Великодворский-2023
«ЗЕМЛИ ВЛАДИМИРСКИЯ ТОРЖЕСТВУЮТ»
Праздничная поездка на Архиерейское подворье в пос. Великодворский.
В воскресенье, 1-го октября 2023 года, когда Русская Православная Церковь совершает память Собора новомучеников и исповедников Земли Владимирской, председатель Юбилейного комитета к 135-летию Восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича писатель Андрей Хвалин молился в храме преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары Архиерейского подворья п. Великодворский Владимирской епархии. Настоятель храма и подворья иеромонах Сергий (Баженов) стоял у истоков Юбилейного комитета и много делает для того, чтобы идеи русской православной монархии, за которые пострадали в том числе и владимирские исповедники нового времени, утверждались ныне среди его паствы и во всём народе возрождающейся России. На страницах «Имперского архива» неоднократно помещались материалы о подвижнической деятельности о. Сергия (Баженова) и встречах представителей Юбилейного комитета с жителями пос. Великодворский и других мест Владимирской области (http://archive-khvalin.ru/po-rossii-po-puti-cesarevicha/; http://archive-khvalin.ru/prestolnyj-prazdnik-v-velikodvorskom/; http://archive-khvalin.ru/den-rozhdeniya-gosudarya/; http://archive-khvalin.ru/po-russki-v-carskom-duxe/).
На Божественной литургии о. Сергий произнёс проникновенное слово о новомучениках и исповедниках Земли Владимирской:
«Сегодняшний день Святая Церковь совершает память Собора святых новомучеников и исповедников Земли Владимирской. Праздник установлен недавно, поэтому служба для общецерковного пользования ещё не благословлена, празднуется во Владимире в соборе, тем не менее для всех прихожан Владимирской земли – это особый праздник. А для нашего храма и прихода этот праздник особенен тем, что здесь жил о. Пётр (Чельцов, 1888-1972), священноисповедник Великодворский. Он был прославлен Архиерейским собором в 2000-м году для общецерковного почитания. Он совершал своё служение в селе Великодворье и в п. Великодворский, тогда это был единый приход. Поэтому многие люди, которые у нас живут, помнят о. Петра: их или их родственников он крестил, венчал, отпевал…
Во время служения в Великодворском о. Пётр был уже известен по всей России, поэтому богомольцы стекались сюда со всей страны. Их было так много, что специально изготовили потир для Пятницкой церкви ёмкостью полтора литра, потому что существующий не вмещал частицы, вынутые на проскомидии, так как причастников было по 400-500 человек. Отец Пётр был наделён даром чудотворения, прозорливости за свой исповеднический подвиг. Долгое время о. Пётр провёл в тюрьмах и лагерях, в том числе и на Соловках, за свою верность Христу. В 1927 г. с «физическим воздействием» его заставили подписать чистый лист бумаги. Когда он протестовал, его убеждали, что ведь ему всё равно, и так как он не признаёт за собой никакой вины, то просто напишите: «Предъявленное обвинение не признаю», — и он поставил свою подпись, а потом на этом листе следователь написал, что ему надо и это потом привело к осуждению о. Петра. Исповедник полагал, что три раза он был репрессирован только потому, что являлся священником.
Многих наших святых новомучеников и исповедников за верность Христу объявляли антисоветчиками, хотя никаких антигосударственных преступлений они не совершали. Так произошло и с о. Петром, который трижды был наказан за «контрреволюцию и антисоветизм», а затем полностью реабилитирован за «отсутствием состава преступления». Одна из судимостей о. Петра в 1949 году была за то, что у него обнаружили книги о. Иоанна Кронштадтского, другую духовную и «монархическую литературу», а также портреты Царской Семьи. За это отец Пётр получил десять лет лагерей. И сколько он ни обращался в прокуратуру предоставить ему доказательства его вины, ему отказывали в этом, и дела рассматривались не судом, а особыми совещаниями, все дела были сфабрикованы и впоследствии «развалились» при реабилитации.
Отрытое исповедничество Христа и его помазанника – русского царя считалось органами советской власти антигосударственной деятельностью, и было единственной виной о. Петра, как и тысяч других священников, перед советской властью. Страдания, которые претерпел о. Пётр в годы антицерковных гонений, — они тоже подвиг, они тоже святы, как и других священномучеников и царских мучеников, претерпевших от богоборцев даже до смерти.
Ещё особенно близок нам исповедник епископ Ковровский Афанасий (Сахаров, 1887-1962) – автор службы Всем русским святым и многих церковных песнопений. Более тридцати лет он провёл в лагерях и ссылках. После освобождения владыка жил в Петушках, Владимирской области, служить ему разрешили только в пустом храме, без прихожан – это было тонкое издевательство над архиереем, своеобразное унижение и оскорбление со стороны власти. Но вместе с тем это – яркое свидетельство страха богоборцев перед исповедниками Христа.
Владыка приезжал сюда, в с. Пятница, к о. Петру. Они были людьми одного духа – исповедничества за Христа, крепкого стояния в вере православной. Таковыми они остались до конца жизни несмотря на то, что угроза новых гонений и осуждений сохранялась и в годы т.н. «оттепели» и позже.
Исповедничество Христа владыкой Афанасием и о. Петром, другими новомучениками и исповедниками Владимирской земли – пример для всех нас – будь верен Богу, и во всех испытаниях и страданиях Господь всегда будет с тобой, помогая всё преодолеть и дарует спасение».
После воскресной церковной службы председатель Юбилейного комитета А. Хвалин и о. Сергий обсудили планы дальнейшего сотрудничества. На следующий день они посетили на окраине пос. Великодворский, в лесу, новопостроенную по инициативе жителей и по благословению о. Сергия часовню в честь Рождества Пресвятой Богородицы на источнике. Рядом благоустроен колодец с чистой водой. Место пользуется известностью среди жителей посёлка и проезжающих. Здесь можно помолиться в уединении, окунуться в источнике, набрать освящённой воды, полюбоваться только вылезшими после дождя из земли чудными поздними осенними грибами… Всюду – жизнь. Здесь, в Великодворском, жизнь идёт под омофором Пресвятой Богородицы и по молитвам новомучеников и исповедников Земли Владимирской.
Дне́сь све́тло красу́ется Пресвяты́я Богоро́дицы избра́нный гра́д / и с ни́м вси́ концы́ земли́ Влади́мирския торжеству́ют, / прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́: / святи́тели и иере́и, / преподо́бныя му́жи и жены́ / и вся́ правосла́вныя христиа́ны / во дни́ гоне́ния безбо́жнаго / жи́знь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия / и кровьми́ и́стину соблю́дшия. / Те́х предста́тельством, долготерпели́ве Го́споди, // страну́ на́шу сохрани́ до сконча́ния ве́ка. (Тропарь, глас 4).
Фото Андрея Хвалина.