Три дня в Хабаровске
Из Дневника Наследника Цесаревича Великого Князя
Николая Александровича за 1891 год
В 1890-1891 годах Наследник Цесаревич Николай Александрович, будущий святой Царь-страстотерпец, совершил знаменитое путешествие на Восток (См, напр.: http://archive-khvalin.ru/po-puti-cesarevicha/po-puti-cesarevicha/; http://archive-khvalin.ru/po-puti-cesarevicha/v-ozhidanii-cesarevicha/; http://archive-khvalin.ru/yubilejnyj-komitet/egipet-glazami-cesarevicha/; http://archive-khvalin.ru/yubilejnyj-komitet/ne-bez-grusti-ostavlyayu-etu-lyubopytnuyu-stranu/ и др.). Российская часть путешествия началась во Владивостоке, где визит Цесаревича дал мощный толчок в развитии края, в частности, было начато строительство Великого Сибирского железнодорожного пути, связавшего Дальнюю Россию с историческим центром страны.
Следующим крупным пунктом на карте Российской Империи, где останавливался Августейший путешественник, стал нынешний Хабаровск, тогда именовавшийся Хабаровкой, расположенной на правом берегу Амурской протоки и реки Амур, недалеко от места слияния рек Амур и Уссури, на Среднеамурской низменности, вблизи границы с Китаем.
Как сообщают современные источники, основан 31 мая (по старому стилю) 1858 года как селение Хабарово/Хабаровка генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым, назван в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова. Первостроитель — командир 13-го Сибирский линейного батальона капитан Яков Дьяченко.
С 1880 года — город Хабаровка, административный центр Приморской области, с 1884 года — административный центр Приамурского генерал-губернаторства. В Хабаровск переименован в 1893 году уже после визита Цесаревича.
До середины XIX века территория нынешнего Хабаровска, в соответствии с Нерчинским договором, находилась на нейтральной территории, не разграниченной между Цинской империей и Россией. В 1858 году в китайском городе Айгунь между представителями империи Цин и Российской Империи был подписан договор, в соответствии с которым весь левый берег Амура переходил во владение Российской Империи, правый берег до реки Уссури переходил во владение Китая, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря был объявлен пребывающим «в общем владении» до определения границ.
Постовая команда в Хабаровке и пост Хабаровка появились после Именного Указа Российского Императора Александра II от 18 апреля 1867 года.
Первоначально в Хабаровке были построены здания военного назначения. Уже через пять лет с момента основания в Хабаровке было 167 строений, среди них — дом военачальника, казарма, провиантские склады, жилые дома и торговые лавки. Благодаря очень удобному расположению в месте слияния рек Амур и Уссури, Хабаровка начала очень быстро развиваться. Вслед за военными поселенцами, начали прибывать и гражданские — среди них были уроженцы Забайкалья, Сибири, Оренбургской, Пермской, Казанской, Курской, Нижегородской, Киевской, Бессарабской и Рязанской губерний, Москвы и Петербурга.
В 1873 году в Хабаровке была открыта первая начальная школа. В том же году Хабаровку посетил первый высокий гость — Великий князь Алексей Александрович. В честь его посещения самая первая и главная улица Хабаровки была названа Алексеевской, а первое учебное заведение, начальное училище, открытое в 1875 году — Алексеевским.
К 1880 году, то есть спустя 22 года после основания, Хабаровка была уже довольно крупным поселением Приморской области — в ней проживало 2036 человек; из них 47,3 % — военных, 23 % — мещан, 21,3 % — иностранцев (в основном, китайских рабочих), 1,4 % — представителей коренного населения и 7 % — офицеров, духовенства, купечества, промышленников.
Столицей области в то время был Николаевск, однако Хабаровка имела более выгодное географическое положение, так как находилась на перекрёстке всех путей сообщения от Владивостока и побережья. 10 мая (28 апреля по старому стилю) 1880 года пост Хабаровка был назначен центром Приморской области и преобразован в город.
29 мая по старому стилю 1891 года в Хабаровку по Амуру на пароходе «Ингода» прибывает Наследник Российского Престола Цесаревич Николай Александрович, будущий Император Николай II, который пробыл в городе до утра 31 мая. К его приезду, как утверждают хабаровские исследователи, было построено две Триумфальные арки и приурочено торжественное освящение памятника Н.Н. Муравьёву-Амурскому работы скульптора А. Опекушина, впоследствии снесённого при советской власти. Современные хабаровские краеведы зачастую расходятся в деталях, неверно атрибутируют фотографии и дают подписи под ними, что в конце концов приводит к искажению хода визита Цесаревича в Хабаровку. Восстановить подлинную картину Августейшего визита помогает Дневник Великого Князя. Он хранится в Государственном архиве Российской Федерации, в т.н. «Романовском» фонде № 601, Оп. 1, Д. 225. Расшифрован и подготовлен мною к печати. Публикуется впервые.
Вчитаемся в дневниковые записи, сделанные рукою Наследника Цесаревича. Сразу же становится ясно, что встреча проходила почти ночью, и фотографировать в тот момент было крайне затруднительно, если не невозможно. Те снимки, которые ныне гуляют по интернету, с подписями о торжественной встрече Цесаревича не соответствуют действительности и, вероятно, сделаны позже, на второй или третий день, но ни в момент схода Великого Князя Николая Александровича с парохода «Ингода» (многие источники путают и название парохода) на хабаровский берег. Дело происходило следующим образом:
«29-го мая. Среда.
(…) В последний раз обедал на «Ингоде», в 8 ч(асов) увидели Хабаровку всю в огнях. Когда мы вышли в Амур, то на противоположном берегу загорелось 30 больших костров. Ночь была отличная и эффект полный; горная батарея произвела салют с горы. В назначенное время в 8 ½ час(ов) пристали к город(ской) пристани, где встретило городское управление с хлеб-солью на чудном золотом блюде. Поехал с бароном Корфом на тройке в собор, а оттуда в его дом. Против подъезда стоял лихой почетный караул от 3-го Восточ(но)-Сибир(ского) Линейного батальона. Покатавшись по главной улице по иллюминации, действительно превосходной, вернулся в свое новое помещение в ген(ерал)-губ(ернаторском) доме. Странное впечатление производит приезд с темнотой – трудно ориентироваться! (выделено мной – А.Х.). У лестницы ожидал приятный сюрприз – уже 2-й фельдъегерь чрез Сибирь. Пили чай по-семейному с Корфами, в их убранной блюдами и тарелками столовой. Ложась спать, узнал о производстве моем в капитаны.
30-го мая. Четверг.
Встал в 7 ½ и отлично вымылся в своем tub. (кадка, ванна, бадья – с англ. –А.Х.). К счастью, погода стояла превосходная, что очень нужно было в виду сегодняшнего дня и церемоний на воздухе. В 9 час(ов) сошел вниз; в бальной зале происходил прием начальства, окружных управлений и депутаций: городской из Николаевска, корейской и китайской; дело окончилось в ¼ часа, скорее чем во Владивостоке. Переждав немного, поехал в собор к концу обедни, а затем на мыс, где красуется памятник графу Муравьеву-Амурскому. В строю находились: 3-й Восточно-Сибирский Линейный батальон, Горный дивизион 1-й легкой батареи и Хабаровская приготовительная школа.
По совершению молебствия и освящения памятника был произведен салют, и войска прошли церемониальным маршем. Заехав в приют на 4-х стариков-сторожей при памятнике, вернулся к себе и переоделся.
В 12 ч(асов) отвалили на отличном пароходе «Муравьев-Амурский» (везде подчеркнуто Наследником Цесаревичем – А.Х.) и полетели, в полном смысле слова, вниз по реке. Со мной отправились все генералы и старшие представители гражданской власти; завтракали вместе в просторной кают-компании. Пришли в село Вятское в 3 ¼ , пройдя разстояние в 75 верст в 3 часа! Здесь была оригинальная встреча наших крестьян, Гиляков и Гольдов! Последние поднесли мне множество изделий и образцов своего несложного быта, кроме хлеб-соли. Выйдя из церкви, видел их езду на санях на колесах с собаками – черными камчатками! Затем произошла забавная гонка; сначала три байдарки, и потом 8 шестивесельных лодок; гребли молодцами и управлялись очень лихо; вообще зрелище это мне весьма понравилось и чрезвычайно потешило.
Старшинам этих племен я роздал медали, а гонявшимся призы и серебр(яные) рубли. На пристани крестьяне поднесли мне пойманного осетра.
Все они кучами приходили на пароход и бросались в ноги с земными поклонами, благодарили за награды. В 4 ½ пошли назад вверх по реке; дикие мореплаватели довольно долго держались рядом с нами, крича усиленно ура. Обедали на возвратном пути; вечер был тихий и светлый; Хабаровка начинала освещаться иллюминацией. Прибыли туда в 8 ½ ч(аса). Получил от Папа телеграмму о переезде его в Петергоф, дай Бог в добрый час на новоселье! В 10 час(ов) внизу начался раут, который прошел относительно быстро. Антрактом послужил фейерверк, зажженный папироской бар(она) Корфа с балкона. Дамы были все (необъятной? – нрзб. А.Х.) толщины, видно редко влезают в корсеты. Ужинали в 11 ч(асов) в шатре, вновь устроенном, а к полночи все кончено и начался разъезд!
31-го мая. Пятница.
Утром мне представились старики-казаки и солдаты, участвовавшие в экспедициях с гр(афом) Муравьевым вниз по Амуру; между ними был также и собственный повар его.
В 10 ч(асов) на Соборной площади происходил смотр: 3-му Вост(очно)-Сибир(скому) Линейному Батальону, Горному дивизиону 1-й батареи, Хабаровской приготовительной школы (взвод карапузиков) и сменной команде 1-го Забайкальского конного полка. Все части я нашел в отличном виде (в этот момент, видимо, и были сделаны исторические снимки – А.Х.). С парада поехал осматривать город; с артиллерийской горы хорошо видно возрастание города внутрь страны и правильная его распланировка. Осмотрел артиллерийскую окружную мастерскую, казарму 1 роты линейного батальона, военный полугоспиталь, будущий кадетский корпус и два нач(альных) городских училища: мужское и женское. Все покамест в скромных размерах понятно, но производит очень хорошее впечатление! Прощался с начальством в доме барона Корфа, тут же мне поднесла хорошую коллекцию образчиков своего быта семья гольда, отлично говорящая по-русски.
В 12 час(ов) приехал на пристань, где простился окончательно с Хабаровцами; на пароходе «Муравьев-Амурский» пошел вверх по реке в сопровождении целой флотилии других пароходов с провожавшей публикой (…)».
Распрощавшись с радушными хабаровчанами, Наследник Цесаревич продолжил свой путь по России. Но Августейший визит навсегда остался в летописи города, носящего славное имя казачьего атамана и обустроителя здешних мест Ерофея Хабарова, и еще долго приносил добрые плоды.
13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1897 года с Хабаровской железнодорожной станции отправился первый поезд — до Хабаровска вдоль реки Уссури была доведена Уссурийская железная дорога, соединив его с Владивостоком. Заложенная Цесаревичем, будущим святым Царем-мучеником Николаем, железная дорога России в грядущее не может прерваться.
Андрей Хвалин