Некрополь-3
ПОКРОВСКИЙ НЕКРОПОЛЬ ВЛАДИВОСТОКА
«Его Императорское Величество Государь Император Николай II Александрович благоволил из собственных средств отпустить 5 тысяч рублей на строительство Покровской церкви Владивостока».
Состоявшийся в мае-июне 1891 года визит во Владивосток Наследника Цесаревича, будущего Царя-страстотерпца Николая II Александровича, занимает особое место в истории города и Приморского края. Многие здешние места хранят память Августейшего посещения. Закладывая Великий Сибирский железнодорожный путь, Цесаревич проезжал мимо тогдашнего городского кладбища с часовней, рядом с которыми вскоре возведут Покровский собор, а напротив построят детскую больницу в честь младшей сестры Высокого Гостя – Великой Княгини Ольги Александровны (http://archive-khvalin.ru/svidetelstvo-o-brake/). Покровское кладбище стало местом упокоения нескольких поколений владивостокцев и приморцев, насчитывавших более 100 тысяч захоронений. Как и многие храмы города, Покровская церковь была закрыта и уничтожена в период государственного атеизма.
Книга «Покровский некрополь Владивостока» Андрея Хвалина была написана в 1995 году по благословению епископа (ныне митрополита на покое) Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) и издана попечением настоятеля и прихожан для подготовки общественного мнения к возведению нового Покровского кафедрального собора.
Публикация вобрала в себя исторические материалы из Приморского краевого архива, архива Общества изучения Амурского края, “Владивостокских епархиальных ведомостей” 1901-1916 годов. Список захоронений Покровского кладбища составлен В.В. Клименко и дополнен горожанами-старожилами Владивостока. Помощь в работе над книгой автору оказала приморский краевед Н.Г. Мизь.
8-го апреля 2007 года в праздник Святой Пасхи в новом Покровском кафедральном соборе состоялась первая Божественная Литургия.
Часть первая http://archive-khvalin.ru/nekropol-1/
Часть вторая http://archive-khvalin.ru/nekropol-2/
+
Часть третья.
Соборы Владивостока
В истории Владивостока и Приморья заметный след оставили два кафедральных собора, один из которых был построен в восьмидесятые годы позапрошлого века и взорван в “пятилетку безбожия”; другой — собиралась строить вся православная Россия в память о погибших в Русско-японской войне. Но в наступившее после 1917 года атеистическое советское время это уже было невозможно.
Духовным центром города был Успенский кафедральный собор Владивостока, который в 1994 году мог бы отметить свой столетний юбилей.
Каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы во Владивостоке начали строить в 1886 году, рядом с уже существующей деревянной. Спустя три года 6-го декабря 1889 г. её освятил епископ Камчатский Гурий. Автором проекта храма являлся архитектор Миллер, строительство велось под наблюдением инженера-капитана И. Зеештрандта и военного инженера, штабс-капитана В. Жигалковского.
А в 1894 году указом Святейшего Синода церковь стала официально именоваться Успенским собором (собор – главный храм епархии, города или монастыря, где совершает богослужения высшее духовное лицо).·
Пять лет спустя, когда образовалась Владивостокская епархия, Владивосток стал кафедральным городом, т.е. местом постоянного пребывания епископа Владивостокского и Камчатского Евсевия. С этого времени Успенский собор стал именоваться кафедральным.
Фотографии и открытки прошлых лет сохранили величавость и элегантность этого сооружения, отвечающего традициям русской храмовой архитектуры. Печать того времени характеризовала его так:
«Собор построен по типу Хабаровского храма и отчетливо выделяется среди прочих городских зданий, стройно возвышаясь над ними. Наружная отделка проста: мало тяг и украшений. Войдёшь внутрь, и взор с приятным чувством останавливается на хорошей отделке. Витые тяги и зигзаги придают храму легкость». Украшением собора стал колокол весом около 5 тонн. В декабре 1910 года колокол был освящен во время крестного хода в ограде собора и затем водружён на колокольне.
Публикация во “Владивостокских Епархиальных Ведомостях” № 1 за 1911 год рассказывает о том, как торжественно происходило это событие: “По окроплении колокола святой водой, последний медленно и плавно стал подниматься на блоке по стальному канату на колокольню.
Соборный хор в это время пел положенную на ноты протоиереем В. Поповым (настоятелем Покровского храма) надпись на колоколе: “гласом благовеста твоего да услаждаеши сердца людские и да возвещаеши любящим Сиона вечерю Господню во век века”.
Были произнесены многолетия Царствующему Дому, Святейшему Синоду и благотворителям — Илии и Ираиде Чистяковым. По окончании богослужения представители города и прихожане чествовали супругов Чистяковых обедом в приказчичьем собрании. Присутствовал Владыка с духовенством. За обедом произносилось много речей о росте самобытной русской культуры и церковно-государственной мощи России на Дальнем Востоке”.
Успенский собор был местом пребывания знаменитой иконы “Торжество Пресвятой Богородицы”, которую в народе называли “Порт-Артурской”. Икона была писана в Киево-Печерской Лавре по видению (за два месяца до начала Русско-японской войны) престарелого моряка-севастопольца. Десять тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали сумму, необходимую для изготовления иконы. Образ Богородицы был написан на золотом чеканном фоне, здесь же было написано эмалированной вязью: “Торжество Пресвятой Богородицы. В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от Святых обителей Киевских и 10.000 богомольцев и друзей”.
По пути следования в Порт-Артур икона была доставлена во Владивосток 2-го августа 1904 года. “6-го августа, в праздник Преображения Господня в присутствии Наместника Его Императорского Величества и при многочисленном стечении молящихся Его Преосвященство после литургии в первый раз служил молебен перед сею необычной по своему происхождению иконою посреди храма.
Пресвятая Богородица повелела доставить икону в Порт-Артур, пообещав в этом случае победу русской армии. Вопреки ясно высказанной воле Божией Матери в Порт-Артур доставляли копии иконы, боясь подвергнуть опасности образ. В то время как икона находилась в соборе Владивостока, в Петербурге
объявился доброволец, вызвавшийся доставить её в Порт-Артур: ветеран Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., отставной ротмистр Лейб-гвардии уланского полка, делопроизводитель Императорской охоты Н.Н. Федоров. Но и он не смог добраться с иконой до Порт-Артура. В конце концов она попала к генералу Куропаткину. “Вождь нашего воинства А.Н. Куропаткин, — писал св. праведный Иоанн Кронштадтский, — оставил все поднесённые ему иконы в плену у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружие нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим”.
Есть, однако, сведения, что икону Божией Матери “Порт-Артурскую” возвратили во Владивосток.
Не услышала Россия грозные предсказания духоносных старцев и наших святых о приближающейся катастрофе за отступничество народа от Бога и Царя. Ещё в 1908 году Всероссийскому батюшке отцу Иоанну Кронштадтскому было видение о грядущих бедах России, о реках крови и православных храмах, где будет царить мерзость запустения.
Вот и церковные представители Владивостока, поддавшись мирским расчетам, поспешили признать новую, чуждую церкви власть масонского Временного правительства и в полночь 28-го февраля 1917 года отслужили в Успенском соборе благодарственный молебен об успехе переворота, о многолетии бунтовщиков-клятвопреступников, нарушивших государственную присягу и предавших Помазанника Божьего — Русского Царя. Мерзка такая молитва пред очами Божьими. “И оставляется дом ваш пуст”, — сказал Господь. От взорванного безбожниками Успенского кафедрального собора остался добротный фундамент, на котором в советское время был построен жилой особняк, затем он был занят художественным училищем.
И ещё один собор вошёл в историю Приморья, несмотря на то, что он не был построен, а так и остался только проектом. В основу проекта положена мысль о нерасторжимом единстве Владивостока и России.
После окончания Русско-японской войны 1904-1905 гг., унесшей многие тысячи жизней, было решено построить храм памяти погибших. Долго обсуждался вопрос о городе – месте сооружения храма.
Во Владивостоке в это же время назрела необходимость строительства нового кафедрального собора. Существовавший Успенский — вмещал всего тысячу человек и не соответствовал нуждам кафедрального города. Особенно сильно это ощущалось по большим праздникам. Так, рассказывая о праздновании Пасхи 17 апреля 1905 года, “Епархиальные Ведомости” сообщали: “…для богомольцев, не поместившихся в храме, совершена священником В. Давыдовым заутреня в шатре, на месте престола прежнего храма, в соборной ограде. Здесь молящихся было по глазомерному определению свыше 4 тысяч, большей частью военных.”
Для нового собора городская Дума отвела участок земли в районе пересечения улиц Нагорной и Суйфунской (ныне улицы Суханова и Уборевича). Этот участок называли: Соборной, Нагорной или Суйфунской площадью. Её с 1906 года церковь эксплуатировала сдачей в аренду мелкими участками под дровяные и лесные склады, за что ежегодно получала доход в несколько тысяч рублей.
О том, каким быть новому собору, много писали и говорили во Владивостоке. Было мнение, что новый собор должен стать крепостным: “Во Владивостоке, как в крепости, необходим крепостной собор”. Большинство же высказанных в печати мнений склонялось в пользу строительства Морского собора, “поскольку Владивосток, будучи крепостью, вместе (тем является и главным военным портом на Дальнем Востоке и стоянкой настоящих и будущих морских сил на Тихом океане”. Наиболее верно смысл строительства будущего собора выразил в публикации 1910 года священник В. Давыдов: “Во Владивостоке на Суйфунской площади имеет быть заложен новый собор — просторный и величественный… Владивостокский собор должен воплотить сбывшуюся мечту, которая лежала в основании храма Василия Блаженного; вместе с тем он должен быть знамением начала новой эры для православия на востоке… Если| верно, что Владивосток по своему географическому положению, не напрасно и не случайно носит многозначительное имя “владыки востока”, то без сомнения, именно здесь, во Владивостоке место будущему центру православия — новому Риму востока. И этот храм, как и “Василий Блаженный” должен по своей архитектуре представлять сочетание всех восточных стилей, возглавляемых большим римско-византийским куполом; он, по своему наружному и внутреннему виду и устройству должен быть понятен и не чужд для каждого язычника…
Храм этот по своим размерам должен быть рассчитан, конечно, не на одну и не на две тысячи молящихся, с тем, чтобы все могли и видеть и слышать богослужение… Воистину, это будет “собор Востока”, воистину будет “Восток — имя ему”. Все планы относительно нового владивостокского собора конкретизировались в 1909 году, когда архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий возбудил ходатайство о том, чтобы “храм-памятник, который имеет быть воздвигнут в России в память погибших в войну с Японией воинов, был воздвигнут именно во Владивостоке, как на театре или почти на театре бывших военных действий, и чтобы этот храм и был кафедральным собором”.
Ходатайство Владыки Евсевия было удовлетворено; был определен автор проекта собора — П.П. Романов; определено посвящение собора — Святителю Николаю Мирликийскому. Начали сбор средств, но построить его до наступления иноверческого ига уже не успели.
Немногие владивостокцы, приходя в сквер К. Суханова сегодняшнего Владивостока, знают какая замечательная патриотическая мечта была связана с этой частью города. Но многие старожилы еще помнят Суйфунский рынок, который был здесь до устройства сквера в шестидесятые годы.
В современном Владивостоке кафедральным собором именуется реставрированная в 70-ые годы церковь-школа “памяти убиенных в войне 1904-1905 гг.” (до современного восстановления Покровского храма – А.Х.). После реставрации престол церкви освящён в честь св. Николая Мирликийского.
Современный кафедральный Свято-Никольский собор на улице Махалина — мал размерами и поэтому чрезвычайно тесен особенно в дни праздничных богослужений. Владивосток, как морская столица Российского Дальнего Востока очень нуждается в просторном и торжественном кафедральном соборе.
Будущее Покровского парка
В 1990 году сессия городского совета приняла покаянное решение о возвращении Центральному парку культуры и отдыха имени Покровского. Горожане резко полярно выражали свои мнения, много было отрицательных суждений, исходивших от злонамеренных или заблудших людей.
За прошедшее пятилетие кое-что изменилось в нашей жизни и в массовом сознании. Спадает атеистическая пелена с глаз, по-новому оценивается роль Православия в истории России и края, “вспоминаются” и воссоздаются забытые страницы истории.
Покровскому парку в святом деле возрождения веры и памяти принадлежит особая роль. Здесь, на бывшем Покровском кладбище, похоронены несколько поколений владивостокцев и приморцев, здесь “покоится” наша история.
Нынешнее состояние Покровского парка мало отвечает высоким требованиям, которые предъявляются к памятникам истории и культуры. За парком нет надлежащего каждодневного ухода, требуется срочная реставрация зеленого хозяйства, а самое главное — еще пока не определился статус парка, из-за чего возникает много вопросов и проблем, решить которые церковь не в силах, прежде всего потому, что не имеет средств. Но даже на церковные крохи и пожертвования сделано уже немало: освящена и благоустроена церковь-часовня Серафима Саровского, перенесены отслужившие свой срок аттракционы, в наиболее посещаемых местах парка устроены клумбы и цветники.
Начиная с 1993 года, широко и многолюдно отмечается в парке праздник Покрова с участием историков, краеведов Общества изучения Амурского края, артистов, интеллигенции города.
В 1994 году впервые в истории Владивостока (после 1917 года) состоялся крестный ход вокруг святой земли Покровского парка. В нынешнем 1995 году на глазах горожан в парке растет здание православного храма. Его строит на месте бывшей церковной сторожки, по проекту архитекторов института “Приморгражданпроект” Ю. Васильева и А. Мельникова, Жилстрой-1. Как говорит в своем стихотворении приморский поэт Б. Лапузин: “… за рядом ряд воссоздают утраченную веру”.
В конце 1995-го года церковь должна быть освящена. Бесспорно, она украсит город и одухотворит исторический мемориальный Покровский парк. Активное и качественное строительство церкви стало возможным благодаря участию городских властей, губернатора края Е.И. Наздратенко и благотворительным взносам разных организаций и структур (“АКФЕС”, “РОЛИЗ”, “ПАКТ” и др.).
При Покровском приходе в нынешнем году образовано предприятие “Единение”, одной из задач которого является информационно-просветительская работа, включая экскурсии, беседы, выставки духовной литературы. Уже состоялись первые экскурсии “Покровский некрополь”, разработанной секцией экскурсоведения Общества изучения Амурского края в нескольких вариантах: для горожан, школьников и студентов, иногородних и иностранных паломников.
Еще много проблем предстоит решить нынешним хозяевам Покровского парка. Прежде всего, это благоустройство территории, включая установку ограждения. Предстоит оборудовать и благоукрасить детскую площадку. Требует незамедлительного решения вопрос выгула собак, из-за которых уже серьезно пострадал травяной покров парка, сохранявшийся в течение многих лет.
Главной же задачей является сохранение мемориальной зоны исторического Покровского некрополя и строительство Покровского кафедрального собора. При полном отсутствии финансирования, на скромные церковные и жертвованные средства благотворителей сейчас ведутся предпроектные работы. Есть надежда, что со временем, на фундаменте разрушенной церкви вырастет Покровский собор — духовный центр столицы Приморья.
г. Владивосток, 1995 г.