Часть 9.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ В РОССИИ.
Приамурский Земский Собор 1922 года. Материалы и документы.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

В конце 80-х годов XX века, работая в приморской молодёжной газете, приезжал в командировки в столицу и принимал участие в заседаниях московского Братства Царя-мученика Николая. Основной целью братчиков являлась канонизация Царской Семьи Государя Императора Николая II Александровича в лике святых Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно в Братстве впервые узнал о Приамурском Земском соборе, состоявшемся во Владивостоке в июле-августе 1922 года и восстановившем Династию Романовых на Всероссийском престоле. По просьбе членов Братства приступил к изучению данной важной темы в истории России. На первом этапе исследовал местные архивы и получил материалы от беженцев первой волны русской эмиграции и их потомков со всего мира, с которыми находился в переписке.

Часть 9
Обложка книги «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 года.

Весной 1991 года приехал в Москву для учёбы на Высших литературных курсах при литературном Институте им. А.М. Горького. Параллельно продолжал заниматься изучением истории Земских соборов на Руси и, в частности, Приамурского как последнего на данный момент. Материалы публиковались в православно-патриотической периодике. Вместе с братчиками участвовал в «заставах» по сбору подписей за канонизацию Царской Семьи и за строительство Храма Христа Спасителя.

Зимой 1992 года в Сергиевом посаде, вернувшем себе историческое имя, в небольшом домике, заваленном снегами, недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приступил к написанию книги о Приамурском Земском соборе. Осенью 1993 года закончил её в священнической квартире в Коломенском, молясь перед иконой Державной Божией Матери. В связи с октябрьскими событиями печатание тиража остановили в типографии. Но в начале 1994 года первая в истории России и зарубежья книга о Приамурском Земском соборе во Владивостоке увидела свет тиражом в одну тысячу экземпляров. Она моментально разошлась среди читателей на православно-патриотических вечерах и собраниях, в книжные магазины не поступала.

В дальнейшем материалы книги использовались в фундаментальных трудах «Русь соборная» приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) и «Россия перед вторым пришествием» церковного историка С.В. Фомина и др. В 1995 году книга «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 г. Материалы и документы» удостоена Всероссийской литературной премии «Традиция» Союза писателей России. Впервые представляем широкому кругу читателей полный вариант книги.

Часть 1. http://archive-khvalin.ru/chast-1-2/

Часть 2. http://archive-khvalin.ru/chast-2-3/

Часть 3. http://archive-khvalin.ru/chast-3-2/

Часть 4. http://archive-khvalin.ru/chast-4-2/

Часть 5. http://archive-khvalin.ru/chast-5-2/

Часть 6. http://archive-khvalin.ru/chast-6-3/

Часть 7. http://archive-khvalin.ru/chast-7-2/

Часть 8. http://archive-khvalin.ru/chast-8-2/

Часть 9.

В два часа дня 28 июля/10 августа в день празднования СМОЛЕНСКОЙ иконы Божией Матери ОДИГИТРИЯ (ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА) состоялось последнее заседание Приамурского Земского Собора. Под возгласы «ура!» и аплодисменты бывшему Временному Правительству за заслуги перед национальным делом была вручена благодарственная Грамота Земского Собора. Ее текст гласил:

«Приамурский Земский Собор настоящей Грамотой запечатлевает перед Русским Народом о тех непрестанных и неутомимых трудах, которые по зову русских людей и национальной общественности оказаны были Временным Приамурским Правительством на пользу русского национального движения по пути к возвращению Русскому Народу свободы и восстановления Государства Российского.

Русские люди, собравшиеся от всех слоев населения Приамурья на Земском Соборе, сим приносят благодарность народному Временному Приамурскому Правительству, поднявшему здесь национальное знамя и с честью для Русского Имени и Родины пронесшему его целым и незапятнанным во время служения своего Русскому Народу, Владивосток. 8-го августа 1922 года».

Далее следуют подписи и печать Собора.

Затем единогласно принимается резолюция об объединении армии, а также по поводу эвакуации японских войск. Избрана делегация в составе Епископа Камчатского НЕСТОРА, Председателя Собора Н.И. Миролюбова и С.Д. Меркулова для поездки в Западную Европу. Другая делегация в составе Владивостокского Городского Головы Генерала А.И. Андогского, Никольск-Уссурийского Городского Головы В. Толока и Атамана Уссурийского казачьего войска генерала Савицкого отправится в Японию. После чего Председатель Земского Собора по поручению Правителя в виду окончания работ объявил Приамурский Земский Собор закрытым.

Предшествуемые духовенством с иконами Спасителя и ДЕРЖАВНОЙ Божией Матери члены Земского Собора во главе с Правителем направились мимо расставленных шпалерами войск к Кафедральному собору.

Чудесна история обретения иконы Божией Матери ДЕРЖАВНАЯ Она явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в день (отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола в Вознесенской церкви села Коломенского — древней вотчине Русских Царей. Вскоре вся Россия узнала о новой иконе Божией Матери, названной ДЕРЖАВНОЙ, т.к. Царица Небесная изображена на ней как Царица земная. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское и перед иконой были явлены чудеса исцеления и телесных и душевных недугов. Большая часть акафиста к ней была написана святителем ТИХОНОМ, Патриархом Московским и всея Руси.

По горячим молитвам Царя-Мученика Николая Второго Царица Небесная взяла на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Помазанника. Владычица пришла в «Дом Пресвятыя Богородицы» в самый тяжкий момент жизни народа Богоносца, в момент его величайшего падения и приняла на Себя преемство власти Державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Смысл этой иконы ясен для духовных очей: чрез неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния Русский Народ будет прощён и Царская власть, сохранённая Самой Царицей Небесной, будет возвращена России.

С покаянным трепетом взывали члены Приамурского Земского Собора, христолюбивое воинство, все собравшиеся на торжество соборного духа и братской любви богомольцы скорбному лику Державной Заступницы: «О МИРА ЗАСТУПНИЦЕ, МАТИ ВСЕПЕТАЯ! СО СТРАХОМ, ВЕРОЮ И ЛЮБОВИЮ ПРИПАДАЮЩЕ ПРЕД ЧЕСТНОЮ ИКОНОЮ ТВОЕЮ ДЕРЖАВНОЮ, УСЕРДНО МОЛИМ ТЯ: НЕ ОТВРАТИ ЛИЦА ТВОЕГО ОТ ПРИБЕГАЮЩИХ К ТЕБЕ, УМОЛИ, МИЛОСЕРДНАЯ МАТИ СВЕТА, СЫНА ТВОЕГО И БОГА НАШЕГО, СЛАДЧАЙШЕГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА: ДА СОХРАНИТ В МИРЕ СТРАНУ НАШУ, ДА УТВЕРДИТ ДЕРЖАВУ НАШУ В БЛАГОДЕНСТВИИ И ИЗБАВИТ НАС ОТ МЕЖДОУСОБНЫЕ БРАНИ: ДА УКРЕПИТ СВЯТУЮ ЦЕРКОВЬ НАШУ ПРАВОСЛАВНУЮ, И НЕПОЗЫБЛЕМУ СОБЛЮДЕТ Ю ОТ НЕВЕРИЯ, РАСКОЛА И ЕРЕСЕЙ. НЕ ИМАМЫ БО ИНЫЯ ПОМОЩИ, РАЗВЕ ТЕБЕ, ПРЕЧИСТАЯ ДЕВО: ТЫ ЕСИ ВСЕСИЛЬНАЯ ХРИСТИАН ЗАСТУПНИЦА ПРЕД БОГОМ, ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ ЕГО УМЯГЧАЮЩАЯ. ИЗБАВИ ВСЕХ С ВЕРОЮ ТЕБЕ МОЛЯЩИХСЯ, ОТ ПАДЕНИЙ ГРЕХОВНЫХ, ОТ НАВЕТ А ЗЛЫХ ЧЕЛОВЕК, ОТ ГЛАДА, СКОРБЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ. ДАРУЙ НАМ ДУХ СОКРУШЕНИЯ, СМИРЕНИЕ СЕРДЦА, ЧИСТОТУ ПОМЫШЛЕНИЙ, ИСПРАВЛЕНИЕ ГРЕХОВНЫЯ ЖИЗНИ И ОСТАВЛЕНИЕ СОГРЕШЕНИЙ НАШИХ: ДА ВСИ, БЛАГОДАРНЕ ВОСПЕВАЮЩЕ ВЕЛИЧИЯ ТВОЯ, СПОДОБИМСЯ НЕБЕСНОГО ЦАРСТВИЯ, И ТАМО СО ВСЕМИ СВЯТЫМИ ПРОСЛАВИМ ПРЕЧЕСТНОЕ И ВЕЛИКОЛЕПОЕ ИМЯ В ТРОИЦЕ СЛАВИМОГО БОГА: ОТЦА, СЫНА И СВЯТАГО ДУХА. АМИНЬ».

После совершения Епископом Камчатским НЕСТОРОМ торжественного молебствия при огромном стечении народа, шествие прежним порядком обошло ряды войск, окропленных Владыкой НЕСТОРОМ святой водой. Затем одна из икон Божией Матери ДЕРЖАВНАЯ была вручена от Земского Собора Правителю, а другая — войскам.

В то же время на Морской улице в доме № 27 состоялось другое торжественное молебствие — магометан по случаю закрытия Собора.

По окончанию обоих молебствий состоялся парад всем войскам Владивостокского гарнизона и флота, а также Военного Корниловского Училища и Омского и Хабаровского Кадетских Корпусов, расквартированных на Русском острове. Парадом командовал Командир 3-го Стрелкового Корпуса генерал-майор Молчанов. Воинские части были без винтовок.

Парад мусульманских войск был меньшего размера: на него были выведены свободные от нарядов магометане всех частей Владивостокского гарнизона. Командовал парадом Командир 4-го Уфимского стрелкового полка полковник Сидеманидзе. Оркестр же был выслан от штаба 3-го Стрелкового корпуса. Парады, по свидетельствам очевидцев, произвели внушительное впечатление.

Так закончился последний пока в Русской истории Земский Собор, проходивший с 10/23 июля по 28 июля/10 августа 1922 года во Владивостоке[1].

Перст Божий, особое благоволение Пречистой Девы к земле русской видны и в том, что на время собирания Приамурского Земского Собора выпали дни празднования сразу нескольких повсеместно чтимых чудотворных икон Божией Матери (не говоря о множестве местночтимых списков) — КОНЕВСКОЙ, ТРОЕРУЧИЦЫ, ПОЧАЕВСКОЙ и СМОЛЕНСКОЙ (ОДИГИТРИЯ). Все они имеют исключительно важное значение в истории Православной Церкви и Державы Российской.

Преподобный Арсений Коневский (XIV) принес икону Божией Матери со святой горы Афон и воздвиг в северных пределах земли нашей близь озера Нево (Ладожское) на острове Коневце храм во имя Рождества Богородицы. В 1573 году Коневская обитель заступлением Богоматери была чудесно избавлена от нападения шведов.

Происхождение чудотворной иконы Богоматери ТРОЕРУЧИЦА относится ко временам иконоборчества (VIII) и связано с судьбой известного песнописца нашей Церкви и защитника Православия, преподобного Иоанна Дамаскина. С XIII века икона пребывала в Сербии, а затем чудесным образом перешла на святую гору Афон. В России икона ТРОЕРУЧИЦЫ пользуется большой известностью и почитанием и распространена в огромном количестве списков. Вследствие необычайного множества чудес, совершаемых от ПОЧАЕВСКОЙ иконы Божией Матери, эта благодатная икона сделалась известною во всех самых отдалённых концах русской земли. В 1559 году на Волыни проездом из Константинополя был митрополит Неофит, который и оставил помещице Анне Гойской эту икону. В 1675 году Почаевский монастырь, где пребывала чудотворная икона, был спасен от осаждавших его турок явлением Заступницы рода христианского со множеством ангелов, облечённых в воинские одежды, с обнажёнными мечами в руках. В 1859 году Государь Император АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, в память своего посещения, пожертвовал для соборного Успенского храма Почаевской Лавры величественный иконостас; в нём и помещена в 3-м ярусе чудотворная икона в серебряном киоте. Для поклонения богомольцев она опускается вниз на лентах.

СМОЛЕНСКАЯ икона Божией Матери, именуемая ОДИГИТРИЯ (ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА), пользуется великим почитанием среди православного Русского народа. В день празднования иконы 28 июля/10 августа Святая Церковь умиленно взывает к Богоматери: «аще бы Ты предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны.» Многие бедствия тяготели над Россией в XV и XVI столетиях, когда был установлен сей праздник: бедствия внешние — от татар и поляков; беды внутренние — от междоусобий и беды для Церкви — от уний; но от всех их избавил нас Милосердный Господь по молитвам Пречистой Преблагословенной Своей Матери.

В одном сказании сообщается, что Греческий Император Константин Порфирородный, выдавая дочь свою Царевну Анну в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил её сею иконою в путь, отчего она и получила название ОДИГИТРИИ, т.е. ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦЫ. С XII века, когда Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, она стала именоваться еще СМОЛЕНСКОЙ.

В 1239 году во время грозного нашествия Батыя ради святой иконы Своей ОДИГИТРИИ Богоматерь даровала Смоленску чудесное спасение. В 1324 году в память возвращения Смоленска от Литвы и присоединения его к Российской державе в Москве был устроен Новодевичий монастырь, где поставлен список иконы ОДИГИТРИИ, сделанный Великим Князем Василием Васильевичем Тёмным в 1436 году. В самый день Бородинской битвы 26 августа 1812 года преосвященный Августин в крестном ходе обносил СМОЛЕНСКУЮ, ИВЕРСКУЮ и ВЛАДИМИРСКУЮ иконы Богоматери вокруг Белого города, Китая и кремлёвских стен.

Если ТИХВИНСКАЯ икона Божией Матери хранит и благословляет северные наши пределы, ИВЕРСКАЯ — южные, на востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, КАЗАНСКАЯ икона, а в центре державы красуется образ Божией Матери ВЛАДИМИРСКОЙ, то ПОЧАЕВСКАЯ и СМОЛЕНСКАЯ иконы ограждают землю Русскую с запада.

Именно с запада шли на последний русский национальный оплот – Приамурский Земский Край большевистские орды безбожников, руководимые иноверцами. Под Твою милость притекали, Мати Всепетая, православные люди в предвечной надежде.

Примечание.

[1]  Уссурийский Край. № 133, 25 июля 1922 г.; № 136, 28 июля и № 137, 29 июля 1922 г.; Уссурийское Эхо. № 26, 6 августа 1922 г.; Вестник Временного Приамурского Правительства. № 34, 17 июня 1922 г.; Уссурийское Слово. № 602, 6 августа и № 603, 8 августа 1922 г; Свет № 963, 12 августа 1922 г.; Земский Край. № 4, 5 сентября 1922 г.; Русское Слово. 13 декабря 1938 г.; Руднев С.П. При вечерних огнях. Воспоминания. Харбин, 1928. С. 449, 450; Филимонов Б.Б. Конец белого Приморья. Из-во Русского книжного дела в США. 1971. С. 53-80; Акафист Пресвятой Богородице явления ради чудотворныя Ея иконы ДЕРЖАВНЫЯ в селе Коломенстем, близ града Москвы 2-го марта 1917 года. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилл.