Смерть Императрицы

ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ ФЁДОРОВНА СКОНЧАЛАСЬ

«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идет о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки читались с превеликим вниманием: они испещрены подчеркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и ее составителя. Благодарю их и помню.

Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается ее живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.

Предыдущие публикации из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/o-parizhskoj-tetradi/; http://archive-khvalin.ru/nash-gosudar/; http://archive-khvalin.ru/nasledstvo-imperatora-nikolaya-ii/; http://archive-khvalin.ru/tragediya-carskoj-semi/; http://archive-khvalin.ru/tragediya-carskoj-semi-chast-2/; http://archive-khvalin.ru/moris-paleolog-ob-ubijstve-carskoj-semi/; http://archive-khvalin.ru/popytki-spaseniya-romanovyx/; http://archive-khvalin.ru/popytki-spaseniya-romanovyx-chast-2/; http://archive-khvalin.ru/parizh-sto-let-nazad/; http://archive-khvalin.ru/carskoe-sluzhenie/; http://archive-khvalin.ru/tridcat-let/; http://archive-khvalin.ru/poslednyaya-carskaya-oxota-v-belovezhskoj-pushhe/; http://archive-khvalin.ru/muzej-belovezhskoj-pushi/; http://archive-khvalin.ru/predstaviteli-carskogo-doma-v-nyu-jorke/; http://archive-khvalin.ru/poltavskie-torzhestva/; http://archive-khvalin.ru/gosudar-na-vilenshhine/; http://archive-khvalin.ru/imperatrica-mariya-feodorovna-chast-1/; http://archive-khvalin.ru/imperatrica-mariya-feodorovna-chast-2/; http://archive-khvalin.ru/velikaya-knyaginya-v-izgnanii/; http://archive-khvalin.ru/sem-pokushenij/; http://archive-khvalin.ru/edinstvennyj-svidetel/; http://archive-khvalin.ru/obruchenie/; http://archive-khvalin.ru/boris-koverda/; http://archive-khvalin.ru/tiflis-vstrechaet-carya/; http://archive-khvalin.ru/nimfa-v-versalskom-parke/.

+

Копенгаген, 13 октября. (Гавас).

Вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна скончалась.
Смерть Императрицы
Парадный портрет Императрицы Марии Фёодоровны. https://jiyuu.su/wp-content/

Копенгаген, 13 октября (1928). Смерть последовала в 7 ч. 10 м. вечера. Скончалась Вдовствующая Императрица в замке Гвидоэре, близ Копенгагена.

У смертного одра до последней минуты находились Великая Княгиня Ольга Александровна с 2 детьми и Великая Княгиня Ксения Александровна с сыном.

Агония продолжалась несколько часов. Узнав о кончине Императрицы, прибыли немедленно из Копенгагена король и королева датские и принц Георг греческий.

+

Скончавшаяся в Дании на 81-ом году жизни, до замужества принцесса Дагмара, дочь Датского короля Христиана ІХ-го, впоследствии Императрица Мария Фёдоровна, супруга Александра III-го, родилась 14 ноября 1847 года. В 1864 году она была помолвлена со старшим сыном Александра II-го, Цесаревичем Николаем. В апреле месяце 1865 года Николай Александрович скончался в Ницце от чахотки. Наследником стал его следующий брат Александр, свадьба которого с принцессой Дагмарой, принявшей в православии имя Марии, и состоялась в октябре 1866 года.

Образцовая жена и мать в семейной жизни, в общественной, не принимая участия в “политике”, она занималась лишь делом женского воспитания и благотворительности. «Ведомство Императрицы Марии» до последнего дня русской монархии и «Красный Крест» до смерти Александpa III и восшествия на престол Николая II находились под её верховным руководством. В новом царствовании «Красный Крест» отошёл в ведение молодой императрицы.

После смерти своего мужа Мария Фёдоровна постепенно отошла от новой жизни нового царствования, но продолжала жить в Петербурге, в своём Аничковом Дворце[1]. Во время войны она покинула столицу, поселилась в Киеве и более уже не возвращалась на север. В Киеве и застала её революция.

Настали трудные дни. Пришлось оставить Киев и переехать в Крым. Здесь покойная впервые встретилась с большевиками, подверглась обыскам и утеснению. Когда австро-германские войска заняли юг России, то германское командование предложило Марии Фёдоровне свои услуги для её выезда из России. Она наотрез отказалась — ни русская Императрица во время войны с Германией, ни бывшая датская принцесса Дагмара, всю жизнь ненавидевшая Берлин за Голштинию[2], не могла принять услуг “двойного врага”. И только, когда пришли на юг победители-союзники, Вдовствующая Императрица на их корабле покинула пределы России, в уверенности, что в недалеком будущем она сможет вернуться назад и тихо дожить свои дни в стране, ставшей для неё второй родиной. Судьба судила иначе – свой конец она встретила там, где родилась и откуда уехала в Россию 63 года назад.

+

17 октября 1928. Долг чести

Кончина Императрицы Марии Фёдоровны отмечена в некоторых столицах Европы официальным трауром. Он объявлен в Копенгагене, в Белграде, в Лондоне. В этом акте, в особенности при нынешних условиях, нельзя видеть никакой политической манифестации. Мы можем удивляться лишь тому, что кончина Императрицы отмечена официально только в вышеуказанных местах, а не во всём мире, ибо вдова Императора Александра III, скончавшегося 34 года тому назад, не замешанная ни в какую политику, была лишь живым символом определённого исторического периода. Период этот теперь уже не оказывает влияния на нынешние политические страсти, и нужно быть поистине Иваном Непомнящим для того, чтобы вычеркнуть из своей жизни прошлое, чтобы даже бояться воспоминания о нём. Или нынешние люди так болезненно ощущают свою слабость, что им страшно оглядываться назад, что им страшно вспоминать свою собственную историю?

Воспоминание об Императоре Александре III-м для всех официальных европейских кругов являлось бы воспоминанием о той России, которая в течение XIX века с головокружительной быстротой развивалась в русле современной европейской цивилизации, занимая всё более видное место в международном общении великих держав. Каковы бы ни были достоинства или недостатки государственного строя России в последней четверти XIX века, для Европы это было молодое государство, проникнутое волею к миру, тою самою волею к миру, которая в нынешние дни стала определяющим моментом политики всех государств. Это было молодое государство, и в то же время огромная империя, которая своим поразительно быстрым развитием доказывала Европе правильность принципов, считающихся основой европейской христианской цивилизации. Ибо, если бы принципы эти были порочными, если бы всё, что западное человечество творило в течение многих веков, было нежизненным, неправильным, оно не могло бы расцвести столь пышным цветом, попавши на новую почву, столь своеобразную, — на почву молодого славянского народа, талантливого, имевшего свою особую историю, связанного своею жизнью и с Востоком и с Западом. Эпоха Императора Александра III была эпохой начала возврата из России в Европу её собственной культуры, взращённой на русской почве, взявшей из этой почвы всё то новое, характерно русское, что, прельстив весь мир, сохраняет для Европы своё очарование и поныне. В эпоху Александра III жизнь империи впервые так тесно переплелась с жизнью других народов, как никогда раньше.

При Императоре Александре III Франция заключила союз с Россией. Он имел для истории Франции такое неистребимое значение, что Франция, кто бы ею теперь ни управлял, не может вычеркнуть его из своего прошлого. И из этого прошлого создалась нынешняя Европа. Хороша она или плоха — пусть судят впоследствии историки, но самого факта значительности России в эпоху Императора Александра III-го для истории современной Европы никто не может отрицать. Поэтому, казалось бы, кончина вдовы покойного Императора Александра III-го должна была бы почитаться, как событие, столь же близкое для всех европейцев, как и для нас, русских.

Когда теперь европейские и американские противники большевизма критикуют большевиков, они совершенно правильно отмечают характерную особенность большевизма — это полное отрицание прошлого, не только отрицание его, но и ненависть к нему, и проповедь ненависти, о которой недавно ещё так горячо говорил Максим Горький.·Естественно было бы ожидать, что все те, кто не заражены этой ненавистью, кто строят свою жизнь не на голом месте, не на развалинах чужого имущества, не на принципах грабительства, а на лучшем прошлом, на всём том, что нам завещали наши предки, все должны были бы почтительно преклониться пред останками Той, имя которой было так тесно связано с недавним прошлым, славным для России и, смеем думать, для Европы[3].

Примечание:

[1]  С появлением при дворе Николая II Распутинской фигуры отношения между Аничковым и Зимним дворцами значительно ухудшились: Мария Фёдоровна относилась всегда к «старцу» и ко всему тому, что его сопровождало, резко отрицательно, и этого не скрывала (прим. редакции газеты).

[2] В результате Датско-прусской войны 1864 года за приэльбские герцогства Шлезвига и Гольштейна они были отделены от владений датской короны. В историографии считается первой из войн в процессе объединения Германии вокруг Пруссии. На датском престоле находился король Христиан IX – отец принцессы Дагмары, будущей русской Императрицы Марии Фёодоровны.

[3] Заключительный материал «Парижской тетради».