Гран-при Есенинского конкурса

По итогам регионального литературно-музыкального конкурса-фестиваля «Есенинские встречи» в 2023 году авторитетное жюри под председательством зам. начальника управления культуры администрации г. Балашихи М.А. Черновой присудило первые премии в области литературы поэтам В. Коростылевой, В. Кузьмину, Г. Романовой. Гран-при конкурса отмечено исследование писателя Андрея Хвалина «”Упал колокольчик…”. Жизнь и творчество С. Есенина в оценке русского зарубежного издания ”Возрождение” (Париж)».
+ 
«УПАЛ КОЛОКОЛЬЧИК…»
Жизнь и творчество С. Есенина в оценке русского зарубежного издания «Возрождение» (Париж).

Бежит колокольчик, пока за горой не расколется.

С. Есенин. «Пугачов». 1921.

Падение тысячелетнего государственного строя России, революция, гражданская война и Великий исход в изгнание разделили единый русский народ на две разновеликие части. Беженцы унесли с собой в рассеяние по миру опыт, знания, память о былом величии страны. Обустраиваясь на чужбине, они не только приспосабливались к жизни приютивших их стран, но и воспроизводили в новых условиях хорошо им знакомые формы организации российского общества – церковь, армию, учебные и научные заведения, архивы, литературные и художественные объединения, театры, книгоиздательства, газеты, журналы.

Гран-при Есенинского конкурса
«Портрет Есенина». Лауреат III степени художественного конкурса «Есенинские встречи»-2023 в категории «Молодёжная» Фатима Шихахмедова, 11 лет. Салтыковская гимназия.

Так, с 1925 года в одном из центров русской зарубежной диаспоры – Париже стала выходить газета «Возрождение» (впоследствии журнал и одноимённое книгоиздательство), объединившая на своих страницах многих выдающихся русских писателей конца XIX – первой половины XX века. Среди известных мастеров слова, печатавшихся в довоенном «Возрождении», – И. Бунин, Б. Зайцев, М. Цветаева, М. Алданов, З. Гиппиус, А. Деникин, А. Куприн, П. Краснов, А. Амфитеатров, Д. Мережковский, К. Бальмонт, И. Лукаш, В. Ходасевич, А. Тыркова, Н. Тэффи, И. Шмелёв и др.

Издание живо интересовалось перипетиями литературной жизни в советской России и оперативно откликалось на текущие события художественного процесса на исторической родине, на перемены в судьбах писателей. Буквально по горячим следам газета известила своих читателей о внезапной смерти поэта Сергея Александровича Есенина. Его убили 28 (по другим данным 27-го) декабря 1925 года, обставив смерть как самоубийство. Уже через день, 30-го декабря, «Возрождение» поместило заметку о случившемся с указанием на источник информации: «САМОУБИЙСТВО ЕСЕНИНА. Москва, 28 декабря. В Петрограде покончил с собой поэт Сергей Есенин. Его нашли повесившимся с перерезанными венами»[1].

На другой день известный и в дореволюционной России, и в зарубежье писатель и редактор Александр Александрович Яблоновский[2] опубликовал в «Возрождении» уже развёрнутую эмоциональную заметку о жизни и творчестве погибшего поэта. Автор назвал главное достоинство Есенина – его несомненный талант, выделявший его на фоне сонма советских литераторов. А. Яблоновский определил и амплитуду колебания есенинского таланта – от настоящего вдохновения, высокой поэзии, слёз перед Распятием до разнузданности, кощунства, гимнов в честь советской власти. И всё же, по мысли критика, не подлежит сомнению, что Сергей Есенин был из числа званных и избранных, но ему довелось жить и творить среди дурного общества, порождённого большевизмом и советчиной. Поэта Есенина хвалили, его ласкали, его отметил «сам Троцкий»…

Однако душевный разлад Сергея Есенина критик объясняет не только обстоятельствами советской жизни, но и отсутствием прочной литературной школы, отсутствием настоящих друзей-писателей, которые поддерживали бы его, лелеяли бы его дарование. А вместо них были только собутыльники и льстецы, «партия межеумков»: «Короче сказать, – пишет А. Яблоновский, – это был колокольчик, подвешенный на шее советского осла». В результате «такой печальный, нелепый, жалкий конец»[3].

Автор парижского издания сомневается, что «советский осёл поймёт, почему с его шеи упал колокольчик…». Однако, обращаясь к новым хозяевам России, писатель А. Яблоновский призывает их одуматься и напоминает: «Ведь это, милостивые государи, уже третий поэт, который задохнулся в ваших обезьяньих лапах: — Гумилева вы убили, Блока уморили голодом, а Есенина довели до веревки»[4].

Спустя почти десять лет в «Возрождении» появляется небольшая анонимная рецензия на стихи известного по обе стороны границы поэта Павла Васильева, опубликованные в двенадцатой книжке московского журнала «Новый мир» за 1934 год. К тому времени доброжелательная критика называла П. Васильева наследником С. Есенина и первым по таланту русским поэтом того периода (по крайней мере на первое место его ставил Б. Пастернак, а себя – скромно на второе). Гонители же, во главе с М. Горьким, обвиняли Васильева в «безыдейности», в «беспринципности», в «богемстве», «в хулиганстве» – во всех тех грехах, в которых прежде они обвиняли убиенного С. Есенина[5].

Рецензент считает, что, отдавая дань требованию советской эпохи, без чего невозможно жить и печататься в стране, строящей социализм, П. Васильев всё-таки занимается постижением собственной души. Им владеют «есенинские» настроения, выражаемые прикровенно. «Они звучат у него между строк, в интонациях, в самом ритме его пятистопных хореев, обнаруживающих очень недурное умение «вертеть стихом», в подборе словесного материала, в лёгких синтаксических архаизмах, которых не чуждался и Есенин в последнее время своей жизни»[6], — замечает автор заметки.

Итожа сказанное, рецензент отмечает: «…в лице Васильева поэта с несомненным дарованием. К несчастью, именно дарование может решительно увлечь его на тот путь, который в СССР всего опаснее: на путь своеволия»[7]. К сожалению, эти слова оказались пророческими: через три года, как и Сергей Есенин, великий русский поэт Павел Васильев будет оклеветан и убит. Мартиролог русских поэтов пополнился ещё одним именем.

К 55-летию со дня рождения и 25-летней годовщине со дня гибели поэта на вечере памяти Сергея Есенина (1895-1925) в «Stemway Hall» в Нью-Йорке 22 декабря 1950 года выступил эмигрант новой послевоенной волны Михаил Коряков. Его выступление в виде объёмной статьи опубликовало «Возрождение» уже в журнальном формате.

Гран-при Есенинского конкурса
«Багряная осень». Лауреат I степени художественного конкурса «Есенинские встречи»-2023 в категории «Старшее поколение» Любовь Борисовна Троицкая.

Автор предварительно вводит читателей в атмосферу, в которой жило его поколение, на формирование которого оказало большое влияние творчество Сергея Есенина. Детство, школьные годы М. Корякова прошли в Канске, маленьком сибирском городке между Красноярском и Иркутском, на Трансибирской магистрали, заложенной Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем. Из-за увлечения стихами Есенина автор статьи, как и многие советские школьники и рабочая молодёжь был обвинён в «насаждении есенинщины», что чрезвычайно осложнило им всем жизнь. Он не берётся измерять меру таланта Есенина. Для него важно, то, что Есенин, как никто другой, сумел затронуть в русских сердцах нечто такое, что Россия всколыхнулась и ответила ему всенародной — по истине всенародной! — любовью.

Упоминает автор и о дискуссии об «есенинщине» 1927 г., в Москве, в Коммунистической академии — мозговом центре большевизма. Основным докладчиком был народный комиссар просвещения Луначарский, а в прениях выступали Карл Радек, Преображенский, Сосновский, Вяч. Полонский, Кнорин, Фриче, Нусинов, Маяковский, Виктор Ермилов и десятки «представителей общественности». Естественно, «есенинщина» была заклеймена за утверждение упадочных настроений среди молодежи. В школьном аттестате М. Корякова было сказано: «насаждал есенинщину». Но «есенинщину» вовсе не надо было насаждать, — упадочные настроения среди молодёжи распространялись, как палы по ветру.

В заключение своей статьи М. Коряков пишет: «Последние стихи Есенина были криками отчаяния. И нам, советской молодёжи 20-х гг., нужны были его стихи, потому что и в нас — в молодёжи, которая всегда чутка и отзывчива — был этот испуг перед надвигавшейся эпохой «великого перелома».

Есенину ничего не хотелось, кроме одного — «звенеть в человечьем саду». Но человечий сад вырублен двумя мировыми войнами. Есенин искал «глупого счастья с белыми окнами в сад». Но нет больше счастья в мире — счастья, веры, любви. Только одно остаётся — тоска по счастью. Тоска — остаётся. И остаётся изошедший тоскою поэт Сергей Есенин, выразитель нашего общего горя и нашего общего отчаяния. Можем ли мы забыть его? Можем ли мы выкинуть его из сердца? Нет! Есенин незабываем, потому что больше, чем кто-либо в русской литературе он был и остаётся частью нашей жизни»[8].

А вся наша жизнь живётся в России. И только на святорусской земле, как только замолчит один колокольчик, упавши на землю, тут же зазвучит и услышится – другой.

Андрей Хвалин

 

Примечание:

[1] «Возрождение» (Париж). № 211, 30 декабря 1925 г.

[2] Яблоновский Александр Александрович (1870-1834) — русский писатель и редактор. Родился в Елисаветградском уезде Херсонской губернии. По окончании одесской гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где и получил высшее образование. В 1893 г. дебютировал рассказом «Последыши» в журнале «Русское Богатство». Публиковался в «Сыне Отечества» и «Мире Божьем», где в 1901 г. была помещена имевшая большой успех повесть «Гимназисты». В 1903-1905 гг. вёл в журнале «Образование» раздел фельетона под общим заглавием «Родные картины»; с 1904 г. принимал участие в возродившемся «Сыне Отечества»; сотрудничал с журналом «Товарищ». В 1906 г. был приглашён редактировать московскую газету «Русское Слово».

В 1918 году жил в Киеве, публиковался как фельетонист в газетах «Утро», «Вечер» и «Киевская мысль». В январе 1919 года, во время петлюровской оккупации Киева, перебрался в Одессу, где в марте стал одним из учредителей и сотрудников газеты «Наше слово». Приехав в Ростов-на-Дону, стал сотрудничать с местными изданиями «Парус» и др. В марте 1920 года, во время эвакуации частей ВСЮР, был вывезен из Новороссийска в Египет.

Из Каира переехал в 1921 году в Берлин. Сотрудничал с берлинскими эмигрантскими изданиями («Руль» и др.) и с парижской газетой «Общее дело». В 1925 году из Берлина переехал в Париж. Публиковался в газетах «Возрождение» (Париж), «Сегодня» (Рига), «Эхо» (Ковно). На Первом съезде эмигрантских писателей (Белград, 1928) был избран председателем Совета Союза русских писателей и журналистов стран русского рассеяния.

Умер 3 июля 1934 года. Похоронен на кладбище в парижском пригороде Исси-ле-Мулино.

[3] «Возрождение» (Париж). №. 212, 31 декабря 1925 г.

[4] Там же.

[5] Хвалин А. Русский Азиат: [Творчество П. Васильева] // Литературная учеба. – 1990. — № 4. С. 158-163; Хвалин А. Неоконченный портрет // Простор. — 1990. — №7. С. 155-157. — Рец. на кн.: «Воспоминания о Павле Васильеве»: Сборник / Сост. С.Е. Черных, Г.А. Тюрин. — Алма-Ата: Жазушы, 1989. — 301 с.; Хвалин А. Я не отрекаюсь. О жизни и творчестве великого русского поэта Павла Васильева. http://archive-khvalin.ru/chast-1/; http://archive-khvalin.ru/ya-ne-otrekayus/.

[6] «Возрождение» (Париж) № 3494, 27 декабря 1934.

[7] Там же.

[8] Коряков М. «Есенинщина» и советская молодежь. «Возрождение». (Париж). № 15. Май-июнь 1951 г. С. 105.