Благородные-5.11.
БЛАГОРОДНЫЕ
Заметки об истории русских девичьих институтов и судьбах воспитанниц.
«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идёт о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки читались с превеликим вниманием: они испещрены подчеркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и её составителя. Благодарю их и помню.
Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается её живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.
Публикации первого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parigskaya-tetrad/.
Публикации второго тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-2: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-2/.
Публикации третьего тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-3: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-3/.
Благородные — введение. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-vvedenie/
Благородные — Глава 1. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-1-1/.
Благородные — Глава 1. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-1-2/
Благородные — Глава 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-2/
Благородные — Глава 3. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-3-1/
Благородные — Глава 3. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-3-2/
Благородные — Глава 4. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-1/
Благородные — Глава 4. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-2/
Благородные — Глава 4. Часть 3. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-3/
Благородные — Глава 4. Часть 4. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-4-4/
Благородные — Глава 5. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-1/
Благородные — Глава 5. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-2/
Благородные — Глава 5. Часть 3. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-3/
Благородные — Глава 5. Часть 4. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-4/
Благородные — Глава 5. Часть 5. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-5/
Благородные — Глава 5. Часть 6. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-6/
Благородные — Глава 5. Часть 7. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-7/
Благородные — Глава 5. Часть 8. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-8/
Благородные — Глава 5. Часть 9. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-9/
Благородные — Глава 5. Часть 10. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-5-10/
+
Глава 5.
ЖУРНАЛ «МЫ – ДЛЯ СЕБЯ»… И ДРУГИХ
Часть 11.
Экскурсия по Волге и Дону
Прежде, чем погрузиться в Казани на пароход, мы два дня провели в Москве. Прилетели перед самым обедом и сразу же нашу группу туристов (в которой из Белграда и др. мест Югославии оказалось довольно много русских), чтобы не терять время, отвезли на «Панораму Бородинской битвы». Мы с Аликом уже несколько раз смотрели этот «шедевр», созданный в 1910-1912 г. художником Рубо, восстановленный к 150-летию «Бородинской битвы», который волнует каждого русского живым прикосновением к историческому событию. В этот раз гидом была девушка, которая интересно, хорошо и подробно объясняла, показывала каждое место панорамы (и мы не пожалели, что снова были здесь). Перед зрителем поле битвы. Вдали виден курган, где была батарея Раевского, три стреловидных земляных укрепления – Багратионовы флеши, Шевардинский редут – арена продолжительного и героического боя, вдали Наполеон, окружённый свитой Кутузов со своим штабом на холме у деревни Горки и битва в полном разгаре.
Когда смотрите с круговой галереи панораму вниз, перед вами бой за деревню Семёновскую. Изба, с которой снесена крыша, разбросанные тлеющие бревна (искусственно освещённые, что создаёт полное впечатление тлеющих), все предметы покрыты гарью и пеплом. Тут же покосившийся забор, на котором уцелел и остался висеть глиняный молочный горшок, тут же и часть колеса, торчащего из грязи, в Семёновском овраге застряла пушка, дальше вереница настоящих пулемётов, мёртвые тела людей и лошадей, и вы как бы сами стоите на этой земле, среди разрушенья, и трудно найти в огромной панораме место перехода всего этого в прекрасно, художественно исполненную картину, открывающую перед вами всё поле боя, над которым по местам вьётся дымок орудий, бегут, падая, люди, лошади, несут раненого…
В помещении «панорамы» – музей с реликвиями этой битвы: знамёнами, одеждой, личными вещами Наполеона, Кутузова, портретами участников и прекрасными картинами Верещагина. Так как Москва разрослась во всех направлениях, деревня Фили вошла в её состав и близко от «панорамы» сохранилась изба крестьянина Севастьянова, в которой был известный «Совет в Филях», от которого зависела судьба не только Москвы, но всего государства, в которой Кутузов шагал из угла в угол, и мрачные мысли не давали ему покоя всю ночь. На стене картина этого «Совета», и можно сравнить с убранством этой избы, в которой сохранился стул, в котором Кутузов сидел, стол, скамьи, на которых сидели старшие военные начальники, под стеклом много исторических документов, в углу образ с богато вышитым крестом полотенцем.
В этот раз группу не водили сюда на осмотр, но я всё это вспомнила и очень жалела этот раз, когда снова посетила это место, что нас, туристов, не возят на «Бородинское поле», где на каждом историческом месте воздвигнуты памятники героям! Тут же воздвигли памятники героям Второй мировой войны.
Так как с Аликом мы хорошо знакомы со всем тем, что показывают туристам, мы отделяемся от группы и спешим осмотреть то, что нас интересует (заранее уже дома намечаем план беготни!). Пошли в Английский клуб (сейчас музей революции, который нас мало интересует, т.к. таких музеев тьма!). Это же место, где собиралась московская знать, и Алика очень интересовала внутренность этого помещения. Рассмотрев бегло экспонаты, а главным образом архитектуру и старину, мы поспешили в Государственный Исторический музей, куда меня особенно влекло в этот раз. Здесь 48 помещений и никак не успеваешь всё осмотреть с группой туристов, а кроме того экспонаты меняют.
Столько интересного можно увидеть, как например, подлинное знамя повстанцев и портрет Е. Пугачева, написанный участником крестьянской войны, поверх изображения Императрицы Екатерины Второй. (Говорят, это единственный сохранившийся, а было их много); потом фигурки птиц и женская статуэтка со стоянки Мальта (под Иркутском) из раскопок известного советского учёного М.М. Герасимова, которым свыше двадцати тысяч лет; саблю Пожарского, подзорная труба Кутузова, его походный столовый приборы – подарок Суворова, перегонный куб из химической лаборатории М.В. Ломоносова. Здесь я видела и кольца, сделанные декабристами из кандалов, и много, много ценнейших предметов людей, навеки покинувших свет, но и навеки оставивших память о себе, о событиях своей жизни.
Я не могу передать то, что переживаю, когда «глазами» только прикасаюсь к этим реликвиям! Но меня в этот раз влекло одно помещение, как любительницу всяких ручных изделий, о котором прочла в «Литературной газете», которую получаем из Сов. Союза, это зал, где «мерлинские» шали ручной работы начала девятнадцатого века. Зал расположен чуть ли не под самой крышей Исторического музея и в нём ткацкое чудо. В фонде Музея несколько шалей и только две выставлены: белая и чёрная. Витрина из толстого непробиваемого стекла. Под верхней крышкой – слой специальной ткани против пыли. Всё время работает прибор, регулирующий температуру и влажность. В зале почти полумрак и только внутри витрины сильные лампы, чтобы можно было рассмотреть тонкую технику старинной работы. Черную кашемировую шаль музей приобрел сорок лет назад у москвича И.В. Алексеева. Белую – большого размера, купил музей в 1970 году у известной певицы Лидии Андреевны Руслановой. Это творение крепостных Н.А. Мерлиной.
Акт закупочной комиссии: «Эта шаль является уникальной, представляющей большую художественную и историческую ценность. Бытовала в аристократических кругах, возможно — в придворных. Вещь хорошей сохранности». Со слов Руслановой записано: шаль приобретена ею в 1930 году в Ленинграде у коллекционера Станислава Антоновича Бельвина. Предшествующая история – неизвестна. Возможно, что к Бельвину она попала вскоре после революции, когда распродавали дворцовое имущество, а, может быть, шаль переходила из поколения в поколение, как фамильная или дарственная ценность. Ремесло умерло, но шали сохранились.
После расследований узнали, что с именем нижегородской коллежской асессорши Н.А. Мерлиной связано появление первой шалевой фабрики в России. Козий пух доставляли из Киргизии и других притибетских районов. Чесали частыми гребнями из кости мамонта. Пряжа получалась такой тонкой, что превосходила качеством знаменитые турецкие платки и накидки. Узор ткани на обе стороны, нельзя было отличить «лицо» от изнанки. С трудом можно уловить богатство оттенков и полутонов. Такое впечатление, будто на небольшое пространство полотна брошены цветы – сплетение роз, незабудок, шиповника – ликующий сад. Образцы некоторых изделий отправляли на испытания в морские путешествия, чтобы проверить, не потускнеют ли краски. Ни чрезмерная влажность, ни соленые ветры не убивали жарких нитей. Они и сейчас выглядят так, словно сотканы сейчас.
Шестьдесят крепостных работало на мерлинской мануфактуре. В год ткали не более пятидесяти шалей. Бывало на одну уходило тридцать месяцев. Нередко челнок заменяли деревянными иглами — их было множество — каждая нить определенного цвета. Это была искусная работа, но и каторжная. Легенда рассказывает, будто молодые крепостные девушки, работающие на фабрике, через десять лет работы слепли и отправлялись в богадельню. Такой страшной ценой были оплачены неувядающие цветы! Сохранилось любопытное свидетельство князя И.М. Долгорукого, посетившего вотчину Мерлиной. «Некто Коленкур, французский посланник у Двора Российского, торговал на её фабрике превосходной работы шаль, но госпожа Мерлина, как патриотка, не захотела выпустить в чужое государство домашнего сего изделия». Так безрезультатно закончилась попытка обрадовать жену Наполеона драгоценностью из России. Князь продолжает: «После скажут в Париже, что мы дики, необразованны, а в Лондоне, что у нас нет ума изобретательного, нет искусства! Оставьте нас, как мы есть, господа иностранцы, мы, право, ни в чём не уступим!»… Не верится, что поводом для такой гордости послужила всего-то шаль! Но как посмотришь экспонат — поймешь: современник Пушкина не переборщил!
«Н.М.» – скромная метка на кайме шалей. Мерлина была одной из немногих частных владелиц фабрик, кто тогда отваживался ставить личное клеймо. Когда уровень работы действительно высок, не грех её и пометить, как картину, скульптуру, музыку или стихи. Вероятно, что ещё у кого-нибудь в пределах страны сохранилась подобная шаль. Время не могло уничтожить образцы этого искусства так же, как бессилен был против них солёный морской ветер…
Так исполнилось моё сильное желание увидеть эти шали, эту невероятно тонкую работу, этот действительно цветущий сад! (Шали составлены из различной ширины и длины полосок – то с крупными, то с мелкими цветами. Не знаешь, какая красивее: белая или чёрная). Перед этой витриной, хранящей память об этих девушках – их терпенье и жертвенность, можно стать на колени и преклониться до земли!
Удалось нам ещё в этот день послушать после обеда концерт Св. Рихтера в Большом зале Консерватории, в котором я ещё не бывала. Билеты получить, как всегда на такие концерты в Советском Союзе, невозможно, но мой Алик, которому не впервые в таких случаях, умеет проникнуть с паспортом к самому директору и получить билет. В этот раз даже в первых рядах, и мы получили большое удовольствие, хотя слушали и Шестаковича, которого не люблю. Вокруг нас сидели знатные разукрашенные иностранцы.
Рихтер играл больше трёх часов и, к сожалению, нам не удалось попасть на «Горе от ума» и таким образом получить максимум удовольствий за эти два дня. Оба вечера мы провели на ужинах у знакомых, встреча с которыми бывает всегда незабываема, т.к. это люди образованные (академики), много интересного от них слышим, узнаём, что происходит в мире музыки, искусства. К нашему приезду припасается и икра и др. лакомства и закусочки, и как приятно, когда сознаёте, что вас кто-то на родине, по родному ждёт и встречает и провожает. Возвращаемся мы в гостиницу не раньше двух часов ночи. В этот раз нас подняли в пять часов утра и перебросили на аэродром и после завтрака мы полетели дальше, в Казань и на Волгу. Через час и десять минут были уже в столице бывшего казанского царства – в столице Татарии.
Тамара Арсеньева-Борисевич.
Новый Сад.
И еще приятное письмо….
Получила журнал и прочла его с таких огромным увлечением, прошу Тебя, вышли мне и пасхальный. Я так увлеклась чтением, что позабыла о настоящем, и мои чуть не остались без обеда. Да, мы все изменились и наши лица, которые пылали весной, облеклись осенним нарядом — эти знакомые милые лица! В 1949 году в Белграде в трамвае встретила Лялю Крутикову с двухлетним сынишкой. Ляля мне рассказала, что замужем за сербом, который им помогал, когда расстреляли её папу.
Часто вспоминаю нашу балерину Катю Касинову — ГЭНА ЛОПАТИ, о ней ничего не знаю, исполнились ли её грёзы?! А наша Мурочка, вижу, стала поэтессой и выступает, как пышная хризантема на концертах. Лиза Марьюшкина прислала мне её книгу стихов. Мне её стихи, полные юмора, нравятся, а главное ознакомили с жизнью в Австралии…
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Поздравляю всех, всех наших душек со всех меридиан света с Светлым праздником Воскресения Христова и желаю всем радостного благоговения…
Вера Журомская-Власова.
Вршац.
От. Ред.: Верочка, а грёзы нашей Кати сбылись — она была не безызвестной балериной, но псевдоним – «Гэна Лопати»… хм… никак не подошёл бы. Ада.
+
Свои обычаи, свои взгляды
Сделала выписки из письма Веры Скрипкиной и призадумалась: а ведь Вера права! Живём мы в разных странах (я посылаю Отчеты и журналы в 12 стран!) и сколько интересного каждая про свою страну могла бы написать для журнала? Конечно, не о том, что жарко у тех и много тропической зелени у тех, кто живёт в южных странах, и что снега по уши у тех, кто живёт в северных странах, но небезынтересно узнать, как, например, в южных странах встречают Рождество в декабре или январе, когда у них там разгар лета?
Я – всецело за Верино предложение и я в этом номере опишу некоторые обычаи в этой стране среди среднего класса.
В наше время и в нашей благословенной тогда Югославии наши родители зорко следили за своими дочерьми и пока её на вечеринки и танцульки приглашали Пети, Вани, Лёни – их сердца были на месте, но если бы заметили, что их дочь дает предпочтение только одному — сразу же был бы устроен ей допрос: почему? Отчего? Какие у вас отношения? Здесь — наоборот; молодая девица выходит с одним, хотя он и не жених а только ее «бой френд» — друг, но если бы её приглашали разные Чарли, Майки, Джани, был бы допрос: в каких она с ними отношениях?
Молодой человек делает предложение и назначается день свадьбы. Приглашаются все родичи, друзья, знакомые и после обряда устраивается угощение и танцы, но всё от начала и до конца оплачивают родители невесты, какого матерьяльного положения они бы ни были. Одна такая бедная мать со слезами на глазах и возмущением мне рассказала, что мать жениха прислала ей список в 25 душ приглашённых ею на свадьбу сына. Все подарки молодым присылаются ещё до их брака и почти к каждому приложен от магазина, где куплен, сертификат: если не нравится — пойдите и перемените или получите деньги обратно.Точно также это бывает и с подарками ко дню рождения, а о Рождестве и говорить не приходится: в первый же день после Рождества, когда открывается магазин, перед ним (и каждым) очередь в 100 человек с пакетами – это всё менять полученные подарки.
Перед рождественскими праздниками люди формально сходят с ума: всюду не пройти от народа и покупают решительно всё, что попадет под руку, торговцы имеют возможность сбыть всякое барахло и то, что в течение года не могли продать: вкладывается в красивую коробку с большими бантами и подарок готов, упаковка часто стоит дороже, чем то, что в коробке.
У бракосочетающихся вырабатывается своя тактика: молодая мечтает, скажем, о красивом столовом сервизе, который им не по карману. Тогда она идёт в дорогой магазин, выбирает, что ей нравится, оставляет свой адрес и говорит, что когда кто прийдет и спросит, что она хочет — показать сервиз. На матери, сестрах и кузинах лежит обязанность «намекнуть» друзьям, что Ненси мечтает иметь и где это есть, и друзья направляются в назначенный магазин. Конечно, купить целый сервиз за несколько сот долларов они не собираются, но сервиз продается и по отдельным приборам и стоит 25-30 дол. прибор и, таким образом, мечта Нэнси осуществляется!
И вот молодожёны ожидают прибавление семейства. Всем родичам и подругам это, конечно, известно, и за месяца три до рождения ребенка одна из подруг устраивает «бэби пауер» — это когда одаривают будущее бэби.
Подруга приготовляет недорогое угощение (здесь никто тратить на других деньги не любит!), приглашает всех подруг и родственников, все только женщины, и потом «просят ее зайти» — точно таки она не знает от матери, т.к. всегда к этому часу причесаны и хорошо одеты, готовы идти в гости. Её встречают радостными возгласами и каждый даёт ей подарок: кто распашонки, кто пелёнки, кто побрекушки, кто одежду, а кто ей поближе и родней – коляску, кроватку, люльку, качалку — всё для бэби. Вот этот обычай мне по сей день не нравится, т.к. вообразите: детская готова, всё на месте и не хватает только бэби, а бэби… родилось мертвым. Как матери смотреть на всё это? Но, видно, у них другие на то взгляды, вроде… «ничего, будет другой». На «бэби пауэр» обыкновенно, т.к. не знают будет девочка или мальчик, дарят или всё белое или жёлтое.
А вот что мне нравится, так это разделение труда. В Югославии сербы высмеивали русских мужей, что они всё делают для жены. О, нет, тут гораздо больше. Сплошь и рядом мать 5-6-ти детишек состоит в клубе игры в кегли. Отец остаётся дома: накормит, выкупает и уложит спать детей, а мать после трудового дня в доме — развлекается. Очень часто можно также видеть, как муж, выстирав в стиральной машине бельё, вешает его для просушки.
Теперь, когда я стала «постарше», мне стало нравиться то, что 30 лет тому назад приводило в ужас: здесь женщина выходит замуж или за однолетку или моложе себя, и если муж старше её на года 3-4, то это уже считается, что он «гораздо старше её». И правда, ну почему жена должна обхаживать мужа, а не наоборот?!
Ну вот, душечки, вы — из Южной Америки, там у Вac есть, что описать, а всем нам очень интересно будет почитать….
Ада Свечникова — Саликова.
Балтимора