Благородные-6.

БЛАГОРОДНЫЕ
Заметки об истории русских девичьих институтов и судьбах воспитанниц.

«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идёт о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки читались с превеликим вниманием: они испещрены подчеркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и её составителя. Благодарю их и помню.

Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается её живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.

Публикации первого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parigskaya-tetrad/.

Публикации второго тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-2: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-2/.

Публикации третьего тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-3: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-3/.

 

Благородные — введение. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-vvedenie/

Благородные — Глава 1. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-1-1/.

Благородные — Глава 1. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-1-2/

Благородные — Глава 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-2/

Благородные — Глава 3. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-3-1/

Благородные — Глава 3. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-3-2/

Благородные — Глава 4. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-1/

Благородные — Глава 4. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-2/

Благородные — Глава 4. Часть 3. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-3/

Благородные — Глава 4. Часть 4. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-4/

Благородные — Глава 5. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-1/

Благородные — Глава 5. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-2/

Благородные — Глава 5. Часть 3. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-3/

Благородные — Глава 5. Часть 4. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-4/

Благородные — Глава 5. Часть 5. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-5/

Благородные — Глава 5. Часть 6. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-6/

Благородные — Глава 5. Часть 7. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-7/

Благородные — Глава 5. Часть 8. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-8/

Благородные — Глава 5. Часть 9. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-9/

Благородные — Глава 5. Часть 10. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-10/

Благородные — Глава 5. Часть 11. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-11/

Благородные — Глава 5. Часть 12. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-12/

Благородные — Глава 5. Часть 13. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-13/

Благородные — Глава 5. Часть 14. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-14/

Благородные — Глава 5. Часть 15. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-15/

+
Глава 6.
Воспитание русского человека
Окончание. 

Воспитание и образование гражданина будущей России – наш общий крест, общая обязанность старшего поколения. Долг всех русских, живущих и в Отечестве, и за рубежом. Глобализация делает границы прозрачными. Но всесмесительства религий и народов не происходит. Что Господь разделил, то человеку по своеволию не соединить. Да и что общего между светом и тьмой?! Затаив дыхание, весь мир ждёт, чем закончится борьба за «нового нового русского». Ведь широка натура нашего народа. Амплитуда характера колеблется от пушкинского Ленского с его «плодами немецкой учёности и вольнолюбивыми мечтами» до блоковского скифа «с раскосыми и жадными очами». Кого выберет себе в вожди «племя младое, незнакомое»? Святых и подвижников, строителей и защитников Руси или «грядущего вселенского хама». Исход этой гигантской битвы за будущее России – «сердце мира», как называют ее геополитики, зависит от того, что завоюет сердца и умы молодого поколения россиян.

Если сравнивать русскую и зарубежную образовательные модели, а также делать выводы и прогнозы о ходе реформирования духовной и светской систем российского образования, то не получается благодушного шапкозакидательского настроения. И опыт русского беженства ХХ века здесь бесценен.

Родители благородных воспитанниц девичьих институтов в своём большинстве оказались выброшены на берег чужбины, как путники после кораблекрушения. Устраивались, как Робинзон Крузо, и крутись, как можешь. Первым делом благодарили Бога за то, что выжили. Потом вокруг Церкви все объединялись, и всё собиралось: общины, школы, собрания, давались лекции. Колония жила собственной духовной жизнью, поддерживая своих членов. Все их родители мечтали вернуться в Россию. Считали, что это произойдёт не сегодня-завтра, если не в этом году, то в следующем. Поднимали даже тосты: «Выпьем, чтобы следующий праздник встретить в России».

После родной семьи первые уроки воспитания и образования получали зачастую в сербских гимназиях. Там, в гимназиях, они изучали не только обязательные предметы по программе, но и язык, культуру, историю братской страны, давшей приют их родителям и им. Затем учились и заканчивали Мариинский Донской институт благородных девиц – южный филиал знаменитого Смольного института. Его вывезли вместе с преподавательским составом и всем имуществом из Новороссийска в Сербию. Беженцы из России унесли с собой в рассеяние богатый педагогический опыт «царской школы». В институте воспитанницы жили на полном пансионе и ходили в единой форменной одежде. Помимо сложившейся ещё на родине учебной программы в институте преподавался сербский язык и культура. Это было требованием министерства образования Сербии и являлось хорошей для них адаптацией к местным условиям. Но главным предметом, что надо особенно подчеркнуть, и в гимназии, и в институте был Закон Божий. Можно сказать, что весь день, шаг за шагом шёл от молитвы до молитвы: подъём, институтский храм, общая трапеза, начало и окончание занятий, отход ко сну сопровождались молитвой. И первым предметом в их аттестате указан Закон Божий. Именно так была выстроена иерархия ценностей в системе воспитания и обучения Царской России. По мере сил ее сохранили русские беженцы в европейских странах вплоть до Второй мировой войны. Такой подход позволял готовить из гимназистов, институток, кадет, многие из которых родились за границей и никогда не видели России, настоящих русских людей. Им присущи были и оставались главными такие человеческие качества как глубокая вера в Бога, взаимовыручка, самодисциплина и благородство, источник которого один благой Господь (ср. Мф.19:17, Мр.10:18, Лк.18:19).

В эмиграции русская школа всегда теснейшим образом была связана с храмом. Во время войны даже в лагерях для перемещённых лиц русские оборудовали один из бараков под храм, а рядом открыли школу.

Во время эвакуации из России заграницу были вывезены и детские учебные заведения: кадетские корпуса – Крымский, Донской, Хабаровский и другие. Так же и девичьи институты – Донской Мариинский институт из Новочеркасска (отделение Смольного), Харьковский институт и другие, которые были размещены в разных городах Югославии.

Воспитательницы, директрисы были прекрасными людьми, которые всю свою жизнь отдавали детям. Например, генеральша Духонина, жена расстрелянного на железной дороге генерала Духонина. Были и другие вдовы. Эти люди болели за Россию и хотели передать всё самое лучшее детям, девочкам-воспитанницам. Обязательно преподавался Закон Божий. Программа была довольно обширная, заняты были фактически целый день. День начинался с молитвы и кончался молитвой.

Воспитание детей в разных закрытых учебных заведениях было раздельным, и тогда это считалось полезным, хотя, возможно, такой подход и устарел, но, повторяю, считаю его полезным. Это дает известную остроту восприятия хотя бы в понимании разницы между девочками и мальчиками. Есть какой-то восторг по отношению к представителям другого пола, если всё время общаешься только с себе подобными.

Когда два раза в год устраивались балы (один в институте, другой – в кадетском корпусе), воспитанники их ждали с огромным нетерпением. Сейчас различие между полами сознательно уничтожается, у кадет и институток попасть на бал – это была цель полугодовой жизни, когда и учились хорошо, и вели себя достойно. Можно было пережить, когда за какие-либо провинности не пускали на каникулы домой, но не пойти на бал – это было величайшим наказанием. Интерес мальчиков и девочек друг к другу придавал очарование жизни.

Сейчас в России мальчики воспитываются в кадетских корпусах, они учатся манерам, как ухаживать за барышнями. Эти маленькие жесты вежливости и этикета, которые многими считаются устарелыми или вышедшими из моды, несут в себе известную красоту и изящество. Многие «душечки» считают, что закрытые учебные заведения необходимы для детей. Во-первых, сохраняется авторитет родителей. Здесь не происходит того, что можно сплошь и рядом увидеть во многих современных общеобразовательных российских школах, когда более бойкие или развязные дети начинают подбивать более способных и хорошо учащихся на непослушание родителям и на всякие шалости, заканчивающиеся обычно печально.

В закрытом учебном заведении такого нет: всем полагается поступать одинаково, как это было, например, у воспитанниц Мариинского Донского института благородных девиц в Белой Церкви. Все двадцать девочек в классе вместе шли на исповедь, на причастие, в одно и то же время делали уроки и стремились быть лучше в любых занятиях, а не хуже, что, в свою очередь, не могло не радовать всех родителей. Для детей отчасти иногда нужно чувство коллективизма — делай, как все. Но когда делаешь, как все, хорошее и правильное, то и получается в будущем правильное воспитание. А когда делаешь вместе со всеми неправильно, употребляешь, к примеру, наркотики, то какое будущее у тебя тогда будет? А тут тоже есть стремление поступать как другие: все курят или употребляют наркотики, а почему мне нельзя, не хочу быть «белой вороной»… Есть сегодня много сторонников закрытых учебных заведений после известного возраста. 10-11 лет достаточно прожить в семье, чтобы семья заложила хороший корень: дать любовь и заботу своим детям, чтобы они были уверены в том, что их родители любят. И дети должны понимать, что их отсылают в учебное заведение не потому, что хотят от них избавиться, а просто для того, чтобы им было веселее с ровесниками: все одинаково учатся и выполняют одинаковую программу; нет лодырничества, отлынивания от уроков, поскольку неприятно перед классом, который знает урок, а ты — нет, так что больше не ленишься, а стараешься быть лучше.

Нравственные принципы, конечно, должны закладываться с детства родителями, если таковые могут дать такое воспитание. Если они не могут по разным причинам, тут как раз приходят на помощь закрытые учебные заведения, с их программами воспитания и строгой дисциплиной. Самое главное — исполнение десяти заповедей. То есть волей-неволей мы опять подходим к религии. Религия, в известном смысле, есть удерживающее начало для всего и всех. Хотя сейчас и стараются у нас сказать, что нет религии, а только «права человека». Но права человека как раз идут от Бога. Нравственность истекает из Священного Писания, т.е. опять-таки всё сводится к Заповедям: не укради, не убий, не лги и т.д. Если дети лгут, то они уже отходят от моральной, нравственной точки. Религиозное воспитание есть удерживающее начало всего: добра и зла, потому что благодаря религии, церковному воспитанию, катехизису вы начинаете задумываться, что есть добро и зло, и, следовательно, вы начинаете постигать себя: что я могу сделать, а чего не должен делать. Почему меня совесть мучает? Потому что преступил заповеди Божии, нарушил своё понятие, которое нужно воспитывать с детства.

Всем Господь дал разум не для того только, чтобы решать математические задачки или знать таблицу умножения. Господь нам дал разум, чтобы различать, что есть добро, а что – зло. В раю не было демократии, там должно было быть послушание.

В системе образования и воспитания русских детей за рубежом было больше общего, чем различий, особенно до Второй мировой войны. Что в девичьих институтах в Югославии, что в русских гимназиях и пансионах Берлина, Парижа, Белграда обучение было очень похоже. Его основу составляли дореволюционные программы русских учебных заведений. Различия заключались иногда просто в названиях: где-то учебное заведение называлось гимназией, где-то училищем, где-то институтом… Правда, была некоторая разница для мальчиков: в гимназиях обучались гражданские – «шпаки», как их в шутку называли, в корпусах – молоденькие кадетики, вовсю щеголявшие своими погонами и принадлежностью к военному сословию.

Благородные-6.
Воспитанницы девичьего института на параде. Фото из архива В.Н. Кастелянова (Белая Церковь, Югославия).

Не было принципиального различия в образовании и воспитании простолюдинов, дворян и отпрысков Дома Романовых. В те же самые годы, когда в Югославии действовал Мариинский Донской институт, получал образование внук Императора Александра III, сын младшей сестры Государя Николая II Великой Княгини Ольги Александровны Тихон Куликовский. Сначала он воспитывался дома, в Дании, вместе с братом Гурием. У них были преподаватели, которые приходили давать им уроки на дом. Сдавать экзамены они ездили в Германию, в Берлин, в русскую гимназию, которая имела государственную лицензию, благодаря чему её выпускники получали признаваемый всеми государственными учреждениями аттестат о среднем образовании и могли поступать в высшие учебные гражданские или военные заведения. Такой русской школы или гимназии в Дании, где жил Тихон Николаевич со своей матерью Великой Княгиней Ольгой Александровной, не было. Потом, когда Германия начала терять свой престиж из-за установившегося нацистского режима, они стали ездить сдавать экзамены экстерном в русскую гимназию в Париж. Там Тихон встречался с Великим князем Владимиром Кирилловичем, будущим отцом княгини Марии Владимировны и дедом принца Георгия, — они были из одного класса. Сохранилась даже фотография, где мальчики изображены стоящими по обеим сторонам от Почётной Гостьи – Великой Княгини Ольги Александровны, а рядом их окружают другие ученики.

Из сдачи экзаменов экстерном Великая Княгиня Ольга Александровна с сыновьями устраивали своеобразную ознакомительную поездку по Европе: они ехали сначала в Париж, а затем уже посещали другие страны. И так каждый год, что, безусловно, способствовало расширению кругозора детей, и было в традициях воспитания русского образованного общества, когда ученики, студенты или выпускники учебных заведений знакомились с достижениями западноевропейской науки и культуры.

Сейчас русских гимназий за рубежом не существует. В целом русские учебные заведения заграницей: кадетские корпуса, институты, в том числе и Мариинский Донской институт, гимназии прекратили своё существование в канун или во время Второй мировой войны. Это было связано с тем, что стал ощущаться недостаток детей, с которых можно было бы брать плату за обучение для содержания профессуры, отсутствием финансовой помощи со стороны правительств тех стран, где находились русские колонии. Количество детей-воспитанников из года в год уменьшалось, тяжело стало и с финансированием, хотя, например, специальная «державная комиссия» правительства Югославии и поддерживала русские эмигрантские учебные заведения, но бюджет неуклонно уменьшался. Постепенно закрывались русские учебные заведения: сначала один, потом другой, пока, наконец, перед самой немецкой оккупацией не закрылся последний, находившийся в Белой Церкви. Вторая мировая война повлекла за собой полный распад системы образования русских детей за рубежом.

Случилось так, что институтки, которые были постарше, вынуждены были взять на свои плечи заботу о воспитателях и преподавателях института, так как в большинстве своём это были одинокие вдовы погибших в гражданскую войну белых воинов. Из Мариинского Донского института воспитательницу Спиридонович взяла к себе семья одной институтки, генеральшу Духонину – другая семья. Их взяли как «бабушек» в разные семьи, где они доживали свои годы, потому что бывшие воспитанницы не хотели отдавать их в старческий дом. Объединение институток до последнего платило взносы, по мере своих материальных возможностей, на содержание пожилых преподавателей, проявляя тем самым любовь и заботу о них.

Сейчас учебных заведений, подобно Мариинскому Донскому институту, или прежним кадетским корпусам, заграницей уже нет. Остались только церковно-приходские школы. Бывшие некогда большие русские колонии в Югославии, Франции и Болгарии ныне не существуют. Современные молодые русские люди, потомки беженцев из России первой волны эмиграции, сейчас поэтому вынуждены обязательно учиться в государственных школах тех стран, где они проживают, чтобы затем получить высшее образование и устроиться в западноевропейской или американской жизни. К сожалению, современная западная система образования чересчур политизирована, а главное – не дает элементарных знаний, которые имело старшее поколение.

Светская же ветвь русской народной школы, которая в Империи находилась в исключительном ведении Министерства Народного Просвещения, после падения Самодержавия перестала существовать на родине и со временем затухла в странах беженского рассеяния. Дети и внуки русских беженцев и эмигрантов пошли в общеобразовательные школы и вузы стран проживания. И чтобы окончательно не потерять национальную и вероисповедную идентичность, посещали воскресно-приходские школы при православных или инославных церквях.

Западная светская государственная школа, по свидетельству знающих проблему русских эмигрантов, переживает глубочайший кризис. Из неё ушли молитва и дисциплина. Поэтому о состоянии, например, канадской муниципальной школы можно примерно судить по сериалу «Школа» на первом общероссийском канале. То, о чём только мечтает для российского школьника режиссер Гай Германика, давно уже происходит с западными парнями и девушками. Зачем нам брать их за образец?! Чтобы окончательно развратить и погубить русскую молодежь?!

Прав был мудрейший Константин Петрович Победоносцев. Проведя реформу церковно-приходской школы, он по Верховной воле изъял дело народного образования из ведения чиновников Министерства Народного Просвещения. Обер-прокурор Святейшего Синода писал в 1895 году в Журнале Училищного Совета: «Нам нечего увлекаться тем, что на Западе, в просвещённых странах Европы, школа изъята из-под живого и непосредственного заведывания духовенством и что школьное обучение стало там вполне светским и обязательным. Плоды этого просвещения не настолько хороши, чтобы им можно было завидовать. На съездах немецких учителей и в серьезной педагогической литературе слышатся жалобы на нравственное “одичание” немецкого народа, среди которого быстро распространяется безверие и крайние социалистические и анархические учения. Республиканские школы Франции, из коих изгнано преподавание Закона Божия и вынесены иконы – плохой образец для нас. А между тем Германия и Франция стоят во главе европейского просвещения и по их следам идут все прочие государства, не исключая православных греков, румын, сербов и болгар, погибающих нравственно и материально под игом подражательного парламентаризма и либерального европейского просвещения». Анализ ситуации, данный К.П. Победоносцевым в конце XIX века, вполне актуален и для нашего времени.

Совсем иное положение на Западе, да и насколько можно судить, и в Российской Федерации, с частными закрытыми школами, пансионами, колледжами с вероисповедными и национальными компонентами. Оно вполне подходит под характеристику, данную прозорливым К.П. Победоносцевым для российских условий конца позапрошлого века. Он утверждал со знанием дела: «Если иноверное население России: лютеране, католики, евреи и магометане достигают известных успехов в грамотности и культурном развитии, то этим они обязаны своему духовенству, которое, руководя начальным обучением, бдительно следит за религиозным воспитанием детей, с юных лет внедряет в души их горячую, фанатическую любовь и преданность своей религии и своим храмам».

На европейском западе и на Американском континенте существует масса частных католических, иудейских, индуистских и других подобных школ. Ученики ходят на занятия в форме и в своих национальных костюмах. Например, маленькие канадские сикхи даже носят в школу небольшие традиционные кинжалы, совсем как российские кавказцы. Что уже стало предметом конфликтов и разбирательств. В еврейских школах различных толков обучение девочек и мальчиков ведётся раздельно, что можно приветствовать и подумать, чтобы к нему вернулись и в России, хотя бы в виде эксперимента. Правда, в еврейских школах у учеников берут анализ крови. Если группа крови совпадает, то таким мальчикам и девочкам не рекомендуют даже дружить. Блюдут здоровье потомства. В Православной Церкви, как известно, запрещены родственные браки до третьей степени родства.

Хотя чиновники-атеисты в России и заграницей и пытаются загнать русскую национальную школу в маргинальное гетто, путь самоизоляции для нас неприемлем. Подавляющее большинство граждан Российской Федерации считают себя русскими православными людьми. Сотни тысяч русских людей живут на всех континентах земли. Даже над Арктикой вознёсся русский православный крест. Хотя чиновники и изъяли пункты о национальности и вероисповедании из документов и анкет переписи населения, не будем унывать. Восстановление канонического общения двух ветвей единой Матери-Церкви и введение предмета Основы православной культуры в российские школы и вузы прорвало кольцо блокады вокруг дела образования и воспитания молодого русского человека.

Как только чиновничество признает богословие равноправной сестрой светской академической науке, процесс реформирования русской национальной школы, от начальной до духовных академий, примет законченный вид и необратимый характер. Именно такая реформированная система воспитания и обучения даст нового молодого русского человека. Его с нетерпением ждут все народы земли: друзья – с надеждой, враги – со страхом. Он пойдет навстречу миру, по слову замечательного миссионера, отца Иоанна Восторгова с Крестом и Евангелием. На русскую молодежь вся надежда, что мiр (как вселенная) и мир (как покой) будет спасён и сохранён! Главное качество русского человека, как определял его наш пророк великий писатель Фёдор Михайлович Достоевский, его вселенскость. Будем же достойно нести по жизни звание русского православного человека из рода в род.