 17-го года и убиение Государя Императора Николая Второго и Его Семьи – это не смена правительства, это не убийство какого-нибудь вам премьер-министра Швеции Улофа Пальме, хотя и это, конечно, плохо, поскольку жизнь каждого человека дорога. Россия – это вам не Швеция, и не какая-нибудь банановая республика, из которой мы получаем фрукты. Россия – это особое царство. Помните, как в 80-х годах в Португалии явилась Божия Матерь и сказала, что Спаситель придет через Россию. Россия сегодня – это пуп земли, связывающий всех.
Итак, свержение царского правительства, монархического строя и убиение Царской Семьи – это не смена правительства и не смена одного политического курса на другой. Это – разрушение Царства Божия на земле. Потому-то Россия являлась единственной многомиллионной страной, населенной людьми, исповедывавшими истинную веру, истинными христианами. На 16-й год в стране насчитывалось около 190 миллионов населения. Из них 40 миллионов исповедывали неправославную веру – мусульманство, буддизм, инославные конфессии. Около 150 миллионов исповедывали Православие. В России к 17-му году был расцвет богословской науки, благочестия, был благостный народ с хлебосольным характером, русские люди были истинными чадами Христовыми, кандидатами в Царствие Божие еще на земле.
После 17-го года и где-то до брежневского правления в революциях, войнах, лагерях и голодовках погибло 110 миллионов людей. Это в основном были православные люди. Если и погибли неправославные, то это каких-нибудь 10-15 миллионов. Но русского православного народа за 50 лет погибло 90-100 миллионов. Страна была уничтожена. Но физическое истребление – это еще полбеды. Вторая беда – было запрещено веровать, молиться, в церковь ходить. Вот такие «блага» принесла революция 17-го года, которую совершили сатанисты, антихристы, масоны и иже с ними. Это потомки тех, кто распяли Христа и гнали Церковь в течение 19-ти веков.
И вот сейчас Царствие Божие на земле только восстанавливается. Но многие из нас, как и предки наши перед революцией, бездуховно верующие. Мы даже здесь, с этого места слова сказать боимся, чтобы эхо не откликнулось за пределами монастыря. На работе мы хвост поджимаем, как бы нас не уволили при первом сокращении, если скажешь слово в защиту Христа и слово любви к своему Отечеству и защитишь его не в уме только, но на словах и делом.
А вот Царь Николай Второй выполнял волю Божию – отдал жизнь свою за наш народ, за всех нас. Кого из нынешних правителей ты сейчас пошлешь и скажешь: иди, пострадай за народ и Отечество даже до смерти? Никто не пойдет. Да и мы сами не готовы пострадать за Христа, при малейшей опасности бежим, как мыши, по углам разбегаемся. Но не таков был Царь-Мученик. Вы видели фотографию: Николай Второй где-то работает, окруженный солдатами, два солдата его охраняют, его бывшие подчиненные, граждане его государства, управление которым он оставил добровольно. Обладая таким богатейшим, сильнейшим и славнейшим государством, каким являлась до революции Российская Империя, изволил пойти на эшафот. Кто теперь согласится добровольно? Работали, ели, пили, трудились – все на виду и знали о своем конце, ибо в письме, которое было передано от Павла Первого и продиктованном пророком Авелем сказано, что будет с последним Императором через сто лет, и он ждал этой казни, как вол обуха на бойне, и пострадал.
И жертву Господь не от всякого принимает, не каждый из нас удостоится быть жертвой за другого. Разбойники, отступники, грешники, если и пострадают, то из-за своих грехов. Но даже, если в бою погибнешь, то получишь великую награду, а тут за 190-миллионное государство пострадал Царь. Если мы, христиане, владеем хоть малым знанием истины Христовой, то мы должны понять, что не каждого Господь сподобит пострадать за такое огромное государство, за такой великий народ. И не только за народ – за истину Христову, ибо в этом народе хранится евангельская истина – Православная вера. Вот за что пострадал Царь-Мученик! Второй Христос был Николай Второй[1].
Он пострадал за нас, за народ, ибо такого греха и беззакония – предательства веры и Отечества не искупить без искупительной жертвы, братья и сестры. Вот стоим мы все здесь – старшие сестры монастыря, священники, богомольцы, командиры в армии… Если мы, население нашей области ослушаемся требования губернатора в области, что будет? Накажут и выгонят с работы или осудят. А тут не послушали Императора – Помазанника Божьего!
Чем подтверждается истинность его избрания на царство? Излиянием мира. В Библии это прекрасно изложено, когда изливали миро на Саула и на Давида. Такое миро изливалось в России на Царей и Императоров, а позднее благодать мира была излита на Николая Второго. Такое миро было на него излито, как на Патриарха. Как при крещении мы помазываемся для вечного спасения, печать была поставлена небесная.
И мы дерзнули в лице наших отцов отречься от него, предать его в руки врагов, о чем мы читали сегодня в молитве. Кем мы выглядим сегодня? Преступниками, уголовниками! Предали царя земного, а значит, предали и Царя Небесного. Обратите внимание: слово «царь» присвояется не многим правителям государств, а только правителям православных государств – в Болгарии был царь, в Румынии. Когда она перешла на новый стиль, то стал король, сербский был царь, царь Иверии был, вот тысячу лет назад была царица Тамара и царь – России. Разница между царем и королем, президентом и т.п. фундаментальная, она заключается в Православии. Православный царь синоним Царя Небесного. Он послан с неба по образу Царя Небесного. А мы рискнули предать посланника Царя Небесного.
Вот в каждой области сейчас есть представитель Президента – во Владимире, в Воронеже, в Иванове… Пойдемте вот сейчас и убьем его, что будет нам от Президента, скажите? И нас убьют, правда? А мы после убийства царя умудрились сразу не быть убитыми. Но потом Господь попустил быть убитыми миллионам и миллионам наших соотечественников за то, что предали царя – защитника Веры и Отечества, который, будучи руководителем государства, вел нас к Царствию Небесному. Он как бы был послан Царем Небесным: иди, царь Николай, и приведи русских ко Мне. А мы взяли, как рабы неключимые, убили посланного за плодами Царем в Виноградник. Что сделает Виноградарь? — спрашивается в Евангелии. Убиет. Вот и убил нас, а вы спрашиваете, за что нам Ленин, Сталин?.. Это был суд Виноградаря за убийство посланника Своего, который пришел за урожаем, т.е. за душами, чтобы вести их в Царствие Небесное.
До сих пор тянется это дело, враги Христа тормозят дело и мешают нашей Церкви прославить царя[2]. Ничего удивительного в этом нет. Давайте вспомним, с каким трудом причислили к лику святых солнце России – Серафима Саровского. Если прославление Серафима Саровского тормозили 70 лет, то что говорить о прославлении гражданского лица, которое равняется Серафиму Саровскому или, по крайней мере, не ниже его. И мы до сих пор ведем тяжбу о прославлении царя.
Сейчас нам, братия и сестры, надо думать о том, чтобы быть сплоченными. Если мы любим детей и внуков, надо подумать о том, чтобы жизнь продолжалась. А если не будем сегодня и завтра думать о спасении, то Господь выкосит такой народ. А зачем его держать, чтобы только брашно на помет переваривать? Так не будет. Поэтому надо исповедывать истинную веру, братья и сестры. Поэтому надо не только верить, но ВЕРОВАТЬ. Верить – это знать, что есть Бог на небе, а веровать – это работать, исполнять Его заповеди, соблюдать посты, физически трудиться, быть верными венчанными супругами, не воровать, не обманывать. Если мы будем православными христианами не только по названию, но и по жизни, то Господь простит нас ради этого и продлит жизнь нашей Отчизны, т.е. даст жизнь нашим детям и внукам. Надо молиться о воцарении царя, чтобы воцарилась правда на земле, в России, вера Христова утвердилась, и правительство царь поставил, чтобы правда восторжествовала в России, правда Христова. Аминь.
Подготовка текста и публикация Андрея Хвалина
Примечание
[1] Христос — по-гречески означает «помазанник». Поскольку Самодержавные Цари в особом чине помазывались на Царство, то в святоотеческой литературе их называли «христами», но слово писали с маленькой буквы. Широко известно выражение: «Един Христос Господь и един христос Господень». В этом смысле все противники Царей — Помазанников Божиих — именовались «антихристами». Поэтому-то в первые годы революции главного Бого и — цареборца Ленина в русском православном народе называли антихристом.
[2] Проповедь произнесена во второй половине 90-х годов прошлого века еще до канонизации святых Царственных страстотерпцев Русской Православной Церковью Московского Патриархата. За прошедшее время провидческий смысл проповеди стал яснее, а актуальность только возросла, что особенно чувствуется в год 100-летия начала гонений на наш народ и Русскую Православную Церковь.