Часть 10.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ В РОССИИ.
Приамурский Земский Собор 1922 года. Материалы и документы.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
В конце 80-х годов XX века, работая в приморской молодёжной газете, приезжал в командировки в столицу и принимал участие в заседаниях московского Братства Царя-мученика Николая. Основной целью братчиков являлась канонизация Царской Семьи Государя Императора Николая II Александровича в лике святых Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно в Братстве впервые узнал о Приамурском Земском соборе, состоявшемся во Владивостоке в июле-августе 1922 года и восстановившем Династию Романовых на Всероссийском престоле. По просьбе членов Братства приступил к изучению данной важной темы в истории России. На первом этапе исследовал местные архивы и получил материалы от беженцев первой волны русской эмиграции и их потомков со всего мира, с которыми находился в переписке.
Весной 1991 года приехал в Москву для учёбы на Высших литературных курсах при литературном Институте им. А.М. Горького. Параллельно продолжал заниматься изучением истории Земских соборов на Руси и, в частности, Приамурского как последнего на данный момент. Материалы публиковались в православно-патриотической периодике. Вместе с братчиками участвовал в «заставах» по сбору подписей за канонизацию Царской Семьи и за строительство Храма Христа Спасителя.
Зимой 1992 года в Сергиевом Посаде, вернувшем себе историческое имя, в небольшом домике, заваленном снегами, недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приступил к написанию книги о Приамурском Земском соборе. Осенью 1993 года закончил её в священнической квартире в Коломенском, молясь перед иконой Державной Божией Матери. В связи с октябрьскими событиями печатание тиража остановили в типографии. Но в начале 1994 года первая в истории России и зарубежья книга о Приамурском Земском соборе во Владивостоке увидела свет тиражом в одну тысячу экземпляров. Она моментально разошлась среди читателей на православно-патриотических вечерах и собраниях, в книжные магазины не поступала.
В дальнейшем материалы книги использовались в фундаментальных трудах «Русь соборная» приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) и «Россия перед вторым пришествием» церковного историка С.В. Фомина и др. В 1995 году книга «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 г. Материалы и документы» удостоена Всероссийской литературной премии «Традиция» Союза писателей России. Впервые представляем широкому кругу читателей полный вариант книги.
Часть 1. http://archive-khvalin.ru/chast-1-2/
Часть 2. http://archive-khvalin.ru/chast-2-3/
Часть 3. http://archive-khvalin.ru/chast-3-2/
Часть 4. http://archive-khvalin.ru/chast-4-2/
Часть 5. http://archive-khvalin.ru/chast-5-2/
Часть 6. http://archive-khvalin.ru/chast-6-3/
Часть 7. http://archive-khvalin.ru/chast-7-2/
Часть 8. http://archive-khvalin.ru/chast-8-2/
Часть 9. http://archive-khvalin.ru/chast-9-2/
Часть 10.
Духовное и историческое значение Приамурского Земского Собора далеко выходит за временные границы смуты и гражданской войны 1917 — 1922 годов. Избрав генерал-лейтенанта М.К. Дитерихса Правителем Края на правах временной Верховной власти, как пишет русский зарубежный исследователь, — «впервые в истории белого движения в Сибири Земский Собор выдвинул открыто монархические лозунги и решил, что и власть в Приморье должна быть организована по принципу единоличности»[1]. Одновременно Собор признал, что Верховная власть принадлежит Царскому ДОМУ РОМАНОВЫХ и должна осуществляться в порядке законного престолонаследия, восстановив тем самым монархию в России, которую с тех пор никто даже внешне легитимным способом не отверг. Собор постановил просить Царский Дом соблаговолить возглавить Приамурский Край и русское национальное движение Верховным правителем из Членов Династии по его усмотрению и воле, «тем самым во всём белом движении была произведена революция»[2].
Берлинский еженедельник Высшего Монархического совета по горячим следам итожит различные опенки совершившегося грандиозного исторического события: «Огромное значение Приамурского Земского Собора понято местной печатью. В статье «Праздник закончился» (по поводу закрытия Собора) «Слово» 11 августа писало: «Новая власть, идя под лозунгом провозглашения монархии в России, должна встретить сочувствие среди подавляющего большинства русского народа, не только здесь, но и там, за гранью, охраняемой красной интернациональной бандой». Ещё любопытнее отношение харбинской кадетской газеты «Русский голос», относившейся до сих пор довольно холодно к монархической идее. Корреспонденции с Собора показали ей, что монархические лозунги восторженно встречены всем Собором. В передовой статье 11 августа к-д. орган пишет: «Тот факт, что принципы монархии в Приморье провозглашены не рейхенгалльским съездом монархических организаций, не другой какой-либо партийной группой, а Земским Собором, хотя и местного значения, совещанием сотен людей, хотя и определенных антисоциалистов, но разнопартийных, разномыслящих по многим государственным вопросам, — этот факт нельзя не занести на страницы истории, описывая «немудрствуя лукаво» события текущей жизни. Можно относиться к нему с рылеевскими чувствами удивления и сомнения, но исторического значения его никто не может отрицать. — Нашим европейским друзьям и недругам, — продолжает «Русский голос», — нужно отрешиться от ложного понятия, воспитанного эпохой войны, что России нужны «трафаретные формы европейской государственности…». Статья кончается словами: «Народ даст стальную опору русской исторической власти, он одухотворит её, новое вино, испепелившее старые меха, найдет нарочитые внешние формы, родные духу народа, соответствующие пережитому и нарождающиеся».
Большевистские харбинские «Новости жизни» по поводу Собора договариваются до фразы о том, что «все нынешние монархии — все равно с королем или президентом во главе (!) обречены на исчезновение», но и у неё невольно вырывается признание, что из движений современности «наибольшее число адептов имеет направление крайнее, монархическое — тем более, что для поверхностного взгляда (!) оно может казаться (!) даже исторически осмысленным».
Какова бы ни была судьба Приморья в ближайшие месяцы, — историческое значение Земского Собора во Владивостоке за ним останется. Брошенные им семена взойдут. Никакие временные успехи врага не могут теперь сделать небывшим того, что произошло этим летом: пробуждение русского национального сознания на русской земле»[3].
Для очищенного огнём гнева Божия и покаянием в грехе отступничества от Его Помазанника Государя Императора НИКОЛАЯ II АЛЕКСАНДРОВИЧА и всех Царственных Страстотерпцев православного русского народа и братских ему народов Приамурский Земский Собор указал новые принципы будущего государственного строения (вне зависимости от времени их воплощения): земные сроки восстановления Российской Самодержавной Монархии всецело зависят от воли Господней и силы нашей покаянной молитвы.
Основой возрождаемой Державы становится церковный приход и организуемое в его рамках гражданское самоуправление со всеми правами бывшего волостного земства, чем создается та народно-государственная ячейка, из которой путём выбора народных представителей будут организовываться Земский Собор, краевые Советы и уездные Советы.
По твёрдому убеждению участников Собора указанный государственный строй проводит содружественно гражданской, духовной и народной власти по всем отраслям управления, и по мере того, как народ будет переходить от революционного мышления к подчинению законам Правды, он станет осуществлять эту правду и создавать христианскую государственность.
Несмотря на тяжелейшее политическое и экономическое положение новой власти в Приамурском Земском Крае, она впоследствии неуклонно пыталась следовать этой соборной идее, в чём, конечно, в первую очередь видна заслуга М.К. Дитерихса, бравшего пример в своей деятельности с Государя Императора НИКОЛАЯ ВТОРОГО.
Деятельный участник тех событий генерал Π.П. Петров в своих воспоминаниях, написанных в мукденской и харбинской эмиграции в 1923 — 1924 годах, даёт такую оценку Правителю и воплощаемой им программе: «После Земского Собора, несмотря на тяжелую общую обстановку, мы всё же вздохнули свободно, так как прекратилась бесплодная переписка, различные требования и недоразумения, появился один хозяин дела, близко стоявший к интересам войск»[4].
В различных местах Приамурского края прошли Земские съезды, где лично присутствовал Правитель. Поучительны условия, которым должен отвечать выборный от каждого населённого пункта: быть крепким в вере во Всемогущего Бога, иметь в этом населённом пункте своё хозяйство, oт роду иметь более 25 лет и быть семейным, не иметь в прошлом за собой уголовных преступлений.
Дабы укрепить паству Приамурского Земского Края в истине и свете отцовской и дедовской веры, было решено созвать в ближайшее время Поместный Церковный Собор. Ожидалось прибытие около 50 членов и среди них: Архиепископы — Харбинский МЕФОДИЙ, Японский СЕРГИЙ, Переяславский ИННОКЕНТИЙ, Епископы — МЕЛЕТИЙ, СОФРОНИЙ, ИОНА, СИМОН, НЕСТОР, начальник православной миссии в Сеуле иеромонах Феодосий, а также участники Всероссийского Поместного Церковною Собора 1917 — 1918 годов, выборные от мирян, военного духовенства и от приходов.
В сентябре 1922 года в Никольск-Уссурийском прошло совещание Епископов Харбинского и Маньчжурского МЕФОДИЯ, Читинского и Забайкальского МЕЛЕТИЯ, Владивостокского и Приморского МИХАИЛА, Токийского и Японского СЕРГИЯ, Камчатского НЕСТОРА для подготовки Дальневосточного Поместного Церковного Собора. Видная роль на этом Соборе отводилась близкому к Патриарху ТИХОНУ Епископу Камчатскому НЕСТОРУ.
Епископ НЕСТОР Камчатский, впоследствии Митрополит Кировоградский и Николаевский, в миру Николай Александрович Анисимов (9.XI.1885 — 4.XI.1962), был участником Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви в Москве. По благословению Священного Собора им написана и издана книга «Расстрел Московского Кремля (27 октября — 3 ноября 1917 г.)», первое издание которой было конфисковано советскими властями, а второе увидело свет в 1920 году в Токио.
По сообщению тогдашних иностранных источников, 1-го сентября 1919 года (в разгар следствия по делу убийства Царской Семьи) в колчаковской столице Омске совершались богослужения в память Святителя ТИХОНА Задонского чудотворца, мощи которого были поруганы изуверами в г. Задонске.
В то время Омскую кафедру занимал Епископ СИЛЬВЕСТР, благословивший адмирала А.В. Колчака золотым складнем в голубом футляре. Там сделаны надписи, свидетельствующие: складень некогда принадлежал новомученикам Российским — крестьянину Григорию (Распутину) и Государыне Императрице АЛЕКСАНДРЕ ФЕОДОРОВНЕ[5].
Присутствовавший на том первосентябрьском богослужении Епископ НЕСТОР, только что вырвавшийся из Москвы, передал молящимся следующий призыв Патриарха ТИХОНА: «Скажите народу, что, если они не объединятся и не возьмут Москву опять с оружием, то мы погибнем и Святая Русь погибнет с нами». Как передавал Епископ НЕСТОР, большевики в Москве знают об антибольшевистской деятельности Патриарха ТИХОНА, но они боятся его преследовать, ибо опасаются народного восстания на защиту Патриарха.
Это свидетельство из тогдашней иностранной печати говорит о том, что лишённая Державного Хозяина — Самодержавного Царя — борющаяся Россия в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси видела не только церковного, но и общенародного вождя[6]. Поэтому глубоко закономерно, что Приамурский Земский Собор избрал Патриарха ТИХОНА своим Почётным Председателем, а деятельное участие в Соборе принимал Епископ НЕСТОР Камчатский.
В праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6/19 августа 1991 года, когда первопрестольная Москва была охвачена беснованием очередной смуты, в Переделкинской церкви Преображения Господня богомольцы шли крестным ходом и освящали яблоки. Почти прямо напротив алтаря — скромная могила Митрополита Кировоградского и Николаевского НЕСТОРА, бывшего Епископа Камчатского. Здесь, на святом месте, новое поколение русских православных людей, исповедующих Царя Небесного и земного, помолилось об упокоении души Святителя. На белом мраморном кресте с неугасимой лампадой выбито: «Христос Воскресе!» Только во Христе видел Владыка НЕСТОР воскресение великой Самодержавной России.
Примечание:
[1] Серебренников И.И. Великий Отход. Разсеяние по Азии белых Русских Армий. 1919-1923. Харбин. 1936. С. 207.
[2] Филимонов Б.Б. Конец белого Приморья. Из-во Русского книжного дела в США. 1971. С. 54.
[3] Высший Монархический Совет. № 57, 19 сентября 1922 г.
[4] Петров Π.П. От Волги до Тихого Океана в рядах белых. (1918-1922 гг.). Рига, 1930. С. 209.
[5] Колчак Александр Васильевич — последние дни жизни. Барнаул. 1991. С. 102.
[6] Православная Русь. 1975 г., № 14. С. 9; Град-Китеж. 1992, № 4.