Благородные-5.14.

БЛАГОРОДНЫЕ
Заметки об истории русских девичьих институтов и судьбах воспитанниц.

«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идёт о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки читались с превеликим вниманием: они испещрены подчеркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и её составителя. Благодарю их и помню.

Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается её живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.

Публикации первого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parigskaya-tetrad/.

Публикации второго тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-2: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-2/.

Публикации третьего тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-3: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-3/.

 

Благородные — введение. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-vvedenie/

Благородные — Глава 1. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-1-1/.

Благородные — Глава 1. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-1-2/

Благородные — Глава 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-2/

Благородные — Глава 3. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-3-1/

Благородные — Глава 3. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-3-2/

Благородные — Глава 4. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-1/

Благородные — Глава 4. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-2/

Благородные — Глава 4. Часть 3. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-3/

Благородные — Глава 4. Часть 4. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-4/

Благородные — Глава 5. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-1/

Благородные — Глава 5. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-2/

Благородные — Глава 5. Часть 3. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-3/

Благородные — Глава 5. Часть 4. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-4/

Благородные — Глава 5. Часть 5. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-5/

Благородные — Глава 5. Часть 6. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-6/

Благородные — Глава 5. Часть 7. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-7/

Благородные — Глава 5. Часть 8. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-8/

Благородные — Глава 5. Часть 9. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-9/

Благородные — Глава 5. Часть 10. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-10/

Благородные — Глава 5. Часть 11. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-11/

Благородные — Глава 5. Часть 12. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-12/

Благородные — Глава 5. Часть 13. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-13/

+
Глава 5.
ЖУРНАЛ «МЫ – ДЛЯ СЕБЯ»… И ДРУГИХ
Часть 14.
История Кикинды 

На досуге, разбирая годами накопившуюся писанину, я остановилась вот на этой статье, которую решила переписать целиком. Ада.

Дорогие друзья и родная Кикинда!

Во-первых, прошу вас принять сердечную благодарность Объединения бывших воспитанниц Института в Великой Кикинде за то, что вы уделили нам своё время и пришли вместе с нами отпраздновать наш десятилетний Юбилей.

Во-вторых, разрешите мне, как Председательнице Объединения, сказать несколько слов о Кикиндском институте вообще и о нашем Объединении, в частности.

С разных сторон доносились протесты против того, что мы называем себя институтками, не имея, якобы, никакого права так называться потому, что наше учебное заведение носило название Первой русско-сербской девичьей гимназии- интерната в Королевстве С.Х.С. Это официальное название вполне правильное, но дано оно было нашему Институту по соображениям чисто политического характера. Наша начальница и основательница Института, покойная Н.К. Эрдели выхлопотала в 1921 году все необходимые разрешения и средства для его создания у сербских властей, которых очень пленила мысль открыть такое новое учреждение как русско-сербская гимназия. В ту пору уже были открыты два института — Донской и Харьковский,- которые приехали из России в готовом составе, с ядром персонала и. воспитанниц. Наталия Корнельевна, окончившая Смольный институт, в своём заявлении по случаю 3-х летней годовщины нашего Института, объяснила нам причины такого названия и обещала добиться того, чтобы наш институт в скором времени назывался Вторым Смольным. Преждевременная кончина не позволила Н.К. осуществить эту мечту, которой она, несомненно, добилась бы, как добивалась всех поставленных себе целей. Многие из наших классных дам были также смолянками и нам постоянно внушались традиции Смольного института, форму которого мы носили и правила которого свято соблюдали во всех мелочах. Никому из нас даже в голову не приходило сомневаться в том, что мы институтки. Нашими Высочайшими покровительницами были покойная Императрица Мария Фёодоровна, и недавно скончавшаяся Королева Югославии Мария.

Наше Объединение здесь было создано десять лет тому назад небольшой группой бывших воспитанниц и преследует две главных цели: во-первых, оказание помощи престарелым воспитателям и преподавателям (которых, к сожалению, уже немного осталось в живых) и нашим бывшим институткам, находящимся в нужде или бедственном положении; и во-вторых, поддержание связи между разбросанными по всему свету бывшими воспитанницами Кикиндского института. Нас всех объединяет любовь к нашему институту, чувство признательности к нашим педагогам и воспитателям, которым подчас с нами было не легко, и самое главное — наше дорогое прошлое, самые юные и светлые впечатления, которые до сих пор свежи в памяти нас всех.

Благодаря самоотверженным усилиям нашего долголетнего секретаря г-жи Свечниковой, нам удалось наладить связь с очень многими подругами (в 13-ти странах) – это во всех уголках мира и поддерживать эту связь посредством Журнала, в котором только для своих любая из нас может печатать свои произведения. В этом журнале появляются очень талантливые стихи и проза, воспоминания из Института и эпизоды из нашей теперешней жизни. Журнал и ежемесячные Отчёты нашего секретаря служат тем связующим звеном, которое соединяет нас с нашими далекоживущими однокашницами.

Хотя нас здесь не очень много, мы уже десять лет дружно и скромно работаем на достижение наших целей и, несмотря на занятость и житейские заботы, всегда с радостью встречаемся на общих собраниях и дружеских вечеринках. О нашем Объединении знают далеко не все, т.к. Институт наш существовал всего 10 лет, а мы не можем позволить себе ни больших балов, ни дорогостоящей рекламы, но небольшой круг наших друзей знает, что на наших вечеринках всегда бывает радушно и уютно. С их всегда щедрой отзывчивостью нам уже десять лет удаётся продолжать свое скромное дело. Наш девиз, хотя и не писанный: «Всё во имя Кикинды!» Еще раз от всей души благодарю всех вас!

Ася Лобан-Колчина, председательница

От ред: Переписала я Асино письмо и задумалась! Письмо написано по случаю десятилетия, а ведь прошло уже более 30-ти лет! Объединение за эти года увеличилось в 3-4 раза, а мы? — мы слегка постарели, но всё-таки с тем же жаром продолжаем наше благородное дело во имя всего того, о чём пишет Асенька. Царство ей небесное!

+
Русские скауты в Египте годы 1920 и 1922

Веской 1920-ого года были эвакуированы из Новороссийска на пароходе «Саратов» беженцы в Египет и размещены в палатках лагеря, расположенного недалеко от небольшого селения Тел-Ел-Кебир, на берегу канала в Ливийской пустыне.

Среди беженцев были скауты-руководители, и они решили возродить русский скаутизм, создать «ЗВЕНО» и привлечь участвовать в нём детей возраста шести лет и старше. Им удалось осуществить своё решение и, собрав группу детей, начали заниматься, прививать им принципы РУССКОГО СКАУТИЗМА.

В первое время поступивших в «ЗВЕНО» было не так много, но всё же руководители собирали эту небольшую группу и с ними занимались. Знакомили их с историей Русского Скаутизма, его развитием и работой на Родине. Собирались днём в знойной пустыне на берегу канала, под открытым небом, когда не было занятий в школе или вечером около палатки руководителей. В свободное время ходили в поход в пустыню, ездили в город Измаилию на берегу Суэцкого канала, ставили небольшие пьески у костра, пели хором русские песни, и это всегда имело большой успех у публики и привлекало много слушателей.

После восьмимесячного пребывания в этом лагере, всех беженцев перевели в такой же лагерь СИДИ-БИШЕР, в 25-ти минутах езды поездом или трамваем от города Александрии, расположенного на берегу Средиземного моря.

Звено продолжало свою работу. Дети, жившие в этом лагере, вступали в него, и число скаутов увеличивалось. Под руководством Скаутмастера. Н.А. Конюхова занятие с молодёжью расширилось. Н.А. Конюхов с любовью относился к принятой им обязанности воспитания молодёжи и, имея многолетний опыт и знания, всё же, иногда, не легко было достичь желанную цель.

Лагеря, в которых жили русские беженцы, были под наблюдением и покровительством Английского командования и оно охотно шло навстречу просьбам скаутов и предоставляло большие льготы для организаций экскурсий, как в Александрию, так и в ближайшие места. Перед поездкой куда-либо и осмотра все скауты собирались вечером около палатки одного из руководителей и он рассказывал о том, что предстоит видеть и историю этого места.

Перед посещением Абукир, где армия Наполеона сражалась с армией англичан и где сохранилась старая крепость, руководитель очень живо и доступно детскому пониманию, описывал это сражение. Побывали и в катакомбах, находившихся в окрестностях Александрии, в которых скрывались в первые века христианства люди, исповедовавшие веру Христову. Бывали несколько раз в музее в Александрии и снимались около колонны «ПОМПЕЯ». С разрешения Пади-Шаха осматривали его дворец. Красота и богатство дворца и его замечательные сады с фонтанами и, вообще всё, произвело потрясающее впечатление и там же угощали всех бутербродами, чудесными фруктами и восточными сладостями.

Кроме регулярных сборов и экспедиций, любимыми занятиями скаутов были: купанье в море, игры, гимнастика, прогулки в пальмовую рощу вблизи лагеря.

Благородные-5.14.

В лагере была маленькая церковь, красиво убранная ветками пальм, а во время Богослужения освещалась горящими свечами. На Пасхальной неделе посетил лагерную, скромную церковь Патриарх Александрийский-греческий и скауты несли почётный караул у церкви при встречи Патриарха. Патриарх беседовал с скаутами и каждого благословил.

В 1922-ом году лагерь был закрыт. Желающие могли остаться в Египте, но на своём иждивении, а желающих покинуть Египет, перевезли в Болгарию на иждивение Лиги Наций. Забота Лиги Наций о СВОИХ ИЖДИВЕНЦАХ, оказалась иной раз весьма небрежной, но приходилось терпеть и молчать…

Так закончилась в 1922-ом году деятельность «ЗВЕНА» Русского Скаута в далёком Египте в первые годы эмиграции.

О возрождении и деятельности Организации Русских Скаутов в первые годы эмиграции в далёком Египте и о днях, проведенных в дружной скаутской семье, рассказала мне участница «ЗВЕНА» и я, как мог, описал то, что было много лет тому назад.

В.С.Данилов,

Калифорния

 

Песнь русских скаутов в Египте 19201922 г.

Мы помним знамёна родныя,

Мы верим, что время прийдёт,

И мать, дорогая Россия,

Нас снова к себе позовёт.

Раз-два.

 

В изгнании горе — мы братья

Теснее смыкаем ряды,

Мы дружною вырастим ратью,

На благо родной сторонки.

Раз-два.

 

Путь жизни, мы знаем, не гладок,

Чем попусту тратить слова,

Эй, скауты, держите порядок,

Ровнее шагайте!

Раз-два!

 

Мы видели в небе над нами

Летели на нём журавли.

И всею огромною стаей

Походный порядок блюли.

Раз-два.

 

Без строя, далекой путины

Не сделать и птицам, друзья.

Держаться должны дисциплины

И скаутская наша семья.

Раз-два.

 

Скауты сдержат и честное слово,

Всем слабым защитник и брат,

Забудет себя для другого

И помощь дать всякому рад.

Раз-два.

 

Написала эту песню скаутов одна из руководительниц Л.Д. Зверева. Исполняли эту песню скауты на мотив «Черные Гусары»[1].

 

От редакции:

Переписала статью Владислава Сергеевича о русских подростках-скаутах в Египте 1920-22 г., написанную по воспоминаниям одной участницы… Но, ведь, все участники были более-менее одного возраста, таким образом, можно предполагать, что есть ещё кому это воспоминание может быть дорого, было бы хорошо, чтобы таким этот номер журнала попал в руки. Эта старая, далёкая связь дороже всех последующих. Мы были тогда очень, очень молоды…

+ 

О Королеве Марии

 

/Корона/

48 Ловдес Сквэр

Лондон. С.В.И.

/Перевод письма/

23 апреля 1959 г.

Дорогая Миссис Лобан,

Ея Величество Югославская Королева Мария желает, чтоб я поблагодарил Вас за Ваше письмо, выражающее Ваше желание, чтобы Ея Величество взяло под свое покровительство Ваше Объединение бывших воспитанниц Первой Русско-Сербской Гимназии с интернатом в Великой Кикинде.

Ея Величество помнит вашу старую школу и Ея посещения. Королева потому очень рада услышать, что основанное Объединение имеет благородную цель помогать тем из ваших подруг, которые очутились в нужде.

Ея Величество дала мне распоряжение передать Вам, что она принимает на себя покровительство над вашим Объединением, считая, что это продолжение бывшего покровительства в Югославии.

 

Уважающий Вас,

Полковник М.И. Просен.

Уполномоченный Е.К.В.

Королевы Марии Югославской

От ред. Вы, вероятно, обратили внимание на дату этого письма? Прошло без малого 30 лет: Ушла Королева Мария в вечность, ушла и Ася, ушли и многие другие – таков закон свыше. Но невольно навязываются слова из одного старого романса: «А память – мой злой властелин, всё будет минувшее вновь»… Правда, ведь слова из песни не выкинешь – всё это было!

Примечание:

[1] Знаменитая гусарская песня, эмблема гусарской доблести. Александрийские гусары, или Черные Гусары, получили за свою храбрость и бесстрашие в сражениях с войсками Наполеона прозвище «бессмертных» и «гусаров смерти», а также особую черную форму с символическим рисунком черепа с костями на головных уборах (с 1913 г.).