Записки С.П. Руднева-20

ПРИ ВЕЧЕРНИХ ОГНЯХ
К 100-летию Приамурского Земского собора и восстановления монархии в России. Записки делегата Сергея Петровича Руднева.
ВСТУПЛЕНИЕ

Воспоминания Сергея Петровича Руднева, участника Поместного собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. и Приамурского Земского собора 1922 г. во Владивостоке, были написаны практически по горячим следам и изданы в Харбине в типографии «Заря» в 1928 году. Автор посвятил их как назидание «моим дорогим эмигрантам – любимым, богоданным внукам Сергею и Игнатию Хорошевским и племяннику Петру Рудневу».

Записки С.П. Руднева-20Сергей Петрович Руднев (28.01.1872 — 8.01.1935) родился в гор. Курмыше Симбирской губернии в дворянской семье. Окончил Симбирскую гимназию и юридический факультет Харьковского университета в 1895 году и в течение года был помощником юрисконсульта Юго-восточных железных дорог. В 1896 г. он – сотрудник Елецкого окружного суда. Последовательно занимал должности: судебного следователя в Верхотурье, на Катавских и Симских заводах Уфимского уезда, товарища прокурора в Костромском, Смоленском и Нижегородском судах. С 1906 г. судебный следователь Московского окружного суда, но по семейным обстоятельствам уезжает в Крым, где до 1916 был членом Симферопольского окружного суда, а после смерти жены перевёлся в Симбирский окружной суд на туже должность. Член Поместного Собора Российской Православной Церкви по избранию от мирян Симбирской епархии. После революции жил на Дальнем Востоке. Учредитель и товарищ председателя правления Харбинской больницы в память доктора В.А. Казем-Бека. Скончался в Харбине.

Книга воспоминаний С.П. Руднева «При вечерних огнях», своим названием отсылающая к сборникам великого русского поэта Афанасия Фета из цикла «Вечерние огни», по мнению авторитетного парижского эмигрантского издания «Возрождение», «прошла незамеченной в общей печати.

А между тем — его воспоминания отнюдь не похожи на тот недавний поток мемуаров, почти все авторы которых, как бы, забегая вперед перед историей, или приписывали себе особые государственные роли или жаловались на то, как их государственных талантов не понимали современники».

И далее автор рецензии делает общий вывод: «Незамеченная книга С.П. Руднева как бы восстанавливает прекрасную традицию нашего 18-го века, когда, также не думая о суде истории или о посторонних свидетелях, наши пудренные пращуры, при вечерних огнях, рассказывали внукам об испытаниях своей жизни. И, читая книгу Руднева, вспоминаешь, например, не раз старинные и бесхитростные записки Мертва́го или Рунича о Пугачевщине. Будущий историк найдёт, вероятно, у Руднева не меньше, чем во многих прославленных мемуарах» (Возрождение, № 1668, 1929).

В моём случае так и произошло: получив книгу С.П. Руднева от одного из русских беженцев первой волны, использовал её материалы при написании своей книги «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 года. Материалы и документы» (М., 1993. – 168 с.). Ссылки на книгу С.П. Руднева «При вечерних огнях» встречаются и в других исследованиях историков. Однако, насколько можно судить, в России она не переиздавалась и в настоящее время представляет собой библиографическую редкость и незнакома широкому кругу читателей. Публикуем главу из неё «На Дальнем Востоке – в Приморье», повествующую о ситуации здесь в 1920-1922 годах, о подготовке и проведении Приамурского Земского собора во Владивостоке, восстановившем Династию Романовых на Российском престоле.

Предисловие и публикация Андрея Хвалина.

+

ИНТИМНОЕ. Вместо предисловия. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-vstuplenie/

Часть I. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-1/

Часть II. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-2/

Часть III. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-3/

Часть IV. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-4/

Часть V. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-5/

Часть VI. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-6/

Часть VII. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-7/

Часть VIII. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-8/

Часть IX. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-9/

Часть X. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-10/

Часть XI. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-11/

Часть XII. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-12/

Часть XIII. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-13/

Часть XIV. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-14/

Часть XV. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-15/

Часть XVI. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-16/

Часть XVII. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-17/

Часть XVIII. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-18/

Часть XIX. http://archive-khvalin.ru/zapiski-s-p-rudneva-19/

+
Часть XX.

Земский Собор открылся 23 июля при наличии 230 депутатов в присутствии консульского корпуса и массы публики, занявшей все ложи и балконы. В числе Членов Собора были виднейшие представители каппелевцев, семёновцев и флота, объединённые под дирижёрской рукой Главнокомандующего Дитерихса, епископы Владивостокский, Харбинский и Камчатский, Атаманы казачьих войск и свыше ста крестьян.

Председателем был избран приехавший из Харбина проф. тамошнего Юридического Факультета Н.И. Миролюбов, Секретарем — Председатель Русского Объединенного Студенчества студент М.Я. Домрачеев, я — Помощником Секретаря. На нас троих в сущности и лежала вся работа, хотя были и заместители Председателя и Помощники Секретаря ещё.

Вести, однако, заседания Собора Н.И. Миролюбову С.Д. Меркулов не дал. Он в самый день открытия Собора заявил, что заседания поведёт он как глава Правительства, и остался на центральном месте за столом президиума, которое он занимал и раньше, открывая Собор и ведя первое заседание до выбора президиума. По его требованию кресло его даже было поставлено на какое-то небольшое возвышение.

По образовании президиума, я внёс предложение об избрании Почётным Председателем Собора Святейшего Патриарха Тихона; это предложение было принято единогласно, и вслед за тем большой портрет Патриарха Московского и всея России украсил  нашу «Грановитую Палату».

Записки С.П. Руднева-20
Открытие заседаний Приамурского Земского Собора. В президиуме слева направо: Толок, ген. Бакшеев, Почетный Заместитель Председателя Смиренный Мефодий, Архиепископ Харбинский и Маньчжурский, проф. Миролюбов, Председатель Временного Приамурского правительства С.Д. Меркулов, Домрачеев, Руднев, Унтербергер, Уточкин. https://rusidea.org/picts/ kalendar/ Vladivostok_ otkrytie_ zasedaniy_Sobora.jpg

Собор с перерывами продолжался больше двух недель.

В первых же заседаниях Собора было постановлено обратиться с особою грамотою ко всем русским людям, и составление её было поручено мне. Принятая затем Собором, она 3 августа была подписана президиумом Собора и в двух или трёх десятках тысяч экземпляров была направлена за рубеж — в Амурскую Область и Забайкалье.

Мы мало рассчитывали на то, что грамота эта дойдёт до населения так, как бы нам этого хотелось, знали также и то, что и дойдя, призыв наш не даст желаемых результатов, но перед смертью, — а смерть наша была уже несомненна, так как только что появилось объявление японского военного командования об эвакуации Приморья к  половине октября, — перед смертью, говорю, хотели дать знать о себе своим русским людям, оставить память и завещание последних гибнущих белых на последнем кусочке белой Великой России.

Вот эта «Грамота Приамурского Земского Собора к русским людям великой Русской Земли»:

«У вод Тихого Океана, в городе Владивостоке, в последней свободной от гнёта и неволи инородцев и поработителей коммунистов Приамурской Области, собрались в числе до 300 человек на Земском Соборе русские люди, хранящие в сердцах своих пламенную любовь к гибнущей Родине и к истерзанному смутой, нищетой и голодом Русскому Народу.

В Земский Собор вошли выборные и представители от всех слоёв Народа: от православного и старообрядческого духовенства — епископы, иереи и миряне; сельчане — от волостей; горожане от городских и поселковых самоуправлений; служилые люди военные и гражданские, от всяких чинов, как высших, так и низших; торговцы и промышленники; ремесленники и рабочие, учёные и в науках не искушенные простые люди.

Начав свое великое дело жертвенного служения Русской Земле и её далёкому Приамурскому Краю молитвою перед Всевышним, да призрит Он на страждущих людей Своих, и испросив милостивого заступничества Царицы Небесной, — исстари не раз спасавшей Русскую Землю и Русский Народ в годины бедствий, Приамурский Земский Собор избрал Почётным Председателем своим Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, её молитвенника и печальника.

И первым затем делом Земского Собора, первой мыслью его — была мысль о русских братьях, оставшихся и живущих в ближайшей Сибири и далёкой России за Уральским хребтом.

Люди Русской Земли, родные по вере, по крови, по преданности национальным историческим заветам!

К вам обращает Приамурский Земский Собор своё слово.

Мужайтесь! Собирайтесь с силами и духовно сплачивайтесь вокруг единого вождя, которого Господь Бог пошлёт много прегрешившему перед Ним и забывшему заповеди Его в буйном и алчном своеволии Русскому Народу.

Пусть, как и сотни лет, будет «едино стадо и един пастырь». Тогда, и только тогда, наступят на земле нашей мир и порядок, и с ними утишатся и исчезнут наши нестроения, голод, мор, нищета и немощь народная.

Всё, что в силах наших, мы — русские люди Приамурской Области — творим и будем творить, чтобы помочь вам, томящимся в неволе такой, которой не знал ещё мир.

Но крепитесь и ждите: велик Бог Земли Русской, и не иссякла милость Его к ней.

И по вере нашей и вашей, по молитвам бесчисленного сонма убиенных и замученных за веру Христову и за верность и преданность Святой Руси, живы, ещё будут и умножатся, мужи, исполненные русской национальной чести, силы и разума; придут они к вам и явятся между вами самими, чтобы вместе с вами вернуть Народу свободу, спасти Землю Русскую и восстановить Державу Российскую в ея прежнем величии и славе.

Вы – невольники на службе преступной, не русской советской власти, делающей воистину Иудино дело губительства и предательства России, — красноармейцы и советские служащие!

Вы, которые не по доброй воле, а под страхом смерти и в тисках голода, служите и трудитесь под ярмом иноплеменников и их приспешников – богоотступников и отщепенцев России!

Выслушайте слово Земского Собора, выслушайте голос дальнего свободного края Русской Земли.

Вы — не враги наши, а наши русские несчастные братья, — друзья и близкие. Ни слова упрека, ни мысли осуждения у нас к вам нет.

Мы несём к вам не «меч и разорение», не месть и не распри о том — кто и у кого служил и работал в русскую разруху, а братскую любовь, согласие и посильную помощь.

Мы ныне зовём вас на дружную работу для общего святого и великого дела освобождения, возрождения и спасения нашей Родины — единой великой России.

Пока ещё немного нас, но мы крепки и сильны: свободою, которая отнята у Вас; духом, который угашается в вас слугами антихриста, и мыслию о спасении Родины, самое имя которой, как ненавистное, извращено инородцами — вождями и начальниками вашими, заклеймившими Русь красной звездой.

Мы счастливо боремся при тягчайших экономических и международных условиях с коммунистами и социалистами всех видов и названий, мы отражаем шайки местных партизан, по темноте своей, невежеству и корысти, предпочитающих лёгкий и разгульный разбой мирному труду, мы надеемся только на Бога и на самих себя, и мы живём, как свободные русские, на своей русской земле.

Возложите и вы все упования и надежды только на благость Господню и на самих себя.

Спросите каждый своё русское сердце, и оно подскажет вам и ваш образ действий и вдохнёт в вас единение и силу.

Ближние к нам области Сибири! Вам прежде всех и легче всех воспринять наше соборное слово.

Объединяйтесь с нами, сплачивайтесь вокруг нашего русского национального Приамурского Правительства и Приамурского Земского Собора, дабы мы общими и умноженными силами, все, как один, понесли скорее радостную весть освобождения и воскресения всему русскому народу, дабы по вере нашей, по нашим жертвенным трудам и подвигам Господь Вседержитель даровал единого Державного Вождя единой великодержавной Русской Земле.

Председатель Вр. Приамурского Правительства Спиридон Меркулов, Председатель Приамурского Земского Собора проф. Никандр Миролюбов, Почётный заместитель Председателя смиренный Мефодий, архиепископ Харбинский и Маньчжурский, Почётный Заместитель Председателя смиренный Филарет епископ Казанский, Заместитель Председателя Атаман Забайкальского Войска Алексей Бакшеев, Заместитель Председателя Василий Толок, Секретарь Земского Собора Михаил Домрачеев, Помощники Секретаря Собора: Сергей Руднев, Пётр Унтербергер и Тимофей Уточкин».

Грамота эта, в которой, особенно в начале, нетрудно уловить тоны грамоты Церковного Собора, выданной последним нам — его Членам, была моею «лебединою песнью», которою я закончил свою активную работу по борьбе с большевиками, уйдя вскоре в эмиграцию; всё дальнейшее до перехода мною русской границы было движение по инерции с «угашённым духом»…